Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.
Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.
Поработаем с определением значения слов с двумя корнями
Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.
Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.
Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.
Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.
Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.
Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.
(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)
Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.
Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е
Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.
Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.
Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.
Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-
кашЕвар (каша + варить)
птицЕлов (птица + ловить)
пешЕход (пеший + ходить)
дождЕмер (дождь + мерить)
пылЕсос (пыль + всасывать)
птицЕфабрика (птица + фабрика)
нефтЕпровод (нефть + проводить)
овощЕхранилище (овощ + хранить)
путЕшествие (путь + шествовать)
мышЕловка
морЕплаватель
грязЕлечение
сталЕвар
кораблЕкрушение
землЕмер
свежЕмороженый
вездЕход
вездЕсущий
солнцЕстояние
Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-
самОвар (сам + варить)
водОпад (вода + падать)
ледОкол (лёд + колоть)
языкОвед (язык + ведать)
снегОпад (снег + падать)
вертОлёт (вертикально + летать)
стеклОрез (стекло + резать)
бетонОмешалка (бетон + мешать)
зверОлов (зверь + ловить)
домОсед (дома + сидеть)
фотОаппарат
автОколонна
светОдиод
электрОпила
тестОмешалка
Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
В сложных словах после основы на твердый согласный(кромеш, ж, ц) пишется О: атомоход, водонапорный, волнорез, восточнославянский, звукоизоляционный, рыболовный.
После основы на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишетсяЕ: большеглазый, змеевидный, лучеиспускатель, мышеловка, овощехранилище, огнемет, пае накопление, птицелов, свежемороженый.
Примечание 1. В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е : дальнобойный (дальнеструйный), косторезный, костоправ (костедробиль ный, костеобрабатывающий), кровоизлияние, кровопийца, кровосос, кровообращение, кровопускание (кроветворный, кровеносный, кровезаменитель), песнопение (песнетворчество), шерстопрядильный, шерстоткацкий (шерстезаготовительный, шерстеобрабатывающий).
Примечание 2. В словах газификация, газифицировать, электрификация, электрифицировать, центрифуга и центрифугировать и производных от них, произносится и пишется и.
Примечание 3. Слово агрикультура имеет параллельное написание агрокультура, которое в современном языке является более распространенным.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА без соединительной гласной
1. Слитно пишутся:
1) слова, первая часть которых представлена словом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, времяпрепровождение, летописание, летосчисление, семяножка, семяпочка (ср.: плодоножка- образовано с соединительной гласной);
2) слова, образованные в результате слияния словосочетания: сумасшедший (с ума сшедший), умалишенный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержащий;
3) слова, первой частью которых является количественное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа (соединительной гласной нет): пятидневный, семицветик, пятисотлетний, трехсотка, семисоттридцатитрехметровый, двадцативосьмидневный.
Примечание 1. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: девяностолетний, стодневный.
Примечание 2. Числительные один, тысяча, миллион, миллиард соединяются со второй частью слова с помощью соединительных гласныхо ие, т, е. они функционируют как существительные: однодневный, двадцатиодноведерный, тысячелетие, двадцатипятитысячелетие, миллионоголосый, миллиардофуто-вый.
Примечание 3 . Слова сороконожка, сорокопут ("птица из отряда воробьиных"), сорокоуст ("сорокадневная молитва в церкви об умершем") имеют соединительную гласную о . В других производных словах числительное сорок употребляется по общему правилу-в форме родительного падежа: сорокаградусный, сорокадневный, сорокалетие, сорокапудовый, сорокапятка ("сорокапятимиллиметровая пушка").
Примечание 4. Числительные два, три в составе сложных слов имеют формыдвух; трех- и дву; три; тре-: двухдневный, трехчасовой; двуногий, двупалый, двуспальный; тридесятый, тримаран ("яхта с тремя килями"), трилистник; трезубец, треглавый и трехглавый, тренога, треножить, треугольник,треух.
Примечание 5. Числительное полтора в составе сложных слов имеет форму полутора (род. п.):полуторадневный, полуторамесячный, полуторатонный.
Примечание 6. Числительное четверть при образовании сложных слов употребляется в форме именительного падежа и пишется слитно с остальной частью сложного слова: четвертьфинал, четвертьфиналист, четвертьгодовой.
Примечание 7. Количественные сочетания, в составе которых имеется слово половина, пишутся раздельно: пятьс половиной метров - пятис половиной метровый, двадцатис половиной миллионная численность. Однако образования, где с числительным употребляется прилагательное половинный, пишутся слитно: пятисполовинный, двухсполовинный.
2. Сложные слова с корнем пол-- (половина) пишутся:
А) через дефис, если:
· второе слово начинается с гласной: пол-окна, пол-яблока, пол-аллеи;
· второе слово начинается с согласной л : пол-листа, пол-лукошка, пол-лета:
· второе слово-имя собственное: пол-Европы,пол- Калуги, пол-Приморья;
Б) слитно во всех случаях, кроме оговоренных в п. А), а также слова с корнем полу-: полкниги, полмесяца, полморя, полчаса, полпервого, полдвенадцатого (но: пол-одиннадцатого}; полуоборот, полудикарь, полумрак, полуоткрытый, полулегальный, полузакрыть, полулежа.
Примечание. Слово поллитровка (прост.) (из пол улулитровка) пишется слитно.
В) раздельно во всех случаях, если между корнем пол- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение :пол следующего дня (но: полдня};пол Онежской губы (но: полгубы};пол Охотского моря (но: полморя},пол моей книги (но: полкниги} - такие сочетания характерны для устной речи, т. е. имеют разговорный оттенок.
3. Слитно пишутся существительные и прилагательные, начинающиеся с элементов: авиа-; авто-; агро-; библио-; био-; вело-; гелио-; гидро-; гомо-, графо-; зоо-; кино-; лито-; макро-, микро-, метео-; мото-; мульти-; нео-; палео-; поли-; псевдо-; радио-; теле-; термо-; стерео-; фото-; фоно-; экзо-; электро- (их количество может быть более одного в слове):
авиагавань, авиакосмический, автоагрегатный, автобан , аэрогаммасъемка, аэрогеологический, аэроионизатор , аэрофлотовский; библиоман, библиофил, биоакустика, биоархитектура, биозащита, биоинженерия; велосекция, велотрасса, велотренажер, велотур, гелиоаппаратура, гелиометеоролог, геостационарный, геотехнология, гидроавтоматика, гидрокосмос, гидроударный, гомогенизированный, графология, графоман, зооботанический, зооветслужба, зооцентр, изолиния, изотоп; квазинаучный, квазиобъективный, квазичастицы, кинопортрет, кинопособие, кинопроба, литосфера; макрокосмос, макротекст, метеобюро, метеоданные, метеоинформация, микробригада, микробудильник, микроклимат, макросхема, микрохирургия, моноблок, монокультура, мотобол, мотонарты, моторикша, мультимиллиардер, мультинациональный; неоимпрессионизм, неофрейдистский; палеоклимат, палеотектонический, полигенный, полигибрид, поликристалл, полилог , полипропиленовый, полифоничность, псевдоинтеллигент, псевдокультура, псевдолитература; радиорозетка, радиоспектр, радиоэфир; телеаудитория, телеболельщик, телекоммуникация, телесигнал, термобигуди, термобуровой, термоустойчивый; фонограмма, фотоэффект; экзобиология, экзотермический, электроавтобус, электродиагностика.
Этому же правилу подчиняется и написание иноязычных корней-приставок:анти-, архи-инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра-: антинародный, архимодный, инфракрасный, контратака (но: контр-адмирал), пангенезис, панзоотия, суперобложка, ультрамикроскоп, ультрафиолетовый, экстравагантный, экстраполяция (но: экстра-класс, экстра-почта).
Примечание. Если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через дефис: квази-Горький, лже-Пушкин (но: Лжедмитрий- историческое написание), пан-Америка, пан-Европа.
У всех звуков речи есть свои глубинные изначальные смыслы. …Правильно ли по смыслу сделан выбор гласных для соединения разных слов?..
Да, правильно, других таких гласных по смыслу нет: звук О - вообще соединяет, у него смысл такой, а вот Е - позволяет одному слову к другому как бы «пристыковаться» (будто щепку прибьет течением к берегу или к другому предмету, потому что звук «Э» - это, если помните, «течение, поток»).
…А теперь вспомните правило:
Соединительная гласная -О- пишется после основ на твердый (отвердевший) согласный: парО воз, зверО лов, лесО полоса, левО бережный, быстрО ногий, .
Но КАК это получается? На самом деле. В живой ситуации, когда не было никаких «филологов», изобретающих орфографические правила. Зато были разумные человеки, глубоко чувствующие природу и смысл звуков Живой Речи!
Давайте осмысленно объяснять происхождение такого соединения слов в реальности речевой практики предков.
Например: вот просто для соблюдения форм возьмем словосочетания «полоса леса», и/или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».
А теперь вспомните, что в прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами , т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).
Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!
А теперь вам снова придется вспомнить о чередовании гласных А и О , в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.
Поймите, что мы сейчас как раз не фантазируем, а моделируем, воспроизводим естественную ситуацию возникновения смыслового чередования гласных в сплошном тексте из многих и многих слов.
Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности , а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения !
Предки использовали только реальные выразительные средства - смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.
лесаполоса …» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А
лесополоса …», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А , либо через О .
Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!
Так же и в случае: «…звера лов » и «зверо лов ». И в других аналогичных ситуациях.
Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).
А не формальная орфограмма (как сейчас, перед нами, когда смысл ситуации утрачен!). Формальная орфограмма, которую сейчас разумно, с учетом всех важных обстоятельств, не объясняют, а заставляют писать вот так и не иначе. Так не только у детей, а любого возникает чувство протеста против нелепости (будто серьезным видом разыгрывают, когда розыгрыш неуместен!).
Вот через такие нелепые ситуации и возникает недостаточная (бессмысленная) педагогика и недостаточная (формальная) методика преподавания.
Теперь перейдем к ситуации с другой соединительной гласной.
Соединительная гласная -Е- пишется после основ на мягкий согласный, шипящие, Й и Ц : землЕ трясение, пешЕ ход, краЕ ведение, птицЕ лов.
Имейте в виду, что исторически перед нами та же реальная ситуация сплошного текста: «…землитрясение…» и «птицылов».
Для предков была та же обыденная осмысленная ситуация выбора пути (повторяем, выбора правописания или «правдописания»).
Здесь та же ситуация осмысленного чередования гласных, но только в данном случае речь шла уже о чередовании И и Е .
Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…землитрясение …» (по-современному, с пробелом: «земли трясение»), где И показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…землетрясение …», с гласным Е
Так же и в ситуации с Ц . Когда перед нами два разных слова, то в сплошном тексте: «…птицылов …» (по-современному, с пробелом: «птицы лов»), где Ы после Ц показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…птицелов …», с гласным Е (по-современному так же), то каждому было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
Так же и в ситуации с Й. Когда два разных слова, в сплошном тексте: «…крайведать …» (по-современному, с пробелом: «край ведать»), где перед нами 2 простых слова. Когда в тексте видели: «…краеведение …», с гласным Е (по-современному так же), то 1 сложное слово!
Эту целостную осмысленную ситуацию разрушили в современном языкознании: сложное слово с «соединительной гласной» стало орфограммой, а вот с появлением «пробела» между словами, такие написания, как «птицы лов, леса полоса » тематически отнесли совсем в другой раздел языкознания…
Команда ЗоВУ («Живая Русская Грамота ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)
Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова
1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.
Голуб оглаз ый, тепл олюб ивый, бел о-красн о-голуб ой.
В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем - соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две - о и е .
Паро ход, тысяче летие, бело лицый, сине глазый.
2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.
К таким суффиксам относятся, например, следующие:
суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;
Мало симпатичный, вечно зелёный.
суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью - формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);
Пяти этажный, двух дневный, дву стволка.
3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.
Авиа база, кино фильм, авто база, мото гонки.
4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.
Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:
О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .
Водо ворот, сине глазый, свеже выбритый.
Обратите внимание!
1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:
- крово жадный - крове носный ;
- коно крад - коне вод, коне завод ;
- песно пение - песне творчество ;
- камено ломня - камне дробилка ;
- дально бойный - дальне струйный, дальне восточный ;
- косто резный - косте дробильный .
2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :
- зверь - зверо лов, зверо бой, зверо подобный ;
- власть - власто любие ;
- честь - често любие ;
- шерсть - шерсто ткацкий ;
- плоть - плото ядный ;
- басня - басно писец ;
- кровь - крово подтёк .
В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.
Время исчисление, время препровождение, семя доля, семя ножка, семя почка.
Но в других случаях с первой частью - тем же корнем - используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).
Ср.: семено хранилище, семено водство.
Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:
о
и е
: авто-
(авто
база
), агро-
(агро
химия
), био-
(био
стимулятор
), гео-
(гео
политика
), гидро-
(гидро
узел
), зоо-
(зоо
техник
), кино-
(кино
альманах
), макро-
(макро
элемент
), метео-
(метео
сводка
), мото-
(мото
спорт
), радио-
(радио
механика
), теле-
(теле
очерк
), фото-
(фото
ателье
), электро-
(электро
мотор
).
Исключение:
кине
скоп
;
а : авиа- (авиа почта, авиа линия );
и : квази- (квази научный ), мульти- (мульти миллионер ), поли- (поли витамины ), мини- (мини -платье ).
В некоторых словах (центри фуга, агри культура, электри фикация, электри фицировать, электри фицированный, гази фикация, гази фицировать, гази фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .
Ср.: центро бежный, агро школа, электро бритва, газо обмен.
Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:
ума лишённый, сума сшедший, себя любие, себя любец.
В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .