Есть ли в почве воздух? Исследование 1 «Есть ли в почве воздух?» Цель: опытным путём выявить, есть ли в почве воздух Оборудование: Банки с водой, образец почвы. Проведение опыта. Напомнить о том, что в подземном царстве- почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Предложить проверить есть ли в почве воздух? Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Все дет делают опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы.


Есть ли в почве влага? Исследование 2. «Есть ли в почве влага» Цель: Опытным путем выявить есть ли в почве вода. Оборудование: Баночка с почвой, стекло, спиртовка, железная ложка. Проведение опыта: Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Делаем вывод, что в почве есть вода.


Где лучше УСЛОВИЯ для жизни растений и почвенных жителей. Исследование 4 Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе Оборудование: Для образца почвы: первый- с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй- с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. Проведение опыта: Напомним детям откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше- в местах, где редко ступает нога человека), (где воздуха меньше- «Под тропинкой»).Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше и почвенным жителям и растениям трудно дышать.


Опадающие листья- отличное лакомство для дождевых червей. Цель: Путем длительного наблюдения показать детям, как дождевые черви образуют почву. Оборудование: Сетчатая корзинка без дна, опавшие листья. Проведение опыта: Мы с ребятами решили сделать своеобразную столовую для дождевых червей, и других подземных жителей. Мы взяли сетчатую корзинку и отрезали в ней дно и вкопали ее в землю, и наполнили ее опавшими листьями. Дырочки в корзине нужны для того, чтобы у червяков был свободный доступ как в «столовую» так и обратно в привычную среду обитания. Надеемся, что в ходе наблюдения наша листва превратится в плодородную почву.


Почва – живая земля «Почему под елью ничего не растет?» В нашем уголке леса есть замечательное место, где стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, можно наблюдать совершенно разные лесные сообщества. С одной стороны смешанный лес. С другой стороны ели.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Гуляем и развиваемся

Уж чего-чего, а земли летом на даче предостаточно. Иногда даже хочется, чтобы ее было поменьше, особенно когда малыш зачерпывает из лужи полужидкую грязь и с упоением размазывает ее по всем доступным поверхностям. Можно, конечно, попытаться пустить исследовательскую деятельность чада в мирное русло и предложить ему обустроить игрушечный или даже настоящий садик. Но вот использовать землю в качестве самодостаточного учебного пособия мало кому придет в голову. А зря. Ведь есть даже целая наука, почвоведение, изучающая как и из чего устроена земля, или, по-научному, почва. Проведя нехитрые опыты, вы вместе с крохой сможете узнать о свойствах почвы массу интересного.

Кто разрушает горы?
Нам кажется, что земля была всегда. На самом деле в древности наша планета состояла из бесплодных горных пород, которые под влиянием ветра, воды, перепадов температуры постепенно разрушались и превращались в порошок. Как это происходило, покажет следующий опыт.
Небольшой камешек (лучше взять мягкую породу, например, песчаник) подержите несколько минут в воде и положите в морозилку. Через несколько часов выньте камень, дайте ему нагреться на воздухе, а затем снова намочите и охладите. Повторите это несколько раз. Затем рассмотрите, что произошло с камешком. Замерзая, вода увеличилась в объеме, и трещины стали шире и глубже, а сама порода раскрошилась.

Как едят цветы?
Вероятно, малыш уже понял, что в почве содержится масса всяких питательных веществ, полезных для роста цветочков и деревьев. Но только непонятно, как же они все это едят, ведь рта-то у них нет! Осторожно выдерните из земли растение с крупными корнями (например, одуванчик) и внимательно рассмотрите их. На что похожи корешки? Правильно, на трубочки! С их помощью растение тянет из земли растворенные в воде полезные вещества, как мы - сок из пакетика.

Зачем земле трава?
Без земли растения жить не могут. А земля без травы? Оказывается, тоже. Возьмите два образца почвы: голый комок земли и такой же по размеру кусок, но уже пронизанный корнями растений или покрытый мхом. Оставьте их под дождем. Что произойдет? Первый из наших экспериментальных объектов быстро размоется, а второй лишь слегка уменьшится в размерах. Оказывается, корни растений спасли почву от размывания. Значит, не только почва помогает растениям, но и растения почве.

Много ли на Земле земли?
Конечно, много - скажет ребенок. Вон ее сколько вокруг! А вот и нет! Возьмите яблоко и разрежьте пополам. С одной половинки срежьте кожуру. Спросите у малыша, тонкая, на его взгляд, кожура или толстая? Рассмотрите вторую половинку фрукта. Попытайтесь определить, где кончается граница оболочки яблока и начинается мякоть. Слой почвы, покрывающей земной шар, относительно тонок, так же, как яблочная «шкурка». Только на этой тоненькой «пленочке» растут цветы и деревья.

Горизонты подземного мира
Сделайте в земле ямку глубиной на штык лопаты, выньте почву, насыпьте в трехлитровую стеклянную банку и залейте водой (на палец выше слоя земли). Дайте отстояться несколько дней. Почва расслоится, и вы сможете изучить ее состав: наверху - плодородный слой, гумус, под ним - глина, частички породы, песок, гравий. Во время прогулки сделайте контрольные срезы на краю оврага или на крутом берегу реки. Вы убедитесь, что слои земли (по-научному - горизонты) всегда располагаются в такой последовательности. В самой глубине - горная материнская порода, над ней - «подпочва», в которой много глины, затем - светлый слой («горизонт вымывания»). Вода растворила и унесла из него все органические и минеральные вещества, поэтому корней растений здесь почти нет. Верхний горизонт - гумусовый. Здесь много личинок, червей, насекомых.

Есть ли в почве воздух?
Спросите у малыша, есть ли, по его мнению, в почве воздух. Скорее всего, он ответит, что нет. Но ведь в почве живет такая куча всякой живности, чем же они все дышат? Чтобы это узнать, проведем такой опыт.
Опустите в банку с водой образец почвы. А теперь наблюдайте: со дна банки к поверхности побежали маленькие пузырьки. Это значит, в почве действительно есть воздух. Им-то и дышат крошечные подземные обитатели.

Что такое перегной?
На минеральных частицах, образующихся при разрушении породы, обитают крошечные растения и существа. Отмирая, они попадают в землю и превращаются в перегной. Проследите за этим процессом. Набросайте в кастрюлю или тазик листья, картофельную кожуру, спитой чай и т.п. Поварите в небольшом количестве воды, пока она почти вся не испарится. Смешайте с несколькими горстями земли и оставьте на свету. Через какое-то время вы увидите, что смесь превратилась в однородную черную массу. Можете добавить перегной на клумбу или огород.

Подземные жители
Возьмите воронку и застелите изнутри куском марли. Насыпьте на марлю немного почвы. Поставьте воронку в горловину пустой банки и на ночь зажгите над ней лампу. Свет выманит из почвы ее обитателей, и они упадут на дно банки. Вы сможете увидеть многоножку (длинное серенькое тельце, бахрома ножек вдоль него и усики-рожки), ногохвостку (маленькую, желто-коричневую, «раздвоенную» с обоих концов), личинку жука-солдатика (с тремя парами ножек, длинным брюхом и утолщениями-рожками на голове). Рассмотрев добычу, отпустите ее на волю.

Червяк-землекоп
Дождевой червяк, хоть и не симпатичен с виду, полезен. Чтобы узнать, чем, насыпьте в стеклянную банку слой земли, слой песка и еще слой земли и утрамбуйте. Добавьте в банку листья, посадите червяка, обвяжите банку марлей и поставьте в темное место. На другой день достаньте банку. Все слои будут перемешаны, земля станет рыхлой, а количество листьев уменьшится. Их съел червяк, а заодно проглотил изрядное количество почвы. Пройдя через его желудок и смешавшись с листьями, она стала полезнее для растений.

Есть ли в почве воздух и вода?

(экспериментирование с почвой и песком)

Цель: продолжать знакомить детей с почвой и песком, их свойствами и особенностями, значением почвы в жизни растений.

Программные задачи : закрепить знания детей о составе почвы, её свойствах, обитателях. Познакомить с новыми свойствами почвы. Закреплять умения проводить эксперименты с почвой, фиксировать результаты исследований. Закреплять знания детей о свойствах песка. Соблюдать правила безопасности при работе с почвой и песком.

Развивать наблюдательность,усидчивость, аккуратность, внимание и логическое мышление.

Материалы и оборудование: халаты, почва, одноразовая посуда, спиртовка, пластинка из оргстекла, песок, вода. Листы бумаги и фломастеры, лупы, клей, картон, семена для посадки. Бутылочки с водой.

Методы обучения : экспериментирование, рассуждения, наблюдения, сюрпризный момент, практическая деятельность.

Организация занятия: дети заходят в зал, беседуют с Подземным царём, садятся за общий стол, сдвинув несколько детских, проходит практическая деятельность, затем физкультурная минутка и работа за другими столами с песком.

Данное занятие является продолжением системы занятий по ознакомлению детей с почвой (песком) и её свойствами. На нём уточняются и конкретизируются понятия, которые педагог начал формировать ранее, а также происходит знакомство с новыми понятиями.

В занятии используется сюрпризный момент – Подземный царь. Он ставит перед детьми задачу – выяснить есть ли в почве воздух и вода?

Дети становятся учёными и идут в научную лабораторию, где проводят опыты, зарисовывают результаты и делают выводы: есть ли в почве вода и воздух или нет?

Почву используют для посадки семян подсолнуха.

После эксперимента проводится физкультурная минутка, которая соответствует теме занятия.

В конце занятия – практическая деятельность детей, под успокаивающую музыку, изготовление аппликаций из песка в подарок Подземному царю.

Затем подведение итогов занятия.

Ход занятия:

В – ль : Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с почвой. Но сначала давайте заглянем в наш почтовый ящик экологической почты, не прислал ли кто-нибудь нам письмо.

В – ль или ребёнок достаёт письмо из почтового ящика.

Письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Подземный царь! Большой привет вам от всех жителей подземного царства, я думаю что вы уже знакомы с многими из них. А ещё я посылаю вам в подарок мешочек волшебной земли. Надеюсь, что он вам понравится. Эта земля волшебная! А почему она волшебная? Потому что это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Но я никогда не был в вашем верхнем царстве, и мне бы очень хотелось когда – нибудь побывать у вас в гостях, познакомиться с вами поближе. Надеюсь, что в скором времени мы с вами встретимся. До свидания!»

(Шум ветра, появляется Царь).

Царь: здравствуйте, ребята! Наконец – то я к вам попал. Ну что догадались кто я такой?

Дети: подземный царь!

Царь : ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу , (закрывает глаза рукой или одевает очки) . У меня под землёй так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом. А скажите ребята: «Вы получили мой подарок?»

Дети : да, получили.

Царь : ребята, я хотел бы у вас спросить, а вы уже знаете что-нибудь о почве.

Дети : да, знаем.

Царь : тогда я сейчас проверю!

Назовите мне слои почвы (песок, глина, мелкие камушки, сверху земля)

А что можно обнаружить в почве? (камушки, веточки, корешки, останки насекомых, песок, сухие листочки, глина).

Кто живёт в почве? (крот, слепыш, дождевой червяк, многоножка).

Какая польза от дождевого червяка ? (Рыхлит почву, перерабатывает листья и превращает их в почву).

Ну что ж молодцы! Не зря я к вам пришёл, вижу много знаете о моём царстве. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются6 то им пыльно, то грязно! А я землю-матушку люблю любую!

Ну тогда я задам вам последний вопрос: чем дышат подземные животные? (воздухом ). А чем питаются корни растений? (Водой, воздухом и питательными веществами ).

Царь : а откуда вы знаете, что в почве есть вода и воздух, их же не видно.

В-ль : дорогой царь! А ты задержись у нас ещё немного. Мы с ребятами хотим пригласить тебя в нашу научную лабораторию, где мы проведём опыты с почвой, и ты увидишь в почве воду и воздух.

Царь: устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье моё не позволяет долго в вашем верхнем царстве находиться. Пойду-ка я домой, за порядком следить, дождевых червей считать, от людей беречь. А вот вы как проведёте опыты, зарисуйте их и отправьте мне по экологической почте, а уж я разберусь, что к чему. И ещё я приготовил вам сюрприз, как только вы закончите свои эксперименты, то загляните в почтовый ящик! Ну что ж, до свидания!!!

В-ль : ну что ж, ребята, проходим в нашу научную лабораторию, одеваем халаты, и занимаем места за столами. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила поведения при работе с песком и почвой ((не разбрасывать песок и почву, не тереть глаза грязными руками, со стеклянной посудой обращаться осторожно и др.) . Начинаем работу. Давайте рассмотрим почву, что вам удалось увидеть? (травинки, корешки, лапка насекомого и т. д. ). Всё? А не видели ли вы не спрятался ли там воздух-невидимка? Давайте узнаем это с помощью опыта.

Опыт : возьмём стаканчик с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете, что это? Откуда взялся воздух? Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Мы с вами провели первый опыт, какой можно сделать вывод?

Дети : в почве есть воздух.

В-ль : зарисуйте результаты своего эксперимента.(Дети зарисовывают ).

Теперь мы знаем, что в почве есть воздух, а есть ли в почве вода?

Опыт (выполняет взрослый, дети наблюдают ). Перед проведением опыта дать каждому ребёнку потрогать стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое? Педагог нагревает на огне почву, держа над стёклышко. Пусть юные учёные снова проведут осторожно пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода?

Какой вывод мы можем сделать после этого эксперимента?

Дети: в почве есть вода!

В-ль: зарисуйте результаты эксперимента.

Ребята, опыты мы с вами провели, а посмотрите сколько много у нас земли ещё есть, что мы можем с ней сделать, как использовать её с пользой.

Дети: посадить в землю семена.

В-ль : хорошо, давайте вспомним, как надо сажать семена (насыпать в горшочек земли не до верха, положить в середину семечко и сверху засыпать землёй. Потом полить чуть-чуть водой). (Дети сажают семена).

В-ль : что необходимо нашим семенам для того, чтобы они проросли?

Дети : тепло, свет, вода, любовь.

В-ль: а когда наши семена взойдут и росточки подрастут, мы высадим их на свой участок.

Физкультурная минутка:

В группе дружно мы играем дети шагают

Слои почвы изучаем руки полочкой, попеременно вверх-

Вниз, то правая, то левая рука

Микроскопы в руки взяли показали микроскоп

Кто живёт в земле узнали:

Червячки, жучки,кроты показали волну, присели, присели

Ещё ниже

В почве домик свой нашли. Руки сложили крышей над головой.

Есть вода, чтоб умываться руки ковшиком, черпаем воду и

Умываемся.

Есть и воздух, чтоб дышать руками сверху машем на себя и

Дышим

Будем очень мы стараться дети шагают.

В-ль: вот мы с вами и отдохнули. Скажите, ребята вам понравился подземный царь? (да). Помните он говорил что приготовил нам сюрприз, а давайте и мы ему тоже приготовим сюрприз, сделаем аппликации из песка, я думаю что ему будет очень приятно, он будет на них смотреть и вспоминать вас.

Кто мне назовёт свойства песка? (сыпучий, рыхлый ), а из чего состоит песок? (мелкие-мелкие камушки).

Приступаем к работе (дети делают аппликации из песка).

В-ль : молодцы, очень замечательные получились работы, я думаю что Подземному царю они очень понравятся. Сейчас им надо полежать, просохнуть, а потом мы их с вами положим в конверт и отправим по экологической почве.

Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы узнали с вами сегодня. (Что в почве есть вода и воздух ).

Пришло время проверить, какой же сюрприз нам приготовил Подземный царь. Будем проверять (Да).

В-ль с детьми достаёт из ящика экологической почты сюрприз – угощение для детей!


Cлайд 1

Есть ли в почве воздух? Исследование 1 «Есть ли в почве воздух?» Цель: опытным путём выявить, есть ли в почве воздух Оборудование: Банки с водой, образец почвы. Проведение опыта. Напомнить о том, что в подземном царстве- почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Предложить проверить есть ли в почве воздух? Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Все дет делают опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы.

Cлайд 2

Cлайд 3

Есть ли в почве влага? Исследование 2. «Есть ли в почве влага» Цель: Опытным путем выявить есть ли в почве вода. Оборудование: Баночка с почвой, стекло, спиртовка, железная ложка. Проведение опыта: Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Делаем вывод, что в почве есть вода.

Cлайд 4

Cлайд 5

Где лучше УСЛОВИЯ для жизни растений и почвенных жителей. Исследование 4 Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе Оборудование: Для образца почвы: первый- с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй- с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. Проведение опыта: Напомним детям откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше- в местах, где редко ступает нога человека), (где воздуха меньше- «Под тропинкой»).Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше и почвенным жителям и растениям трудно дышать.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Опадающие листья- отличное лакомство для дождевых червей. Цель: Путем длительного наблюдения показать детям, как дождевые черви образуют почву. Оборудование: Сетчатая корзинка без дна, опавшие листья. Проведение опыта: Мы с ребятами решили сделать своеобразную столовую для дождевых червей, и других подземных жителей. Мы взяли сетчатую корзинку и отрезали в ней дно и вкопали ее в землю, и наполнили ее опавшими листьями. Дырочки в корзине нужны для того, чтобы у червяков был свободный доступ как в «столовую» так и обратно в привычную среду обитания. Надеемся, что в ходе наблюдения наша листва превратится в плодородную почву.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почва – живая земля «Почему под елью ничего не растет?» В нашем уголке леса есть замечательное место, где стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, можно наблюдать совершенно разные лесные сообщества. С одной стороны смешанный лес. С другой стороны ели.

Cлайд 11

НОД по экологическому образованию детей 6-7 лет с элементами детского экспериментирования

Тема: «Почва – живая земля!»

Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага. Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический – экспериментирование.

Материалы к занятию: ёмкость с почвой, бумажная салфетка, стакан с водой, одноразовая чайная ложка (набор оборудования из расчёта на одного ребёнка).

Ход занятия

Ребята, помните путешествие Жучка в подземное царство?

Давайте вместе вспомним, на каких «этажах» подземного царства побывал наш Жучок? (ответы детей).

Есть на свете чудесная кладовая! Положишь в неё весной несколько зёрен пшеницы, а осенью целый мешок соберёшь. Горстка семян превращается в большую груду огурцов, помидор, редиса, моркови. И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Вы, должно быть, догадались, о каком этаже подземного царства я вам рассказала?

Как называется верхний слой земли? (Почва).

Правильно. Сегодня мы с вами превратимся в учёных, и объектом нашего изучения будет почва. Вы, узнаете, из чего она состоит, и какими свойствами обладает.

Давайте пройдём в нашу научную лабораторию и займём места за своими столами.

Перед вами стоят три стаканчика (глина, песок, почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва? (Она чёрного цвета и рыхлая)

Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые учёные приступим к её изучению.

Опыт № 1 «В почве есть воздух»

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (пузырьки).

И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух).

Опыт № 2 «В почве есть вода»

Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.

Ссыпьте почву обратно в тарелочку.

Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.

Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)

Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода)

Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (голубой квадратик)

Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)

А что мы ещё знаем о почве?

Скажите в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)

Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.

Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб)

Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цветами.

Вы назвали ещё несколько свойств почвы: почва является домом для живых существ и почва необходима человеку, чтобы выращивать на ней хлеб, овощи, фрукты.

Давайте ещё раз назовём все свойства, которые мы узнали, проделывая опыты с почвой:

1. В почве есть воздух

2. В почве есть вода

3. Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.

Ребята, почва бывает разной. Предлагаю вам, набрать почву в лесу, в саду, на городской клумбе и рассмотреть её содержимое под лупой, а потом рассказать нам о своём открытие, что вы там обнаружили.