Бог. Для каждого из нас это слово имеет совершенно разные значения. Для кого-то Бог – это Вселенная, и писать это слово некоторые будут с маленькой буквы. Но для большинства из нас Бог – это личность. Иначе, Вы бы не задавали себе такой вопрос, почему Бог допускает выкидыш или замершую беременность. Допускать что-либо может только Кто-то. Те, кто верят в Бога, называют его тоже по-разному. В этой статье мы будем говорить именно о том Боге, который всемогущ, держит все мироздание в своих руках, и который все может изменить все в любой момент. И если Бог – всемогущий, тогда как получается, что Он допускает зачатие ребенка, а потом его гибель еще до рождения? Особенно многих волнует вопрос: «Зачем Бог допускает это именно в моей жизни? За что?».

Это очень хорошие и правильные вопросы. Потому что у этих вопросов есть ответ.

Когда женщина переживает выкидыш или потерю ребенка на любом сроке беременности в сердце возникает вопрос: “Почему?”, “За что?” Этот вопрос адресован какой-то высшей силе, которая за что-то допускает различные события в жизни. Если мы задаем себе такой вопрос, мы представляем кого-то, кто раздает пендели за плохое поведение. Нам кажется, что плохое может произойти с нами только тогда, когда мы этого заслужили. Но если плохое случилось с нами, а мы не находим, что бы могло к этому привести, мы начинаем задавать вопросы “за что” и “почему”.

Я сама задавала эти вопросы Богу, когда переживала выкидыш. Особенно со вторым выкидышем. Я ощущала сильную агрессию по отношению к Богу. Я страдала от того, что это случилось со мной опять, и спрашивала Бога, как Он мог это допустить? Ведь я вела здоровый образ жизни, никому ничего плохого не делала. В моем случае ситуация была даже более трагична, потому что я занималась благотворительностью, помогала людям и служила Богу в церкви. Поэтому для меня эти вопросы стояли очень остро. Прошло около 7 лет прежде чем я получила свои ответы.

Боже, почему Ты допустил этот выкидыш?

Господи за что такое наказание?

Эти вопросы, по сути, не задаются с целью получить ответ. Они больше являются вопросом, содержащим в себе ответ и упрек. Ответ говорит следующее: это не справедливое решение, Ты не мог так со мной поступить, Ты не должен был так со мной поступить. Этим вопросом мы ставим под сомнение правильность решения Бога.

Правда у некоторых женщин есть немного другая позиция. Она заключается в принятии воли Божьей. Они горюют о случившемся, но при этом говорят «на все воля Божья».

Однако ни та, ни другая позиция не является правильной, потому что они обе противоречат тому, кем является Бог. Бог не наказывает никого, Бог не посылает проклятия, Бог не принимает непосредственного участия в зачатии детей и не умерщвляет их в утробе. Бог не забирает нерожденных детей на небо.

Все, кто верит в Бога, я думаю, со мной согласятся, что Бог создал эту Вселенную, Землю, все что на ней находится, включая людей. И ключевое слово в этом предложении «создал». Это значит, что действие произошло в прошлом, это уже выполненное действие, оно не продолжается. Бог создал однажды деревья и вложил в них систему умножения, распространения по земле. Также и человек был создан однажды, и была создана система воспроизведения человеческого рода.

Любая система действует по определенным правилам. Когда эти правила нарушаются, система перестает работать или работает неправильно. Каждая система, однако, нуждается в управлении, в поддержке. Однажды создав систему Бог дал нам, людям, возможность управлять этой системой. Инстументом управления являются прежде всего мозги. Мы можем думать и поэтому мы можем управлять. И люди в этом достаточно хорошо преуспели. Были созданы такие направления в науке, как Репродуктивная медицина, Перинатальная психология, Гинекология, и другие. Все это – накопленные знания о том, как управлять теми процессами, которые однажды создал Бог.

Почему в этой системе воспроизведения происходят сбои, почему не все работает так, как это предусмотрел Бог? Та же наука до сих пор не может определить причину половины перинатальных потерь наверняка. Но сегодня количество перенатальных потерь и смертей женщин в родах сократилось по сравлению с предыдушими веками, когда женщина с выкидышем просто истекала кровью до смерти. Люди совершили потрясающий прогресс решив даже такие проблемы как бесплодие, научившись осуществять оплодотворение яйцеклетки внеутробно. Все же, пятая часть всего женского населения продолжает переживать выкидыши и перинатальные потери.

Это потому, что мы еще находимся в процессе познания этой сферы жизни. Сбои происходят тогда, когда мы нарушаем законы творения. Когда мы не знаем как это должно функционировать, когда мы что-то не принимаем во внимание. Упускаем важные детали.

Что мы можем упускать:

  • Влияние на процесс беременности и родов нашего физического состояния (пары)
  • Влияние психологического состояния
  • Окружающая среда
  • И другие факторы

Знание и понимание того, как мы созданы и функционируем, помогут нам избежать большинства проблем в нашей жизни, включая такие тяжелые ситуации, как выкидыш и потеря малыша в утробе.

Рождению ребенка обязательно должен предшествовать период подготовки. Это только кажется, что у Вас в этом плане все нормально. Если произошел выкидыш, если произошла потеря беременности – это говорит о том, что не все нормально и нужно искать причину.

В этом процессе Вы как раз и можете обратиться к Богу, чтобы Он Вас направил в исследовании в правильное русло. Бог не является Вашим врагом, злым дядей, который наказывает Вас за малейшую провинность. Нас губит недостаток знания, недостаток понимания Бога и того как создан мир.

Понимание мироздания поможет Вам найти ответ на вопрос: Почему у меня произошел выкидыш?. Бог же Вам в этом поможет, потому что Он является Светом. А то, что в жизни происходят трагедии, Бог может превратить в источник силы, мудрости и даже радости. В следующих статьях я обязательно поделюсь тем, как благодаря тому, что я пережила выкидыш, я нашла в себе невероятные силы, обрела мудрость и даже больше.

Можете также посмотреть видео

Как говорил Сент-Экзюпери:

Сент-Экзюпери

Французский писатель

«Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении»

Т.е. учится вместе любить другого человека – своего малыша. В. Гюго писал:

Виктор Гюго

Французский писатель

«Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье».

Дети чисты и безгрешны, они сближают семью, несут радость окружающим и учат взрослых доброте и искренности.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева»

Если дети это награда, то почему Бог забирает детей у родителей? Почему Господь забирает молодых?


«Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни» — Священник Димитрий Выдумкин

Смерть ребенка в христианской вере

« ..во власти Господа Вседержителя врата смерти»

От этой фразы стоит отталкиваться в поисках ответов на вопрос: почему Бог допускает смерть детей? Помимо внешних причин ранняя смертность носит и Промысел Божий. Господь, когда забирает человека, заботится о его вечной блаженной жизни. Православие говорит нам: смерть – новое начало, горькая разлука на определенный период времени.

«Обетование же, которое Он (Господь) обещал нам, есть жизнь вечная»

Пассий Святогорец: «Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни»

На вопрос «почему умирают дети?» Преподобный Паисий Святогорец отвечает:

Пассий Святогорец

Преподобный

«Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу…

Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов.

Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет ».

Феофан Затворник: «дочь спасена, а не погублена»

Святитель Феофан Затворник при разговоре с матерью, которая потеряла дочь, на вопрос «почему Бог допускает смерть молодых?» отвечает:

Феофан Затворник

Святитель

«Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена».

Отец Алексий Дарашевич: «Смерть, прежде всего, – это Слово Бога к человеку»

Когда Вы будете читать эту статью, возможно, Вы подумаете: «легко давать ответы священникам, если в их жизни не было утраты». Поэтому ниже приведена точка зрения на вопрос «почему гибнут невинные люди» отца Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленове, который потерял дочь и сына в автомобильной аварии:

Алексей Дарашевич

Священник

« Я благодарен всем, кто поминает моих детей и молится о них. Знайте, когда мы молимся, мы соединяемся с ними и не только с ними. В том мире все родные, все действительно братья и сестры. И когда кого-то поминают, поминают всех. Вы не только чужих поминаете, вы своих этим поминаете.

В последнее время все больше людей стало бояться смерти. Смерть, прежде всего, – это Слово Бога к человеку, и человек должен обязательно услышать Его. Нельзя лишать человека Слова, которое говорит Господь. Мы все едины, и когда Господь говорит что-то человеку, Он говорит это и его сыну, дочери, матери, отцу, всем близким, потому что все мы живем друг другом.

В мире все больше страданий, все больше смертей, каких-то несчастий. Но рядом с этими несчастьями есть благодать, и она очень близко. Я не сразу это осознал. Сначала ты живешь, действуешь, а только потом приходишь к мысли: «Господи, я ведь не рассчитывал на такое спокойствие, на такую простоту». А это все дано, дано молитвой и упованием на Господа.

Ничего нет проще молитвы «Господи, помилуй мя, грешного». Мы привыкли так говорить, даже не задумываясь. А ведь слово «помилуй» значит не только «прости», но и «милуй», то есть «люби». А что значит «полюби»? Настоящая любовь-милость будет тогда, когда Господь возьмет нас к Себе, а это и есть смерть. В этом мире мы видим смерть, а по сути это взятие нас Господом к Себе.


Отец Алексий Дарашевич: «Все происходит по воле Божией»

Наша прихожанка делится со мной несчастьем: «У меня тоже горе, у меня погиб сын, два года назад. Я по нему плачу день и ночь и жду его домой. Не знаю, что мне делать…».

Алексей Дарашевич

Священник

Я Вам скажу: матушка, как ни горько Вам это говорить, но зачем Вы это делаете? Вы думаете, что слезами своими можете ему чем-то помочь? То, что Вы делаете, делают очень многие, но… Сейчас я, может быть, имею право Вам сказать: что это безбожие, так поступать. Именно так, как это делаете Вы. Это маловерие, это неверие, это, по сути, не помощь ему, а просто камень на нем. Думаете, ему там легко? А Вы еще давите этой беспросветностью своей, тоской и унынием.

Разве Господь заповедал нам это? Думаете, сын этого от Вас ждет? Я уже говорил, хочу повторить: мы боимся смерти. Мы часто ссылаемся на святых отцов: «помни час смертный, и вовеки не согрешишь» . Да, это говорит святой, но в его словах нет страха смерти, понимаете – нет!

Вы помните, что был Ваш сын, мальчик Саша, упокой, Господи, его душу. И Вы уцепились за него, прошлого, не сегодняшнего, не думая о том, что с ним, с его душой сейчас. Так вот, «помни час смертный» значит «помни, что тебя ждет, помни и стремись к этому, думай об этом и готовься к этому».

Когда человек стенает, плачет, вопиет, он боится и понимает, что его участь тяжела, горька и он хоть в какой-то мере, неосознанно, может быть, старается это разделить эту участь. Вот, по сути, что мы делаем. Но это неправильно. Все происходит по воле Божией.

Даже волос с головы человека не может упасть без Его воли. Если это воля Божия, то какое может быть переживание? Когда человек неверующий, он вынужден переживать, у него другого способа жить духовно, просто нет.

И он берет хотя бы этот костыль – волнение. Он плачет, рыдает. Но нам дано Богом, Церковью гораздо большее. Нам дана ясность, нам дана вера. «Мир вам», – сказал Господь. В мире мы должны жить в ясности, в покое, с надеждой, с упованием на Господа.

Мир Божий есть, он рядом и он прекрасен. Нас сбивает, нам не дает это сразу понять неожиданность. Да, был, конечно, какой-то страшный момент, разрыв, надрыв, но надо было его пережить. Жизнь плотная, чтобы пройти через стену, ее нужно пробить. Это очень трудно и даже больно. Но за ней радость, свет».

Церковь поможет справиться с утратой

Почему умирают маленькие дети? почему Бог забирает младенцев? – точного ответа на эти вопросы не сможет дать никто, кроме Господа нашего

«ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ».

Если беда случилась в Вашем доме, обратитесь в церковь и исповедуйтесь. Таинство принесет Вам и Вашей семье смирение, а

(Притч.22,4)

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь»

«Полезен плач, растворенный упованием на Бога:
утешает душу, смягчает сердце,
отверзает его ко всем святым,
духовным впечатлениям»
.

«Поплачь»

Перед священником лежала девушка. Очень симпатичная девушка, вернее сказать, даже девочка лет четырнадцати. Она лежала в гробу в церкви, и священник готовился ее отпевать. Рядом стояли ее родители и рассказывали. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, и она чуть отстала. Ее наушники почему-то в это время были у нее в ушах, а машинист не успел вовремя затормозить… Священник слушал слова матери, и ее боль передавалась ему. Как будто ком стал в его горле, а ему ведь еще надо было сказать слово утешения родителям и всем присутствующим и самому спеть отпевание за неимением хора. Священник выдержал паузу и начал говорить…

Нам надо произнести: «Поплачь», обнять человека и поплакать вместе с ним

Нет глубже раны и сильнее боли, чем рана и боль потерявшего своего ребенка. Еще вчера он, полный жизни и энергии, стоял перед тобой. Он был во многом отражением тебя самого, а его жизнь вплетена в твою, как ленты вплетают в косы. Поэтому его радости и скорби были твоими радостями и скорбями. И вот теперь он лежит перед тобой, безжизненный и холодный, унося за собой в могилу, кажется, и твою жизнь. Перед человеком, которого настигла такая беда, встает непростая задача ‒ все это пережить, не потеряв смысл жизни, не потеряв душевное и физическое здоровье, не отчаявшись. А перед людьми окружающими стоит очень важная христианская задача ‒ утешить и поддержать раздавленного горем человека. Ой, какая это непростая задача! Поначалу вообще «удобее молчание»: слова необдуманные, поверхностные рискуют не только быть брошенными на ветер, они рискуют даже ранить человека. Припоминается случай, рассказанный , о том, как молодой священник отпевал отрока. Перед отпеванием, обращаясь к матери мальчика, он совершил, наверное, оплошность, сказав: «Как я вас понимаю!» На что мать ребенка резко ответила: «Не лгите! Вы не можете понять мать, опускающую в могилу своего ребенка! Вы никогда не переживали ничего подобного, и желаю вам, чтобы никогда и не пережили». Как верно подмечено! Действительно, человек, не имеющий подобного опыта, просто не может погрузиться в глубину горя, потрясшего родителей, и из этой глубины сказать слово назидания, которое могло бы тронуть. Мы, подобно Христу, не можем сказать матери: «Не плачь», ибо Слово Божие тотчас по произнесении этих слов иссушило источник беды, воскресив ее сына. Слова «не плачь», обращенные Христом к наинской вдове, означали: «Не плачь, ибо причину твоей скорби я сейчас упраздню». Нам же, грешным и не обладающим никакими духовными дарами, напротив, надо бы произнести: «Поплачь», ибо плач способен немного и ненадолго, но все же успокоить боль; надо бы обнять человека, посидеть и поплакать вместе с ним. Вот что надо поначалу. А вот потом, уже чуть позже, когда рана хотя бы перестанет кровоточить и глаза пообсохнут, можно вместе попытаться осмыслить эту смерть, осмыслить по-христиански, ибо в христианстве есть попытки такого осмысления.

Почему?

Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни

Когда по долгу службы мне приходится посещать кладбище, а это происходит, разумеется, регулярно, меня всякий раз посещает ощущение того, что в последние пару десятилетий изменилось отношение смерти к молодости. Смерть с каким-то азартом полюбила молодую жизнь и вовсе уже не считается с годами. Или считается, но по-своему: ей как будто неинтересны те, кто приходит к ней по естеству, но зато она с упоением стремится к тем, кто едва-едва начал жить. На современном кладбище молодых и маленьких землян едва ли не больше, чем возрастных, не так ли? И для этого, безусловно, есть объективные и субъективные причины. Помолодели болезни: экология окружающего нас мира подарила болезням эту молодость. Деградирует отношение к жизни и здоровью, особенно среди молодежи: это безумное поветрие – безответственность по отношению к своей и чужой жизни – плодит в нашем обществе всех этих рисковых селфистов, руферов, зацеперов и прочих экстремалов, которым жизнь как будто и не нужна. Вообще, в силу подобной безответственности чрезвычайно усиливается фактор внезапности смерти: гибнут под колесами, гибнут от «колес», гибнут, попавшись на крючок «социальных» сетей. Да, еще патологическая жестокость современного человека вносит свой «вклад» в депопуляцию нации: убить могут просто за сделанное замечание, за неудачную стрижку, за телефон, которые лежит у тебя в кармане. Однако все эти причины ранней смертности носят все-таки внешний характер, и помимо них есть еще причины глубоко духовные, относящиеся к участию , соблюдающего всякого человека. Бог, определяя момент смерти человека, заботится прежде всего о том, чтобы человек достиг вечной блаженной жизни. Помочь человеку пережить смерть ребенка, смириться с ней может лишь осмысление возможных причин смерти в контексте вечной жизни. «Мой ребенок не умер, он жив! ‒ вот первая радостная мысль, которую доносит до родителя христианская вера. ‒ Оказывается, я не потерял его, но временно с ним расстался. Это, конечно, горькая разлука, но тем радостнее будет потом встреча. И она обязательно состоится!» Вот та предпосылка, от которой могут отталкиваться наши дальнейшие размышления о ранней смерти. Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни, и встречается, как нам кажется, слишком часто? Почему Бог забирает еще только расцветшую, а иногда и вовсе еще не успевшую расцвести жизнь? Не срывают же с цветка бутон, не успевший толком расцвести и порадовать всех своим благоуханием?

Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент

Ответы на подобные «почему» мы, христиане, можем найти лишь тогда, когда признаем, что далеко не все доступно нашему рассудку, и обратимся к разуму Церкви. А Церковь в таких случаях указывает нам, как на свет в конце тоннеля, на Божественное Всеведение. Указывает на Бога, Который знает, когда лучше забрать человека, с точки зрения его вечной жизни. В рассуждениях отцов и учителей Церкви общим местом является утверждение о том, что каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент. Вот как на вопрос «почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?» отвечает : «Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу» . Здесь сделаем оговорку. Конечно, преподобный Паисий таким образом не говорит о спасении всех людей, он говорит о том, что Бог саму смерть использует во благо человеку, для которого спасение еще возможно. Происходит это многоразличным образом: «Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти. А других – тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так потому, что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. Т.е. Бог все равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще – очень хорошего Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны» .

В вопросе смерти младенцев, детей и вообще нравственно чистых еще юношей или девушек мнение отцов также сводится к мысли о том, что Бог забирает их, зная, что в будущем они могут вести греховный образ жизни, потерять чистоту и лишиться вечной жизни. Вот как утешает святитель Феофан Затворник мать, скорбящую из-за смерти своей добронравной дочери: «Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена» .

Бывает, что Бог посылает ребенку смерть, желая избавить его самого и его близких от более тяжкого креста. Многим известен хрестоматийный пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный когда-то . Пример этот замечателен своего рода откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала прп. Варсонофию о том, что ее сын тяжело заболел в возрасте трех лет. Все говорило о его скорой кончине, и она, не желая с этим мириться, упала на колени перед ликами Спасителя и Божией Матери и жарко, горячо, со слезами молилась. В ответ она услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Что, если нужна теперь его смерть? Из благости и милосердия Своего Я покажу тебе его будущее – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?» И ей был показан весь его жизненный путь. Проведенная видением по разным комнатам, которыми обозначались жизненные этапы его сына, она, остановившись перед последней комнатой, услышала грозный оклик: «Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему зла». Но она лишь прокричала в ответ: «Нет, нет, я хочу, чтобы он жил». Задыхаясь, она поспешила за занавес. Он медленно стал открываться, и она увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным ее сыну. После видения ребенок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей в видении…

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы. И нашу смерть Владыка жизни и смерти также использует нам во благо. Направление воли человека, его душевное состояние – область, достаточно закрытая не только для близких человеку людей. Она недостаточно ясна и самому человеку. Лишь Бог вполне зрит и оценивает наше состояние и делает верные выводы. Щадя человека, Бог может забрать его в период расцвета сил, дабы непреодолимый груз грехов будущего не отнял у него и последнюю надежду войти в жизнь вечную. Об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет» .

Понять и открыть причину ранней смерти каждого отдельного человека невозможно. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего рассудка, по крайней мере в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки, оставаясь бесплодными, могут довести человека, потерявшего своего близкого, до сильнейшей печали и даже до отчаяния. Лучше в свете веры в Бога постараться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весточку: «Не плачь, твой любимый со Мною».

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Виноват ли Бог в происходящем зле?
В человеческом бытии распространен такой подход, что мир полон зла, а Бог допустил его, поэтому в этом зле и страданиях людских виноват Бог.

Такой подход не несет в себе ничего позитивного, более того, он на руку тем, кто заинтересован в дальнейшем развращении нравов общества. Поэтому никогда не стоит забывать, что сотворив человека, Бог сделал его совершенным и безгреховным. Человеку было чуждо понимание зла и его влияние. Однако Бог предоставил ему выбор, подчиняться Богу или не подчиняться. Если бы Адам подчинился Богу, то и проблемы существования зла и насилия не возникло. Человеку была уготована счастливая вечная жизнь в общении с Богом. Возмутившись против Бога, он изменил всю свою жизнь и жизнь всего человечества. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Поэтому не стоит винить Бога в том, что является творением рук человеческих.

Почему Бог отнимает ребенка?

Этим вопросом задаются безутешные родители, потерявшие смысл жизни после смерти любимого чада. Однако сама постановка вопроса крайне неверна: ведь Бог не представитель органов опеки, чтобы отбирать ребенка по той или иной причине. Разве Христос во время своей земной жизни отбирал детей у родителей? Он, в силу своих возможностей, поступает наоборот – возвращает к жизни умершую дочь начальника синагоги, воскрешает сына вдове Наинской. Не Бог отнимает детей, но смерть. Более того, в Священном Писании есть прямое указание на то, что смерть – враг Христа: «Последний же враг истребится – смерть».

Поэтому, отвечая на такой вопрос, нужно напомнить, что смерть пришла к нам через грех, когда человек уклонился от добра. Поэтому, когда гибнут дети, не стоит призывать Бога к ответу. Не Бог виноват, но злоба людей, из безразличие и наплевательское отношение, жестокосердие.

Иногда Бог отводит разразившуюся беду мимо, иногда этого не происходит. Сейчас нам этого не дано понять. Однако в том, что гибнет ребенок, виноват не Бог. А если Бог в представлении человека – это враг, отнимающий детей, то кто же тогда защити от такого врага…. Подобные размышления абсолютно разлагающе действуют на человека, вполне способны довести его до безумия.

Для верующего человека смерть – не одно и то же, что для человека неверующего. Для атеиста смерть – это полное прекращение существования, а для христианина смерть – это начало новой жизни, неисчислимо более лучшей, чем земная. Утешить убитых горем родителей может только вера, ведь православный человек знает о том, что ждет его ребенка в новой жизни.

В минуты отчаяния и непереносимой боли от утраты, стоить прочитать слова богослова Алексея Ильича Осипова, предлагающего взглянуть на ситуацию другими глазами. Если представить, что мать и сын заблудились в снежную непогоду, их жизни постоянно угрожает опасность, и вдруг прилетает спасательный вертолет, в котором есть только одно свободное место и спастись предлагается одному человеку. Не сделает ли мать всё возможное для того, чтобы спасти своего сына?

Если провести аналогию с нашей ситуацией, то этот «вертолет» периодически забирает у нас наших близких, родственников, друзей и уносит их. Оставшись в живых, мы еще не знаем, какие опасности нам предстоит пережить во время своей земной жизни. Каждый христианин знает, что является странником на земле, а земная жизнь – это путь домой. Смерть представляется всего лишь как временная короткая разлука, после которой все снова встретятся: « не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13,14).

Как утешить в горе родителей?

Библия отвечает: «Плачьте с плачущими» (Рим 12:15). Ведь в момент горя так важно соучастие и сопереживание. Это дается не всем, но помощь без подобного соучастия невозможна.

Так как потеря ребенка – наистрашнейшее из зол, которое может постигнуть мать, то, желая помочь ей в такую минуту, нужно знать, что только искреннее участие в чужом страдании способно принести облегчение. Если нет готовности страдать совместно с матерью, но есть горячее желание помочь, можно просто помолиться о тех, кто страдает. И попросить у Господа дать им утешение, облегчить их душевные терзания и придать духу крепость. Ведь молитва – обращение к Богу – это и есть обращение за помощью.

Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала "Awake":

