Правило Третей - это одна из фундаментальных техник фотосъемки. Применив его к любому объекту в кадре, вы улучшите композицию и сбалансированность фотографии.

Правило Третей считается одной из самых полезных композиционных техник в фотографии. Непременно изучите эту концепцию, ведь она работает для любых типов снимков и всегда помогает создать более привлекательное и лучше сбалансированное изображение.

Конечно, не стоит слепо следовать правилам - особенно, когда речь идет об искусстве. Считайте правило третей не догматом, а скорее небезупречным, но простым и во многих случаях приемлемым подходом. И все же, чаще всего оно делает фотографию только лучше и служит отличной отправной точкой при создании композиции.

Правило Третей - что это?

Правило третей предполагает, что фотограф мысленно накладывает на изображение сетку, состоящую из двух горизонтальных и двух вертикальных линий, как показано ниже. Затем важные элементы композиции размещаются вдоль этих линий или в точках, где они пересекаются.

Правило третей - сетка. Важные элементы (домик и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на пересечении.

Смысл в том, что композиция, смещенная от центра, имеет большую визуальную привлекательность и выглядит естественнее, чем если объект съемки помещен прямо в центре кадра. Кроме того, это побуждает фотографа творчески подойти к использованию негативного пространства (свободного пространства вокруг объекта съемки).

Как использовать Правило Третей

Выбирая кадр, представьте, что изображение разделено на клетки, как описано выше. Подумайте, какие элементы на фотографии самые главные и постарайтесь расположить их на линиях или пересечениях сетки.

Линия горизонта и предмет съемки на этой фотографии были размещены вблизи линий или пересечений сетки.

Возможно, вам придется походить вокруг объекта съемки, подыскивая наилучшую композицию. Это хорошая привычка, вне зависимости от того, используете вы правило третей или нет, ведь так вы получаете тщательно продуманный снимок.

В некоторые камеры добавлена опция, которая накладывает сетку на картинку в видоискателе, что значительно облегчает выбор наиболее удачной композиции.

Примеры фото по Правилу Третей

Универсальность правила третей позволяет применять его к любому объекту. Ниже приведены примеры эффективного использования этого подхода на снимках разных типов.

Разместите горизонт вдоль одной из горизонтальных линий сетки.

В случае с пейзажными фотографиями принято, чтобы линия горизонта проходила через центр кадра, но так вы рискуете получить «разделенный надвое» снимок. Лучше разместить горизонт вдоль одной из горизонтальных линий сетки.

Попробуйте добавить еще какой-нибудь интересный объект - как дерево на снимке выше - и разместите его в кадре в соответствии с правилом третей. Так вы создадите на фотографии естественный композиционный центр, точку фокуса.

Разместите человека с какой-либо одной стороны кадра.

Неплохая идея - разместить человека с какой-либо одной стороны кадра. Появится свободное пространство, вы покажете, что окружает этого человека, и фотография больше не будет смахивать на «их разыскивает полиция».

Внимание зрителя чаще всего обращено на глаза людей на снимке. Сделайте так, чтобы в кадре они находились на пересечении линий сетки, составленной по правилу третей - так фотография получит четкую точку фокуса.

Основной объект разместили на одном из узлов сетки.

Здесь основной объект разместили на одном из узлов сетки, а также вдоль вертикальной линии. Веточка, можно сказать, идет вдоль верхней горизонтальной линии. За счет свободного пространства слева внизу снимок выглядит сбалансированным, не переполненным композиционными элементами.

Вертикальные объекты тоже могут разделить собой снимок надвое.

Вертикальные объекты наподобие этого маяка тоже могут разделить собой снимок надвое. Чтобы этого избежать, не помещайте их в центре композиции.

Перед объектом оставляйте больше свободного места, чем после него.

Фотографируя движущиеся объекты, размещайте их в кадре как обычные, но обращайте внимание на направление движения. Общее правило таково: перед объектом оставляйте больше свободного места, чем после него, чтобы было понятно, куда он движется.

Использование редакторов

Правило третей легко применить к уже существующим фотографиям, обрезав все лишнее. Так вы измените позицию важных объектов, переместив их в более приятную взору точку композиции.

Правило третей легко применить к уже существующим фотографиям.

Чтобы облегчить вам задачу, в программах вроде и есть встроенная функция «crop guide overlays ». Она накладывает поверх изображения построенную согласно правилу третей сетку, которая позволяет лучше прицелиться в процессе обрезания фотографии.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать

Как и любое другое правило (по крайней мере, в фотографии), правило третей применимо не в каждой ситуации. Иногда, нарушив его, можно создать гораздо более привлекательный и интересный снимок. Экспериментируйте, пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут вразрез со всеми усвоенными вами «правилами».

Тем не менее, прежде чем нарушать правило третей, научитесь эффективно его использовать. Тогда вы сможете с уверенностью утверждать, что идете на нарушение не безосновательно, а исключительно ради лучшей композиции.

Правило третей - это мощный композиционный метод превращения фотографий в более интересные и динамичные. Кроме того он, пожалуй, является одним из наиболее известных. Данная статья демонстрирует на примерах, как и почему это правило работает, когда уместно его нарушить и как извлечь из него максимум, чтобы повысить качество вашей фотографии.

Общие понятия

Правило третей гласит, что изображение выглядит наиболее интересно, когда изображённые на нём предметы или его зоны разделены воображаемыми линиями, которые делят изображение на трети - как по вертикали, так и по горизонтали:

На самом деле это чрезвычайно забавно, что правило, которое выглядит как математическое, может применяться к чему-то настолько разнообразному и субъективному, как фотография. Но оно работает, притом удивительно хорошо. Правило третей целиком посвящено эстетическому компромиссу. Оно зачастую создаёт ощущение сбалансированности - не делая при этом картинку излишне статичной - и ощущение комплексности - не перегружая при этом снимок.

Примеры правила третей

Что ж, возможно, вы смогли убедиться в его полезности - однако предыдущий пример был прост и чрезвычайно геометричен. Как правило третей обходится с более абстрактными предметами? Посмотрим, сумеете ли вы найти его на следующем снимке:

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой третям фото. Даже на явно абстрактном снимке можнт присутствовать разумная степень порядка и организации.

Значит ли это, что вам следует беспокоиться о чётком выравнивании всех значимых элементов изображения по третям? Необязательно - это всего лишь приблизительное руководство. Что обычно является наиболее важным - это не помещать основной предмет или зону прямо в центр снимка. Для ландшафтов это обычно означает линию горизонта по верхней или нижней третям. Для предметной съёмки это обычно подразумевает сдвиг предмета в любую из сторон. Это может сделать пейзажи намного более динамичными и придать предметам ощущение ориентированности.

На примерах выше велосипедист более или менее отнесён к левой трети, поскольку он движется вправо. Аналогично, птица вне центра создаёт ощущение того, что может взлететь вправо в любой момент. Децентровка композиции является мощным средством передачи или выражения движения.

Улучшение сделанных снимков кадрированием

До сих пор мы смотрели на снимки, которые удовлетворяют правилу - а что если они не таковы? Можно ли придать им интересный вид? Возможно, но обычно нельзя. Следующий набор примеров показывает ситуации, когда кадрирование с целью соблюдения правила даёт очевидное улучшение. Бывает удивительно, насколько легко можно вдохнуть жизнь в старый снимок чем-то настолько простым, как кадрирование.

В данном примере часть чистого неба была откадрирована, так что горизонт выровнялся по верхней трети изображения - усилив акцент на переднем плане и горах.

Ограничения

Что если в кадре просто нечего выравнивать по третям? Хоть и редко, но это может случиться в предельно абстрактных композициях. Однако «дух правила» по-прежнему можно применить: придав снимку ощущение сбалансированности, не сделав его при этом чрезмерно статичными и застывшим.

На примере справа в предмете нет ни единой линии, которую можно было бы выровнять по третям. Возможно, освещённый участок в форме буквы С может быть отнесён к верхней, средней и нижней третям, но это, вероятно, было бы притягиванием за уши. В любом случае снимок в среднем ярче слева, чем справа - по сути создавая децентрированную композицию.

Нарушение правила третей

Пример полезной симметрии

К этому моменту свободный духом и творческий художник, каковым вы наверняка являетесь, вероятно, почувствует себя несколько стеснённым кажущейся жёсткостью этого правила. Однако, все правила существуют для того, чтобы рано или поздно их нарушить - и это конкретное не является исключением. Настало время высвободить наш внутренний протест. Правило полезно там, где оно идёт на пользу.

Центральным принципом правила третей является то, что помещать предмет в центр снимка неидеально. Но что если вы хотите выразить симметрию предмета? Именно это делает пример слева.

Аналогично, существует много других ситуаций, в которых лучше игнорировать правило третей, чем применять его. Например, вы можете захотеть сделать предмет съёмки выглядящим более противостоящим. Или, скажем, нарушить баланс.

Важно спросить себя: что особенного в предмете съёмки, что я хочу в нём выделить? Какое настроение я хочу передать? Если правило третей помогает вам в достижении целей, используйте его. Если же нет, - не дайте ему помешать вашей композиции.

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, - фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко - но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей - это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите - или не строите - свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь - «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Здесь - «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.


(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.



Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.



Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.



Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.


«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них - «арабеска».


«Арабеска» - это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.


Еще одна техника для создания движения - это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.


То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.


Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру - это плохо? Почему нас заставляют в это верить?



В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.


Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии
Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправо
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Миф № 5: «Правило третей - это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Миф № 6: «Правило третей - отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию - и все потому, что следовал правилу третей.


«Плато» перед изучением художественных приемов
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера
Подпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм - и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.


Ограниченное число направлений
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался - для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение , другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»


Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и - БАМ! - вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, - «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.


Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей - отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, - это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.


Потраченные впустую пиксели.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.


«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.


Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.


Стань мастером!
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, - и вы станете мастером в своем деле».

"Правило третей" является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

"Правило третей" - это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется "правило третей" в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к "правилу третей", как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе "правила третей". Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel .

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также "правило третей" вынуждает нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать "правило третей"?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.


Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с "правилом третей" вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

"Правило третей" достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.


Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с "правилом третей". Благодаря этому появляется "якорь" - естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.


Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с "правилом третей" в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.


На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.


Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.


При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под "правило третей" с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.


Выкадровка под "правило третей" позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение "правила третей", также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности "правила третей" прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.

Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.

Золотое сечение в фотографии - основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи .

Для желающих узнать больше - видео:

Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка - «точка силы» или «узел внимания» . Их четыре - именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Практические советы:

  • Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней ?
  • Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде - то лучше на верхней .
  • Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе - то на нижней .
  • Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
  • Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии.
  • Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево , то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.

Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении .

Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов - тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.



ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях - то композиция будет выглядеть очень гармонично.

Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль - «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.

Фото: Джона Лемьё (John Lemieux)

Больше фотографируйте и экспериментируйте. Удачи!