Главное предназначение стальной двери – защита жилища от взлома. Однако, помимо своей основной функции – «стража», хорошо утеплённая металлическая дверь вносит существенный вклад в общую энергоэффективность дома. Теплопотери через продуваемый и промерзающий дверной проём, неутеплённую дверь и неэффективную систему вентиляции без рекуператора могут доходить до 20%. Исходя из этого, становится понятна вся важность установки надёжной и качественной стальной двери. В этой статье рассматривается, как утеплить металлическую дверь.

Для чего на входе нужен тамбур

Чтобы входная группа стала энергоэффективной, нужно установить две двери – уличную стальную, которая открывается наружу, и вторую – внутреннюю, простую деревянную, которая открывается вовнутрь дома. В этом случае между ними образуется воздушная прослойка, а воздух, как известно, лучший теплоизолятор. Подобный тандем позволит сохранить тепло в доме, а также предохранит внутреннюю дверь от обмерзания и запотевания в сильные морозы.

Однако, у домовладельцев не всегда есть возможностьобустроить полноценный тамбур.

Также нередко на входную группу, из-за недостатка средств, ставят недорогие двери, не отличающиеся высоким качеством изготовления. Результат: такая конструкция и металлическая коробка в морозы промерзает изнутри помещения, вплоть до образования наледи, а из щелей между дверным полотном и коробкой сквозит.

Соответственно, средства, потраченные на отопление, вылетают в трубу. Выходом из этой ситуации может стать самостоятельное утепление металлической двери и, что не менее важно, дверной коробки.

Шаг первый – выбираем уплотнитель

В любом деле, для получения качественного результата, нужно сначала разработать план. Этот тезис особенно актуален при проведении строительных работ. Поэтому, прежде чем браться за утепление, в первую очередь осматриваем дверной проём. У некачественной двери, из-за неплотного прилегания уплотнителя между дверным полотном и коробкой, в дом поступает холодный уличный воздух снаружи.

Beer69 Пользователь FORUMHOUSE

Не стоит гнаться за большой толщиной двери и, соответственно, размером слоя утеплителя внутри неё. Главное в том, как утеплить металлическую входную дверь – это чёткая геометрия узла «коробка-дверь», которая зависит от толщины полотна и рёбер жёсткости. Уличный мороз в большей степени проходит через узел примыкания (щель между полотном и коробкой), а не через дверное полотно. Лучшие показатели достигаются при установке двойной коробки с двумя контурами уплотнителя.

Даже количество замков и точки их расположения влияют на плотность прилегания полотна к резиновому уплотнителю. Оптимально, когда дверные замки (2 шт.) расположены чуть ниже и чуть выше середины полотна.

С точки зрения морозостойкости, лучший тип устройства замка – это замок с сувальдным (пакет пластин) типом механизма.

Полинка Пользователь FORUMHOUSE

У недорогих дверей часто между полотном и коробкой ветер гуляет. Чтобы это устранить, нужно проложить по всему периметру качественный самоклеящийся уплотнитель.

Основное предназначение уплотнителя – это герметизация узла примыкания двери к дверной коробке. Это препятствует попаданию внутрь помещения мороза, посторонних шумов, пыли и ветра.

Если в результате осмотра уплотнителя выяснилось, что он не выполняет своей функции: повреждён, потерял упругость, уложен с нарушениями, то его необходимо заменить. Прежде, чем идти за уплотнителем в магазин, нужно:

  • выбрать материал уплотнителя;
  • определиться с толщиной уплотнителя;
  • выбрать форму профиля уплотнителя.

Уплотнитель может быть сделан из:

  • резины;
  • силикона;
  • полиуретана;
  • пластика;
  • поролона.

Чаще всего для герметизации узла примыкания «дверь-коробка» используются резиновые уплотнители. Они отличаются долговечностью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям, невысокой стоимостью. Аналогичными качествами обладает и силиконовый уплотнитель. Широкое распространение, из-за лёгкости монтажа, получили полиуретановые самоклеящиеся уплотнители.

Также важно подобрать уплотнитель нужной толщины и профиля. Для этого необходимо измерить величину зазора между дверным полотном и коробки. Для ориентира можно придерживаться следующих правил:

  • Если щель не превышает один-три мм, то можно выбрать уплотнитель прямоугольной формы.
  • Если величина зазора составляет 3 мм, можно выбрать уплотнитель с С, К, или Е-образной формой профиля.
  • При величине зазора от 3 до 5 мм используется уплотнитель с формой профиля Р или V.
  • Если зазор составляет более 5 мм, то устанавливается уплотнитель с формой профиля O или D.

Если уплотнитель приклеивается силиконовым клеем, то перед нанесением клея поверхность необходимо очистить от старого уплотнителя и обезжирить. Особое внимание при приклейке уплотнителя необходимо уделить углам, т.к. при обрезке уплотнителя в них могут остаться щели.

Шаг второй – теплоизолируем дверную коробку

Многие начинающие застройщики полагают, что достаточно купить и поставить хорошо утеплённую металлическую дверь, и входная группа станет энергоэффективной. Из вида часто упускается такой фактор, как мощнейший мостик холода, которым является металлическая дверная коробка.

Теплоиcухо Пользователь FORUMHOUSE

Я «посмотрел» на дверную коробку через тепловизор и был удивлён, насколько она выделяется по цвету на общем фоне хорошо утеплённой двери. Я и раньше предполагал, что металл сильно промерзает, но теперь убедился, насколько велики теплопотери в этом узле. Надо теплоизолировать коробку. Вопрос только в том, как это сделать.

В последнее время набирают популярность металлические конструкции с терморазрывом. В этом случае внутренняя и внешняя поверхность полотна и коробки отделены друг от друга материалом с низкой теплопроводностью. В результате устраняется мостик холода.

Используя принцип терморазрыва, можно доработать металлическую дверную коробку дешёвой двери. Для этого металл (металлическая коробка) изолируется от тёплого помещения. Сделать это можно, установив доборный короб из дерева и наличник. Как вариант - проклеив перед этим контур металлической коробки теплоизоляционной полосой изолона.

SergeiSt Пользователь FORUMHOUSE

Утеплитель внутри стальной двери больше нужен для шумоизоляции, чем для термоизоляции. Поэтому, в борьбе за энергоэффективность, необходимо закрыть все металлические части двери изнутри тёплого помещения. Именно это мы и делаем, замыкая и изолируя металлический контур (дверную коробку) деревянным добором с резиновым уплотнителем.

Как выглядит такой узел, хорошо видно на этом рисунке.

Также деревянный короб за счёт фактурности древесины облагораживает входную группу.

Кроме вышеописанного способа, как утеплить железную дверь, часто предлагается такой вариант утепления дверной коробки, как запенивание её внутренней полости. Для этого по периметру стальной рамы высверливаются отверстия, через которые, из баллончика, внутрь впрыскивается монтажная пена. Проведём эксперимент, чтобы понять, оправдан ли этот метод. Возьмём любую металлическую трубу, заполним её и выставим на мороз. Оставим на некоторое время и потом дотронемся до металла рукой.

Монтажная пена, расширившись, может привести к деформации дверной коробки или испачкать дверное полотно. Также нужно помнить о том, что пенополиуретан может попасть в ригельную полость и, высохнув, заклинить ригели и вывести из строя замок.

Андрей-АА Пользователь FORUMHOUSE

Я решил утеплить металлическую входную дверь на даче, запенив дверную коробку монтажной пеной. Запенил от души. В результате пена через мелкие щели попала на ригели и застыла. Пытаясь открыть дверь, я сначала сломал ключ, потом задумал высверлить замок или вообще вывернуть дверь ломом. Несколько успокоившись и подумав, я болгаркой вскрыл короб и, засунув туда руку, вытолкнул пальцами ригели. До конца не застывшая пена потекла из прорези наружу. Пришлось, чтобы не испортить полотно, заклеить его целлофаном и строительным скотчем. Потом я ждал, когда вся пена засохнет, чтобы её можно было удалить из ригельной полости стамеской.

Вывод: с запениванием короба надо быть осторожнее!

Андрей 203 Пользователь FORUMHOUSE

Запенивание короба в большей степени улучшает звукоизоляцию, чем служит цели утепления. Делать это надо только при открытой дверке и потом, прежде чем закрыть её на замок, дождаться полного застывания пены. После чего отверстия под ригели нужно прочистить дрелью, или узкой стамеской или другим инструментом.

Шаг третий – утепляем дверное полотно

Выполнив два предыдущих шага, переходим непосредственно к утеплению дверной конструкции. Здесь возможны два варианта:

  1. Внутреннее утепление полости двери. Для чего дверь нужно снять и разобрать.

  1. Если дверь разобрать невозможно, то придётся её утеплять по поверхности полотна.

При первом варианте предпринимаем следующее:

  1. Снимаем.
  2. Демонтируем декоративную панель.
  3. Вставляем в полости (между рёбер жёсткости) враспор пенопласт или экструзионный пенополистирол.
  4. Запениваем щели и устанавливаем декоративную панель обратно.
  5. Ставим на место.

Дверь, утеплённую таким образом, можно оббить вагонкой, наклеить искусственную кожу, отделать брашированной доской. Здесь открывается широкий простор для творчества. Не стоит высверливать в полотне двери отверстия и пытаться запенить её изнутри или засыпать через эти отверстия в полости гранулированный пенопласт. Если утеплить металлическую входную дверь «вслепую», такая модернизация может привести к заклиниванию и выходу из строя запорного механизма.

Если полотно металлической двери невозможно аккуратно демонтировать без её разрушения (оно завальцовано), то утеплитель придётся монтировать поверх двери.

WAAD Пользователь FORUMHOUSE

Форумчанин поступил так – сначала просверлил отверстия и осторожно запенил дверную коробку, что обеспечило её 100% герметизацию и увеличило шумоизоляцию. Наружную часть двери обклеил рекламной плёнкой. Затем на эту плёнку с помощью жидких гвоздей наклеил экструзионный пенополистирол толщиной 2 см.

Наклейка плёнки на дверь позволит в дальнейшем демонтировать утеплитель без трудоёмкой операции по удалению с полотна двери клея. Плёнка легко отделяется, если нагреть её промышленным феном.

Также в качестве временного варианта, для экстренных или аварийных случаев, можно временно «утеплить» вход в дом таким образом.

Изнутри, в дверном проёме, вешается плотная и тяжёлая ткань, которую при выходе или входе в дом откидывается в сторону. Должно получиться подобие занавеси или шторы. Ткань вешается не вплотную к двери, а на небольшом от неё расстоянии (5-10 см). Если глубина проёма позволяет, то можно повесить две шторы, также на небольшом расстоянии друг от друга. Получается мини-тамбур. За счёт воздушной прослойки тепло из дома не будет выходить наружу.

Многие считают, что холодный гараж – вполне подходящий дом для автомобиля. И сильно ошибаются. Чтобы кузов автомобиля оставался как можно дольше нетронутым ржавчиной, нужно теплое помещение. Когда нет резких скачков температуры воздуха, значит, нет и условий для образования конденсата.

Правильно утепленный гараж защитит машину от появления ржавчины.

Температура в гараже, где стоит автомобиль, должна быть не ниже +5°, иначе уже через некоторое время железо начнет портиться и гнить. Рассмотрим, как утеплить железный гараж и какие утеплители можно использовать при этом. и стены в гараже, вы сэкономите на обогреве автомобиля, а заодно создадите приличные условия для себя, если вам нужно будет здесь поработать.

Виды утеплителей для гаража

Использование утеплителей позволяет не только утеплить гараж, но и решить вопрос шумоизоляции. Известные в настоящее время утеплители бывают нескольких видов:

  • утеплители из минеральной ваты;
  • утеплители из стекловаты;
  • полимерные утеплители.

Выбирая изолирующий материал, чтобы утеплить железный гараж, придерживаются следующей позиции:

  1. Чтобы он был огнестойким и водонепроницаемым, что позволит уберечь постройку от неожиданного возгорания и скопления избыточной влажности.
  2. Чтобы он был пригодным для постепенного монтажа, так как утепление гаража проводится зачастую поэтапно: сначала ворота, потом потолок и уже в завершение – стены.
  3. Должно быть наилучшее сочетание цены и качества утеплителя.

Рассмотрим положительные стороны и недостатки теплоизоляторов, используемых чаще всего. Известная минеральная вата всем хороша, но ей необходима добавочная защита от сырости, ее применение возможно только при наличии предохранительного слоя гидроизоляции.

Стекловата более доступна по цене, чем минвата, но тоже очень восприимчив к влажности и к тому же легко воспламеняется.

Самым удобным теплоизолятором для гаражей можно считать пенопласт, который не хуже минваты по своим свойствам.

Данный материал дешевый и легкий, с ним легко работать, что дает возможность использовать его для термоизоляции гаражей. Разработана специальная марка пенопласта с пометкой «ПБС-С» с содержанием антипирена, понижающего его горючесть, именно ее профессионалы советуют брать, чтобы утеплить железный гараж.

Существуют и жидкие утеплители, например, пеноизол или жидкий пенопласт, которым можно быстро и на должном уровне утеплить всякую хозпостройку. Он не горит, паропроницаем, устойчив к грибкам, плесени, в нем не заводятся насекомые и мыши, отлично держит тепло, лучше, чем пенопласт и стекловата, имеет продолжительный срок службы – более 40 лет. При его распылении пена наполняет пустующие промежутки утепляемой конструкции и затвердевает, получается бесшовный теплоизоляционный слой.

Еще один жидкий теплоизолятор – астратек, внешне похож на краску белого цвета. На любую утепляемую поверхность его наносят с помощью кисти. Напыление из астратека толщиной в 1 мм по своим свойствам равноценно слою минваты толщиной в 50 мм. Его можно наносить на любой строительный материал, а также на металл и пластик. Так что для металлического гаража вполне можно применить.

Вернуться к оглавлению

Термоизоляция стен и гаражных ворот

Все работы по теплоизоляции автогаража проводятся в несколько этапов:

  • монтаж обрешетки для термоизолятора;
  • укладывание теплоизолятора;
  • обшивание внутренней поверхности украшающим материалом.

Обрешетка из дерева нужна для образования пространства между стенками гаража и отделкой, которое потом будет заполнено утеплителем. К поверхности стен металлического гаража ее можно крепить с помощью болтов.

При изготовлении обрешетки размеры ее ниш подгоняют под размеры пластин закупленного материала: стекловаты, минеральной ваты или пенополистирола. Когда обрешетка готова, размещают материал термоизолятора, укладывая его в ниши обрешетки.

Возможно утепление гаража и без обрешетки. Этот вариант предполагает обычное приклеивание листов пенопласта к металлической поверхности. По окончании этой работы можно сделать декоративную отделку, применив облицовочные материалы. Обычно для этого используются плиты ПВХ, ДВП или вагонка.

Можно также утеплить гараж простым распылением жидкого утеплителя на поверхности стен, ворот и покрытия. Среди жидких утеплителей, наносимых на металл, наиболее популярны астратек и пеноизол. После затвердевания они создают на плоскости небольшую, но довольно действенную тепловую прослойку.

Начинают утепление с гаражных ворот. Для этого подойдет пенопласт или минвата, а для обшивки листы профнастила. Зачастую конструкция ворот такова, что теплоизоляцию можно провести быстро и без проблем. Для обычной рамной металлоконструкции, обшитой с лицевой стороны железом, делают изнутри обрешетку, при помощи которой устанавливают утеплитель. Затем его обшивают вагонкой или профнастилом.

Можно поступить проще, утеплитель прикрепить к двери клеем или пенкой, потом, используя резину, заделать щели между проемом и полотном ворот. Бывает, что утепления ворот хватает, чтобы в гараже держалась плюсовая температура. Это зависит от расположения гаража.

Местоположение автогаража влияет и на . Их можно изолировать как снаружи, так и изнутри. При наличии внутри большого количества полок и стеллажей лучше это делать снаружи.

Но чаще всего стены гаража теплоизолируют изнутри. Для этого применяют все тот же пенопласт. Его листы просто наклеивают прямо на стенки гаража, а потом обшивают вагонкой. Оперативно и недорого.

Изначально гараж – это помещение, предназначенное для хранения автомобиля, обеспечивающее его защиту от неблагоприятных погодных воздействий и покушений злоумышленников. Однако гараж должен быть не только крепким и надежным, но и правильно обустроенным.

Прежде всего, нужно выполнить грамотную теплоизоляцию, т.к. резкие перепады температуры в совокупности с прочими факторами способны нанести вред не только постройке, но и находящейся в ней машине и другим предметам. Металлический гараж можно безо всяких проблем утеплить своими руками. Нужно лишь разобраться в порядке выполнения такой работы и во всем следовать полученным инструкциям.

Теплоизоляция гаража – это комплексное мероприятие , которое включает в себя отделку не только всех поверхностей, но даже и ворот. Однако прежде чем приступать к каким либо работам подготовьте необходимый инструментарий.

Инструменты и материалы для утепления металлического гаража


Дополнительно вам понадобится материал для финишной обшивки и крепежи, подходящие конкретно для этого материала. В качестве обшивки обычно используется вагонка. Также прекрасно подходит ДВП, сайдинг, влагостойкий гипсокартон и пр.

Соберите перечисленные инструменты и купите требуемые материалы. Заранее измерьте свой гараж, чтобы рассчитать нужное количество материалов и не тратить в дальнейшем время на докупку недостающего. Доставьте все приспособление в утепляемый гараж.

Как уже отмечалось, теплоизоляция металлического гаража начинается с отделки пола . Удалите имеющийся дощатый настил и застелите открывшуюся поверхность полиэтиленовой пленкой. Она будет выполнять функцию гидроизоляционно го материала. Если цельного куска пленки недостаточно для укрытия всей площади, уложите требуемое количество кусков с нахлестом порядка 15 см и обязательным проклеиванием стыков металлизированны м скотчем.

На гидроизоляцию уложите выбранный утеплитель и закрепите сверху него новые доски. Для фиксации используйте саморезы. В качестве теплоизоляции для пола обычно используется минеральная вата или пенопласт. Можно выполнить засыпку, к примеру, опилками или керамзитом. Здесь ориентируйтесь на собственные предпочтения и размер бюджета.

Инструкция по утеплению крыши гаража

В подавляющем большинстве случаев крыша гаража представлена односкатной конструкцией. Это самый простой и бюджетный вариант, который прекрасно подходит для обычного гаража. Основой такой конструкции являются стропила. Традиционно они опираются на мауэрлат. Брусья мауэрлата укладываются поверх стен гаража и соединяются с ними при помощи анкерных болтов. Лучше, если теплоизоляция крыши металлического гаража будет осуществляться одновременно с ее строительством. Тогда на работу уйдет гораздо меньше времени.

Стропильная система собирается из деревянного бруса сечением 15х15 см. Стропила устанавливаются с одинаковым шагом, обычно он составляет 60 см. Здесь основной ориентир делается на ширину плит утеплителя, которая в соответствии со стандартом составляет 61 см. Оставленный запас позволит уложить элементы теплоизоляции между стропилами максимально плотно.

На следующем этапе вам необходимо обустроить пароизоляционный слой. В продаже доступны специальные мембраны, которые прекрасно подходят для пароизоляции. Этот материал крепится к стропилам с помощью кнопок либо скоб. Пароизоляционный слой должен быть как можно более герметичным. Все стыки обязательно проклеиваются скотчем.

Изнутри строения пароизоляция обшивается предпочитаемым материалом. Обычно используется вагонка или ДВП, но по желанию владелец может выбрать и другую отделку. В данном вопросе все сугубо индивидуально. Обшивку нужно крепить максимально осторожно, следя за тем, чтобы пароизоляция оставалась герметичной. Любые дефекты и повреждения нужно сразу же устранять при помощи скотча или герметика.

Уложите утеплитель между стропилами. Прекрасно подойдет минвата. В большинстве случаев достаточно слоя толщиной порядка 15 см. В остальном же ориентируйтесь на климатические условия своего региона. Если в вашей местности очень холодно, увеличьте слой теплоизоляции.

Далее работа ведется по стандартной для обустройства крыши технологии. Сначала нужно сделать обрешетку, порядок обустройства которой зависит от выбранного кровельного покрытия, затем уложить на обрешетку гидроизоляцию и завершить «пирог» финишным материалом.

Если работы по теплоизоляции крыши металлического гаража будут проводиться уже после возведения конструкции, ориентируйтесь на эту же схему с некоторыми изменениями. Так, теплоизоляция будет укладываться между стропилами, сверху ее будет укрывать пароизоляионная пленка, а завершит конструкцию обшивка на выбор.

При закреплении теплоизоляционны х плит могут возникнуть определенные неудобства. Для их устранения достаточно попросту закрепить утеплитель, чтобы он не падал до момента устройства финишной обшивки. Для этого прикрепите полосы гидро- и пароизоляционног о материала к стропилам таким образом, чтобы они предотвращали падение утеплителя.

Порядок теплоизоляции стен металлического гаража

Подготовьте материал для утепления стен металлического гаража. Наиболее популярным и весьма эффективным вариантом является минеральная вата. Материал характеризуется высокой огнестойкостью и отличными показателями теплопроводности. Единственный недостаток – плохая переносимость контактов с влагой. Поэтому устройству гидроизоляции тоже придется уделить отдельное внимание. Утеплитель укладывается в обрешетку. Для наружной теплоизоляции обычно достаточно слоя теплоизоляции толщиной 10 см.

Для крепления элементов обрешетки к гаражу используйте металлические уголки. Чтобы работа выполнялась проще и быстрее, рекомендуется предварительно разметить места под установку брусков обрешетки. Размещайте их с шагом в 60 см. Уложите на обрешетку слой пароизоляционног о материала. Затем отрежьте плиты утеплителя подходящей длины, уложите их в пространство между брусьями обрешетки и укройте гидроизоляцией. Для защиты от влаги в большинстве случаев используется полиэтиленовая пленка.

В завершении стены гаража нужно обшить сайдингом, отделать облицовочным кирпичом или оформить другим предпочитаемым способом.

При невозможности выполнения наружного утепления гаража, к примеру, если вплотную к его стенам примыкают стены соседских гаражей, утепление нужно выполнить в такой же последовательнос ти, но изнутри. Для внутренней обшивки подходит ДВП, вагонка и прочие подобные материалы. Перед использованием их следует специальным образом обработать. К примеру, для обработки ДВП используется олифа, а вагонка обязательно покрывается антисептическим и противопожарным составом.

От использования пенопласта для утепления стен в большинстве случаев рекомендуется отказываться. Проблема в том, что этот материал неустойчив к возгораниям и, помимо этого, в процессе горения он выделяет крайне опасные для человека вещества. Поэтому минераловатный утеплитель является самым оптимальным вариантом.

Для теплоизоляции гаражных ворот обычно используется минвата. Также для этого хорошо подходит экструдированный пенополистирол. Последний характеризуется хорошими показателями влагостойкости и теплопроводности, он предельно прост в использовании, продается по доступной цене, но имеет серьезный недостаток – полную неустойчивость к воздействию огня.

Минвата же является огнеупорным материалом, но и у нее тоже есть свои недостатки. При намокании такой утеплитель резко теряет свои эксплуатационные характеристики в целом и долговечность в частности. Поэтому прежде чем приступать к отделке гаражных ворот, тщательно продумайте момент выбора теплоизоляции.

Очистите утепляемую поверхность от любых загрязнений. Лакокрасочное покрытие при его наличии также обязательно удаляется. По контуру изделий устанавливается обрешетка. Для ее сборки подойдут деревянные бруски сечением 30-50 мм. Конкретное значение подбирайте в соответствии со слоем теплоизоляции. Срежьте поперечину до наименее возможной ширины, а затем соедините внутренние углы рамы с внешними.

Приклейте теплоизоляцию к воротам. Для этого используется обыкновенный монтажный клей. Стыки между отдельными элементами теплоизоляции следует заполнить монтажной пеной. Это позволит добиться максимально качественного и эффективного утепления.

В случае использования пенополистирола в качестве утеплителя поверх него нужно будет дополнительно настелить пенофол. Благодаря этому материалу в гараже будет сохраняться комфортный микроклимат в любое время года. Пенофол укладывайте фольгированной частью вовнутрь. Для монтажа используйте все тот же клей. В завершении крепите финишное покрытие. Обычно его функции выполняет пластиковая вагонка.

Минвата крепится в несколько ином порядке. Сначала тоже обустраивается обрешетка. Шаг между брусьями подбирайте так, чтобы он был на 2-3 см меньше, чем ширина утеплителя. Разложите теплоизоляционны е плиты между брусками обрешетки и зафиксируйте их. Для закрепления подойдет монтажный клей и дюбели. Лучше всего использовать их в комплексе.

Теплоизоляцию нужно укрыть паропроницаемой мембраной или обыкновенной полиэтиленовой пленкой. В завершении, как и в случае с пенополистиролом, монтируется вагонка или другой финишный облицовочный материал.

Таким образом, утепление металлического гаража – это предельно простое мероприятие, которое под силу практически каждому . Нужно лишь выполнять все этапы работы в соответствии с инструкцией и помнить, что обеспечить качественное утепление можно исключительно при комплексном подходе со знанием дела.

Удачной работы!

Видео – Как утеплить металлический гараж

Обычный металлический гараж может выполнять множество полезнейших функций. На зиму заботливый автолюбитель оставляет в нем свою машину, кто-то еще хранит здесь провиант, а кто-то оборудует пространство под специальную мастерскую. Все это возможно сделать при условии – гараж должен быть утепленным.

Оптимальная температура для такого помещения – не менее -5°C. При более низких значениях на поверхности автомобиля начнет образовываться конденсат, который приводит к появлению ржавчины. Работать в боксе будет невозможно из-за холода, да и хранить овощи станет нецелесообразно, они просто начнут гнить в первую же оттепель. Чтобы внутри помещения сохранялось тепло, необходимо правильно подобрать и установить утеплитель.

Утеплители

Использование традиционных стройматериалов для гаража из металла может существенно повысить температуру в помещении.

Для этих целей используют:

  • Пенопласт. Данный материал относят к самому распространенному виду утеплителя. Работать с пенопластом удобно, стоит он дешево;
  • Пеноизол. Это жидкая форма того же пенопласта. Пеноизол обладает пожароустойчивостью и отличной водонепроницаемостью. Долговечность такого утеплителя – 40 лет;

  • Базальтовая вата. Такой мягкий и недорогой утеплитель также называют минеральной ватой. Минватой часто утепляют гаражи. И этот материал по популярности применения относится к числу лидеров.
  • Пенополиуретан. Долговечность этого стройматериала – 50 лет;

Вышеперечисленные виды практически не отличаются по качеству, приемлемая цена обуславливает спрос на все эти изделия.

Определившись с типом утеплителя для обустройства теплоизоляции изнутри бокса, можно приступать к подготовительному этапу.

Необходимые инструменты и стройматериалы

Утеплением гаража лучше заниматься летом или весной. Иногда ситуация вынуждает проводить работы в холодную погоду, при низкой температуре. В данном случае необходимо утеплить гараж надежно быстро.

Заранее нужно подготовить инструменты, чтоб продуктивно использовать отведенное время:

Подготовка

Занимаясь внутренней обшивкой металлоконструкций, в первую очередь следует позаботиться об антикоррозийности. Если на поверхности стен есть ржавчина, ее следует устранить специальной металлической щеткой. При необходимости проводят латочный ремонт отдельных участков. После чего поверхность обрабатывают антикоррозийным раствором.

Чтоб обеспечить оптимальные условия внутри помещения нужно также создать вентиляционную систему. Она понадобится для циркуляции: система будет уводить отработанный воздух, заменяя его свежим. Иначе скопившиеся тяжелые пары и газы смогут вызвать появление конденсата. Конденсация же негативно отражается на состоянии несущей конструкции гаража, автомобиле и хранимых продуктах.

После нанесения антикоррозийного раствора до полного его высыхания обычно должно пройти несколько дней. После начинают заниматься утеплением бокса изнутри. Такую работу можно выполнять своими руками. По правилам для начала утепляют стены, потом крышу, ворота, и только потом если нужно усиливают защиту пола.

Утепление стен

Рассмотрим процедуру утепления на примере использования такого материала как базальтовая вата.

Данный вид материала имеет достойные характеристики:

  • долговечность;
  • сохранность качеств даже при повышенной влажности;
  • низкую теплопроводность;
  • устойчивость к появлению заплесневелости;
  • удобство работы с утеплителем;
  • экологичность;
  • огнеупорность.

Последовательность обшивания стен гаража минеральным утеплителем:

  • Для начала необходимо определить местоположение обрешетки. От квадратуры обшиваемой поверхности будет зависеть количество затрачиваемого материала. Стальной профиль отлично подходит для строительства каркаса. Использование дерева в данном случае может привести к быстрому разрушению под воздействием влаги. Кроме этого деревянная конструкция может деформироваться при намокании.
  • Приступают к строительству вертикальных направляющих. Промежуток между конструкциями должен составлять около 1-2 см, то есть меньше ширины самого утеплителя. Так материал полностью расправится и займет пространство полностью. Для усиления системы ставят поперечные по горизонтали через каждый метр, здесь можно использовать деревянные балки.

  • Уже смонтированную обрешетку начинают обносить мембраной, можно использовать другой тип гидроизоляционного материала. Появившиеся стыки стоит проклеить скотчем, пленку крепят на скобы, для этого можно использовать степлер.
  • Укладывать утеплитель нужно внутрь получившейся обрешетки. Начинают укладку снизу. При этом расщелин оставаться не должно.
  • На утеплитель накладывают пароизоляционный материал, можно использовать полиэтиленовую пленку или рубероид.
  • В завершении обшивают обрешетку. Обшивку выполняют негорючим материалом, к примеру, используют гипсокартон либо стальной сайдинг.

Нужно учитывать, что при обшивании бокса пространство в помещении сужается. Соответственно лучше выбирать не очень объемный утеплитель.

Обшивая гараж пенопластом, следует учитывать особенность материала. Такой утеплитель не станет расширяться как вата, соответственно промежуток между направляющими лучше делать немного меньше, например на 1-2 см. Создавать обрешетку лучше отдельными блоками, размеры каждого из них должны в точности повторять габариты листов пенопласта. Если есть дефекты на стенах, то перед утеплением лучше выровнять поверхность. В работе рекомендуется использовать профиль Г-образной формы. Листы утеплителя крепятся на клей

Утепление крыши

Обычно кровля или потолок гаража представлены в виде односкатной конструкции. Такое оформление крыши считается бюджетным и простым вариантом. Основой для нее служат стропила, опирающиеся на мауэрлат.

На стадии его строительства

Теперь продолжим работы. Брусья мауэрлата укладывают поверх стен бокса, закрепляя анкерными болтами. Осуществлять теплоизоляцию потолка железного гаража лучше на стадии его строительства. В таком случае на работу понадобиться меньше сил и времени.

Стропильную систему собирают из деревянных брусьев. Сечение каждого бруска – 15х15 см. Устанавливают стропила на равномерно одинаковом расстоянии, промежуток достигает – 60 см. Главным ориентиром в данном случае является ширина плит утеплителя, по стандарту такой размер достигает 61 см. По максимуму элементы теплоизоляции плотна меж стропилами получится укладывать при наличии запаса.

Следующим этапом будет обустройство пароизоляционного слоя. Для этого можно приобрести специальные мембраны отлично подходящие для этих целей. Их крепят к стропилам скобами, кнопками. Существующие стыки проклеивают скотчем. Изнутри строения пароизоляцию обшивают выбранным материалом. Здесь можно использовать ДВП либо вагонку. Это индивидуальное решение для каждого владельца гаража.

Обшивка крепится очень аккуратно, необходимо следить за герметичностью пароизоляции. Повреждения или с дефекты, появляющиеся в процессе работы, следует сразу же устранять. Для этого можно использовать герметик либо скотч.

Утеплитель укладывается между стропилами. Лучше для такой работы выбирать минвату. Обычно достаточным считается использование утеплителя толщиной 15 см. Теплоизоляционный слой можно увеличить при необходимости.

Затем проводят стандартную технологию по обустройству крыши. Вначале изготавливается обрешетка. Порядок монтажа зависит от особенностей используемого кровельного покрытия. После на обрешетку укладывают гидроизоляцию и завершают работы укладыванием финишного материала.

Теплоизоляция после возведения гаража

Работы по обустройству теплоизоляции потолка, проводящиеся после возведения гаража, немного отличаются от процесса утепления крыши во время строительства бокса. В этом случае теплоизоляцию укладывают между стропилами, поверх укладывается пароизоляционная пленка, в завершении конструкция обшивается любым подходящим материалом.

Определенные неудобства могут возникнуть в процессе крепления теплоизоляционных плит. Чтобы устранить неудобство, утеплитель достаточно просто закрепить, чтоб избежать падения материала до начала финишной обшивки. К стропам необходимо закрепить полосы гидроизоляционного, пароизоляционного материала так, чтоб они предотвратили падение утеплителя.

Неудобной считается работа с применением жестких материалов, следовательно, потолок гаража обшивать лучше пенопластом. При этом снаружи и внутри на поверхности крыши не должно быть отверстий. Если же отверстия в потолке все же есть, их необходимо устранить сваркой. Пенопласт в момент утепления располагают меж пароизолирующим и гидроизолирующим материалом.

Обшивка входа

При попадании холодного воздуха через щели, находящиеся во въездных воротах гаража, пользы от утепления внутренних стен нет. Разрешить эту проблему поможет укладка жесткого утеплителя такого, например как пенополистирол. Для начала утепляют ворота, а потом входную дверь.

Последовательность действий:

  • Металлическую поверхность ворот обрабатывают защитной мастикой. Такой материал как пенополистирол негативного воздействия влаги не боится. Вот только открывая двери, снег или дождевые капли иногда могут проникнуть в расщелину, оказываясь меж утеплителем и металлическим листом. Допускать такого нельзя.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.