БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

БОЛХОВИ́ТИНОВ Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) , российский историк, археограф, библиограф.
Родился в семье священника. В 1778-84 гг. учился в семинарии, в 1784-88 гг. - одновременно в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Во время учебы входил в состав литературного кружка, созданного издателем-просветителем Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович) ; в то время в кружок входили также В. А. Левшин (см. ЛЕВШИН Василий Алексеевич) , Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) .
С 1789 Болховитинов стал преподавателем и библиотекарем в Воронежской духовной семинарии, затем занял там же должности префекта и ректора. В то время он занимался переводами на русский язык сочинений зарубежных авторов, в том числе философской поэмы А. Попа (см. ПОП Александр) «Опыт о человеке». Был одним из инициаторов создания в Воронеже типографии, открытой в 1798.
В 1800 принял монашество, был префектом и преподавателем философии и красноречия Александро-Невской духовной академии. Входил в состав кружка, членами которого были виднейшие специалисты по русской истории, объединенные графом Н. П. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ Николай Петрович) ; состоял также членом Московского общества истории и древностей российских. С 1822 - митрополит киевский.
Подготовил ряд исторических и историко-краеведческих работ, в том числе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) «Историческое изображение Грузии» (1802), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «История княжества Псковского» (ч. 1-4, 1831) и др. Автор капитальных биобиблиографических трудов: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (1818), «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России» (т. 1- 2, 1845), книговедческой работы «О славяно-русских типографиях» (1813). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич" в других словарях:

    Болховитинов Евфимий Алексеевич - (в монашестве – Евгений) . Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно греко лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун те, подрабатывал… … Словарь русского языка XVIII века

    - (в монашестве Евгений) (1767 1837) российский историк, археограф, библиограф. С 1822 митрополит киевский. Исторические, историко краеведческие и биобиблиографические труды … Большой Энциклопедический словарь

    - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия

    - (в монашестве Евгений; 1767 1837) русский историк. По окончании Московской духовной академии, был преподавателем общей и церковной истории в Воронеже, после смерти жены и детей принял монашество, поднялся до архиерейства и был в конце концов… … Большая биографическая энциклопедия

    ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) - (18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778 1884) и Московской Славяно греко латинской академии (1784 1788). С… … Русская философия: словарь

    Болховитинов русская фамилия. Известные носители: Болховитинов, Виктор Николаевич (1912 1980) советский физик, журналист, главный редактор журнала «Наука и жизнь». Болховитинов, Виктор Фёдорович (1899 1970) советский… … Википедия

    Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767 23.II.1837) рус. историк, археограф и библиограф. В дореволюц. лит ре обычно значится как митрополит Евгений. В 1822 1837 митрополит киевский. Науч. деятельность Б. связана с кружком гр. Н. П.… … Советская историческая энциклопедия

    Евгений, митрополит киевский (в миру Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж 23 II(7 III) 1837, Киев) рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун т. Был… … Музыкальная энциклопедия

Евгений Болховитинов

(Евфимий) - митрополит киевский, знаменитый ученый; род. в 1767 г. в семье бедного священника, Воронежской губ. 10 лет осиротев, поступил в архиерейский хор, затем в воронежскую семинарию. В 1785 г. был послан в моск. дух. акд., но посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н. И. Новикова, оказало заметное на него влияние. Это выразилось в ряде переводов, ничего общего с богословием не имеющих (краткое описание жизни древних философов, Фенелона и др.) и предпринятых по указанию Новикова. Знакомство с Н. Н. Бантышем-Каменским дало симпатиям и деятельности Е. более определенное направление. Уже в Воронеже, куда он в 1789 г. был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей". Недостаток в книгах принудил его оставить эту обширную задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (М., 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губ." (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Е. была написана "История воронежской семинарии". Потеряв в 1799 г. жену и детей, Е. приехал в 1800 г. в СПб., постригся в монахи, определен префектом духовной акд. и учителем философии и красноречия. Читал он и по общей церковной истории, руководил занятиями студентов, устраивал диспуты. Под его руководством или, вернее, им самим написаны были сочинения, читанные студентами на актах: 1) "Исторические исследования о соборах русской церкви"; 2) "Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина"; 3) "Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковн. облачений"; 4) "Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры, сочиненной Петром Могилой"; 5) "Историческое рассуждение о чинах греческой церкви". Тогда же по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения католической и православной церкви, Е. по поручению митрополита составил "Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее все замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в СПб. в 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чт. О. И. и Др. Р." 1871, кн. II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Е. весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (СПб., 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом, грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом, а также исследования архивного материала. В СПб. Е. издал также "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Е.; здесь же он начал собирать материалы для своего "Словаря российских писателей". В 1804 г. Е. был назначен викарием новгородским и принялся за исследования по местной новгородской истории, пользуясь богатейшей библиотекой Софийского собора. Результатом были "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода", а также находка "Грамоты вел. князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича" ("Вестн. Евр.", 1818, ч. 100). Сверх того во время пребывания в Новгороде Е. написал: "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповедания духоборческой секты" и "Критич. замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечат. в журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Е. и здесь принялся за разработку местных архивов. К этому времени у него вполне уже окрепла мысль, что фундаментом для построения национально-исторического здания должна служить предварительная разработка местного материала. Пребыванием в Вологде Е. воспользовался поэтому для своего главного труда "История российской иерархии". Он написал здесь "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российские церкви"; составил подробное "Описание монастырей вологодской епархии", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях"; написал "О личных собственных именах у славяно-руссов", "О разных родах присяг у славяно-руссов", а также статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестн. Евр." 1813, ч. 70 и 71). Е. сам ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи; по его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др.

Передвижения с места на место, из Вологды в Калугу (1813), из Калуги в Псков (1816 г.), не только не мешали Е. работать, но даже как будто помогали. В Калуге он продолжает писать "Историю славяно-русской церкви" (неизд.), начатую еще в Вологде. Прибывши в Псков, Е. принимается за "Историю княжества Псковского" (К. 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжеского города Изборска" ("Отеч. Зап." 1825, ч. 22, № 61) и "о русской церковной музыке" (для гейдельб. проф. Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестн." исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). В это же время Е. издал свой "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), но в полном виде появившийся только в 1818 г., а в 1827 году вышедший в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть Словаря была в 1845 г. издана Погодиным под названием "Словарь росс. светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени, представляя собой результат целого ряда исследований не только самого Е., но и других компетентных ученых того времени: К. Ф. Калайдовича, Бантыша-Каменского и др. Не говоря уже о массе статей автобиографических, имеющих характер первоисточника, такие статьи, как об игумене Данииле, архиепископе новгородском Геннадии и др., основаны на изучении архивного материала.

Назначение Е. киевским митрополитом (1822 г.), а также преклонные года заметно сказались на его ученой деятельности. В Киеве, однако, составлены им очень ценные "Описание Киево-Софийского собора" (К. 1825) "Описание Киево-Печерской лавры" (1826), а также "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Зап. Общ. Ист. и Др." 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей росс. иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Археологические раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и другим ценным находкам. Кроме трудов исторического характера, Е. оставил еще "Собрание поучительных слов" (К. 1834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (М. 1811), "Новую латинскую азбуку", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и т. п. Умер 23 февр. 1837 г. Ум, всем интересующийся, наблюдательный, живой и ясный, Е. постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его везде и всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с учеными того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (напр. Державину). Он следит за общественной жизнью и с церковной кафедры высказывает свои мнения относительно воспитания детей. Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св. Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Литература, по мнению Е., должна служить выражением господствующих идей, а также споспешествовать общественному развитию; поэтому при оценке произведения на первом плане нужно ставить его идею, а затем уже рассматривать форму. Разбирая писателя, нужно всегда иметь в виду среду, в которой он вращался. С этой точки зрения Е. находил, что стихи Тредьяковского в свое время далеко не были такими дурными, как это принято говорить. Нападая на увлечение иностранцами, Е. высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". Рядом с этим, однако, он "пленялся" гекзаметрами гр. Хвостова и не в состоянии был оценить Пушкина. Взгляд его на задачи исторической науки тот же, что у большинства историков конца XVIII и нач. XIX в. История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, имен, без субъективного отношения к этому собранию. Все труды Е. действительно носят летописный, повествовательный характер. За массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. Подобно тому, как Карамзин в своей "Истории" говорит только о царях, князьях и других "личностях", игравших видную роль в свое время, так же точно и Е. в своих трудах говорит главным образом только о высших иерархах; о низшем духовенстве он не упоминает. Хотя он и заботится о поверке фактов, но отсутствие строгой исторической критики у него далеко не редкость. Он, например, одинаково верит летописи Иоакимовской и летописи Нестора и Синопсису и Полинодии Захария Копыстенского, Патерикону Коссова и иерархическим каталогам. Несмотря, однако, на эти недостатки, велика заслуга Е. как историка и собирателя исторических материалов. Ср. Е. Шмурло, "Митрополит Е., как ученый" (СПб., 1888); H. Полетаев. "Труды митрополита киевского Е. Болховитинова по истории русской церкви" (Казань 1889); "Ученая деятельность Е. Болховитинова, митрополита киевского", Д. Сперанского ("Русск. Вестн." 1885, №№ 4, 5 и 6).

В. Боцяновский.

{Брокгауз}

Евгений Болховитинов

Митрополит Киевский, род. 1767, ум. 1837, известный археолог и библиограф - первый собрал немногие исторические сведения о русском церковном пении из летописей, т. н. Степенной книги и других источников, и составил "Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российския церкви с нужными примечаниями на оное" (Воронеж, 1797; 2-е изд. СПб., 1804) Ему же принадлежит статья, "О русской церковной музыке" (Отечественные Записки, 1821), представляющая собою письмо к барону Г. А. Розенкампфу в ответ на просьбу последнего, вызванную письмом гейдельбергского профессора Тибо. В обеих статьях Е. немало произвольных объяснений терминов знаменного и демественного пения, чего, конечно, трудно было избежать в первых опытах истории русского церковного пения.

(П. ).

Евгений Болховитинов

(Евфимий Алексеевич) -митрополит Киевский и Галицкий.

Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете.

По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию.

В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника.

С 1796 года - префект Воронежской духовной семинарии.

В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество.

В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии.

С 11 марта 1800 года - архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге.

В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году - действительным членом Российской академии.

С 24 января 1808 года - епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году - почетным членом и - соревнователем Санкт-Петербургской "Беседы любителей русского слова", почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете.

С 1814 года - член Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1815 года - Московского Общества врачебных и физических наук.

7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

С 1817 года - член Харьковского и Казанского университетов.

С 1818 года - член Комиссии составления законов империи Российской.

16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.

С 1823 года - член Киевской духовной академии; с 1826 года - почетный член Академии наук.

С 1827 года - доктор философии Дерптского университета.

С 1829 года - член Санкт-Петербургского университета.

В 1834 году избран членом Королевского Копенгагенского Общества северных антиквариев.

С 1835 года -член-корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.

Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорил преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву историка М.П. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывал о нем Н. Н. Мурзакевич. "Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного,- отвечал ключарь,- вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос, могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митрополит Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Труды:

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви.- [Репрод. воспр.], 2-е изд., испр. иумнож. - СПб., 1827.

Историческое обозрение российского законоположения: С присовокуплением сведений: 1) о старинных московских приказах, существовавших до времен Петра Великого, 2) о старинных чинах в России и 3) о прежде бывших в Малороссии присутственных местах и чинах. - СПб., 1826.

История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова.- Киев, 1831. О древностях вологодских и зырянских // Вестник Европы, 1813, № 17.

Известие о первом Российском посольстве в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана.- М., 1805.

О разных родах присяг у славеноруссов // Вестник Европы, 1813, № 13.

Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода.- М., 1808.

Историческое рассуждение: 1. О чинах Греко-Российской Церкви; 2. О начале важности и знаменований церковных облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. - М., 1817.

Рассуждение о книге, именуемой "Православное исповедание веры Соборной и Апостольской Церкви Восточныя", сочиненной Киевским митрополитом Петром Могилою.- СПб., 1804. Рассуждение о Соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г., на еретика Мартина. - СПб., 1804. Историческое исследование о Соборах Российской Церкви. - СПб., 1803. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии: Соч. в Александро-Невской академии. - СПб., 1802. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии: Собр. из историй, архивных записей и сказаний Е. Болховитиновым. - Воронеж, 1801. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. - Воронеж, 1799.

Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий. - СПб., 1796. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. - Киев, 1825.

Словарь исторический о писателях духовного чина: в 2 ч. - СПб., 1827. Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нопотом: в 2 ч. - М., 1793. Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнаса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая - жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских // Пер. ... - М., 1788.

Литература:

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде . - Киев, 1888, с. 42,117,124,187, 210. Полетаев Н. И. Труды митрополита Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. - Казань, 1889.

Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. - Киев, 1914. Токмаков И. Ф. Историко-археологический очерк Хутынского Варллаамиева, Спасо-Преображенского монастыря (Новгородской губернии и уезда), в связи с кратким историческим сказанием о преподобном Варлааме Хутынском, новгородском чудотворце, основателе монастыря. - Новгород, 1911, с. 45, 46. Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря. - 2-е изд. - Вологда, 1893, с. 30, прим. Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. - Калуга, 1876, с. 191-194. Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. - 2-е изд. - М., 1861, прил., с. 18. Жмакин, протоиерей. Игумен Вяземского Аркадиева монастыря. - М., 1897, с. 67-68. Григорович Н. И. Переписка протоиерея Иоанна Григоровича с графом Н. П. Румянцевым и с Киевским митрополитом Евгением // Чтения в Императорском обществе истории и древностей России при Московском университете. - М., 1894, кн. 2.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1397, 1401,1403,1410.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891, 1883, с. 131.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 194. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 9, 40, 272, 274, 382, 560, 733. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 55. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 791.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 282, 343, 348, 616.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, с. 20, № 194.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 16, 20, 48, 51, 69.

Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1860-1917,1868, т. 2, с. 267; т. 7, с. 373. Известия по Казанской епархии. - 1867, № 18, с. 512.

1879, № 20, с. 590.

1884, № 4, с. 123.

Самарские епархиальные ведомости. - 1868, № 21, с. 513.

Церковный вестник. - 1891, № 25, с. 392. Труды Киевской духовной академии. - 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.

Русская старина. 1870, т. 1, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.

1871, т. 3, с. 204; т. 4, с. 681,682.

1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.

июнь, с. 24.

Русский архив. - 1870, № 4 и 5, с. 769, 771, 772, 773, 781, 782, 785, 787, 788, 791, 802, 808, 817, 826, 828, 834-835, 839, 841, 847. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. - 1887, кн. 3, с. 361. Из записок сенатора К. Н. Лебедева // Русский архив. - 1888, кн. 3, с. 253. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. - 1889, кн. 2, с. 21-84,161-236, 321-388. Письмо митрополита Евгения архимандриту Парфению // Русский архив. - 1889, кн. 3, с. 379. Четыре письма митрополита Леонтия к архиепископу Костромскому Платону // Русский архив. - 1893, кн. 3, с. 92. Русский архив. - 1895, кн. 3, № 11, с. 374. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. - 1897, кн. 1, с. 235, 240; кн. 2, с. 592, 595, 596.

Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конф. Киевской духовной академии // Русский архив. - 1898, кн. 1, с. 304.

Русский архив. - 1899, кн. 1, № 1, с. 26; № 4, с. 529; кн. 2, № 6, с. 188, 189, 215; кн. 3, № 11, с. 410.

1900, кн. 1, № 1, с. 25; кн. 2, № 5, с. 93-94.

1901, кн. 2, № 5, с. 21.

1903, кн. 1, № 3, с. 372, 433-434;

№ 4, с. 546; № 6, с. 223.

1904, кн. 1, № 1, с. 101; № 2, с. 94, 225, 226, 227, 289.

Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 1, с. 45.

1954, № 4, с. 47.

1957, № 5, с. 57-61. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 541,816; т. 2, с. 1164, 1330,1936.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 3, с. 712; т. 8, с. 3; т. 10, с. 608.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 11, с. 411-413.

Евгений Болховитинов

(Евфимий Алексеевич) - митрополит Киевский и Галицкий, библиограф и историч. писат.; р. 18 дек. 1767, † 23 февр. 1837 г. До митрополитства: епископ Старорусский (1804-8 г.), Вологодск. (1808-13 г.), Калужск. (1813-16 г.) и архиепископ Псковский (1816- 27 г.), член Росс. акад.

Полный православный богословский энциклопедический словарь - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия


(Болховитинов Евфимий Алексеевич; 18.12.1767, Воронеж - 23.02.1837, Киев), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф.

Биография

Род. в семье священника Ильинской ц. (после перестройки в 1767-1770 освящена в честь Входа Господня в Иерусалим). Предки Е. происходили из г. Болхова, во 2-й пол. XVII в. числились детьми боярскими Острогожского гарнизона, прадед Е. Стефан Федосеевич был уже священником, дед Андрей Стефанович служил в канцелярии Воронежского митр. Пахомия (Шпаковского) . В 1776 г. Евфимий потерял отца. Мать, оставшаяся с 3 детьми, отдала его певчим в архиерейский хор воронежского Благовещенского собора. В 1777 г. Е. Болховитинов был зачислен в Воронежскую ДС. Летом 1785 г. Воронежский еп. Тихон (Малинин) удовлетворил его прошение о переводе в Москву для продолжения обучения и снабдил юношу рекомендательным письмом к митр. Московскому Платону (Левшину) , ректору Славяно-греко-латинской академии . Болховитинов был зачислен слушателем академии, к-рую окончил в 1788 г. В свободное время он посещал лекции в Московском ун-те, где познакомился с членами лит. кружка Н. И. Новикова , подрабатывал корректором в типографии М. П. Пономарёва. В Москве произошло знакомство Болховитинова с архивистом и археографом Н. Н. Бантыш-Каменским , во многом определившее научные интересы буд. архиерея.

После возвращения в родной город Болховитинов в янв. 1789 г. был назначен преподавателем в Воронежскую ДС. В разное время вел курсы риторики, франц. языка, греч. и рим. древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики и др. В 1790 г. был назначен префектом семинарии и зав. семинарской б-кой, с целью пополнения к-рой неоднократно ездил в Москву, в 1797 г. стал начальником открытой при ДС бурсы. Сплотившиеся вокруг молодого ученого единомышленники из среды формирующейся местной интеллигенции составили болховитиновский кружок, выступивший в 1798 г. инициатором создания губ. типографии. В 1793 г. Болховитинов женился на дочери липецкого купца А. А. Расторгуевой. В 1795 г. было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем в 1791 г. прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию. 25 марта 1796 г. Болховитинов был рукоположен во пресвитера и возведен в сан протоиерея Спасо-Преображенского собора г. Павловска Воронежской губ. с оставлением при семинарии в прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории.

В 1799 г. прот. Евфимий овдовел, к тому времени скончались и все трое его детей. Благодаря рекомендательному письму Бантыш-Каменского прот. Евфимий был приглашен С.-Петербургским митр. Амвросием (Подобедовым) в столицу, 3 марта 1800 г. определен префектом, преподавателем философии и высшего красноречия в СПбДА. 9 марта принял монашеский постриг с именем Евгений в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы , 11 марта возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , 15 марта определен присутствующим в С.-Петербургской консистории. 15 сент. 1801 г. участвовал в коронации имп. Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 янв. 1802 г. назначен архимандритом санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , 5 апр. стал учителем богословия в СПбДА, являлся членом с.-петербургского комитета Благодетельного об-ва.

17 янв. 1804 г. Е. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Е. стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808-1814 гг. После обсуждения проектов реформы с митр. Амвросием Е. получил задание составить «Предначертание о преобразовании духовных училищ». Согласно проекту Е., представленному Александру I в 1805 г., духовные академии, подобно ун-там, должны были стать центрами духовных учебных округов, наделенными функциями книгоиздания, цензуры и надзора за духовными школами более низких ступеней. Е. предлагал сократить курс изучения латыни, придать духовному образованию более научный и менее дидактический характер. За составление «Предначертания...» Е. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Живя в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре, Е. подружился с Г. Р. Державиным, к-рый посвятил ему неск. сочинений, в т. ч. стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 г., когда Е. гостил в имении поэта. Переписка Е. с Державиным продолжалась до смерти последнего в 1816 г.

24 янв. 1808 г. Е. был назначен на Вологодскую кафедру, 19 июля 1813 г.- на Калужскую, 7 февр. 1816 г.- на Псковскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Пскове Е. благословил совершать службу в кафедральном Троицком соборе в дни кончины местночтимых угодников св. кн. Довмонта (Тимофея) и блж. Николая Саллоса , учредил крестный ход вокруг собора с Чирской иконой Божией Матери , почти забытой к тому времени в Пскове. В 1818 г. вошел в Комиссию для составления законов Российской империи. 24 янв. 1822 г. Е. был определен на Киевскую кафедру, 16 марта возведен в сан митрополита, стал членом Синода. В нач. дек. 1824 г. уехал в С.-Петербург для присутствия в Синоде, 25 февр. 1825 г. назначен членом Комиссии духовных уч-щ и секретного комитета о раскольниках. 14 дек. 1825 г. вместе с С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) на Сенатской пл. обратился к восставшим войскам с призывом сложить оружие. За усердие с опасностью для жизни Е. был награжден панагией, украшенной драгоценными камнями, и удостоен рескрипта имп. Николая I . Впосл. был назначен членом особого совета по делам декабристов. Е., как и мн. др. архиереи, был противником созданного в 1813 г. в России Библейского об-ва (см. Библейские общества). За некоторое время до 12 апр. 1826 г. он, так же как и митр. Серафим, обратил внимание имп. Николая I на тот вред, к-рый, по его мнению, наносило Библейское об-во. В том же году об-во было закрыто. В нач. 1827 г. Е. вернулся в Киев, где через 10 лет плодотворной научной и пастырской деятельности скончался. Согласно завещанию, архиерей был похоронен в Сретенском приделе киевского Софийского собора, в стене за правым клиросом. Б-ка Е. (ок. 8,5 тыс. томов, более 3 тыс. рукописей) была завещана Софийскому собору, консистории, КДА и Киевской ДС.

Научные труды и сочинения

Известно 107 работ Е. (102 на рус. и 5 на лат. языке), из них 85 опубликованы, 22 хранятся в рукописном виде. Первыми лит. произведениями молодого ученого были выполненные по поручению Новикова переводы работ Л. Кокле, П. Марешаля, Ф. Фенелона, а также примечания, сделанные к переводу «Краткого описания жизни древних философов».

В Воронеже под рук. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сент. 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил ее из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам С. О. Шмидта, Е. «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка - выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения» (Шмидт . 2001. С. 12).

В 1800 г. митр. Амвросий поручил Е. составить ответ на представленный имп. Павлу I ген. иезуитского ордена Г. Грубером проект соединения правосл. и католич. Церквей. Результатом работы стала записка Е. «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в С.-Петербурге Ахталинским еп. Варлаамом (Эристави ; впосл. митрополит и экзарх Грузии) побудила Е. к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (СПб., 1802). В 1803 г. Е. была поручена миссионерская работа среди духоборцев с. Чудова, о чем он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» (опубл.: ЧОИДР. 1874. Кн. 4. Отд. 5. С. 137-145) и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом. В этот период под наблюдением Е. был сделан перевод труда А. Л. Шлёцера «Нестор», посвященного раннему рус. летописанию (1-й т. изд. в 1809). В опубликованном под редакцией А. Щекатова и Л. М. Максимовича «Географическом словаре Российского государства» (М., 1801-1809. 7 ч.) Е. бесспорно принадлежит 59 статей.

Пребывание Е. в Новгороде ознаменовалось изучением христианизации Новгородской земли, выявлением и спасением от уничтожения древнерус. рукописных памятников, в т. ч. XI в. Здесь ученый написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна». Раскопки, проведенные под рук. Е. в 1807 г. у Георгиевского собора Юрьева новгородского мужского монастыря , привели к открытию древнего некрополя. В б-ке новгородского Софийского собора Е. нашел один из древнейших отечественных памятников письменности - пергаменную грамоту Юрьеву мон-рю вел. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича (ныне обычно датируется 1130). Е. сделал полный дипломатико-палеографический анализ документа, тем самым став одним из родоначальников отечественной палеографии и сфрагистики (Примечания на грамоту вел. кн. Мстислава Володимеровича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного кн. новгородского, пожалованную новгородскому Юрьеву мон-рю // ВЕ. 1818. Ч. 100. № 15/16. С. 201-255; То же // Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 3-64). В 1813 г. с вопроса об издании этой работы в Москве началась продолжительная и плодотворная переписка Е. с коллекционером гр. Н. П. Румянцевым . Е. был причастен к археографической деятельности румянцевского кружка, являлся сторонником издания «сводных» (реконструированных) древнерус. текстов («Повести временных лет», «Хожения» игум. Даниила и проч.).

В Вологде Е. составил, в частности, «Описание Пекинского монастыря», «Исторические сведения о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «Исследование о личных собственных именах у славяноруссов» (ВЕ. 1813. Ч. 70. № 13. С. 16-28), «О древностях вологодских и зырянских» (Там же. Ч. 71. № 17. С. 27-47) и др. Е. был инициатором написания и по сути соавтором изданной в Москве в 1807-1815 гг. Пензенским еп. Амвросием (Орнатским) «Истории Российской иерархии» (6 томов в 7 книгах, 7-й т. не опубл.). Материалы для этого труда Е. начал собирать в кон. XVIII в. в Воронеже, на рубеже XVIII и XIX вв. продолжил в С.-Петербурге, с 1804 г.- в Новгороде, где и привлек к этой работе префекта Новгородской семинарии свящ. Амвросия. С 1813 г. Е. разрабатывал эту тему в Калуге, где его помощником стал В. Г. Анастасевич, впосл. выдающийся библиограф. Большая археографическая работа была проделана в епархиальных и монастырских архивах (особенно следует выделить период пребывания Е. на Вологодской кафедре, когда он с целью поиска исторических документов посетил все мон-ри своей епархии). Многое было им позаимствовано из рукописных (в 1812 сгоревших в Москве) «Записок по истории Российской иерархии» Бантыш-Каменского. Над внесением поправок и дополнений в «Историю...» и подготовкой ее нового издания Е. продолжал трудиться до конца своих дней. Написанное Е. в этот же период «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-Российской Церкви» посвящено апологии монашества, нередко подвергавшегося нападкам со стороны светского общества. В 1812 г. Е. представил в Российскую академию текстологическое исследование церковнослав. перевода Свящ. Писания, однако отмеченные автором разночтения в слав. списках стали причиной цензурного запрета на публикацию сочинения.

В Пскове Е., продолжая интенсивную исследовательскую деятельность, заложил основу местного краеведения трудами по истории Изборска (Летопись древнего славенорус. княжеского г. Изборска // Отеч. зап. 1825. Ч. 22. № 61. С. 189-250; отд. изд.: СПб., 1825), 6 мон-рей Псковской епархии (Описание Благовещенской Никандровой пуст. Дерпт, 1821; Описание Иоанно-Предтечева псковского мон-ря. Дерпт, 1821; Описание мон-рей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского: С приб. списка преосвящ. архиереев Псковских. Дерпт, 1821; Описание Псково-Печерского первокл. мон-ря. Дерпт, 1821; Описание Святогорского Успенского мон-ря. Дерпт, 1821) и Пскова. Фундаментальная «История княжества Псковского» (в 4 частях) была завершена вчерне в 1818 г., но издана в 1831 г. в Киеве. В 1-й ч. содержится общая характеристика истории Псковского княжества и Пскова, во 2-й - сведения о псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губ. дворянских предводителях с прибавлением псковских грамот, в 3-й - история Псковской церковной иерархии, в 4-й издан сокращенный сводный текст Псковской летописи. При работе над «Историей княжества Псковского» автор привлекал широкий круг источников, в т. ч. не сохранившиеся до наст. времени документы «поповской избы» Пскова. В рукописях Е. имеется краткое жизнеописание св. кн. Всеволода (Гавриила). В результате проведенных в Пскове под рук. Е. раскопок были открыты древние деревянные мостовые.\tab

Почти 40 лет Е., ведя обширную переписку, посвятил сбору материалов для фундаментального «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». «Словарь...» печатался сначала по частям в ж. «Друг просвещения», к 1812 г. был полностью готов, в 1818 г. вышло его отдельное издание, в 1827 г.- 2-е, значительно исправленное и дополненное издание. 2-я ч. «Словаря...» была переиздана в 1845 г. М. П. Погодиным под названием «Словарь исторический о писателях, российских и чужестранцах, в России водворившихся и для россиян что-нибудь писавших, с присовокуплением многих известий, вообще для ученой, гражданской и церковной истории относящихся» (в 2 томах). В «Словарь...» вошли биографические сведения о 719 рус. ученых, писателях, композиторах, церковных деятелях, изложенные Е. на основании изучения рукописного материала, консультаций с архивистами, в частности с К. Ф. Калайдовичем, Бантыш-Каменским. Д. И. Абрамович писал о том, что «с появлением «Словаря» Евгения началось в наших университетах систематическое преподавание русской литературы».

Возглавив в 1823 г. Конференцию КДА, Е. превратил ее в координирующий научный центр в Киеве. Научная деятельность Е. и его сотрудников имела характер комплексных исторических исследований с использованием вспомогательных дисциплин. В 1831 г. при КДА было основано Церковно-археологическое об-во, занимавшееся сбором, изучением и сохранением памятников старины. В 1835 г. в Киеве распоряжением министра народного просвещения С. С. Уварова был создан Комитет для изыскания древностей, куда был введен и Е. При содействии Е. в 1822-1825 гг. возведено новое здание КДА, в 1828-1830 гг.- здание Киевской ДС.

Уже через неск. лет после назначения на Киевскую кафедру Е. опубликовал фундаментальные работы «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (К., 1825) и «Описание Киево-Печерской лавры: С присовокуплением различных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер» (К., 1826). В 1824 и 1836 гг. Е. издавал в Киеве с собственными комментариями «Синопсис» архим. Иннокентия (Гизеля) . Предпринимая архивные разыскания в местных мон-рях, Е. обнаружил много важных документов и рукописей, начал составлять план древнего Киева и его окрестностей. В Киеве, как и в др. городах, где Е. был правящим архиереем, он организовал первые систематические археологические раскопки, офиц. начало которых относится к 17 окт. 1824 г., когда приступили к поискам фундамента Десятинной церкви , обнаруженного в том же году вместе с остатками фресок. Отчет о раскопках был опубликован в следующем году (План первобытной киевской Десятинной церкви с объяснением оного // Отеч. зап. 1825. Март. Ч. 24. Кн. 59. С. 380-403). 2 авг. 1828 г. Е. освятил закладку новой Десятинной ц. В 1832 г. киевский археолог-любитель К. А. Лохвицкий, хорошо зарекомендовавший себя при первых раскопках, по поручению Е. произвел археологическое исследование на холме, где, по преданию, водрузил крест ап. Андрей (ранее при Е. была начата реставрация ц. ап. Андрея Первозванного 1767 г.), а также раскопки городского вала на месте бывш. Золотых ворот XI в., остатки к-рых в 1750 г. были засыпаны землей. В 1833 г. были раскопаны остатки храма, к-рый Е. отождествил с церковью мон-ря св. Ирины XI в. Е. объехал мн. исторические места Киевской губ., составил план ее археологического обследования.

Е. состоял действительным членом имп. Российской академии (1806), почетным членом АН (1826), почетным членом всех российских ун-тов, СПбДА, КДА, многочисленных ученых об-в: с.-петербургского Об-ва любителей наук, словесности и художеств (1810), с.-петербургской «Беседы любителей русского слова» (1811), московского Об-ва любителей российской словесности (1812), Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (1813), Об-ва любителей отечественной словесности при Казанском ун-те (1814), с.-петербургского Вольного об-ва любителей российской словесности (1818), Королевского копенгагенского об-ва сев. антиквариев (1834) и др. Е. был награжден орденами: св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823), ап. Андрея Первозванного (1826). В память о Е. в Воронеже с сер. 80-х гг. XX в. проводятся Болховитиновские чтения.

Арх.: НАНУ ОР. Ф. 312; РГАДА. Ф. 1367. 10 ед. хр., 1813-1836 гг.; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 238, в составе коллекции Н. Л. Лихачёва, 186 ед. хр., 1800-1836 гг.; РНБ ОР. Ф. 542. № 24 ; Ф. 603. № 303 ; Ф. 731. № 2068 [письмо М. М. Сперанскому, 1826] и др.; РГБ. Ф. 255 (фонд Румянцевых); Каталог личных арх. фондов отеч. историков. М., 2007. Вып. 2: 1-я пол. XIX в. С. 201-203.

Соч.: Новая латинская азбука. М., 1788; Рассуждение о необходимости греч. яз. для богословия и об особенной пользе его для российского языка. [М., 1793]. Воронеж, 18002; Ист. рассуждение вообще о древнем христ. богослужебном пении и особенно о пении Рос. Церкви... с присовокуплением др. краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. Воронеж, 1799; Ист. исследование о Соборах Рос. Церкви. СПб., 1803 [под псевд. М. Сухонов]; Памятный церк. календарь. М., 1803; Церк. календарь, или Полный месяцеслов. М., 1803; Известие о первом рос. посольстве в Японию под начальством поручика А. Лаксмана // Друг просвещения. 1804. № 12. С. 249-270 (отд. изд.: М., 1805); Рассуждение о книге, именуемой «Православное исповедание веры соборной и апостольской Церкви восточной», сочиненной Киевским митр. Петром (Могилою). СПб., 1804 [под псевд. А. Болховский]; Рассуждение о начале, важности и знаменовании церк. облачений. СПб., 1804 [под псевд. К. Китович]; Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 г. на еретика Мартина. СПб., 1804 [под псевд. И. Лавров]; Ист. рассуждение о чинах Греко-Российской Церкви. СПб., 1805 [под псевд. Д. Малиновский]; Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, еп. и чудотворца Новгородского...: С присовокуплением списков новгородских епархиальных и викарных преосв. архиереев. СПб., 1805; О разных родах присяги у славяноросов // ВЕ. 1813. Ч. 70. № 13. С. 28-39; О славянорус. типографиях // Там же. № 14. С. 104-129; О старинной славянорус. арифметике // Там же. Ч. 71. № 17. С. 47-54; Ист. известие о Максиме Греке // Там же. Ч. 72. № 21/22. С. 21-35; [Две уставные и одна губная грамоты царя Ивана Васильевича, с примеч. и изъяснениями на все три] // Рус. достопамятности. 1815. Ч. 1. С. 125-165; Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [И. И. Дмитриевского]. М., 1816; Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Рос. Церкви; 2. О начале важности и знаменований церк. облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. М., 1817; О рус. церк. музыке // Отеч. зап. 1821. № 19. Нояб. С. 145-157; О следах древнего греч. г. Херсона. СПб., 1822; Историческое обозрение рос. законоположения // Нов. памятник законов Рос. империи. СПб., 1825. Ч. 1. С. I-XXVIII (отд. отт.: СПб., 1826); О древностях, найденных в Киеве // Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152-163; Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, еп. Новгородскому // Тр. и летописи ОИДР. 1828. Т. 4. № 1. С. 122; Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей, к рос. истории и Киевской иерархии относящихся. К., 1832; Ист. исследование об иерархах Российской Церкви. К., 18342; Собр. поучительных слов, в разн. времена и в разн. епархиях проповеданных. К., 1834. 4 ч.; Письма... к проф. Г. Н. Городчанинову // ЖМПН. 1857. № 4. Отд. 7: Новости и смесь. С. 1-23 (отд. отт.: [СПб., 1857]); Биография Арсения (Мацеевича), архиеп. Ростовского и Ярославского. Лпц., 1863; Письма... Н. Н. Мурзакевичу (I), 1834-1837 // Киевские ЕВ. 1868. № 10. Отд. 2. С. 377-392; Выдержки из дружеских писем Евгения (впосл. митр. Киевского) к воронежскому приятелю его В. И. Македонцу // РА. 1870. № 4/5. Стб. 769- 880; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского, с предв. очерком истории Турова и Туровской иерархии до XIII в. / Изд.: И. И. Малышевский. К., 1880; Об осаде Пскова в 1581 г. Псков, 1881; Письма... к В. Г. Анастасевичу // РА. 1889. Кн. 2. С. 184-185; Надгробное слово префекта Е. Болховитинова (1790) / Публ.: свящ. С. Зверев // БВ. 1896. Т. 2. № 4. С. 24-29; Письма... к воронежскому купцу А. С. Страхову / Предисл. и примеч.: Е. И. Соколов // Рус. обозр. 1897. № 4. С. 737-774; Духовное завещание // РА. 1909. № 6. С. 204-206; Письма... к игум. (впосл. архим.) Серафиму (Покровскому) (1822-1837) / Сообщ.: Л. С. М[ацеевич] // ТКДА. 1910. № 7/8. С. 495-528; 1911. № 2. С. 234-258; 1912. № 3. С. 434-463; 1913. № 2. С. 278-310; № 5. С. 74-93; № 11. С. 410-426 (отд. изд.: К., 1913); Вибранi працi з iсторiï Києва. К., 1995.

Ист.: Кл. Пр. Н. О . Число рукописей митр. Евгения из Софийской соборной б-ки // ТКДА. 1867. № 12. С. 651-659; Пономарёв С. И. Мат-лы для биографии митр. Евгения // Там же. № 8. С. 299-323 [Библиогр.]; Грот Я. К . Переписка Евгения с Державиным // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1. С. 65-87; Переписка Евгения с А. И. Ермолаевым // Там же. С. 22-30; Переписка митр. Киевского Евгения с гос. канцлером гр. Н. П. Румянцевым и некоторыми др. современниками (с 1813 по 1825 г. включительно). Воронеж, 1868-1872. 3 вып.; Высокопреосв. Евгений, митр. Киевский и Галицкий: Сб. мат-лов для биографии. СПб., 1871; Мнение митр. Евгения (Болховитинова) о рус. наречиях, изложенное в частном письме к покойному акад. П. И. Кеппену (1 окт. 1820 г.) / Сообщ.: П. К. Симони // ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 2. С. 396-399.

Лит.: Данский А. А. Очерк жизни и ученых трудов Евгения, митр. Киевского и Галицкого // Воронежский лит. сб. Воронеж, 1861. С. 225-245; Малышевский И. И. Деятельность митр. Евгения в звании председателя конференции Киевской дух. академии // ТКДА. 1867. № 12. С. 567-650 (отд. отт.: К., 1868); Бычков А. Ф . О словарях русских писателей митр. Евгения // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1. С. 217-288 (отд. отт.: СПб., 1868); [Орловский П .] Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархией. К., 1868; Чтения 18 декабря 1867 г. в память митр. Киевского Евгения // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1; Ивановский А. Д. Археологические исслед. гос. канцлера Н. П. Румянцева и митр. Киевского Евгения. К., 1869; он же. Митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). СПб., 1872; Николаевский П., свящ. Ученые труды преосв. Евгения (Болховитинова), митр. Киевского, по предмету рус. церк. истории // ХЧ. 1872. № 7. С. 375-430; Сперанский Д. И. Ученая деятельность Евгения Болховитинова, митр. Киевского // РВ. 1885. № 4. С. 517-581; № 5. С. 161-200; № 6. С. 644-705; Шмурло Е. Ф. Евгений, митр. Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией // ЖМНП. 1886. Апр. С. 277-344; 1887. Июнь. С. 307-372; он же . Митр. Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1767-1804. СПб., 1888; он же. Библиографический список лит. трудов Киевского митр. Евгения (Болховитинова). СПб., 1888. Вып. 1: 1. Моск. период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период // Библиограф. 1887. № 8/9. С. 89-95; № 12. С. 122-126; 1888. № 1. С. 20-29; № 2. С. 75-86; № 4. С. 175-184; № 5/6. С. 224-240; Полетаев Н . И. Труды митр. Киевского Евгения (Болховитинова) по истории Рус. Церкви. Каз., 1889; Змеев Л. Ф . К родословной митр. Евгения (Болховитинова) // СбОРЯС. 1893. Т. 55. С. VI-XII; Памяти митр. Евгения (Болховитинова): 1837-1912. Воронеж, 1912; Титов Ф. И ., прот. Памяти высокопреосв. Евгения, бывш. митр. Киевского и Галицкого. К., 1912; Карпов С. М . Евгений (Болховитинов), как митр. Киевский. К., 1914; Абрамович Д. И. Памяти митр. Евгения (Болховитинова) // ИА. 1919. Кн. 1. С. 190-223 [Библиогр.]; Шарадзе Г. С . Евгений Болховитинов - первый рус. руствелолог: Очерк из истории руствелологии. Тбилиси, 1978 (на рус. и груз. яз.); Козлов В. П . Колумбы рос. древностей. М., 19852 (по указ.); Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие: Тез. докл. конф. Воронеж, 1992; Зорин А. Л. Евгений (Болховитинов) // Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. слов. М., 1992. Т. 2. С. 207-209; Митр. Евгений: Жизнь и творчество: 8-е Болховитиновские чтения: Сб. ст. Воронеж, 1993; Е. А. Болховитинов: Иерарх Церкви, ученый, просветитель: 10-е Болховитиновские чт. Воронеж, 1996; Руковицина Е. Е . Бiблиотека i архiв митр. Євгенiя (Є. O. Болховiтiнова): Дис. К., 1996; Рус. писатели-богословы: Биобиблиогр. указ. М., 1997. Вып. 1: Историки Церкви. С. 41-53 [Библиогр.];Митр. Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767-1837): Жизнь и творчество: Энцикл. слов. Воронеж, 1998; Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова // Из истории Воронежского края: Сб. ст. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 44-56; Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки рос. истории // Там же. 2001. Вып. 9. С. 4-15; Казакова Л. А . Евфимий Алексеевич Болховитинов // Псковский край в лит-ре. Псков, 2003. С. 117-120; Болховитинов - выдающийся ученый ХVIII-ХIХ вв.: Исслед. и мат-лы. Воронеж, 2004.

Э. П. Р.

Иконография

Е. включает немало живописных и графических портретов, относящихся в основном ко времени его пребывания на Киевской кафедре. Наиболее ранним, запечатлевшим Е. в сравнительно молодом возрасте, в период его служения в Вологодской епархии, является поясной портрет на холсте 1-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ), происходящий из Димитриева Прилуцкого мон-ря. Изображение принадлежит к изводу, представляющему иерарха вполоборота влево, с русыми волосами и небольшой вьющейся бородой, в довольно редком облачении - в архиерейской мантии, омофоре и митре, с панагией, крестом и орденом св. Анны на груди, в правой руке - жезл с навершием в виде посоха, на сулоке вышит вензель Е (еп. Евгений). В иконографии Е. этот тип облачения практически не встречается, уступив место «кабинетному» варианту. Из-за отсутствия подписи памятник считался портретом неизвестного архиерея, однако черты лица изображенного полностью совпадают с обликом Е. на гравюре 1816 г. работы А. А. Осипова

К неизвестному оригиналу восходят и многочисленные поясные изображения иерарха «киевского» извода 20-х гг. XIX - нач. XX в. из собраний НКПИКЗ (11 полотен), ГИМ и др. Е. представлен старцем с седой бородой средней величины, в рабочем кабинете возле стола, вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке с крестом, с панагией, наперсным крестом и многочисленными наградами - орденами ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и орденскими звездами, в левой руке четки. В соответствии с академической портретной традицией он изображен на фоне колонны с зеленой драпировкой, в левом верхнем углу - пейзаж с видом Киево-Печерской лавры со стороны Днепра, справа - полка с книгами, на к-рой стоит митра. Надпись на обороте портрета, происходящего из Голосеевской пуст. (НКПИКЗ), указывает не только дату, но и час смерти Е. («...въ 9ть часовъ»), что дает основание считать произведение прижизненным, а текст - добавленным вскоре после кончины митрополита.

Портрет использовался в качестве образца художниками, выполнявшими и точные копии, и упрощенные реплики с изображением только фигуры Е. (см., напр.: «I монастир той подiбний небу». К., 2005. С. 146). Среди списков имеется миниатюра на роговой пластине (12,8×8,2 см), исполненная архиеп. Анатолием (Мартыновским) (НКПИКЗ). Подобный портрет был написан для Российской императорской академии, действительным членом к-рой являлся Е., в год его кончины худож. А. А. Калашниковым с оригинала, находившегося в архиерейском доме при соборе Св. Софии в Киеве (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 255, 258, 293; Рус. портреты XVIII и XIX вв.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича Романова / Отв. ред.: С. А. Никитин. М., 2000р. Т. 4. С. 61, 296-299. № 71). На копии, хранящейся в наст. время в собрании музея ИРЛИ (ПД), митрополит запечатлен за работой, с пером в руке. Литография ок. 1835 г. А. Мошарского по рис. Калашникова (ГИМ), выпущенная в составе портретов членов имп. Российской академии (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 110-111), представляет упрощенный вариант, без деталей обстановки.

Существуют посмертные живописные портреты Е. др. иконографии, напр. его поколенное фронтальное изображение в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом с сулоком в левой руке (НКПИКЗ). По сторонам в картушах помещены тексты, слева - титул Е., справа: «Исходатайствовал для Лаврской типографии важные права, чем упрочил и расширил дело книгопечатания 1824 г.». Судя по надписи, портрет предназначался для Киево-Печерской лавры. Большой портрет Е. (252×155 см; НКПИКЗ) в рост, в полном богослужебном облачении, с проступающим на фоне силуэтом Успенского собора лавры является не совсем удачной попыткой лаврского живописца XIX в. продолжить старую традицию укр. парадного архиерейского портрета. Живописное изображение Е. имелось в комплексе портретов, написанных ок. 1869 г. для конгрегационного зала КДА (Для посетителей портретной залы КДА. К., 1874).

При жизни Е. в 1823 г. И. Степановым по рис. Е. Эстеррейха был награвирован резцом погрудный портрет Е. в рясе и белом клобуке, с панагией и 2 орденскими звездами (оттиск из собр. Н. Дурново - ЦАК МДА). На одной из литографий работы А. Пецольда (ЦАК МДА) аналогичного извода, с иной формой бороды, указана только дата рождения митрополита - возможно, эстамп выполнен до его кончины. Графический портрет Е. (карандаш, соус) входил в число 302 портретов-копий выдающихся рус. деятелей, к-рые помещались в особом зале Румянцевского музея в Москве (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 231). Литография 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА) повторяет в целом «киевский» извод, иерарх изображен с пером в руке.

Лит.: Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 737-738; Т. 4. Стб. 111, 295, 503-504; Духовные светочи России. С. 108-111. Кат. 92, 93.

Я. Э. Зеленина, Е. В. Лопухина

Евгений (Евфимий Болховитинов)

Е вгений (Евеимий Болховитинов) - известный ученый (1767 - 1837). Родился в семье бедного священника. Учился в Московской духовной академии, посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок , оказало заметное на него влияние. В Воронеже, куда он был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей". Недостаток в книгах принудил его оставить эту задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (Москва, 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Евгения была написана "История воронежской семинарии". В 1800 г. Евгений приехал в Петербург, постригся в монахи и определен префектом духовной академии и учителем философии и красноречия. По поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения церквей, Евгений составил "Каноническое наследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в Петербурге в 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чтения Общества Истории и Древностей Российских", 1871, книга II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Евгением весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (Санкт-Петербург, 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и другими, а также исследования архивного материала. Евгений издал еще "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Евгением. В 1804 г. Евгений был назначен викарием новгородским и, пользуясь библиотекой Софийского собора, написал "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода". К тому же времени относятся: "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповеданий духоборческой секты" и "Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечатанные в журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Евгений написал "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских вологодских и устюжских архиереях", "О личных собственных именах у славяно-руссов" и статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестник Европы" 1813, ч. 70 и 71). В Калуге он продолжал писать "Историю княжества Псковского" (Калуга, 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжества гор. Изборска" ("Отечественные Записки", 1825, ч. 22, № 61) и "О русской церковной музыке" (для гейдельбергского профессора Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестник" исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). Его "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), появился отдельно в 1818 г., а в 1827 г. вышел в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть словаря была в 1845 г. издана под названием "Словарь российских светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени. В 1822 г. Евгений был назначен киевским митрополитом. Здесь составлены им "Описание Киево-Софийского собора" (Киев, 1825), "Описание Киево-Печерской лавры" (1826) и "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд: "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Записки Общества Истории и Древностей", 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей российской иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятиной церкви, Золотых ворот и к другим важным находкам. Кроме трудов исторического характера, Евгению принадлежат еще "Собрание поучительных слов" (Киев, 1834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (Москва, 1811), "Новая латинская азбука", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и др. Евгений постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с писателями того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (например, ). Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св. Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Нападая на увлечение иностранцами, Евгений высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, без субъективного к ним отношения. Такой характер и носят все труды его; за массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. К преобразованиям духовных училищ в начале XIX в. и к лицам, стоявшим во главе этих преобразований, Евгений относился отрицательно. - Ср. "Митрополит Евгений как ученый" (Санкт-Петербург, 1888); "Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви" (Казань, 1899); Д. Сперанский "Ученая деятельность Евгения" ("Русский Вестник", 1885, № 4, 5 и 6); "Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине XIX столетия" (Санкт-Петербург, 1894); "Материалы для биографии митрополита Евгения" (в "Трудах киевской духовной академии", 1867, № 8); "Речь на годичном собрании университета св. Владимира" (там же); "Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции киевской духовной академии" (там же, 1867, № 12); "Преосвященник Евгений, митрополит Киевский и Галицкий".

Другие интересные биографии:
;
;
;
;
;

Запись:619383

События

4 ноябрь 1793 брак : Анна Антоновна Расторгуева [Расторгуевы ] р. 1777 ум. 21 август 1799

26 август 1794 рождение ребёнка: Андриан Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 26 август 1794 ум. 25 март 1795

9 март 1797 рождение ребёнка: Николай Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 9 март 1797 ум. 3 август 1799

3 август 1798 рождение ребёнка: Пульхерия Ефимовна Болховитинова [Болховитиновы ] р. 3 август 1798 ум. 9 июль 1799

Заметки

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болхови́тинов; 18 (29) декабря 1767, Воронеж - 23 февраля (7 марта) 1837, Киев) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Его отец Алексей Андреевич служил в Ильинском храме Воронежа со дня его постройки, до своей кончины в 1776 году. С 10 лет Евфимий - сирота. 15 октября 1777 года был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года - в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он - певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Бедогорье в Павловском уезде.

1785 году по разрешению Воронежского епископа Тихона (III) уехал на учёбу в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1789 году окончил обучение в академии (окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам), во время обучения в духовной академии также слушал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете, тогда же он познакомился с учёным Н. Н. Бантыш-Каменским. По окончании обучения, с января 1789 был года учителем риторики и французского языка, с августа - вице-префектом духовной семинарии, а с сентября - заведующий библиотекой. С сентября 1790 года - префект семинарии, а также преподаватель богословия и философии. 4 ноября 1793 года женился на Анне Антоновне Расторгуевой. В марте 1795 года умер его первый сын - Андриан. В 1796 году рукоположён в протоиереи города Павловска в Воронежской губернии.

В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Там же написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794), «Полное описание жизни преосвященного Тихона» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», под его руководством была написана «История воронежской семинарии».

В 1799 году, 9 июля умерла его дочь - Пульхерия, 3 августа Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, 21 августа - умерла его жена. В 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где стал префектом Александро-Невской академии (3 марта) и принял монашество (9 марта), также там был учителем философии и красноречия. 11 марта 1800 года рукоположён в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря. 27 января 1802 г. поименован архимандритом Сергиевой пустыни. В Санкт-Петербурге им написано «Историческое изображение Грузии» (как результат общения с грузинским епископом Варлаамом и грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом), «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви» (по поводу предложений иезуита Грубера Павлу I по воссоединению католической и православной церкви), «Записка с двумя духоборцами» и др.

За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича, Адриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

«Здесь погребены Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память». На другой грани - четверостишие:

Покойтесь, милые,

До вечного свиданья.

Болезней где уж нет,

Ни скорби, ни вздыханья.

В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

В начале ХIХ века Богучарский край посетил Ефимий Алексеевич Болховитинов. Осуждая грубую, беспардонную политику чиновников, помещиков, купцов в издавна заселенном украинцами Богучарском уезде, он писал: «Дивлюсь я, что некогда бывший благославленный край Богучарский сделался ныне уездом адских ябед и волнений. Да, правда, они ныне видно, уже ныне нигде нет. А все москали».

Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками».

Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».

По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева.

Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб.