Путь к успеху

А теперь перейдем к практическим занятиям. Для того чтобы


альные упражнения, держа во рту камешки, громко декламировал

стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь

до н. э.) - афинский государственный деятель и великий оратор. От

ся, картавил, к тому же имел дурную привычку подергивать во время

речи плечом и вообще не умел держаться перед публикой. После дол-

гих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосход-

ным оратором. В наше время нет необходимости набивать рот ка-

мешками, стараясь исправить недостатки своей речи. Для работы над

ности мы используем более современные приемы. Таким образом, не

будем полагаться на случай, а воспользуемся возможностью вме-

шаться и взять бразды правления в свои руки.

Первым делом тренируем гласные. Однако не в алфавитном по-

рядке, как нас учили в школе. Начнем спускаться вниз по звуковой

лестнице:

и - е - а - о - у

Почему именно в такой последовательности? Частота колебаний

звука «и» составляет 4000 Гц, а частота колебаний звука «у» - только

Процедура выполнения каждого упражнения одинакова: сначала-

медленно выдохните, затем спокойно глубоко вдохните. Следите за

тем, чтобы дыхание у вас было равномерным и спокойным. При вдо-

хе стенка живота должна выпячивается вперед, а при выдохе втягива-

ется, становясь плоской. Не допускайте ошибок в момент вдоха, ста-

раясь захватить как можно больше воздуха так, чтобы увеличился

объем грудной клетки.

Часто можно наблюдать, как при дыхании у людей поднимаются

и опускаются плечи. Это неправильно. Старайтесь, чтобы вдыхаемый

воздух попадал в живот, в самый центр вашего организма.

Лягте поудобнее на спину, положите руку на живот для того,

чтобы проверять, поднимается ли он при вдохе и опускается ли при

выдохе. При выдохе представляйте себе, что вы «выпускаете пар»,

«снимаете» с себя все, что вас угнетает, сердит и раздражает. С каж-

дым вдохом заботы и тревоги ваши рассеиваются, вы чувствуете себя

свободнее и комфортнее. Делая еще один глубокий вдох, ощутите,

что вы поглощаете положительную энергию вселенной.


А теперь начнем нашу психогенную дыхательную тренировку.

Выдохните, глубоко вдохните, приложите к голове кончики пальцев и

произносите звук «и» до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Что вы

при этом заметили? Поверхность вашей головы вибрирует. Получает-

ся, что, произнося гласную «и», вы можете стимулировать деятель-

ность своего головного мозга.

Сделайте спокойный вдох, приложите кончики пальцев к шее и

протяжно произнесите «эээээ». На что вы обратили внимание? Коле-

бания в области горла. Таким образом вы проделываете при помощи

ультразвука глубокий массаж горла и одновременно облагораживаете

Подобным образом произносите звук «аааа». Это упражнение

благотворно воздействует на область грудной клетки. При произно-

шении звука «ооооо» усиливается кровоснабжение сердца, а упраж-

нение со звуком «ууууу» оказывает положительное воздействие на

нижнюю часть живота.

Эти простые упражнения не только делают более благозвучным

центры в организме. Они не только укрепляют голосообразующие ор-

ганы, но и способствуют сохранению здоровья. Гармонично звуча-

Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные как

достаточно сильные колебания. Помните, что чем ниже и глубже го-

лос у человека, тем больше он производит впечатление человека

уравновешенного и серьезного. Чем выше тон голоса, тем больше он

кажется человеком раздражительным и несолидным.

По мере регулярного выполнения упражнений вы будете заме-

вскоре вы научитесь воздействовать на свое настроение при помощи

лий станете более уравновешенным и рассудительным. Видите, как

просто дать ход такому положительному взаимодействию. Выполняя

ничным и выразительным.

Часто выступающего перед публикой оратора просят говорить

погромче. Он поначалу прилагает для этого определенные усилия,


вычном тоне. Такое может произойти только с тем, кому неизвестна

ся говорить правильно.

Но нельзя не вспомнить и еще одну причину, по которой трудно

понять речь многих ораторов. В чем же она заключается? Многие вы-

ступающие неправильно используют акустические возможности по-

мещения, в котором они выступают. Оратор должен их учитывать.

Хороший оратор, знающий законы акустики и правильно исполь-

зуя их, может говорить совсем тихо, и, несмотря на это, каждое его

слово будет отчетливо слышно даже в последнем ряду. Разборчивость

речи, уважаемый читатель, зависит не только от степени громкости,

Где лучше всего выполнять упражнения для развития голоса?

Лучше всего в помещении, где есть эхо, чтобы воздействие голоса на

сознание было максимальным, чтобы вы привыкли к звучанию своего

Для того чтобы осознать процесс образования звука, проделайте

второе упражнение, представляющее собой цепочку гласных «и - э

А - о - у». Произнесите отдельный гласный звук, дождитесь, по-

ка услышите в виде эха его отзвук. После этого перестаньте его про-

износить и начните произносить следующий звук. Следите за тем,

чтобы в помещении ощущались производимые вашим голосом коле-

бания. Произнеся очередной звук, выдохните, затем равномерно и

глубоко вдохните.


иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Повторите.

иииии - эээээ - ааааа

иииии - эээээ - ааааа

Еще раз.

иииии - эээээ - ааааа


- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу

- ооооо - ууууу


Нам нужно производить колебания.

Но как возникают колебания?

Если захватить пальцами струну и отпустить ее, возникнет звук.

От чего зависит качество звука? От того, из чего сделана струна, от


степени ее натяжения, от резонансного захвата, от силы, с которой мы

захватили и отпустили струну.

Что мы этим хотим сказать? Что качество звука зависит не только

теле говорящего.

Выполняя следующее упражнение на развитие голоса, будем

произносить звук «м». Если при выполнении упражнения на звук «а»

рот у нас широко открыт, то звук «м» мы произносим с закрытым

ртом. Образующиеся при этом колебания не выходят за пределы тела.

Упражнение на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо,

второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы го-

лосовые связки сильно напряглись.

После выполнения этого упражнения хорошенько откашляйтесь,

обязательной частью упражнения, является одновременно великолеп-

ной профилактической мерой, предупреждающей простудные заболе-

Особое внимание следует уделить звуку «р» по причине того,

1. Четко артикулируемый звук «р» улучшает произношение.

2. И что еще важнее: звук «р» придает нашему голосу силу,

энергичность и направленность. Речь, в которой «теряется»

звук «р», производит впечатление небрежной. Такая манера

говорить, как правило, свойственна людям слабохарактер-

ным. Последите за тем, как произносят звук «р» хорошие

ораторы, дикторы и выдающиеся личности. Вы заметите, что

у явно преуспевающих людей звук «р» сочный и раскати-

Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную

подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними

зубами и «порычите» как трактор. При выполнении упражнения сме-

ло утрируйте звуки, но только при выполнении упражнения!

Это упражнение помогает выработать хорошую дикцию. А те-

перь сделаем еще один шаг вперед. Выдохните, затем медленно глу-

боко вдохните и утрированно произнесите:

и – р – э – р – а – р – о – р – у – р

Проделайте дважды и такое упражнение:


пррр - эррр - аррр - оррр - уррр - иррр - эррр -аррр - оррр - уррр.

А теперь, наоборот, намеренно раскатисто произнося звук «р»:

ррри - рррэ - ррра - ррро - ррру - ррри - рррэ -ррра - ррро - ррру.

После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раска-

тистым «р» (только в целях тренировки) прочитайте следующие сло-

РРРОЛЬ - РРРУЛЬ - РРРИНГ - РРРАЗ -

РРРЕЗЬ - РРРОГ - РРРАД - РРРУБЛЬ -

РРРИТМ - РРЕЛЬС - РРИС - РРРАБ - РРРОМ

Слов, начинающихся со звука «р», достаточно много, вы вполне

можете произносить и любые другие, какие вам понравятся. Звук «р»

может быть и в середине слов:

ПАРРРА - ПРРРИВЕТ - ТРРРАВА - КРРРЫ-

ЛО - СИРРРЕНЬ - МОРРРОЗ - АРРРФА -

ПРРРАВИЛО - ПРРРОБКА

Теперь произнесите слова, заканчивающиеся на звук «р»:

КОВЕРРР - ПОВАРРР - ЗАБОРРР - СЫРРР -

ТОВАРРР - АМБАРРР - ДОГОВОРРР -

ШАРРР - МОТОРРР

Настойчиво и регулярно выполняя предложенное упражнение, вы

в скором времени значительно укрепите свой голос и улучшите дик-

цию. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, очень эффектив-

ны. Благодаря им вы станете говорить четко и внятно, приобретете

шать окружающие и который поможет вам производить на них бла-

гоприятное впечатление уверенного в себе и энергичного человека

Задумывались ли вы когда-нибудь, какая сила заключается в го-

лосе и речи? Одним словом можно «уничтожить» человека, одним

предложением можно сделать человека несчастным. Однако, исполь-

зуя тот же инструмент, можно совершить и много добрых дел. Только

от вас зависит, как вы будете пользоваться своим голосом. Заявив

«этому вы никогда не научитесь», вы превращаете человека в неудач-

ника. Но с тем же успехом вы можете указать ему путь к успеху, за-

верив его: «вы с этим обязательно справитесь». Сказав односложное

«да», вы в состоянии осчастливить своего спутника жизни. Разве не


Итак, ежедневно, лучше всего по утрам, выполняйте предложен-

ные фонетические упражнения. Уже через короткое время вы с удив-

лением обнаружите в себе большую внутреннюю свободу, научитесь

в прямом смысле этого слова свободно дышать. Вы ощутите, как вас

пронизывает чудодейственная сила, ибо дыхание - это жизнь, дыха-

ние - это энергия. Так несите в себе постоянно заряд этой замеча-

тельной силы.

Никогда не забывайте: человек, который работает над своим го-

лосом, одновременно работает над своей личностью. Человек, изме-

вовал свой характер.

Желаю вам добиться больших успехов в занятиях психогенной


Часть VIII

ОСНОВЫ

ПОСТРОЕНИЯ

ВОПРОСОВ


Основы построения вопросов


Похожая информация.


Ораторами не рождаются, ими становятся. Как научиться говорить красиво? На этот вопрос ответил еще древнегреческий оратор Демосфен. Демосфен не имел никаких данных для красноречивой речи: он не выговаривал половину букв, легкие его были очень слабыми, в добавку его плечо нервно подергивалось.

Демосфен поставил себе цель стать оратором: набирал морских камушков в рот и произносил речи, развивал навыки громкой речи на берегу моря. Морской воздух входил в его легкие, благодаря чему они становились мощнее и мощнее. Над плечом он фиксировал острый меч, и при каждом подергивании плеча меч вонзался в него, причиняя дикую боль. Вскоре нервные подергивания прошли.

То, что его имя дошло до нас сквозь века, доказывает, что его старания по становлению оратором не прошли зря. И вы можете повторить его опыт. Чтобы научиться красиво говорить, важны постоянные тренировки и знание теории.

Для того чтобы грамотно разговаривать, человек должен владеть следующими навыками:

  1. Навыки отбора литературы;
  2. Навык изучения выбранной для написания речи литературы;
  3. Навыки составления плана выступления;
  4. Навыки написания речи. На этом пункте стоит остановиться подробней. При составлении текста важно адаптировать его под устную речь. Исключаются слова, об которые вы можете запнуться, длинные и заумные предложения преобразуются в краткие и передающие основной смысл предложения;
  5. Навыки самообладания. Прежде чем думать, как научиться говорить ярко, красиво и грамотно, нужно поработать над своим психическим состоянием. Один из известных ораторов, к примеру, учился правильно говорить перед статуями. Так он готовился к заведомому безразличию публики, и при выходе на публику его волнение уходило;
  6. Навык ориентации по времени. Для защиты, к примеру, диссертаций, отводиться определенное время. Для того чтобы закончить говорить вовремя, важно написать текст для выступления, который будет длиться на минуту меньше, чем положено. К примеру, если на речь отводится 7 минут, текст должен уложиться в 6 минут;
  7. Применение технических средств. Чтобы красиво выступить перед аудиторией, лучше дополнить свои слова визуальными образами: презентациями, графиками и пр;
  8. Навыки контакта с аудиторией. Какой бы замечательной ни была ваша речь, правильно говорить вы не научитесь до тех пор, пока не будете уметь строить контакт со слушателями. Вовремя подшутить, сделать паузу, подчеркнуть мысль мимикой и артикуляцией – все это имеет значение в ораторском искусстве;
  9. Навыки отвечать на вопросы слушателей. К ним лучше тоже подготовиться, так как в живом режиме сложно отвечать интересно и непринужденно.

6 характеристик хорошей речи

Чтобы правильно и красиво разговаривать на публике, важно помнить следующие ключевые моменты:

  1. Громкость голоса. Должна быть оптимальной. Не нужно говорить громко. Это может оказать действительно нервирующее действие на аудиторию. Чтобы при средней громкости вас было нормально слышно, важно выполнять одно простое правило: не боятся шире раскрывать рот. При произнесении ударных звуков между зубами должно проходить 2 пальца, при безударных – один;
  2. Интонация. Чтобы научиться красиво говорить, помните о том, что тема разговора или выступления должна цеплять слушателя, не давать ему отвлечься. И информационное наполнение здесь – это еще не все. Важно правильно, уместно менять интонацию, выделять голосом основные моменты, вопросительные места;
  3. Темп и ритм речи. Для того чтобы грамотно разговаривать, выполняйте упражнения на развитие темпа речи. Никаких специальных техник тут нет. Можете поэкспериментировать с темпом, размеренностью речи, записывая ее на диктофон. Ищите оптимальный темп речи, чтобы она не была слишком быстрой или слишком медленной;
  4. Жесты. Артикулировать правильно – важнейший шаг к тому, чтобы научиться говорить красиво. Отточить жесты поможет только одно упражнение – тренировки перед зеркалом;
  5. Мимика. И здесь опять же важна уместность и соответствие моменту разговора или выступления;
  6. Имидж. Внешний вид – это важно. Сколько бы вы не учились красиво излагать свои мысли, если вы явитесь на серьезное мероприятие в джинсах, к вам и отнесутся соответствующе.

Как быстро научиться говорить красиво, четко и правильно? Даже если вы знаете всю теорию наизусть, без тренировок у вас вряд ли получиться грамотно разговаривать. Упражнения очень важны и лучше, если они будут регулярными.

Упражнения для того, чтобы правильно выступать перед публикой

Классика

Основное упражнение, позволяющее постичь, как научиться красиво говорить, не изменилось со времен Демосфена. Оно общее и для студентов театральных училищ, и для будущих управленцев. В рот следует набрать орешки и произносить скороговорки, пытаясь сделать это правильно и внятно.

Но не спешите набирать в рот орешки. Это упражнение очень важно, но не менее важным является коррекция индивидуальных проблем с речью. Грамотно в наше время, к сожалению, не говорят даже дикторы на центральных каналах. Будет хорошо, если вы все-таки попробуете поискать записи советских дикторов (которые, как раз, говорили правильно) и возьмете их речь за образец.

Проверка ошибок

Чтобы ваше публичное выступление было грамотно, нужно сначала определить, где вы допускаете ошибки в разговоре. В каждой области существуют свои нарушения речи. К примеру, москвичи акают, а в Пермском крае «съедают» слова. Хорошо, если о ваших ошибках вам скажет посторонний человек, желательно иногородний, так как вы можете не чувствовать нарушений речи, которые повсеместны в вашем кругу. Как научиться грамотно и красиво строить разговор или произносить публичную речь? Необходимо помнить о своих ошибках, и корректировать их в соответствии с принятыми нормами.

33 Егорки

Во время произнесения речи нужно держать дыхание, особенно если говорить вам придется долго. Для тренировки дыхания существует интересное упражнение «33 Егорки». Для его выполнения нужно произнести текст: на дворе, на пригорке стоят 33 Егорки. Затем приступаем к пересчету Егорок: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, насколько у вас хватит воздуха. Нужно стремиться добраться до 33-х Егорок. Упражнение позволит вам не выдохнуться и после получасовой речи оставаться в форме.

Для того чтобы научиться грамотной речи, нужно знать нормы русского языка. Словарь с ударениями – лучший друг оратора. Выполняйте упражнения с произнесением слов, в которых вы допускаете ошибки, для выработки автоматизма. Поищите распространенные речевые ошибки. Обязательно разберитесь с ударением в словах, ведь слово «квартал» с ударением на 1-ом слоге испортит впечатление и от мастерской речи.

Вспомогательная литература

Для того чтобы научиться говорить, вы можете поискать следующие книги, в которых есть упражнения, рекомендации, правила:

«Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн».

«Выступление в стиле TED».

Книга с материалами по особенностям построения речи, правилам подачи материала;

Книга по убеждающей речи, которая поможет и управленцам, и менеджерам;

Книга, в которой вы, может быть, и не отыщите рекомендаций именно для ораторов, но стоит почитать в качестве вспомогательной литературы.

Книг по развитию речи много. Чтобы не затеряться в них, помните о том, что есть не так уж и много основных упражнений, и вряд ли современные авторы изобрели нечто принципиально новое. Выберите несколько упражнений, которые подходят именно вам (к примеру, правильная постановка ударений, развитие дыхания, скороговорки), и начните их выполнять регулярно. Тренировки позволят вам достичь не только высот в ораторском искусстве, но и успехов в бытовом общении, ведь красивая и завораживающая речь – большая редкость, и это жирный плюс и для личной жизни, и для любых социальных взаимодействий.

Умение красиво разговаривать стоит того, чтобы потратить часть своего времени на обучение. В голове мгновенно возникает оратор, каждому слову которого внимает большое количество людей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Как научиться красиво говорить – вопрос, который должен вызывать живой интерес у практически каждого человека.

Многообразие ежедневных контактов

Каждый из нас живёт среди людей. Новый день приносит множество контактов. Среди них - общение со старыми знакомыми, коллегами по работе, родными людьми и случайными встречными. Поэтому для многих из нас вопрос, как научиться красиво говорить, очень важен. Если нас слушают и правильно понимают, то мы быстро получаем желаемое.

Это могут быть короткие диалоги, касающиеся бытовых тем:

  1. Покупки хлеба в магазине.
  2. Заказа официанту.
  3. Расчёта с курьером.

Немаловажное значение имеет общение в семье, которому обычно не уделяется особенного значения. Ведь такие диалоги происходят в непринуждённой атмосфере. Уже сложнее выступить на собрании перед сослуживцами, рассказывая им об особенностях нового проекта. Поэтому вопрос, как научиться красиво говорить, волнует практически каждого.

Какие из выступлений имеют наибольшую важность

Самыми сложными нам представляются выступления на рабочем месте. От собраний или важных встреч зависит наша карьера, то есть заработок и уровень жизни. Немаловажное значение имеет репутация и успешность среди коллег.

Но как же сделать так, чтобы выступление оказалось интересным? Нужно уметь привлечь внимание слушателей. Но интересной и актуальной темы для этого недостаточно. Как научиться красиво говорить, – волнует многих строящих карьеру людей. Очень сложно разработать хороший проект. И просто представить его неудачно. Это возможно только потому, что для презентации не хватает коммуникативных навыков.

Чтобы предмет разговора был интересен слушателям, нужно изъясняться грамотно и понятно. А ведь в большинстве своём люди разговаривают по-разному. Для некоторых свойственно испытывать сложности при общении. В результате предмет разговора несложно привести в тупик.

За собой способны увлечь люди, которые умеют правильно высказывать мысли. Нужно стремиться научиться преподносить информацию собеседникам красочно. В этом также состоит ораторское искусство. Наилучшими помощниками и здесь являются книги.

Расширение словарного запаса

Чтобы чувствовать себя свободно при выражении мыслей, легко находить нужные слова, следует заниматься самообучением и обогащением словарного запаса. Для этой цели можно использовать такое подручное средство, как телевизор. Только с этой целью предпочтительнее находиться дома в одиночестве. Нужно лишь включить новостную передачу и подражать диктору. Также следует выдерживать все паузы. В результате словарный запас увеличится, а речь станет более ровной.

С целью очистки речи очень удобно использовать диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне. Нужно сделать запись разговора с приятелем, а затем прослушать её. Следует выявить все ненужные слова и подсчитать их количество.

Так как мы учимся красиво говорить, нужно постараться избавиться от всех лишних слов. Сделать это довольно непросто. Работа над собой предполагает контролирование каждого сказанного слова. С течением времени получится сделать свою речь правильной.

Избавление от страха перед публикой

Общение перед аудиторией малознакомых слушателей или с коллегами часто омрачается стеснением, волнением, ощущением скованности. Но даже на торжестве высказать вслух поздравление очень сложно. На Дне рождения, свадьбе, юбилее несложно испытать волнение, выступая перед гостями. Мы учимся красиво говорить, поэтому нужно обдумать свою речь заранее, записать её на бумаге. Это позволит её запомнить и лучше выступить перед публикой.

На тему своей деятельности человек часто способен рассказать очень многое. В этом случае формирование словарного запаса осуществляется непроизвольно и за счёт ежедневного повторения похожих фраз и терминов.

Простое упражнение

Для этого упражнения требуется зеркало. Нужно стать перед ним и рассказать о произошедших за день событиях. Разговаривать нужно только с собой, поэтому предпочтительнее находиться дома в одиночестве.

Предпочтительнее записать выступление на видео. Таким образом, при его просматривании можно будет выявить все ненужные и отталкивающие жесты. После этого следует поработать над их устранением. После целенаправленных усилий получится красиво говорить. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных навыков, не требуют большого количества времени. Но работать нужно регулярно и целенаправленно.

Не стоит придерживаться исключительной серьёзности. Следует задуматься о том, каким образом люди будут воспринимать мимику оратора. Выражение лица должно быть в меру официальным и располагающим. Не стоит забывать о приятной лёгкой улыбке. Чтобы достичь результата, нужно посвятить тренировке несколько дней как минимум.

Важность техники речи

Выступление должно звучать красиво. Без улучшения работы речевого аппарата немыслимо повышение уровня речевой культуры. Слушателей не должны раздражать скомканные фразы, несвязная речь, а также проблемы с правильным сочетанием слов. Впечатление от подобной речи, мягко говоря, малоприятное. Смысл сказанного полностью искажается, поэтому слушатели быстро теряют интерес к оратору.

Техника речи должна быть проработана, поэтому нужно укрепить голос и дыхание. При этом огромное значение имеет вырабатывание хорошей дикции и правильного произношения.

Упражнения для развития дыхания предполагают его экономное расходование. Для этой цели можно использовать тексты из художественных книг. Вдохи следует делать после окончания предложений. При этом они не должны быть слышными.

Работа с произношением звуков

Техника речи существенно развивается при выполнении ряда упражнений. Они представлены разнообразными сочетаниями гласных звуков. Например:

  1. и, о, ы, у, э, а.
  2. и-э, и-а, и-о, и-у.
  3. а-о, а-у, а-и, а-ы.
  4. э-о, э-у, э-а, э-и.
  5. у-о, у-и, у-ы, у-а.
  6. о-ы, о-и, о-э, о-у.

Выполнение упражнений состоит в том, чтобы отыскать правильное голосоначало. Оно представляет собой ясные и чистые звуки, произношение которых не требует напряжения. Темп при этом должен быть различным. Выполняя упражнение, голос следует понижать и повышать. Так как говорить красиво и грамотно нужно многим из нас, то предпочтительнее потратить время на регулярное выполнение простых заданий.

Упражнения, улучшающие технику речи, также следует делать с сонорными согласными звуками н, м, в, л, которые сочетаются с гласными э, о, а, и, у, ы. Примеры:

  1. ми, ма, мо, мэ, му, мы.
  2. ли, лу, лэ, ло, лы, ла.
  3. ни, ну, но, нэ, ны, на.
  4. мммомм, мммымм, мммумм.
  5. мммимм, мммамм, мммэмм.
  6. ллломм, лллымм, лллумм.
  7. лллимм, ллламм, лллэмм.
  8. ннномм, нннымм, нннумм.
  9. нннимм, нннамм, нннэмм.

Использование скороговорок

Чтобы улучшить красоту дикции, следует вспомнить о скороговорках. Сначала они должны читаться без участия голоса. Следует лишь совершать правильные движения при помощи языка и губ. Затем упражнение нужно произнести вслух. Темп должен быть выбран абсолютно разный. При этом текст нужно сочетать с правильным дыханием. То есть после прочтения скороговорки нужно делать неслышный вдох.

  1. Купи кипу пик.
  2. Стоит копна с подприкопенком.
  3. Ткет ткач ткань.
  4. Ложечка моя желобовыгибистая.

Что значит красиво говорить, если не владеть своим голосом в совершенстве? Для этого, разумеется, нужно потрудиться. К выполнению упражнений следует относиться с должным вниманием. Но результат оправдает все трудозатраты. Ведь действительно приятно красиво разговаривать на служебных собраниях, корпоративных мероприятиях и просто в кругу знакомых. Нельзя делать себе поблажки, следует относиться к репетициям с должной долей серьёзности. Если упражнение не выполнено правильно, то его нужно повторять до того момента, пока не начнёт получаться.

Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной и интересной, и вы узнали, как научиться красиво говорить.

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.