Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

В сложных словах после основы на твердый согласный(кромеш, ж, ц) пишется О: атомоход, водонапорный, волнорез, восточнославянский, звукоизоляционный, рыболовный.

После основы на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишетсяЕ: большеглазый, змеевидный, лучеиспускатель, мышеловка, овощехранилище, огне­мет, пае накопление, птицелов, свежемороженый.

Примечание 1. В некоторых сложных словах пос­ле основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е : дальнобойный (даль­неструйный), косторезный, костоправ (костедробиль ный, костеобрабатывающий), кровоизлияние, кровопийца, кровосос, кровообращение, кровопускание (кроветворный, кровеносный, кровезаменитель), пес­нопение (песнетворчество), шерстопрядильный, шер­стоткацкий (шерстезаготовительный, шерстеобраба­тывающий).

Примечание 2. В словах газификация, газифицировать, электрификация, электрифицировать, центрифуга и центри­фугировать и производных от них, произносится и пишется и.

Примечание 3. Слово агрикультура имеет парал­лельное написание агрокультура, которое в современ­ном языке является более распространенным.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА без соединительной гласной

1. Слитно пишутся:

1) слова, первая часть которых представлена сло­вом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, времяпрепровождение, летописание, летосчисление, се­мяножка, семяпочка (ср.: плодоножка- образовано с соединительной гласной);

2) слова, образованные в результате слияния слово­сочетания: сумасшедший (с ума сшедший), умалишен­ный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержа­щий;

3) слова, первой частью которых является количест­венное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа (соединительной гласной нет): пятидневный, семицветик, пятисотлетний, трехсотка, семисоттридцатитрехметровый, двадцативось­мидневный.

Примечание 1. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: девяностолетний, стодневный.

Примечание 2. Числительные один, тысяча, мил­лион, миллиард соединяются со второй частью слова с помощью соединительных гласныхо ие, т, е. они функционируют как существительные: однодневный, двадцатиодноведерный, тысячелетие, двадцатипя­титысячелетие, миллионоголосый, миллиардофуто-вый.

Примечание 3 . Слова сороконожка, сорокопут ("птица из отряда воробьиных"), сорокоуст ("сорока­дневная молитва в церкви об умершем") имеют сое­динительную гласную о . В других производных сло­вах числительное сорок употребляется по общему правилу-в форме родительного падежа: сорока­градусный, сорокадневный, сорокалетие, сорокапу­довый, сорокапятка ("сорокапятимиллиметровая пушка").

Примечание 4. Числительные два, три в составе сложных слов имеют формыдвух; трех- и дву; три; тре-: двухдневный, трехчасовой; двуногий, двупалый, двуспальный; тридесятый, тримаран ("яхта с тремя килями"), трилистник; трезубец, треглавый и трех­главый, тренога, треножить, треугольник,треух.

Примечание 5. Числительное полтора в составе сложных слов имеет форму полутора (род. п.):полуторадневный, полуторамесячный, полуторатонный.

Примечание 6. Числительное четверть при образовании сложных слов употребляется в форме именительного падежа и пишется слитно с остальной частью сложного слова: четвертьфинал, четвертьфиналист, четвертьгодовой.

Примечание 7. Количественные сочетания, в со­ставе которых имеется слово половина, пишутся раз­дельно: пятьс половиной метров - пятис половиной метровый, двадцатис половиной миллионная чис­ленность. Однако образования, где с числительным употребляется прилагательное половинный, пишутся слитно: пятисполовинный, двухсполовинный.

2. Сложные слова с корнем пол-- (половина) пи­шутся:

А) через дефис, если:

· второе слово начинается с гласной: пол-окна, пол­-яблока, пол-аллеи;

· второе слово начинается с согласной л : пол-листа, пол-лукошка, пол-лета:

· второе слово-имя собственное: пол-Европы,пол- Калуги, пол-Приморья;

Б) слитно во всех случаях, кроме оговоренных в п. А), а также слова с корнем полу-: полкниги, пол­месяца, полморя, полчаса, полпервого, полдвенадцатого (но: пол-одиннадцатого}; полуоборот, полудикарь, по­лумрак, полуоткрытый, полулегальный, полузакрыть, полулежа.

Примечание. Слово поллитровка (прост.) (из пол улулитровка) пишется слитно.

В) раздельно во всех случаях, если между кор­нем пол- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение :пол следующего дня (но: полдня};пол Онежской губы (но: полгубы};пол Охотского моря (но: полморя},пол моей книги (но: полкниги} - такие сочетания характерны для устной речи, т. е. имеют раз­говорный оттенок.

3. Слитно пишутся существительные и прилага­тельные, начинающиеся с элементов: авиа-; авто-; агро-; библио-; био-; вело-; гелио-; гидро-; гомо-, графо-; зоо-; кино-; лито-; макро-, микро-, метео-; мото-; мульти-; нео-; палео-; поли-; псевдо-; радио-; теле-; термо-; стерео-; фото-; фоно-; экзо-; электро- (их количество может быть более одного в слове):

авиагавань, авиакосмический, автоагрегатный, автобан , аэрогаммасъемка, аэрогеологический, аэроионизатор , аэрофлотовский; библиоман, библиофил, биоакустика, биоархитектура, био­защита, биоинженерия; велосекция, велотрасса, велотренажер, велотур, гелиоаппаратура, гелиометеоролог, геостационар­ный, геотехнология, гидроавтома­тика, гидрокосмос, гидроударный, гомогенизированный, графология, графоман, зооботанический, зооветслужба, зооцентр, изолиния, изотоп; квазинаучный, квазиобъективный, квазичастицы, кинопортрет, кинопособие, кинопроба, литосфера; макрокосмос, макротекст, метеобюро, метеоданные, метеоинформация, микробригада, микробудильник, микроклимат, макросхема, микрохирургия, моноблок, монокультура, мотобол, мотонарты, мото­рикша, мультимиллиардер, мультинациональный; неоимпрессионизм, неофрейдист­ский; палеоклимат, палеотектонический, полигенный, полигибрид, поликристалл, полилог , полипропиленовый, полифоничность, псевдоинтеллигент, псевдокультура, псевдолитература; радиорозетка, радиоспектр, радио­эфир; телеаудитория, телеболельщик, телекоммуникация, телесигнал, термобигуди, термобуровой, термо­устойчивый; фонограмма, фотоэффект; экзобиология, экзотерми­ческий, электроавтобус, электродиагностика.

Этому же правилу подчиняется и написание ино­язычных корней-приставок:анти-, архи-инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра-: антинародный, архи­модный, инфракрасный, контратака (но: контр-адми­рал), пангенезис, панзоотия, суперобложка, ультра­микроскоп, ультрафиолетовый, экстравагантный, экст­раполяция (но: экстра-класс, экстра-почта).

Примечание. Если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через де­фис: квази-Горький, лже-Пушкин (но: Лжедмит­рий- историческое написание), пан-Америка, пан-Европа.

У всех звуков речи есть свои глубинные изначальные смыслы. …Правильно ли по смыслу сделан выбор гласных для соединения разных слов?..

Да, правильно, других таких гласных по смыслу нет: звук О - вообще соединяет, у него смысл такой, а вот Е - позволяет одному слову к другому как бы «пристыковаться» (будто щепку прибьет течением к берегу или к другому предмету, потому что звук «Э» - это, если помните, «течение, поток»).

…А теперь вспомните правило:

Соединительная гласная -О- пишется после основ на твердый (отвердевший) согласный: парО воз, зверО лов, лесО полоса, левО бережный, быстрО ногий, .

Но КАК это получается? На самом деле. В живой ситуации, когда не было никаких «филологов», изобретающих орфографические правила. Зато были разумные человеки, глубоко чувствующие природу и смысл звуков Живой Речи!

Давайте осмысленно объяснять происхождение такого соединения слов в реальности речевой практики предков.

Например: вот просто для соблюдения форм возьмем словосочетания «полоса леса», и/или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».

А теперь вспомните, что в прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами , т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).

Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!

А теперь вам снова придется вспомнить о чередовании гласных А и О , в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.

Поймите, что мы сейчас как раз не фантазируем, а моделируем, воспроизводим естественную ситуацию возникновения смыслового чередования гласных в сплошном тексте из многих и многих слов.

Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности , а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения !

Предки использовали только реальные выразительные средства - смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.

лесаполоса …» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А

лесополоса …», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!

У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А , либо через О .

Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!

Так же и в случае: «…звера лов » и «зверо лов ». И в других аналогичных ситуациях.

Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).

А не формальная орфограмма (как сейчас, перед нами, когда смысл ситуации утрачен!). Формальная орфограмма, которую сейчас разумно, с учетом всех важных обстоятельств, не объясняют, а заставляют писать вот так и не иначе. Так не только у детей, а любого возникает чувство протеста против нелепости (будто серьезным видом разыгрывают, когда розыгрыш неуместен!).

Вот через такие нелепые ситуации и возникает недостаточная (бессмысленная) педагогика и недостаточная (формальная) методика преподавания.

Теперь перейдем к ситуации с другой соединительной гласной.

Соединительная гласная -Е- пишется после основ на мягкий согласный, шипящие, Й и Ц : землЕ трясение, пешЕ ход, краЕ ведение, птицЕ лов.

Имейте в виду, что исторически перед нами та же реальная ситуация сплошного текста: «…землитрясение…» и «птицылов».

Для предков была та же обыденная осмысленная ситуация выбора пути (повторяем, выбора правописания или «правдописания»).

Здесь та же ситуация осмысленного чередования гласных, но только в данном случае речь шла уже о чередовании И и Е .

Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…землитрясение …» (по-современному, с пробелом: «земли трясение»), где И показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.

Когда в тексте видели картину: «…землетрясение …», с гласным Е

Так же и в ситуации с Ц . Когда перед нами два разных слова, то в сплошном тексте: «…птицылов …» (по-современному, с пробелом: «птицы лов»), где Ы после Ц показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.

Когда в тексте видели картину: «…птицелов …», с гласным Е (по-современному так же), то каждому было понятно, что перед нами 1 сложное слово!

Так же и в ситуации с Й. Когда два разных слова, в сплошном тексте: «…крайведать …» (по-современному, с пробелом: «край ведать»), где перед нами 2 простых слова. Когда в тексте видели: «…краеведение …», с гласным Е (по-современному так же), то 1 сложное слово!

Эту целостную осмысленную ситуацию разрушили в современном языкознании: сложное слово с «соединительной гласной» стало орфограммой, а вот с появлением «пробела» между словами, такие написания, как «птицы лов, леса полоса » тематически отнесли совсем в другой раздел языкознания…

Команда ЗоВУ Живая Русская Грамота ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)

Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009

Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово

Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

II. Актуализация знаний

Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад .
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.

Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.

Вот из сада
Вам рассада .
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод .
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(А. Е. Измайло в)

III Работа над новой темой .

1.Видео «Сложные слова в русском языке»

2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.


- Какова же тема нашего урока?

Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:

сложением целых слов: школа-интернат ;

основ слов с соединительной гласной: пароход;

части основы слова с целым словом: детсад;

сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .

В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .

Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.

Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.

Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.

(Слова записаны на доске)

Верхолаз←верх, лазить

Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика

3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?

4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – трудолюбивый.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – дружелюбное.

6.Физмнутка

7. Задание:

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

правильно

проводить


8.Кроссворд

(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

9. Словарная работа

МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

10. Игра «Менеджер по закупкам»

Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о

11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам

12. Творческая работа.

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

13. Работа с карточками. Проверь себя

Пар…ходство

Растен…водство

Олен…водство

Басн…писец

Власт…любие

Кон...водство

Песн...пение

Прав...писание

Язык...знание

Стал...вар

Гряз…лечение

Хлеб...резка

Газон...косилка

Птиц...лов


IV . Закрепление темы

Оперативный контроль.

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб оглаз ый, тепл олюб ивый, бел о-красн о-голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем - соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две - о и е .

Паро ход, тысяче летие, бело лицый, сине глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

    суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

    Мало симпатичный, вечно зелёный.

    суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью - формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);

    Пяти этажный, двух дневный, дву стволка.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Авиа база, кино фильм, авто база, мото гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

    Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

    О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

    Водо ворот, сине глазый, свеже выбритый.

Обратите внимание!

1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:

  • крово жадный - крове носный ;
  • коно крад - коне вод, коне завод ;
  • песно пение - песне творчество ;
  • камено ломня - камне дробилка ;
  • дально бойный - дальне струйный, дальне восточный ;
  • косто резный - косте дробильный .

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь - зверо лов, зверо бой, зверо подобный ;
  • власть - власто любие ;
  • честь - често любие ;
  • шерсть - шерсто ткацкий ;
  • плоть - плото ядный ;
  • басня - басно писец ;
  • кровь - крово подтёк .

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

    Время исчисление, время препровождение, семя доля, семя ножка, семя почка.

    Но в других случаях с первой частью - тем же корнем - используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

    Ср.: семено хранилище, семено водство.

    Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

    о и е : авто- (авто база ), агро- (агро химия ), био- (био стимулятор ), гео- (гео политика ), гидро- (гидро узел ), зоо- (зоо техник ), кино- (кино альманах ), макро- (макро элемент ), метео- (метео сводка ), мото- (мото спорт ), радио- (радио механика ), теле- (теле очерк ), фото- (фото ателье ), электро- (электро мотор ).
    Исключение: кине скоп ;

    а : авиа- (авиа почта, авиа линия );

    и : квази- (квази научный ), мульти- (мульти миллионер ), поли- (поли витамины ), мини- (мини -платье ).

    В некоторых словах (центри фуга, агри культура, электри фикация, электри фицировать, электри фицированный, гази фикация, гази фицировать, гази фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

    Ср.: центро бежный, агро школа, электро бритва, газо обмен.

    Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

    ума лишённый, сума сшедший, себя любие, себя любец.

    В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .