Среди мирян бытует мнение, что если похоронен православный христианин, то установка креста на могиле производится в ногах. Если же речь идет о месте последнего пристанища католика или лютеранина, то крест занимает место в изголовье. Это не совсем соответствует истине, так как нет единой традиции. При этом, по мнению священнослужителей, в этом отсутствует элемент ереси.

Символом чего является крест в зависимости от места его установки

В соответствии с христианской традицией покойник должен быть похоронен лицом к востоку. То есть голова направлена на запад, а ноги на восток. Именно таким образом было произведено захоронение Христа в пещерной могиле. В Новом Завете сказано, что перед тем, как наступит Конец Света, произойдет воскрешение Христа. Он восстанет подобный молнии с востока.

Вслед за ним воскреснут все усопшие, которым надлежит предстать перед Страшным Судом и поднявшись, они увидят перед собой Христа. Расположенный в ногах крест является символом опоры и вечной жизни. Установленный в изголовье крест - символ хоругви, с которым окажется в руках человека, участвующего во всеобщем воскрешении. Она ознаменует победу над темными силами.

Что говорится о том, где ставят крест на могиле в ногах или изголовье в церковных догматах

В пояснения церкви сказано, что место расположения креста скорее следует относить к религиозным традициям, а они никакого отношения не имеют к догмам. Все объясняется исключительно местными обычаями, а также тем, каких религиозных убеждений придерживаются близкие покойного.

Для церкви не принципиально, где будет стоять крест в голове или в ногах. Просто так исторически сложилось, что у русских православных принято использовать второй вариант. А в странах, где преобладают католики, чаще пользуются первым.

Мнения, высказываемые священнослужителями

Среди священнослужителей православной церкви по данному вопросу нет единого мнения. Так если взять книгу под названием «У Бога все живы», то там сказано: «Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах)».

В откровениях от отца Афанасия (Гумерова) говорится о том, что покойники, в соответствии с Православными обычаями, кладутся в землю так, чтобы их голова была направлена на Запад. Соответственно лицо покойника «смотрит» на Восток, чтобы ему был доступен восход Солнца, которому суждено рождаться на Востоке, а «умирать» на Западе. Положение, в котором находится покойный, призвано выражать безмолвную молитву, а также его стремление последовать к свету от мрака, то есть от Запада на Восток. От мира земного к вечности.

Предваряя Конец Света, Христос появится с Востока, так как именно там, согласно Библии, расположен Рай. И в момент его пришествия, мертвым должно быть видно его лицо, тогда как у него должна быть возможность увидеть лица всех покойников. В их ногах устанавливается крест Христов. И все православные храмы строятся таким образом, чтобы лица верующих в момент молитвы были обращены на Восток.

А вот иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов Николай Федорович) в своей книге «Сила Креста Христова» пишет иначе. В ней говорится, что пришло время, когда люди научились ставить крест в ногах покойного. А он при этом выразил готовность к принятию любых, пусть даже самых жестоких мук, лишь бы никто и никогда не услышал от него пожелания поставить в ногах крест. И если после его кончины кто-нибудь поступит именно так, то он придет с того света чтобы показать, где ему надлежит быть.

Отвечая на вопрос прихожанки о том, как следует ставить крест, отец Олег Моленко сказал, что наступит день, когда произойдет славное всеобщее воскрешение мертвых. И Божья сила воскресит всех умерших людей, призывая их восстать из могил своих. И те, кому крест поставили в ноги, восстав, сначала будут видеть милый каждому верующему символ спасения. Тогда как покойникам, коим крест установили в изголовье, то ли по невежеству, то ли по каким иным причинам, суждено удариться головой о его основание.

Обдумав все, о чем шла речь выше, каждый сам должен решить за кем последовать и, в зависимости от этого, как устанавливать крест на могиле усопшего.

Строка поиска: памятник

Найдено записей : 65

Здравствуйте, на могиле отца кто-то оставляет горсти монет или же несколько нательных крестиков, на памятнике, на столике, на полу. Не впервые. Что это может значить и как быть? Спасибо.

Татьяна

Татьяна. Я не знаю, кто и зачем это делает, но уверен, что Вам не нужно ничего опасаться. Крестики отнесите в церковь, а мелочь раздайте нуждающимся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что ставить на могиле родственника, а что нет? Достаточно ли креста, нужны ли фото и другие данные об усопшем? Говорят,что нужно что-то вроде памятника с фото и данными. Скажите, что действительно нужно?

Юрий

Здравствуйте, Юрий! Прежде всего, на православной могиле должен стоять крест. Для памяти живущих можно повесить табличку с данными усопшего, фотографию. Если же Вы со временем пожелаете поставить памятник, то крест на нем все равно должен присутствовать.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья. Я хотела заказать крест новый на кладбище, т. к. старый упал, а мне предложили поставить крест бу, но его также надо покупать, только он дешевле. Это, говорят, те кресты, которые убирают, чтобы поставить памятник. А можно ли вообще ставить такой крест?

Екатерина

Екатерина, конечно, можно. Если дорого поставить новый крест на могилу, поставьте тот, который Вам предлагают. На православной могиле должен быть не памятник, а именно православный крест.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, обязательна ли фотография на памятнике усопшего?

Татьяна

Татьяна, на православной могиле должен быть обязательно православный крест, все остальное (памятники, фото и пр.) совсем не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшка! В Харьковской области во время пожара сгорела мать и трое ее детей - 6 месяцев, 6 лет и 7 лет. Похоронили их в двух гробах: мать с 6-месячным ребенком в одном гробу, и детей 6 и 7 лет - в другом гробу. И на кладбище вместо четырех могил всего две. Как церковь относится к таким случаям и допустимо ли такое вообще? Спаси Господь за ответ. Извините за беспокойство.

Наталия

Наталья, да, это возможно, здесь нет ничего предосудительного: вспомните, например, солдатские братские могилы, где похоронено множество людей, а над могилой - один большой памятник или крест. Более того, так было и с ранними христианскими мучениками - не всегда каждый из них был похоронен отдельно. Очень часто кости мучеников, сожженных в печи или растерзанных дикими зверями, язычники хоронили в одной могиле.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, правда ли, что землю с одной могилы нельзя сыпать на другую? Дело в том, что при установке памятников моим родителям земля с могил перемешалась. Если это нарушение, то как можно все исправить?

Лидия

Лидия, в церкви нет таких правил, которые бы указывали на то, что нельзя брать землю с одной могилы на другую. Я думаю, это не существенно. Мы же все живем на одной земле, под одним солнцем, и дышим все одним воздухом. Не переживайте, ничего страшного нет. Главное, молитесь за своих усопших, и сами чаще посещайте церковь, исповедуйтесь и причащайтесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на два вопроса по Бытию. 1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека – один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]? 2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения? Благодарю вас!

Владимир

Владимир, здесь нет противоречия, просто это стиль повествования, свойственный такому древнему памятнику, как Библия. Сначала говорится о сотворении мира и человека в том числе, а потом более подробно о происхождении всего сущего.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. У меня умерла бабушка, и точную дату смерти не знаем, т. к. нашли ее 12 января утром, и эту дату написали везде, в документах и на памятнике. Но сопоставив некоторые факты, мы с сомнением, но пришли к выводу, что умерла она днем 11 января. Как нам теперь быть и когда делать поминальные дни, особенно важный сороковой день? Очень мучительный для меня вопрос. Ведь мы можем опоздать (если можно так выразиться) с поминальным днем. Помогите, пожалуйста, и спасибо заранее.

Наталия

Наталия, если наиболее вероятная дата смерти – 11 января, то поминайте в соответствии с этой датой, и без смущения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что будет правильно: поставить на могиле православному памятник с изображением креста и фотографией умершего, или же просто крест? Если ставить просто крест, то можно ли на кресте помещать изображение умершего, или же разрешена только табличка с Ф.И.О. и датой рождения и смерти?

Олег

Олег, Крест должен быть у христианина всегда, и при жизни, и после смерти. Крест на могиле должен стоять независимо от памятника. Можно поставить и памятник, как удобно, но крест - отдельно. На кресте лучше сделать только дату и Ф.И.О., а фото отдельно. Но можно сделать надгробную плиту с надписью и фото, а крест поставить отдельно, это будет недорого.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Помогите, подскажите, что мне делать. Соседи привозят с кладбища могильные кресты и устанавливают пред моими окнами. Также поставили памятник с изображением усопшей. Ранее от действий этих людей пострадал мой ребенок - пролежал в больнице более месяца, а когда выписался, под окном появились кресты. Убрать их я не могу. Я живу одна и двое маленьких детей.

Ирина

Какие, однако, "трудолюбивые" соседи Вам попались, Ирина! Их бы энергию - да в мирное русло!
Ничего не бойтесь, весь этот цирк Вам не повредит. А сами - стойте покрепче в вере, живите вместе с Церковью, приступайте почаще к церковным Таинствам, благодать Вас защитит, а Господь Своих - не оставит! Апостол сказал: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. Гл.8, ст.31). А кроме того - можно обратиться и в комунальные службы, и к помощи закона, т.к. вряд ли закон дозволяет устанавливать на жилой или общественной территории неизвестно откуда взятые кладбищенские кресты.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо за все ваши ответы. У меня созрел еще один вопрос: заказали памятник для покойной мамочки, а бабушка хотела (хорошо, что отговорили) предварительно и себе сделать памятник с портретом и датой рождения. Не грех ли заранее себе заказывать памятник?Ии еще такой вопрос: говорят, что молодым людям нельзя носить на кладбище живые цветы, а только искусственные - а то якобы будут молодые люди умирать. Это ведь просто суеверия? И откуда люди берут эти глупости? Спасибо заранее за Ваши ответы!

Здравствуйте, Юлия! В православии есть традиция при жизни готовить себе гроб и крест. Так делали многие святые, и в этом нет ничего плохого. Это памятование о смерти, которое должно быть у каждого христианина, тем более престарелого. Если бабушка желает заказать памятник, пусть заказывает, если родственники не будут против. Относительно цветов – однозначно суеверие. Живые цветы на кладбище – символ вечной жизни умершего. А суеверия рождаются от незнания и нежелания изучать свою веру.

иерей Владимир Шлыков

В 2007 г. я установил надгробие умершей жене. На надгробии из красного гранита изображен православный крест, портрет Танюши, любимый цветок - клематис и стилизованное (неузнаваемое) скульптурное изображение маленькой девочки. Вкладываемый смысл в том, что моя Таня будет как ангел-хранитель своей внучке Александре, которую она очень любила. Сейчас старшая дочь Анастасия настаивает на переделке памятника. Посоветуйте, отче, как быть.

Козловский Владимир Леонидович

Конечно же, Вашей дочерью движет суеверный страх. Памятник переделывать не нужно, можно перетолковать сюжет. Посмотрите на икону Успения Божией Матери, там душа Богоматери изображена на руках Спасителя в виде маленькой девочки, так что можно истолковать эту фигуру на надгробье как символическое изображение души покойной.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, меня зовут Наталья, я из Казахстана. У меня возник один вопрос, но сначала небольшая предыстория: моей мамы, к моему великому сожалению, нет уже почти 5 лет, она пела в церковном хоре и я росла при церкви (если можно так сказать) и вот, я помню, что мама всегда говорила, что не хочет, чтобы ей после смерти поставили памятник, разрешила нам поставить только деревянный крест. Она это объясняла, но вот как объясняла, дословно я не помню. Что-то говорила о том, что в судный день крест надо будет нести, а памятник невозможно будет поднять... И мой вопрос: это описывается где-то в Библии? Откуда у мамы было такое решение?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, благословите! На могиле моего отца для благоустройства использованы бордюрные камни. Хочу поставить на могиле памятник, а бордюрные камни убрать. Можно ли их использовать на дачном участке? Спаси Господи.

Олег

Здравствуйте, Олег! Эти камни – Ваша собственность, можете поступать с ними как пожелаете. Но брать камни с кладбища домой лично я бы не стал.

иерей Владимир Шлыков

На захоронении моей матери 57 лет назад был установлен православный крест. Сейчас хочу поставить памятник. Можно ли заменить или убрать пришедший в негодность старый крест?

Александр

Здравствуйте, Александр! Вы можете поставить памятник с изображением креста, а старый крест, чтобы не было поругания, можно сжечь или распилить на части и опять-таки сжечь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень хочу вышить наш с мужем свадебный портрет. Все готово для этого. Мама, узнав о моем желании, через пару дней сказала, что нельзя этого делать, что это что-то вроде памятника при жизни. Я очень расстроилась, поэтому хочу знать, так ли это, и можно ли вышивать свадебный портрет? Может, нужно перед началом работы сходить в церковь и попросить благословения. Скажите, пожалуйста, как правильно поступить?

Приметы, суеверия и предписания Церкви о крестах на могилу.

Символ Христова распятия - крест - еще издревле был окутан таинственной поволокой загадок, тайн и суеверий. Многие из этих примет обрели религиозную форму с тех пор, как по всему миру распространилось христианство, избрав своим символом крест.

Согласно религиозным догмам, смерть является важным, переломным событием в жизни каждого человека. Более того, монахи и старцы называют жизнь подготовкой к смерти, так как именно с окончанием “земных дел” душа встречается с Господом. А потому неудивительно, что с именно с обрядом захоронения связано так много различных религиозных предписаний и наставлений. Очень важное из них - установка креста на могиле умершего христианина.

Крест - это святыня, почитаемая и вызывающая благоговение у всех христиан. А в связи с этим при его установке на могиле могут возникнуть некоторые практические вопросы, вызванные страхом оскорбить сакральный символ, тем самым навлечь на себя божественный гнев.

Как установить крест на могиле?

Опираясь на традиции православного христианства, могилу располагают таким образом, чтобы голова покойного была направлена на запад, а ноги - на восток. Если верить библейским приданиям, именно таким образом был похоронен Иисус.

Надгробный крест ставят в ногах покойного, чтобы в момент, когда душа покидает свое последнее пристанище, она могла видеть перед собой святой символ всепрощения и вознести перед ним молитвы. Католические традиции предписывают ставить крест над головой. Считается, что, покидая землю, душа целует распятие, выражая свою покорность и преданность христианскому учению.

Что делать со старым крестом?

В день похорон на могиле устанавливают обычный деревянный крест. Делается это не только из-за религиозных соображений, но и из практических: конструкция из дерева имеет достаточно легкий вес (по сравнению, например, с надгробиями из камня), а потому ее монтаж не будет препятствовать естественному проседанию и утрамбовыванию почвы на месте захоронения.

Но когда приходит время установить новое, постоянное надгробие, крест демонтируют и появляется вопрос, что с ним делать. Выбрасывать на помойку святыню действительно нельзя, так как это проявление неуважения. Деревянный крест за ненадобностью советуют сжигать. Если встала такая необходимость, следует поинтересоваться у администрации кладбища, где это можно сделать. Как правило, на каждом погосте предусмотрены места для подобных нужд.

Если крест хорошо сохранился, его можно отдать в мастерскую или даже продать. Как утверждают церковнослужители, в установке старого распятия нет ничего запретного и зазорного. К тому же старое надгробие может стать олицетворением нестяжания покойного, его кротости и отсутствия стремления к материальным, земным благам.

Что делать, есть крест покосился или упал?

Из-за непогоды надгробие, особенно временное, изготовленное из легкого материала и установленное без прочного фундамента, может покоситься или вовсе упасть. Если распятие покосилось, его следует поправить, сделать плотную земляную насыпь и хорошо ее утрамбовать. Крест должен стоять на могиле ровно.

По поводу поваленных крестов мнения двоякие, однако они сходятся в том, что это неблагоприятный знак. Некоторые утверждают, что поваленное надгробие можно просто переустановить, но сделать в этот раз более качественный монтаж. По мнению других, упавший крест следует сжечь, а на его месте установить новый. Как бы там ни было, Церковь рекомендует заказать молебен за упокой или поставить свечку, если подобное произошло на могиле Вашего близкого человека.

Приметы и суеверия

С могильными крестами многие связывают различные суеверия. На них гадают, снимают и наводят порчи, делают привороты и заговоры. Православная Церковь относится к таким обрядам неодобрительно, их называют языческими. Святые отцы утверждают, что если Вы заметили недобрые знаки, связанные с надгробными крестами, как будто кто-то хочет накликать на Вас беду, не стоит бояться и принимать это слишком близко к сердцу. Необходимо укрепиться в своей вере, сходить в церковь, помолиться, принять святое причастие, тогда никакие несчастья не смогут коснуться ни Вас, ни Вашей семьи.

С крестами, так или иначе, связано еще множество различных примет и религиозных требований. Похоронить близкого, досконально соблюдая предписания Церкви, это похвальное, доброе желание, однако если в сердце живет вера и из глубины души исходят искренние молитвы за усопшего, тогда не стоит опасаться допустить небольшие ошибки, связанные с установкой надгробного креста.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

В оформлении памятников может быть изображен не только портрет усопшего, но и фактически любое иное изображение. Но тут нужно учитывать некоторые нюансы, к примеру, если покойным был человеком христианской веры, то можно использовать церковные изображения: ангелы, кресты, распятие. Церковь не запрещает это. Так же на памятнике могут быть изображены домашние животные покойного или его хобби, к примеру, если усопший играл на гитаре, то можно изобразить его с гитарой и т.д. В тоже время по законам шариата на памятнике нельзя изображать живых существ. Согласно иудейским традициям на памятнике не должно быть ни портрета, ни цветов. Памятники должны быть скромными, без вычурности, так как перед смертью все равны. В принципе, можно вообще ограничиться только портретом, датой жизни и смерти.

Можно ли размещать на памятнике фотографию в молодости

Ни с церковной точки зрения, ни с этнической ограничений нет. Главное чтобы фотография нравилась вам и усопшему.

Можно ли размещать на памятнике фотографию в головном уборе

В принципе, такие фотографии не рекомендуются, но если усопший любил эту фотографию или головной убор, то можно. К примеру покойный был военным, спасателем, то вполне можно использовать фотографию с головным убором, но лучше обсудить этот вопрос с художником.

С какой стороны размещать крест или распятие

В принципе разницы нет, но большинство людей предпочитает с правой стороны от портрета усопшего, так как по вере Ангел сидит у нас на правом плече.

Какие цветы выбрать для оформления памятника

Самый распространенный вариант - это розы и гвоздики. Розы обычно выбирают женщинам, а для мужчин гвоздики. Но по желанию можно просто выбрать любимые цветы усопшего.

Портрет должен быть с тыльной или лицевой стороны

Тут нужно учитывать особенности религию и национальные обычаи, к примеру, на греческих памятниках портрет усопшего набивают на тыльной стороне, так как стол и лавочки устанавливают в голове умершего. В тоже время большинство христиан устанавливают лавочки и столы сбоку или в ногах покойного, поэтому и фотографию набивают на лицевой стороне.