Плотность застройки – соотношение суммы полезных площадей всех этажей всех зданий к единице территории (тыс. м 2 /га). Полезная площадь здания определяется в габаритах его наружных стен. С учётом количества строений и площади участка вычисляется плотность застройки, что в общих чертах означает используемость, значимость, социальную и экономическую полезность участка земли.

Фактор полезности по существу - жилые районы, общественно-деловая или производственная зона. Смысл плотности в каждом случае свой. Различают также сплошную, рядовую и открытую застройки.

Гражданский кодекс определяет правовой механизм, социально-экономическая ситуация формирует цель, а проекты планировки определяют, как именно и что именно необходимо строить.

Плотность застройки часто позиционируется в смысле важного коэффициента: соответствие между площадью строения с учётом этажности и размерами участка, на котором оно находится. Смысл этого коэффициента варьируется от назначения здания и места его нахождения.

Правильная разработка и реализация плана по развитию территории существенным образом влияет:
  • на исполнение инженерных сооружений;
  • на организацию транспортной инфраструктуры;
  • на оценку экономической целесообразности;
  • на иные важные аспекты.

Планы по развитию территории обеспечивают совместимость новых и реконструируемых строений с имеющейся инфраструктурой, а также надлежащий уровень жизни населения.

В спальных районах запрещено сооружение транзитных проездов через дворовые территории. Важное значение имеет размещение зон общественно-деловой значимости: медицина, культура, торговля, общественное питание и т. п.

Основные правила.


  1. Обеспечить граждан всем необходимым.
  2. Овеществить нормальное и естественное функционирование застройки.
  3. Создать возможности благоустроенного проживания.
  4. Организовать транспортный сервис во всех необходимых направлениях.

Промышленные территории по категориям производства размещаются с учётом финансовой эффективности, безопасности, экологии и норм санитарии, в частности, транспортный сервис для работников, поставка сырья и материалов, отгрузка продукции. В любом случае промышленные предприятия размещаются вне жилых кварталов.

Расчёт зоны для проживания делается на 20 лет.

Застройка территории

Фактическая необходимость в реконструкции, постройке новых строений для жилья различных типов рассчитывается на основе планов (развитие территорий) и исследований, включающих:

  • анализ имеющихся показателей;
  • прогноз.

Состояние плотности застройки определяет необходимое развитие жилищного и общественного фондов, динамику статуса (семья, пенсионеры, молодёжь) населения. Учитывается размер доходов граждан, сложившаяся и будущая жилищная потребность населения.

Возле дома могут располагаться приусадебные земельные участки для ведения жильцами собственного хозяйства. Такое строение обозначается, как усадебное. Жилой район, как правило, должен иметь расчёт количества объектов жизнеобеспечения (магазины, коммунальные, административные, больницы, культурные центры, библиотеки и т. п.). Возможно функционирование безопасных коммерческих предприятий, не допускающих превышений по экологическим нормативам, санитарным и пожарной безопасности.

Плотность застройки определяется периметрами объектов и линиями между ними. При реконструкции существующего жилого фонда обычно образуются весьма сложные условия.

Расчёт и строгое соблюдение необходимых норм и требований обязательны. Но правовой аспект (прежде всего нормы строительных, архитектурных и иных основополагающих правил застройки) всегда пересекается с «неправовым», но существенным моментом – интересами жителей. Причём последние имеют вполне конкретное материальное выражение как собственники жилья и субъекты вполне конкретных прав на надлежащее благоустроенное проживание.

Требование «непросматриваемости» должно быть обеспечено – особенный обычай в жилом строительстве, имеется в виду невозможность из окон одного здания видеть внутренние помещения другого строения. Однако на практике, особенно при линейной застройке однотипными многоэтажками, об этом требовании забывается.

Линии от периметра промышленных строений до жилых зданий и общественно значимых объектов, а также до границ дошкольных и общеобразовательных организаций, центров здравоохранения, культуры и отдыха проектируются обычно более пятидесяти метров.

Площадки и площади застройки

Территория района проживания граждан, помимо исторического (сложившегося) уклада, неодинакова по своей структуре. Жилые здания размещаются в определённом порядке, каждое здание может иметь свой комплект «сервиса».

Детские площадки, парковки и тротуары – естественная часть любого здания. Парковка или подземный гараж есть не у каждого здания. Особенности местности влияют на электрификацию, санитарное и противопожарное обеспечение окружающей каждое здание территории.

Даже два одинаковых здания, построенных по одному и тому же проекту, будут отличаться конструктивно с инженерной точки зрения. Обычно зелёные насаждения и естественные парковые зоны стараются сохранить в планах застройки.

От местонахождения территории застройки (городская черта, за ней, в деревне, в городском районе, в областном центре и т. д.) и структуры местности все традиционные площадки (детские, санитарные, вспомогательно-технические и т. п.) отличаются. В некоторых случаях при жилых строениях располагаются пристройки (например, сарай или гараж). Иногда к зданию примыкают небольшие приусадебные участки.

Варианты застройки города и деревни порой разительно отличаются, а возможности реконструкции во втором случае, например, в транспортных коммуникациях, существенно ограничены. Однако в первом случае жители ограничены в собственных пристройках (теплицы, гаражи, сараи), а во втором нет.

Исторически складывавшаяся жизнедеятельность людей не может быть изменена моментально в контексте размещения:


  • зданий;
  • дорог;
  • мест отдыха;
  • парковых территорий и других конструкций.

Как правило, реконструкция выполняется по мере необходимости. Это может быть следствием техногенной аварии, износа строения или инженерного сооружения.

Многие причины необходимости реконструкции существующего жилого фонда лежат в существенном износе некоторых зданий, что затрагивает другие сооружения вследствие необходимости перепланировки, например, инженерных сооружений.

Другие причины появляются вследствие постройки новых транспортных магистралей, которые оказывают неожиданное существенное влияние на привычную сложившуюся жизнь в жилой зоне.

Снос конструкций и строительство новых сопряжены со значительными финансовыми и временными затратами. Кроме того, играет существенную роль исторический момент, когда определённое сооружение необходимо сохранить, восстановив его внешний вид, укрепив износившиеся элементы конструкции.

Если даже смена названия улицы несёт за собой не только «моральные издержки», то что говорить про изменение материальных объектов, расположенных на реконструируемой территории.

Учёт интересов жителей реконструируемой территории имеет решающее значение при изменении плотности застройки, хотя роль административного ресурса не менее велика. В настоящее время, характерный пример, ещё находятся в фонде двух-, четырёх-, пятиэтажные здания, построенные после Великой Отечественной войны, но здесь реконструкция многоквартирными зданиями всегда сопряжена с переселением, затратами и далеко не просто реализовать желаемое.

Увеличение плотности застройки не всегда позволяет решить проблему реконструируемого района, а перемещение жителей вызывает естественный протест.

Вопрос эффективной жилой застройки всегда был и остаётся сложным, поскольку затрагивает имущественные интересы граждан, влияет на их имущественные права.

Практика показывает, что баланс интересов при планировании оптимального варианта архитектурного развития территории, её инфраструктуры в контексте благоустройства, сервиса, транспорта всё же может быть достигнут в большинстве случаев.

Сначала необходимо дать определение того, что считать плотностью застройки, прежде, чем рассказывать, как считается плотность застройки. Этот термин применяется в градостроительной практике и характеризует интенсивность использования территории. Его еще называют коэффициент использования территории.

Как рассчитать плотность застройки?

Когда застройка территории осуществляется поквартально, тогда жилые кварталы, как правило небольшие по размеру, расположены слишком близко к магистралям и улицам. Школы, детские сады, другие общественные здания и предприятия обслуживания располагаются далеко от жилых домов, доступ к которым проходит через пересечение оживленных транспортных магистралей.

Современное строительство ориентировано не на поквартальные застройки, а на строительство микрорайонов, которые значительно больше по размерам, чем кварталы, а также имеют определенные плюсы, по сравнению с кварталами. Микрорайон сочетает в себе несколько групп жилых домов, в котором детские, школьные учреждения и предприятия бытового обслуживания расположены в непосредственной близости. Микрорайон в большей степени удовлетворяет требованиям функционального зонирования, проветривания, защищенности от шума и пыли.

Старые районы с поквартальной застройкой стараются реконструировать путем разуплотнения поквартальной застройки, создавая вместо улиц бульвары для пешеходов. Насколько удобна и совершенна застройка, насколько оптимально подобрано количество детских и школьных учреждений, а также предприятий бытового назначения определяется с помощью технико-экономических показателей, в числе которых имеется такой показатель, как плотность застройки.

Плотность застройки может быть рассчитана различными формулами - брутто и нетто.

Это отношение всей площади территории, определенной под застройку, к площади определенного квартала или микрорайона. Показатель определяется в процентах.

Как считается плотность застройки нетто:

Это отношение всей площади территории, определенной под застройку, к площади непосредственно жилой части квартала, то есть к площади, занятой под жилыми домами. Площадь под жилыми домами определяют вычитанием из общей площади микрорайона значение площади, занятой под ясли, сады, физкультурные площадки, коммунально-хозяйственные, бытовые и культурно-образовательные предприятия.

Такие и другие технико-экономические показатели позволяют правильно рассчитать необходимость культурно-образовательных и бытовых заведений на определенный микрорайон.

Коэффициент использования территории (КИТ) показывает соотношение суммарной общей площади построек к площади участка. Задавая определённый коэффициент, городские власти таким образом регулируют нагрузку на территорию: определённое количество квартир, офисов или торговых площадей. В таком случае застройщику приходится выбирать: либо увеличение площади застройки (хотя и её процент ограничен Правилами) при уменьшении этажности, либо увеличении этажности (до предельно разрешённой высоты) при сокращении площади застройки.

Изначально, коэффициентам использования территории был посвящён отдельный раздел Правил землепользования и застройки города-курорта Сочи, разработанный петербургским ООО «Институт строительных проектов» по заданию администрации города в 2009 году.

О том, что этот термин вводился в Правилах свидетельствует наличие определения КИТ в главе 1 «Общие положения»:

«Коэффициент использования территории (КИТ) — отношение суммарной площади полов в зданиях на земельном участке к площади участка. Умножение значения максимально допустимого КИТ на площадь участка дает максимальную величину площади полов, допустимую на участке.»

Но при прохождении обсуждения документа, регулирующего застройку будущей столицы олимпийских игр, в Городском собрании раздел КИТ таинственным образом исчез. Определение в основных понятиях было, а далее нигде термин не упоминался. Все разговоры профессионального сообщества города и попытки вернуть коэффициент в Правила игнорировались как законодательной, так и исполнительной ветвями городской власти, а Сочи между так и продолжал обрастать агрессивной для местного населения и туристов застройкой.

Только когда президент обратил внимание и потребовал от властей города и края прекратить в Сочи, когда после олимпиады прошло уже два года вопрос о возвращении коэффициента использования территории в вновь был вынесен на повестку для и наконец-то обрёл поддержку главы города. Стоит, однако, отметить, что депутаты Городского собрания Сочи Четвёртого созыва, так и не приняли изменения в Правила землепользования и застройки, устанавливающие КИТ для каждой из территориальных зон. Сложно объяснить такое «упрямство» народных депутатов чем-то иным, чем лоббированием интересов строительной отрасли.

Ситуация коренным образом изменилась после очередных выборов в Городское собрание в сентябре прошлого года. Обновлённый депутатский корпус на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которые ввели новую территориальную зону и установили значение КИТ для каждой территориальной зоны.

Изменения в Правилах землепользования и застройки вступили в силу с момента опубликования в газете «Новости Сочи» от 17.11.2015 № 174(2540)-175(2541), а потому должны учитываться при проектировании новой застройки или реконструкции существующей.

В новой редакции Таблица 11 «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» выглядит так:

НР — не регламентируется, параметры строительства определяются в составе документации по планировке территории, определяемые функциональными процессами, устанавливаемые по соответствующим технологическим нормам и требованиям.

  1. Для участков жилой застройки высота ограды 2 метра может быть превышена между соседними земельными участками при условии, если это не нарушает объемно-пространственных характеристик окружающей застройки и ландшафта, норм инсоляции и естественной освещенности, но не более 2,5 метра.
  2. Ограждения вдоль магистральных улиц должны быть выполнены в «прозрачном» исполнении с элементами благоустройства и озеленения.
  3. Допускается отклонение от указанного значения предельной высоты зданий, строений, сооружений в зависимости от характера рельефа местности, но не более чем на 10 процентов. Данное отклонение допустимо без соблюдения дополнительных процедур.
  4. Данный раздел не применяется в отношении видов разрешенного использования, указанных в таблице №9 настоящих Правил под №№ 3.5; 11.8; 21.3; 22.1 — 22.7; 23.1 — 23.4, 24.1.
  5. Допускается при подготовке градостроительного плана отклонение от максимального процента застройки или от минимального отступа от границ земельного участка без соблюдения дополнительных процедур, при реконструкции объектов капитального строительства — зданий, строений, объектов незавершенного строительства (при наличии документа, подтверждающего право на такой объект), внешний контур которых располагается за пределами границ минимально допустимого отступа от границ земельного участка или превышает максимальный коэффициент застройки, установленный градостроительным регламентом для данного земельного участка. В таком случае граница максимального процента застройки и минимального отступа от границ земельного участка отражается в градостроительном плане по внешнему контуру здания (строения) и реконструкция допустима исключительно путем увеличения этажности таких объектов.
  6. Если земельный участок (существующий или формируемый) имеет не прямоугольную форму, минимальная его длина по уличному фронту может быть уменьшена, но не более чем на 40%, при условии, что его площадь не меньше условной площади (минимальная длина по уличному фронту, умноженная на минимальную глубину) в соответствии с настоящей таблицей.
  7. Данный параметр применяется для надземных частей зданий и сооружений.

В новой редакции ПЗЗ откорректировано и определение понятия «Коэффициент использования территории (КИТ)» — это вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка.

Классификация объектов общественной застройки по функциональному назначению. Они подразделяются на следующие группы: объекты народного образования и воспитания; объекты здравоохранения; физкультурные и спортивные сооружения; учреждения культуры и искусства; предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания; административные и общественные организации; учреждения массового отдыха. Деление культурно-бытовых объектов по функциональному назначению связано с дифференцированным подходом к их нормированию различным характером размещения объектов в плане города.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания в городах должно проектироваться комплексно для селитебной зоны , мест приложения труда и зон массового отдыха.

Учреждения повседневного пользования размещаются в микрорайоне из расчета 5-7 минут ходьбы от наиболее удаленных жилых домов, что соответствует радиусу доступности порядка 500м.

Учреждения периодического пользования располагаются на обособленных участках жилых районов из расчета пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 минут, что отвечает радиусу доступности примерно 1500м.

Учреждения эпизодического пользования размещаются на обособленных участках планировочных районов и в общегородском центре. Население пользуется этими учреждениями, приезжая в них на общественном транспорте. Время, затрачиваемое на поездки, обычно строго не лимитируется, однако при разработке генеральных планов стремятся исходить из 20-30 минутной доступности. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший городские центры или подцентры систем расселения - не более 1ч.; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более:

Детские дошкольные учреждения в городах 300м
В сельских поселениях и в малых городах, при 1-, 2-х этажной застройке 500м
Общеобразовательные школы 750м
Для начальных классов 500м
Помещение для физкультурно-оздоровительных занятий 500м
Физкультурно-спортивные центры жилых районов 1500м
Поликлиники и их филиалы в городах 1000м
Раздаточные пункты молочной кухни 500м
800м
Аптеки в городах 500м
То же, при одно- и двухэтажной застройке 800м
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения в городах 500м
То же, при одно- и двухэтажной застройке 800м
То же, в сельских поселениях 2000м
Отделения связи и филиалы сберегательного банка 500м

Показатели, характеризующие застройку рассматриваемых видов проектов, могут быть подразделены на две группы:

1 . Показатели, характеризующие жилые и общественные здания и их использование;


2 . показатели, регламентирующие использование территорий.

Для жилых зданий:

Жилая площадь, кв.м - суммаплощадей жилых комнат без учета площади встроенных шкафов;

Общая площадь, кв .м - сумма площадей всех жилых комнат и подсобных помещений, включая площадь встроенных шкафов, внутриквартирных коридоров и шлюзов;

Средняя общая площадь квартиры, кв .м - отношение общей площади квартир к их количеству.

Планировочный коэффициент, К 1 - отношение жилой площади квартир к общей. Значение его изменяется в зависимости от качества планировки квартиры в части выхода жилой площади и от среднего размера квартиры.

Объемный коэффициент, К 2 - отношение объема жилого здания к общей площади.

Коэффициент, К 3 - отношение объема жилого здания к общей площади застройки. Изменение значения коэффициента К 3 связано с конструктивно-планировочными решениями зданий различной этажности.

Средняя этажность жилой застройки, Э -определяется по формуле средневзвешенной гармонической

Э = О / (О 1 + О 2 / 2 + О 3 /3+…+ О n /n) где

О - общая жилая площадь, кв.м

О 1 , О 2 ,О 3 , … О n - общая площадь одно-, двух-, трех- и т.д. этажных зданий

n - количество этажей;

Показатель средней этажности характеризует вертикальный облик города.

Строительный объем, м 3 наземной части общественных зданий с чердачным перекрытием - произведение площади горизонтального сечения, взятой по внешнему обмеру здания на уровне первого этажа выше цоколя, на полную высоту здания, измеренную от уровня первого этажа до верха засыпки чердачного перекрытия.

Использование жилых зданий характеризуется показателем средней жилищной обеспеченности, выражаемым количеством кв. метров общей площади на одного жителя.

Использование культурно-бытовых объектов - показателем строительного объема, приходящегося на одного жителя по отдельным видам обслуживания и в целом, а также показателем удельной емкости соответствующих видов обслуживания в расчете на 1000 жителей.

Плотность застройки, П - показатель, отражающий соотношение застроенных и незастроенных площадей на жилой территории.

При разработке проектов плотность рассчитывается по формуле

П = 100 С /Т ж , где

П - плотность застройки жилой территории, умноженная на 100%

С - суммарная площадь под застройкой жилыми зданиями

Т ж - жилая площадь.

Плотность жилого фонда нетто - количество общей площади, приходящейся на 1га жилой территории:

s нетто = О / Т ж где

s нетто - плотность жилого фонда нетто, кв.м общей площади на 1га

О - общая площадь жилых зданий, кв.м

Т ж - жилая территория, га

При необходимости допустимая плотность жилого фонда нетто может быть вычислена по формуле

s нетто = (10 4 n) / S ж где

n -норма жилищной обеспеченности, кв.м общей пл. /чел.;

S ж --удельный размер жилой территории, кв.м на чел.;

Площадь жилой территории на одного человека должна быть такой, чтобы обеспечить комфортные условия для отдыха на придомовых озелененных территориях, нормальный подход и проезд к домам, а также выполнение бытовых функций (сушка белья, чистка ковров, временное хранение автомобилей).

s нетто = 10 2 П b где

П - плотность застройки,%

b - выход общей площади всех этажей на 1 кв. м площади застройки дома, кв.м

Плотность жилого фонда микрорайона брутто - количество общей площади, приходящейся на 1 га территории микрорайона. Она рассчитывается по формуле

s м брутто = О /Т м где

s м брутто - плотность жилого фонда микрорайона брутто, кв.м пл. /га;

О - общая площадь жилых зданий, кв.м;

Т м - территория микрорайона, га;

При застройке зданий разной этажности плотность жилого фонда рассчитывается по формуле

s брутто = 100 / (а 1 / s 1 + а 2 / s 2 + а 3 / s 3), где

s брутто - средневзвешенная плотность жилого фонда микрорайона, кв.м общ пл. на га;

а 1 ,а 2 , а 3 - общая площадь жилых зданий принятой в проекте этажности; % от общей площади всех жилых зданий микрорайонов;

s 1 , s 2 , s 2 - плотность жилого фонда микрорайона в зависимости от принятой этажности.

При необходимости обоснования допустимых размеров плотности жилого фонда микрорайона брутто для конкретных условий расчет может быть произведен по формуле

s м брутто = (10 4 n) / (S ж + S о), где

n - норма жилой обеспеченности;

S ж - удельный размер жилой территории, кв.м /чел.;

S о - удельный размер общественной территории, (включая физкультурные и спортивные сооружения и зеленые насаждения общемикрорайонного пользования,) кв.м /чел.

Плотность жилого фонда района брутто - количество общей площади, приходящейся на 1 га территории жилого района:

s жр брутто = О / Т р где

О - общая площадь жилоых зданий,кв.м;

Т р - территория жилого района, га;

Плотность населения нетто, брутто микрорайона, брутто жилого района - количество населения, приходящегося соответственно на 1 га жилой территории микрорайона и жилого района

s н = Ч /Т ,чел. /га,где

Ч - численность населения в соответствующем планировочном образовании, чел.

Т - территория соответствующего территориального образования, га;

Плотность жилого фонда зависит от:

§ Количество значений санитарно-технических норм;

§ Типов жилых строений (этажности, длины, ширины, внутренней планировки корпусов)

§ Типов жилой застройки (рядовой, строчной, периметральной)

§ Типов культурно-бытовых учреждений (отдельно стоящих или встроенных, комбинированных или одного профиля, крупных или мелких)

§ Обеспеченности учреждениями культурно-бытового обслуживания и структурного построения их сети

§ Размеров участков различного функционального назначения.

Санитарно-гигиенические нормы всегда задаются жестко и однозначно.