Точка зрения Библии
Смерть ребенка. Почему же Бог допускает это?
Хотя так учат некоторые религии, на самом деле, Бог не забирает детей, заставляя их умирать - осознание этого приносит облегчение многим родителям, потерявшим ребенка. И Бог действительно имеет силу предотвратить смерть. Однако Он все же допускает, чтобы люди умирали.
Поэтому у родителей, сокрушенных смертью ребенка, может возникнуть недоумение: «Почему же Бог допускает такое?» Любая смерть, вызвана ли она несчастным случаем, болезнью или насилием, почти всегда кажется жестокой несправедливостью. Особенно смерть ребенка. На одном кладбище на памятнике у детской могилки был написан отчаянный протест: «Такой маленький, такой милый, так скоро ушел».
Как же может Бог допускать такие муки? Если у тебя недавно умер ребенок, никакое объяснение, каким бы разумным оно ни было, не сможет сразу удалить твою боль. В библейские времена даже мужи, обладавшие сильной верой, тяжело переносили несправедливые трагедии жизни и спрашивали Бога о том, почему же Он допускает это. (Сравни Аввакум 1:1-3.) Но в Библии находятся ответы, которые со временем смогут утешить нас.
Прежде всего, пойми, что твой ребенок умер не по желанию Бога. Богу даже уничтожение нечестивого не приносить удовольствие, а смерть ребенка тем более. (Сравни 2 Петра 3:9.) Бог, несомненно, глубоко огорчается смертью ребенка. Ведь мы понимаем трагичность смерти и сочувствуем ее жертвам лишь только потому, что мы способны любить. И мы способны любить лишь потому, что мы сотворены по образу Божьему. Мы в какой то степени отражаем Божью совершенную способность любить (Бытие 1:26; 1 Иоанна 4:8). Библия уверяет нас, что Бог читает глубочайшие чувства в наших сердцах, знает число волос на нашей голове и даже знает, когда падает воробей с дерева. Поэтому Он называется «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3; Матфея 10:29-31).
Бог, очевидно, не желает, чтобы кто-либо из Его разумных созданий умирал. Он намерен удалить смерть, поглотить ее навеки (Исаия 25:8). Имея такие взгляды, почему же Он все еще позволяет продолжаться смерти, особенно детской?
Бог позволяет детям умирать по той же причине, что и взрослым. Не Бог, а Адам избрал смерть. Еще в Едеме, до своего восстания против Бога, Адам и Ева были предупреждены Богом, что согрешив, они непременно умрут. Если бы они остались преданными Богу, они и сегодня были бы живыми. Но они безрассудно отказались от драгоценнейшего наследства, которое они могли бы передать своим детям - от права на совершенную, вечную жизнь на земле. Согрешив, они не были больше совершенными. Все, что они могли передать своему потомству, были лишь грех да смерть (Бытие 3:1-7; Римлянам 5:12).
Ты, возможно, задумываешься над вопросом: «Если цена была такой высокой, то почему же Бог допустил, чтобы Адам и Ева согрешили? Или почему Он не подавил их возмущение, прежде чем они могли передать смерть и несчастье своим детям, да и нашим?»
Бог допустил непослушание наших первых родителей, потому что Он не намеревался создать мир автоматов, в котором Его создания служили бы Ему лишь потому, что они были запрограммированы поступать так. Бог, как любые родители, желал, чтобы люди повиновались Ему не по принуждению, а из чувства доверия и любви. Он дал Адаму и Еве вполне достаточное основание доверять Ему и любить Его, однако они все же не послушались и отвергли Его руководство (Бытие 1:28, 29; 2:15-17).
Почему же Бог не умертвил мятежников сразу и на месте? Бог уже сообщил о Своем намерении, что земля будет однажды полностью заселена потомством Адама и Евы. Он всегда исполняет Свои намерения (Исаия 55:10, 11). Но что еще важнее: в Едеме был выдвинут решающий вопрос. Имеет ли Бог право властвовать над человеком и является ли путь Бога наилучшим, или может человек править собой лучше?
Единственный справедливый способ для разрешения этого вопроса раз и навсегда - позволить человеку самому господствовать над собой. История ответила на этот вопрос весьма жестоко. Нас окружают печальные результаты правления человека - мир, в котором смерть безвинных детей является таким обычным событием, что чуть ли не меркнет в море иных бед. Шесть тысяч лет правления человека показали следующее: идея, что человек способен без Бога управлять собой, является не просто печальной иллюзией, а грубой ложью. Все время, пока человек будет управлять без Бога, он и будет жить и умирать в страданиях.
У Иеговы, любящего и справедливого Бога, имеется более мудрый выбор. Подобно родителям, которые, заботясь о будущем здоровье и счастье ребенка, разрешают подвергнуть любимого ребенка боли операции, Бог допустил ради вечного будущего, чтобы человек почувствовал боль, причиненную самоуправлением. И точно так, как операционная боль не продолжается вечно, так и правление человека и его несправедливости придут вскоре к своему концу. В книге пророка Даниила записано: "И во дни тех царей Бог небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено. Это царство не будет передано другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно" (Дан 2:44) Когда Царство Бога будет господствовать над землей, миллионы детей воскреснут из мертвых и будут радушно приняты. Тогда многие „придут в великое изумление“, какое испытывали родители первого века н. э., детей которых Иисус возвращал из смерти к жизни воскресением (Марка 5:42; Луки 8:56; Иоанна 5:28, 29). И когда все человечество будет в конце концов возвращено к состоянию совершенства, потерянному Адамом и Евой, тогда, включая детей, никто не будет больше умирать (Откровение 21:3, 4).

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала "Awake":Точка зрения Библии Смерть ребенка. ..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом