Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задол­женность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оцен­ке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предла­гаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предпо­лагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов ус­ложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор меж­ду приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.

Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.

ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать пред­приятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяй­ственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.

НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акци­онерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акцио­нерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой фор­ме акционирования нет.

ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию на­поминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рас­срочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государ­ственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставля­ется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосу­дарственного предприятия с коллективной, кооперативной или акци­онерной формой собственности.

Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.

Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от сто­имости имущества, приобретенного коллективом арендато­ров за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.

В республике почти все договоры аренды были заключены до приня­тия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.

Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.

Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арен­дных предприятий не выше, чем государственных.

Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

Решил сам для себя расписать эти вопросы, чтобы потом просто использовать ссылку.

Начать нужно с Гражданского кодекса, который говорит, что: унитарное предприятие это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем. При этом, владельцами компании могут являться только органы государственной или муниципальной власти.

Для чего может потребоваться создание унитарного предприятия?
Унитарные предприятия формируются для реализации государственных задач на коммерческой основе. Это может быть обслуживание или управление имуществом, приватизировать которое нельзя; решение социальных задач, включая сбыт продукции или оказание услуг по ценам ниже себестоимости; ведение неприбыльных производств или поддержание дотируемой деятельности.

Собственность унитарного предприятия может быть передана ему владельцем, как взнос в уставной фонд, или получена от других источников, но только с одобрения владельца. При этом унитарное предприятие не имеет права распоряжаться своим имуществом без одобрения владельца.
Источниками доходов унитарного предприятия могут быть:
- результаты хозяйственной деятельности;
- субвенции (средства бюджета передаваемые безвозмездно);
- субсидии (средства бюджета выделяемые для целевого финансирования издержек при осуществлении конкретного вида деятельности);
- дотации (средства бюджета выделяемые для финансирования издержек унитарного предприятия в целом).

Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет в виде неналоговых поступлений.

На унитарное предприятие накладываются следующие ограничения:
- оно не может быть учредителем дочерних предприятий;
- оно не может самостоятельно заключать крупные сделки (больше 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ);
- оно не может использовать прибыль для материального поощрения сотрудников.

Что меняется при акционировании?
Во-первых, не надо путать акционирование с приватизацией. При акционировании изменяется организационная форма, но собственником предприятия остается государство. А вот передача или продажа принадлежащих государству акций в частные руки - это уже приватизация.

Основные изменения:
- право распоряжения собственностью переходит от владельца к руководству предприятия;
- предприятие получает возможность самостоятельного распределения прибыли, но выплачиваемые по акциям дивиденды по прежнему поступают в бюджет;
- предприятие теряет право на получение прямых выплат из бюджета (субвенций, субсидий или дотаций).

Ключевым вопросом акционирования является вопрос собственности: остается ли она в собственности государства, с передачей его в оперативное управление или аренду предприятию, или оно становится полной собственностью предприятия.
В первом случае не всегда очевидна цель акционирования. Например, если имущество запрещено к приватизации, то смена организационной формы никак не влияет на эту возможность. Во-втором случае всегда будут существовать подозрения в коррупции, так как вопрос установления цены на имущество и последующей цены на акции имеет субъективные составляющие.

Оценка результатов акционирования и последующей приватизации должны проводиться для каждого унитарного предприятия отдельно, с учетов вопрос передаваемого имущества, особенностей ведения хозяйственной деятельности и её результатов.

Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе - оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости.

Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий?

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности.

Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы - организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.).

Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации.

Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю - Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. К этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника - территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений.