Видеть мозгом

Научные тесты выявили «внутренне зрение» в мозге незрячего художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже света, сообщает британский журнал «Нью сайентист».

Художник с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи, которые он никогда в жизни не видел, однако сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе рисования «включается» зрительная область его коры почти в такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его видел воочию. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести годы спустя.

Тестирование Армагана проводились в США, уточняет «Нью сайентист». Картины феноменальный художник рисует пальцами рук, используя собственную уникальную художественную технику – он накладывает на холст краску одного цвета, а затем после ее полного высыхания – по очереди идут в ход другие цвета. Сначала Армаган делает набросок: он проводит клинышком по поверхности холста, оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру, Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он запомнил, что небо должно быть голубым, море синим, а трава – зеленой.

Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам Армаган прославился не только в Турции, но и получил известность за рубежом, отмечает «Нью сайентист».

Видение мозгом

Человек видит мозгом, а не глазами.

По материалам: Washington ProFile.

Исследователи из University of Rochester обнаружили, что у разных людей серьезно различается количество рецепторов-колбочек в сетчатке глаза, отвечающих за восприятие цвета. У одних людей колбочек в 40 раз больше, чем у других. Из-за этого, люди по-разному воспринимают цветовые оттенки.

Другой вывод исследования: человек воспринимает цвета не с помощью глаз, а, в основном, с помощью мозга. Причины этого пока не ясны. Статью об этом открытии опубликовал журнал Neuroscience.

Видение мозгом

Система Зрения: Что видит мозг?

Др. Ховард Гликсмен.

Зрение – это сложный процесс. Два месяца назад мы рассмотрели, как глаз может разрешать свету проходить через него и фокусироваться на сетчатке. Затем в предыдущем месяце мы подробно описали, как сетчатка может генерировать нервные импульсы, которые перемещаются к мозгу для интерпретации «зрения».

В этом раз мы рассматриваем, как эти зрительные сообщения распределяются и организовываются в пределах мозга для того, чтобы создать нейровозбуждающее пространственное изображение для анализа.

Мозг является центральным устройством обработки данных, который интерпретирует все неврологические сообщения, что поступают со всего тела. Глаз представляет собой внешнее устройство подобно любому другому чувствительному органу тела. Он находиться в углублении, проводя исследования для мозга. Под центральной слепотой подразумевается состояние, когда глаза хорошо работают, но именно мозг не производит правильной обработки данных зрительной информации.

Видение мозгом

Каждый оптический нерв состоит из примерно миллиона аксонов, которые идут от ганглиозных клеток. Не забывайте, что ганглиозные клетки просто переносят сообщения, которые они получают от биполярных клеток, а те, в свою очередь, от палочек и колбочек. Это что-то на подобие огромной нейробиомолекулярной эстафеты. Конечная цель – достичь визуального центра мозга, где определенная пространственная модель нервного возбуждения в конечном итоге обрабатывается и интерпретируется как «зрение».

Около 80% аксонов от ганглиозных клеток в оптическом нерве направляются к распределительной коробке мозга, которая называется боковым коленчатым телом. В этом соединительном нервном центре каждый ганглиозный аксон передает дальше свои сообщения с помощью высвобождения нейротрансмитера, который побуждает другой нейрон передавать дальше это сообщение к зрительной зоне коры головного мозга.

Оставшиеся 20% аксонов ганглиозных клеток меняют свое направление как раз перед распределительной коробкой, объединяются с другой системой, которая несет ответственность за некоторые автоматические рефлексы, происходящие в глазе. Когда свет проникает в глаз (освещает его), это приводит к тому, что зрачок, сокращаясь, становится меньше, а когда мало света в темной комнате, зрачок автоматически расширяется, чтобы пропустить больше света. Именно эти сообщения от ганглиозных клеток и начинают рефлексную дугу, которая порождает эти действия.

Видение мозгом

Полное изменение реальности: фокусирование побочных эффектов.

Рассмотрим природу изображения, которое проектируется на сетчатке после того, как лучи света перемещаются через глаз. Если вы когда-либо игрались с линзами, то вы должны помнить, что каждый раз, когда лучи света проходят сквозь криволинейную поверхность, то они не только преломляются, но и изображение с другой стороны становится полностью перевернутым.

Следовательно, когда мы рассматриваем то, что происходит с изображением света, когда оно проходит сквозь глаз, мы должны принять во внимание тот факт, что свет проходит три отдельных преломления. Первое преломление происходит, когда свет пересекает роговицу. На этой стадии, изображение было бы совершенно перевернутым, это означает, что оно было бы повернутым и перевернутым вверх дном. Но не забывайте, что свету все еще нужно пройти сквозь хрусталик, пока он не переместится в сетчатку.

У хрусталика есть две выпуклые поверхности в противоположность одной у роговицы. Изображение, проходя сквозь переднюю поверхность хрусталика снова приводится в порядок. Но потом оно дальше преломляется, поскольку проходит сквозь заднюю поверхность хрусталика, в результате которого возникает конечное изображение на сетчатке, которое является повернутым и перевернутым вверх дном. (см. рис. 1)

Вы можете подумать о том, как это может влиять на наше зрение? Не забывайте, что клетки фоторецепторов сетчатки просто посылают изображение в мозг на основе света, что отражает объект, на который мы смотрим. Следовательно, если изображение само по себе было перевернуто, то есть вверх дном, то сообщение, которое посылается из сетчатки в мозг, будет также это отражать. Это уже дело мозга - расшифровывать это зеркальное электрическое сообщение, которое посылается из глаз.

Видение мозгом

Все дело в перспективе.

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить о зрении, может быть продемонстрирована следующим упражнением. Если вы сосредоточитесь на объекте, а затем переменно посмотрите на него каждым глазом, вы заметите, что есть существенное наложение между носовыми полями каждого глаза, немного под другим углом. Это означает, что, когда вы сосредотачиваете свой взгляд на чем-то, то глаз способен пересылать сообщения к мозгу, которые дают ему две различные перспективы. Вот таким образом мы можем достигать своего восприятия глубины.

Видение мозгом

Никто в действительности не может точно понять, как мы можем видеть. Это то же самое, что задать вопрос, что же является нейробиомолекулярной основой для определенной мысли, желания или эмоции.

Возможно, мы можем выяснить, в какой части мозга эти процессы происходят, с помощью каких нейротрансмитеров и в каких концентрациях, и с какими другими нейронами происходят реакции. Но мы все еще точно не понимаем, как эти процессы проявляются в особенных восприятиях, таких как зрение.

Мы не понимаем того, как мы можем думать. Философ Габриель Марсел определил эту загадку так: «проблема, которая посягает на свои собственные данные». Он подразумевал, что тот, кто задает этот вопрос, невольно становиться объектом вопроса. Человеческий мозг пробует выяснить, как он сам работает.

Видение мозгом

Вероятно, вышеизложенное вынудит людей задуматься перед тем, как они примут теорию макроэволюции и то, как она может применяться к развитию человеческого глаза и зрения. Как можно быть таким уверенным относительно теории происхождения, когда еще не понятно, как что-то фактически работает? Большинство того, что я прочитал у сторонников эволюции на тему зрения, содержит много риторики и предположений без приведения деталей и логической последовательности. Все это кажется немного преждевременным и несколько самонадеянным.

Наука пока не имеет инструментов, которые могут определенно сделать вывод об эволюции глаз и зрения. Будет ли она их когда-либо иметь? Может да, а может, нет. До этого времени, я сохраняю право смотреть на эволюционные объяснения биологов о происхождении человеческого зрения с большим количеством скептицизма, и как на чрезмерно упрощенные и требующие большого количества слепой веры.

Видение мозгом

СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА

Евгений Голомлзин.

Помните, как, в свое время, третировали людей, которые утверждали, что могут видеть пальцами, носом, ступнями и другими частями тела. В лучше случае их объявляли шарлатанами, в худшем - их ждала психушка.

Теперь можно сказать, что пришло время реабилитации, потому что существует методика, которая может научить видеть, слышать и ощущать непосредственно мозгом. А наука, в лице Бехтеревой Натальи Петровны, подтвердила такую возможность.

Однажды мне на глаза попалась цифра, которая поразила меня. Человечество накопило огромное количество знаний, но, оказывается, доля знаний о самом человеке составляет среди них не более трех процентов.
Выходит, что человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя. Но поскольку природа не терпит пустоты, эта ниша непременно должна быть заполнена, а значит, научные исследования ближайшего будущего будут посвящены, главным образом, изучению человека - его тела, души и духа, а также их возможностей.
Мою мысль подтвердило выступление академика Бехтеревой Натальи Петровны на всемирном конгрессе "Итоги тысячелетия", проходившем в Санкт-Петербурге в конце 2000 года. Ее доклад был посвящен сверхвозможностям человеческого мозга.

ДАРВИН, ТЫ НЕ ПРАВ!
Аристотель был уверен, что душа находится в сердце, а мозг служит для охлаждения проходимой через него крови. С тех пор прошло много времени, но мозг по-прежнему остается большой загадкой даже для специалистов.

Мозг наших далеких предков не сильно отличается от нашего мозга, что не укладывается в эволюционную теорию Дарвина. По всей видимости, человечество со временем не становится умнее. С другой стороны, наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку - он запросто осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50-100 лет назад. При этом говорят, что человек средних способностей использует свой мозг на 20-30 процентов.

"Я бы не определяла работоспособность мозга в процентах, - говорит Наталья Петровна. - Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно.

Но если это так, значит, мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают, и даже будут возникать перед человеком? Наука о мозге отвечает на этот вопрос утвердительно.

Видение мозгом

ФЕНОМЕН ДЕТЕКТОРА ОШИБОК
Существует интересное явление - феномен "детектора ошибок", открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.

Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке. Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг. Часто это называют интуицией. Это открытие имеет очень важное значение. Какое?

"На протяжении сотен лет человеку со школьной скамьи говорили - не убий, не укради, - говорит Бехтерева. Что при этом происходило? В мозгу возникала своеобразная охранная служба, которая называется совесть. Эта служба работала иногда сильнее, чем указы, постановления и суд. Человек не осознавая причины, стремился не выходить за рамки десяти заповедей".

Что произошло потом? Эти законы исчезли из школьной программы. Их заменили законами физики, химии, зоологии, а историю представили перечнем войн и биографиями властителей и завоевателей. Можно себе представить, какие "охранные" программы сейчас стоят в мозгу.

Последствия их работы мы видим на каждом шагу, поскольку наш "детектор ошибок" не знает, что есть норма. При решении задач взаимоотношений между людьми он пользуется физическими законами, вроде "сила действия равна силе противодействия". И тогда человек начинает крушить все вокруг - "око за око, зуб за зуб". Ничего не поделаешь - другой-то программы у него нет.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО НОРМА
"Детектор ошибок" всего лишь верхушка айсберга возможностей человеческого мозга.

Однажды при лечении болезни Паркинсона стимуляцией мозга вживленными электродами, пациентка неожиданно почувствовала сильное чувство любви к лечащему врачу. Причем чувство было настолько сильным, что пришлось обращаться за помощью к психотерапевту.

В другой раз сотрудник Института экспериментальной медицины Владимир Михайлович Смирнов также занимался стимуляцией мозга больного. Внезапно тот как бы резко "поумнел" - в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

"У меня в жизни бывало так, что буквально в готовом виде получала решения, до которых, как мне казалось, я просто не могла сама додуматься - вспоминает Наталья Петровна. - Решение ниоткуда, кроме определенного склада ума требует и определенного настроя, психического состояния. Это как бы состояние "приема". Причем оно не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы".

Выходит, что в мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением? Скорее всего, это так. Каждый мозг, несомненно, обладает сверхвозможностями, и этот факт подтвердила наука. У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях. Большинство же людей этими возможностями не пользуется. На это есть причины.

Известно, что для гениев характерно "сжигание" себя. Не зря их сравнивают с падающими метеорами - вспыхнул в ночи, высветил путь, поразил воображение и угас. Немногие гении доживали до преклонного возраста. Это происходило потому, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя. Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели. А можно ли научиться открывать сверх возможности, не выключая защитные функции мозга. Теперь наука может дать утвердительный ответ.

Александр Левит окончил Российский Государственный Гуманитарный Университет по специальности «Клиническая психология».

В 2008 году создал тренингово-консультационный центр, разработал два собственных тренинга: «Ментальный прорыв», направленный на развитие скрытых возможностей человека и «Живая природа денег. Войди в финансовый поток», предлагающий нестандартный поход к пониманию денежной механики.

Материалы по теме:

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Каждый из нас обладает неисчерпаемым потенциалом развития

Однако мало кто понимает, насколько велик его внутренний потенциал и как его раскрыть.

Об этом побеседовали с клиническим психологом, бизнес-консультантом, автором и ведущим тренингов Александром Левитом.

Александр, каких высот, по-вашему мнению, может достигнуть человек, и как это влияет на качество нашей жизни и жизни наших близких?

В самых разных сферах жизнедеятельности человека есть сугубо специфические аспекты развития потенциала, я скажу лишь об общих принципах.

Одним из важнейших препятствий для развития возможностей человека является неверие в свои силы. Оно формируется под влиянием социальных стереотипов и установок. Когда мы взрослеем и созреваем как личность, когда мы пытаемся чего-то добиться, мы сталкиваемся со всевозможными ограничениями и запретами, большая часть которых иррациональна и просто не имеет смысла. Очень часто в такие моменты мы ориентируемся на общественное мнение, которое всегда мыслит сдержанными и консервативными категориями. Из-за этого мы перестаем верить в себя. В связи с этим напрашивается вывод: человек должен создать условия, при которых он будет готов вырваться из круга привычных неэффективных действий.

- А вам самому удалось вырваться из этого круга? Расскажите немного о себе.

Я родился инвалидом. Уже в младенчестве врачи обнаружили, что я слепой. Я помню, что в детстве различал только свет и тень и иногда смутно видел границы ярких предметов, например, окно. Врачи говорили, что я никогда не буду видеть. Однако мои родители не отчаивались и пытались найти какие-то эффективные нестандартные способы восстановить мое зрение. Когда мне исполнилось 9 лет, отец нашел-таки направление, которое помогло мне обрести зрение. Но сначала я научился... видеть мозгом! А потом и само зрение восстановилось, но не полностью, а на 50% процентов. Поэтому сейчас на остальные 50% у меня работает так называемое альтернативное зрение. Да, я до сих пор не могу читать мелкий текст без лупы, но для жизни, как говорится, хватает.

- Что конкретно вы делали, чтобы научиться «видеть мозгом», это были какие-то специальные занятия?

Для того, чтобы придти к этому, мне пришлось достаточно долго выполнять определенные упражнения. Надо сказать, что для меня это было очень нудно и неинтересно. Я даже не понимал, зачем все это, почему родители так сильно хотят что-то во мне изменить. То есть тот мир, в котором я жил меня полностью устраивал и я не понимал, что есть люди, которые живут более полноценно. Но отец смог объяснить мне, что изменения необходимы, и я продолжал занятия. Было трудно. Несколько раз я решал, что больше не буду заниматься «этой ерундой», что меня больше не заставят, но в итоге продолжал упражняться.

- Как быстро появились первые результаты?

Первое время не было никаких результатов! Они появлялись так медленно, что казалось, будто ничего не происходит. Прошло больше 2-х лет, прежде чем я стал узнавать других людей и самостоятельно ориентироваться в пространстве. К этому времени я уже понял, насколько лучше воспринимать мир еще с помощью зрения - появились новые возможности, изменился круг общения и интересы. Очень многие вещи стали происходить по-другому - ярче и полноценнее.

Александр Левит

- И вы теперь вы делитесь своими навыками с другими?

Несколько лет назад мы с коллегой начали проводить тренинги и консультации. Так получается, что интересы и запросы тех, кто обращается к нам, таковы, что мы в первую очередь передаем им основу описанного мной выше опыта - опыта раскрытия внутреннего потенциала и расширения собственных границ.

Кстати, нагляднее всего опыт раскрытия внутренних ресурсов можно проследить в спорте. Когда человек начинает заниматься каким-либо видом спорта, он через некоторое время приходит к пределу актуальных на сегодня возможностей. Он считает, что больше не может ничего усовершенствовать в себе и отчасти «ломается». Тренер слышит слова: «Я больше не могу. Больше из меня ничего не выйдет». Грамотный тренер в этот момент говорит: «Продолжай!», и постепенно увеличивает нагрузку. И через некоторое время спортсмена открывается второе и третье дыхание, и он начинает демонстрировать совсем другие результаты.

- Но все-таки спорт - это, прежде всего, работа с телом. Причем здесь раскрытие внутреннего потенциала?

В конце ХХ века наглядный принцип наставничества в спорте перешел в другие сферы - личностный рост, бизнес. Таким образом возникло направление «Коучинг», целью которого стало раскрытие внутренних ресурсов человека и социальной деловой группы - путем приведения к осознанию собственных возможностей и путей развития. Ведь важно не просто указать индивидууму, к чему ему следует стремиться, но сделать так, чтобы он сам это понял, без подсказок.

- По какой же причине люди этого не понимают сами?

В результате общения с ними мы видим, что большая часть проблем состоит в том, что человек не чувствует своего потенциала, потому что живет навязанной другими жизнью. И не верит в то, что можно жить по-другому, что жизнь может быть ярче, границы мира шире, а мировоззрение глубже. Кстати, то же самое происходит и в бизнесе - зачастую низкая эффективность руководителя связана не только с его профессиональным уровнем, но и с неправильной оценкой ресурсов компании и низкой мотивацией персонала.

Путем простых объяснений и советов, пусть даже исходящих от мудрых людей, добиться результата невозможно. Нужен грамотный наставник-психолог, который будет искусными методами побуждать своего подопечного к тренировкам, к тому, чтобы он сам очень хотел тренироваться. В этом случае человек начинает видеть результаты.

К примеру, у детей, непонимающих и отвергающих всей своей сущностью математику, можно сформировать к ней тягу и развить талант. Но не только ребенок не может развиваться без помощи взрослого, взрослый человек тоже не всегда может раскрыть себя без помощи более компетентных в определенной сфере людей. Также важно, чтобы наставник, будь то педагог, спортивный тренер, гуру или коуч, смог увидеть в своем подопечном именно тот потенциал и то направление развития, которое ему подходит. Я прошел этот путь, когда работал над своим недугом, а теперь бывает очень приятно, когда аналогичных результатов в вопросах личностного роста и профессиональной эффективности с моей помощью достигают другие люди.

- Что вы пожелаете нашим читателям в заключении?

- «…самое важное, имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное - второстепенно», - эти замечательные слова принадлежат Стиву Джобсу. И они так же верны, как и то, что не надо изобретать новых истин. Они уже есть, были всегда и не следует никому эти истины внушать - ваше сердце интуитивно их знает. А компетентные психологи знают, как этому сердцу помочь выразить себя. Учитесь слушать свое сердце!

Фото из личного архива Александра Левита

Опыты, проведенные специалистами Институтами мозга человека РАН, подтвердили существование у homo sapiens альтернативного зрения.

Три года назад московский ученый Вячеслав Бронников начал учить слепых видеть. Он разработал оригинальную методику, позволяющую резко активизировать деятельность правого полушария мозга. В результате за десять дней занятий Бронников развивал у своих подопечных навыки так называемого прямого видения - слепые и слабовидящие люди оказывались способны получать информацию об окружающем мире без использования глаз. Невероятно? Действительно, поверить в этот феномен было трудно, и многие сочли Бронникова ловким шарлатаном. Однако не все серьезные ученые с порога отвергли идею "прямого видения", или альтернативного зрения. Научный руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева заинтересовалась опытами Бронникова. Особенно, после того, как встретилась в своем кабинете с одной из его учениц, 26-летней Ларисой. лишившийся зрения в 8-летнем возрасте. На Бехтеревой было подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - спросила Бехтерева. "красная, - спокойно ответила та. А потом добавила: - А может быть, синяя"? Под пончо у Бехтеревой было надето темно-синее платье. "Я не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться", - заметила Лариса...

И вот в самом конце прошлого года в Институте мозга человека был проведен уникальный эксперимент. К исследованиям привлекли семерых подростков с нормальным зрением, предварительно прошедших подготовку по методу Вячеслава Бронникова. Участие в задуманном эксперименте зрячих людей позволяло сравнить работу мозга при нормальном зрении и альтернативном. Эксперимент проходил в комнате при обычном, естественном освещении. Лица испытуемых были закрыты черными масками из непрозрачной материи. Участникам требовалось прочесть текст из предложенной книги, брошюры, объявление. Все семь участников эксперимента легко читали в маске любой предъявленный текст, лишь иногда делая паузы на незнакомых словах. После этого испытуемым сообщили, что на экране компьютера будут появляться буквы, цифры или знаки, которые нужно назвать. Кроме этого, на экран выводились изображения различных предметов, о которых "незрячим" подросткам не было известно заранее. Однако испытуемые справились и с этим заданием. Участники эксперимента могли свободно передвигаться по комнате, обходя препятствия.

В ходе исследований ученые измеряли различные физиологические параметры, электрическую активность мозга и пытались зафиксировать изменения в мозговых процессах, происходящие в ходе "прямого видения". С помощью электроэнцефалографа регистрация параметров мозга осуществлялась при "включенном" и "выключенном" альтернативном видении, при мысленном воспроизведении зрительных образов, при закрытых глазах, при открывании глаз. "Мозг человека. - рассказывает Наталья Бехтерева, - отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то. что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при "прямом видении" информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит - до сих пор не ясно".

"Когда мы снимали параметры при альтернативном видении и при обычном зрении. - продолжает Наталья Бехтерева, - то уловили следующую картину: сигнал, характерный для работы исследуемого явления, сохранялся у нескольких участников и при нормальном зрении. То есть человек смотрел так, как ему было удобнее". Кроме того. данные электроэнцефалограммы показали. что при "включении" "прямого видения" у испытуемых изменилась биоэлектрическая активность мозга, появлялся так называемый бета-ритм, который в норме едва просматривается. Бета-ритм традиционно считается показателем возбудительных процессов. Иными словами, мозг работал если не на пределе, то в усиленном режиме. В результате ученые сделали вывод, что сегодня уже уместно говорить не столько о феномене, сколько о методе альтернативного видения. Данные электроэнцефалограммы подтвердили перестройку мозга на иной режим работы. Мозг испытуемых использовал так называемые условно-патологические возбуждения. В ходе обычной работы зрения импульс от рецепторов глаза поступает в задние отделы полушарий мозга, а при "включении" альтернативного видения сигнал проходил нетрадиционным путем и приходил в центральную часть мозга, где и распылялся. Наталья Бехтерева полагает, что навыками "прямого видения" могут обладать люди. которые когда-либо были зрячими, а потом потеряли зрение. По ее мнению, в полушариях мозга сохраняются когда-либо увиденные образы. и импульс, поступающий извне, может их извлекать из многочисленных ячеек и восстанавливать - таким способом осуществляется сличение импульса и образа.

Однако единого мнения о природе "прямого видения" пока нет. Существует гипотеза, согласно которой оно осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные. При развитии организма кожа формируется из одной клетки с нервной системой. В обучении альтернативному видению важным этапом является формирование навыка по сопоставлению ощущений кожи с цветом и другими свойствами предметов. В природе известны случаи, когда живые существа (некоторые морские беспозвоночные, бабочки) "видят" всей поверхностью тела.

Ученые считают, что в процессе освоения альтернативного видения происходит переобучение мозга. "Мозг человека заранее готов ко всему, он живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя, - говорит Наталья Бехтерева. - Что мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? Ответ простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Сверхвозможности бывают исходные - талант, гений, при определенных условиях оптимального, эмоционального режима или в экстремальных ситуациях они могут проявляться в форме озарения с изменением скорости времени. Но что самое важное, сверхвозможности могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи".

"Можно, по-видимому, допустить, - продолжает Наталья Бехтерева, - что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать"!

Дмитрий Серков

Не глаза видят, а мозг

Давайте поговорим о зрении. Вы наверняка слышали такое выражение: «Увидеть – значит поверить». Но часто бывает и наоборот: поверить – значит увидеть . Ученым хорошо известно, что сильнейшее влияние на то, что, как нам кажется, мы видим, оказывают образы и идеи, воздействию которых мы подвергаемся предварительно, а также наши собственные мысли и воображение. Этим, вероятно, объясняется, почему именно люди, которые изначально верят в привидения или НЛО, гораздо чаще наблюдают эти самые явления, нежели те, кто в них не верит. Увидеть то, чего нет, может каждый, потому что мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность. Мы видим то, что наш мозг показывает нам, отталкиваясь от информации, получаемой через органы зрения. Картинка, создаваемая мозгом, не всегда является 100-процентным отражением того, на что устремлен наш взгляд. По этой причине мы иногда не можем быть до конца уверены в том, что видим. Да, возможно, вы видели ангела. Но возможно и другое: мозг показал вам ангела, ошибочно сконструировав его образ из куста или другого предмета.

Мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность? Звучит дико, если вдуматься. Разве мы не просто видим вещи, на которые смотрим? Как такое может быть? Большинство людей полагают, что мозг просто и честно показывает нам ту самую картинку, которую видят наши глаза. Но все обстоит не так. В реальности свет падает на сетчатку глаз и по зрительным нервам в мозг идут электрические импульсы. Затем мозг транслирует эти импульсы в зрительные образы, которые вы «видите» у себя в голове. Мозг не отражает и не проигрывает наблюдаемую вами сцену, подобно зеркалу или видеокамере с монитором. Он показывает вам сильно отредактированное и адаптированное описание наблюдаемой сцены. Предлагает вам собственную версию наблюдаемого мира. Можно сказать, что мозг снимает свой собственный фильм по мотивам реальных событий. То, что вы видите, – это не сырая видеосъемка, а художественно-документальный фильм. Мозг оставляет за собой право опускать детали, которые он считает маловажными. Может быть, это и неплохо. Более того, во многих случаях это совершенно необходимо во избежание информационной перегрузки. Вам совсем не нужно видеть каждый лист на дереве и каждую травинку, когда вы гуляете в парке. Это был бы переизбыток информации. Возникла бы непроходимая путаница у вас в голове, что только навредило бы вам. Для того чтобы вы получили представление о парке и могли нормально функционировать, достаточно иметь в голове общую картину парка, именно это мозг и дает вам. Если вам нужны дополнительные подробности, можете сфокусировать глаза и мозг на отдельном листке, отдельной травинке и т. д.

Но дальше начинаются еще более странные вещи. Мозг не только опускает огромное количество деталей, он еще и заполняет бреши образами, которые вы не только не можете видеть, но которых, возможно, вовсе не существует. Например, ваши глаза не могут уследить за быстро движущимся объектом, но мозг решает эту проблему, прикидывая, что могло бы быть полезно вам, и создает свою версию реального мира. Мозг также вставляет в нужные места статичной сцены элементы, которые, по его мнению, там должны быть, поскольку это позволяет вам лучше ориентироваться в окружающей среде. Как известно, такими фокусами славятся иллюзионисты. Даже если они не вполне понимают научную подоплеку происходящего, это не мешает им при выполнении своих фокусов максимально использовать особенности человеческого зрения. Еще раз должен подчеркнуть, что мозг делает все это не ради того, чтобы посмеяться над нами, а по той лишь причине, что в большинстве случаев это позволяет нам функционировать в жизни с максимальной эффективностью.

Мозг не только добавляет недостающие образы, он также обнаруживает шаблоны, закономерности и по ним «соединяет точки». Он делает это автоматически и очень хорошо. Он помогает нам увидеть вещи, которые в противном случае было бы очень трудно распознать. И эта способность мозга является, пожалуй, одной из причин, почему род человеческий до сих пор существует. Подобно многим другим животным, наши доисторические предки полагались на эту способность в целях выживания: она позволяла им не умереть от голода и не оказаться съеденными самим. Без этой способности невозможно было бы увидеть в листве замаскировавшуюся птицу или прячущегося в кустах кролика. Не менее важно было умение вовремя распознать контур крадущегося хищника, это позволяло нашим далеким предкам не попасть ему на обед в краткосрочной перспективе и избежать вымирания в перспективе долгосрочной.

Хотя современным горожанам редко выпадает нужда высматривать прячущегося в кустах хищника, описанная выше особенность зрения продолжает играть свою роль. Например, одна моя знакомая, которая увлекается заплывами на длинные дистанции в Карибском море, объясняла мне, что она не страдает от параноидального страха перед акулами, но вот отношение ее мозга к ним далеко от легкомысленного. Когда она плывет и опускает голову под воду, ее система зрения постоянно сканирует окрестные воды на предмет возможного появления акулы. И мозг зачастую «видит» ее, когда замечает предметы, своим контуром хотя бы отдаленно напоминающие шаблонный образ акулы. В 95 % случаев, как объясняет моя знакомая, мозг ошибается, принимая за акулу предметы, не имеющие ничего общего даже с рыбами.

Майкл Шермер, издатель журнала «Skeptic», многие годы посвятил изучению этой особенности мозга, которую описывает как «тенденцию обнаруживать шаблоны и модели в бессмысленном и бессодержательном шуме». Шермер говорит, что мозг делает это так часто и так хорошо, что его можно было бы назвать «машиной по обнаружению моделей». Это все замечательно, но до той поры, пока процесс обнаружения моделей не выходит за пределы действительности, в результате чего мы начинаем видеть то, чего не существует. И вот тогда мы рискуем навлечь на себя проблемы.

Если, гуляя на закате солнца в лесу, я наткнусь на тень, отдаленно напоминающую тень медведя, мой мозг тут же соорудит весьма подробную и убедительную модель медведя, затаившегося во мраке. Медведя нет, но я его видел! Клянусь вам, я видел его ощерившуюся пасть и горящие злобой глаза! Ладно, если медведь там был действительно, мозг спас мне жизнь, предупредив меня об этом. Но если его не было, то я лишь пережил небольшой испуг. А что, если бы вот так же я был абсолютно уверен, что своими глазами видел бигфута, демона, инопланетянина или бога? Это могло бы без нужды сильно осложнить мне жизнь. Шермер поясняет:

К сожалению, в нашем мозге не сформировалась система обнаружения вздора, которая позволяла бы отличать реальные шаблоны от ложных. В мозге нет системы обнаружения ошибок, которая регулировала бы работу механизма, создающего шаблоны и модели. И поэтому мы нуждаемся в науке, обладающей механизмами саморегуляции.

С одной стороны, способность мозга видеть шаблоны объектов, которых в реальности нет, помогает нам вовремя увидеть шаблоны того, что есть, когда это действительно имеет значение для выживания. С другой стороны, мы должны быть осведомлены об этом феномене, так как он может приводить к тому, что мы верим в то, чего нет, или в то, что является неправдой. И одним только зрением это не ограничивается. К слуху и мышлению это тоже относится. Хорошие скептики понимают, что мозг зачастую создает ложные модели, поэтому мы должны быть крайне осторожными с показаниями свидетелей, которые, к примеру, своими глазами наблюдали НЛО или что-то столь же необычное. В такой ситуации есть все основания проявить скептицизм и потребовать дополнительных доказательств. Может, эти люди что-то видели, может, нет. Но ведь мы с вами уже кое-что знаем о мозге, поэтому следует ли слепо доверяться человеку, который утверждает, что на прошлой неделе видел летающую тарелку или снежного человека? Не нужно думать, что он лжет. Любого из нас, даже обладающего 100-процентным зрением, это самое зрение может подвести. И самый блестящий мозг может прийти к неверным умозаключениям. И самая лучшая память, бывает, подводит.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Глаза не видят, если сердце приказывает ослепнуть Реальность часто оказывается вопросом личного восприятия, а не только объективных фактов. Великий мыслитель Сенека сказал: «Глаза не видят, если сердце приказывает им ослепнуть». Эта мудрость требует, чтобы мы учились

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы бодрствования его прямому выражению

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Глава 4. Какими они себя видят?

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Что они о нас думают и как видят Как эпиграф к теме о мужских вкусах, приведу слова Нинон Ланкло, французской куртизанки, жившей в семнадцатом веке:«Самые лестные признания не те, что делаются намеренно, а те, что вырываются помимо воли…».По большому счету, мужчины думают о

Из книги Неписаный кодекс везунчика. Как стать баловнем судьбы автора Сафин Айнур

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

МУЖЧИНЫ ВИДЯТ ТОЛЬКО «ОБЩУЮ КАРТИНУ» Мужчины предпочитают видеть только «общую картину». Им нравится удовольствоваться лишь небольшим количеством крупных деталей, вдаваться в мелочи они считают ниже собственного достоинства. Например, мужчина не часто дарит своей

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? С учетом всего вышесказанного читателю теперь должно быть нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид с помощью галлюцинации исполнения какого-нибудь желания. Ид стремится к удовлетворению непрерывно, как наяву, так

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Как влюбленные видят друг друга

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Почему женские глаза видят столь много? Миллиарды фотонов света, транслирующие информацию, равную 100 мегабайтам компьютерной памяти, падают каждую секунду на оболочку человеческого глаза. Столь большой объем данных мозг переработать не в состоянии, и поэтому он

Из книги Двадцать великих открытий в детской психологии автора Диксон Волес

Глава 5. Это видят глаза Сногсшибательно! Абсолютно гениально! Это не гиперболы (вспомните, что значит гипербола). Если и есть на свете исследование, выступающее в роли краеугольного камня для развития современных исследований познавательных способностей детей, то это

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

Боги видят во сне людей, а люди – богов Для многих людей пребывание на этой планете само по себе является результатом сновидения бога-творца. Индийцы полагают, что Вишну видит наш мир во сне и наш мир будет существовать, пока этот сон не закончится и его главные герои,

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Люди видят во сне богов В древнем мире сновидение выступало в роли еженощного общения с богами, которые могли предстать перед человеком в любой форме. Греки, воспитанные на произведениях Гомера, знали, что боги могут проникнуть в личное пространство сновидца под видом

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Мы чувствуем собственную боль так же, как другие ее видят Открыто переживая боль, мы получаем возможность объяснять свое поведение и, соответственно, выяснять, что о нас думают другие. Наша склонность моделировать себя для других людей настолько сильна, что мы

Ежесекундно сознание каждого из нас оказывается под настоящей лавиной сенсорной информации — стук клавиш компьютера коллеги по работе, еле доносящиеся из приоткрытого окна голоса случайных прохожих, шероховатость книжных страниц, прохладное прикосновение шёлковой блузки, насыщенный аромат кофейных зёрен, обжигающий вкус мяты…

Видеть мозгом

Внешний мир держит нас в плотном сенсорном кольце. И чтобы не захлебнуться в этом водовороте звуков, запахов, образов, вкусов, наш мозг, постоянно фильтруя информацию, создаёт её потоки. Тому, что окружающий мир предстаёт перед нами не в виде чего-то хаотичного и бесконтрольного, а стройно, организованно, мы обязаны перцептивным стратегиям, находящимся в распоряжении нашего мозга.

Если, не задумываясь, ответить на каверзный вопрос: «Благодаря какому органу мы видим?», ответ, вероятнее всего, будет неверным. Глаза — это всего лишь оптика. За самое интересное отвечает мозг — ему предстоит выбрать из сенсорного потока те ощущения, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, организовать их в узнаваемые формы и интерпретировать. На это уходят, как правило, мгновения. Всё происходит настолько быстро и гладко, что мы не отдаём себе отчёта в том, насколько сложна эта задача.

Наблюдая за происходящим, человеку иногда бывает трудно даже понять, что именно он видит глазами, а что воспринимает благодаря другим органам чувств. Согласно Аристотелю , помимо конкретных ощущений, получаемых от пяти органов чувств, у человека есть способность воспринимать вообще, sensus communis, что на русский обычно переводится как «общее восприятие». И эта способность теоретически может дать возможность формировать зрительный образ даже мозгу от рождения незрячего человека. Только вот реализуется ли эта теоретическая возможность в действительности?

Одна из главнейших зрительных перцептивных стратегий — «фигура — фон» (фокусировка изображения на определённом предмете) — позволяет вычленять из окружающего мира те предметы, которые интересны нам в первую очередь, — к примеру, находить в толпе знакомого человека. Константность восприятия (константность формы, константность размера) основывается на нашем знании о том, что характеристики предмета не меняются, даже если меняются наши ощущения относительного их. С какого бы расстояния вы ни рассматривали свой дом, вы будете знать, что его размер постоянен и не меняется, даже если с расстояния пять километров вам кажется, что он со спичечный короб.

Вопрос, который лишил покоя не одно поколение когнитивных психологов, — являются ли наши перцептивные способности врождёнными или, быть может, это результат обучения? Возможно ли жить полноценной жизнью, не обладая этими способностями?

Осторожно: обрыв!

Учёные-«нативисты» полагают, что такой важный визуальный навык, как способность человека определять глубину, является врожденным, появляется у него как реализация биологически заложенной программы. «Эмпиристы» же придерживаются мнения, что она — результат обучения. Внести определённую ясность в этом вопросе удалось благодаря исследованиям Элеаноры Гибсон (Eleanor Gibson , 1910-2002) и Ричарда Уока (Richard Walk). В своей статье «The «visual cliff» они писали:

Когда дети ещё ползают или только учатся ходить, они часто падают, преодолевая более или менее высокий уступ. При недостаточной бдительности взрослых они могут упасть с кроватки или со ступенек. По мере развития мышечной координации они начинают избегать подобных инцидентов самостоятельно. Здравый смысл подсказывает, что дети учатся распознавать опасные места на опыте — то есть падая и набивая синяки и шишки .

Гибсон и Уолк изучали способности к определению глубины с помощью экспериментального устройства «визуальный обрыв», который представлял собой стол высотой 120 см и с верхней частью из толстого прозрачного стекла. На одной половине стола находилась панель с рисунком из красных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке. На второй половине стола — эта панель лежала на полу, так что посередине стола возникала видимость обрыва.

В исследовании участвовали 36 детей в возрасте от 6 до 14 месяцев, а также детёныши различных животных — цыплята, крысята, ягнята, котята и прочие. Младенцев по очереди помещали на середину стола, после чего их матери звали их сначала на «мелкую» сторону, а потом — в сторону обрыва. Лишь три ребёнка неуверенно двигались в сторону обрыва на зов матери, все остальные либо плакали от огорчения, что не могут преодолеть пропасть, либо испуганные ползли в противоположную от обрыва сторону. Тот факт, что дети, оказавшись перед обрывом, были в состоянии осознать опасность, не вызывал у учёных сомнений.

Часто они сначала всматривались вниз через стекло, а потом разворачивались и ползли прочь от края обрыва. Другие сначала ощупывали стекло руками, но, несмотря на то что чувствовали его твёрдость, отказывались ползти по нему.

Однако выводы Гибсон и Уолк можно было оспорить — дело в том, что у детей, принимавших участие в эксперименте, было как минимум шесть месяцев жизни, чтобы приобрести этот ценный навык.

Поразительными оказались результаты исследования детёнышей животных. Решающим фактором в способности определять высоту было то, насколько данному виду навык необходим для выживания. Так, цыплята, которые должны уметь рыть землю в поисках пропитания сразу после того, как вылупятся из яйца, никогда не ходили по «обрыву», зато крысята, для которых зрение не так важно, ходили по обрыву смело.

В итоге Гибсон и Уок пришли к выводу, что все виды животных приобретают способность различать глубину к тому моменту, когда они начинают передвигаться самостоятельно. А может быть, и раньше…

Казус Майка Мэя

Когда Майку Мэю (Mike May) было 43 года, ему с помощью стволовых клеток восстановили роговицу глаза. Он был абсолютно слепым после того, как облил себе лицо керосином в возрасте трёх лет. Однако то, что Мэю вернули способность видеть, вовсе не означало, что он будет автоматически воспринимать увиденное также, как все остальные.

Дело в том, что любое живое существо с самого рождения занято зрительной практикой и использует любую возможность рассматривать окружающие предметы. Только благодаря долгим тренировкам зрительный канал превращается в линию связи, по которой мы получаем около 90% сведений, воспринимающихся нашим сознанием. Долгих сорок лет мозг Мэя не получал естественных зрительных образов, не «тренировался».

Таким образом у исследователей появилась возможность ответить на вопрос, заданный еще Дидро в его «Опыте о человеческом разуме»: «Может ли слепорожденный, которому возвращено зрение, одним зрением, без осязания, отличить шар от куба?» Иначе говоря, адекватен ли зрительный образ, сформированный без помощи зрения, истинному виду.

Оказалось, что не совсем. Когда Мэю вернулось зрение, возникли проблемы с интерпретацией. Например, ему было трудно отличать двухмерные объекты от трёхмерных. При спуске с горы на лыжах он не мог отличить тень горы от самой горы. Майк вообще не распознаёт лиц, испытывает затруднения, пытаясь отличить фон и сам предмет. О том, какие ещё визуальные обманы приходится переживать Майку Мэю, можно прочитать в английской газете Guardian, где были опубликованы его дневниковые записи .

Крайне любопытный случай описал в своём труде антрополог Колин Тернбалл (Colin M. Turnbull), в конце 1950-х — начале 1960-х изучавший , проживавших в лесах Итури на территории Заира (ныне Конго).

Тернбаллу помогал в общении с пигмеями местный двадцатилетний молодой человек Кенж. Антрополог вскоре обратил внимание на то, что Кенж не может правильно оценивать размер объектов на большом расстоянии. Так как вся его жизнь проходила в очень густом лесу, этот навык у него просто не был развит. Например, увидев вдали стадо буйволов, пасущихся в нескольких километрах от него, он принял их за насекомых. А когда они с Тернбаллом стали подъезжать к животным и те постепенно увеличивались в размере, Кенж посчитал, что это колдовство. Подобное же происходило и другими предметами.


Комната Эймса — помещение, созданное психологом Адельбертом Эймсом в 1946 году — сконстурирована таким образом, чтобы вызвать оптическую иллюзию. Из-за ложной перспективы, которая создаётся в том числе узорами на стенах и полу, мы воспринимаем помещение прямоугольным. Человек, стоящий в ближнем углу комнаты, выглядит великаном, а находящийся в дальнем углу — карликом. Когда он двигается из одного угла в другой, создаётся ощущение, что он увеличивается в размерах или уменьшается. Фото (Creative Commons license): saikofish

Это наблюдение Тернбалла стало доказательством того, что у пигмеев Бамбути ввиду отсутствия потребности не была развита такая перцептивная стратегия как константность восприятия размера. Из этого можно сделать вывод, что данная способность — скорее, приобретаемая, а не врождённая.

Впрочем, получать искажённые представления об окружающем мире можно не только из-за неразвитых перцептивных стратегий, но и из-за нарушений в работе тех отделов мозга, которые отвечают за интерпретацию изображения. У человека не просто одна зрительная зона, а тридцать полей позади мозга, которые позволяют видеть мир. Каждая из них отвечает за разные аспекты зрения.

Например, зона V4, как предполагают, связана с цветовым зрением, а срединная височная зона касается зрительного восприятия движений. Доказательством тому служат пациенты с повреждёнными зонами. Одни видят мир чёрно-белым (монохроматы, их менее 0,01%). Другие не могут различать, как быстро движутся объекты и в каком направлении. Для них налить воды из графина или перейти дорогу — серьёзная проблема.

Два типа зрительных систем

Зрение человеку необходимо для решения двух основных задач: для получения представления о предметах окружающего мира и для того, чтобы управлять своими действиями, направленными на эти объекты — то есть для того, чтобы иметь представление, как вообще выглядит стул, и для того, чтобы смочь его передвинуть.

Ещё в 1990-е профессор Мэлвин Гудейл (Melvyn A. Goodale) из (University of Western Ontario) и профессор Милнер (Milner A.D.) из (Durham University) выдвинули гипотезу, что сигналы, приходящие от глаз в зрительную кору, разделяются на два разнонаправленных потока нервных импульсов. Один поток передаёт информацию в нижнюю часть мозга, где формируется детальная репрезентация окружающего мира («зрение-восприятие»). Второй — в область задне-теменной коры и используется для гибкого контроля манипуляций с видимыми объектами («зрение-действие»).

Чтобы успешно провести какие-то манипуляции с объектом — например, схватить падающий со стола бокал из муранского стекла, — для мозга важно вычислить фактический размер объекта и установить его точное положение по отношению к наблюдателю. «Зрение-восприятие» работает иначе: в этой ситуации абсолютные размеры не имеют значения, первостепенной задачей становится оценка размера, формы и ориентации объекта по отношению к другим объектам.

Чтобы доказать верность этого предположения, следовало найти такую ситуацию, в которой мозг может видеть по-разному — в зависимости от задачи. В эксперименте, результаты которого были опубликованы в журнале «Brain Research», группа исследователей из Университета Западного Онтарио (University of Western Ontario) и Университета Бристоля (University of Bristol) пыталась проверить верность этого предположения с помощью иллюзии перевёрнутой маски . Обычно, когда человек смотрит на маску с обратной стороны, он видит нормальное выпуклое лицо, хотя на самом деле лицо вогнутое. Участникам эксперимента дали простейшее задание — быстро смахнуть пальцами с вогнутого или выпуклого лица специальную метку размером с насекомое.

Результаты оказались удивительными. При необходимости действовать быстро верховодило «зрение-действие», в такой ситуации человек правильно попадал по метке независимо от того, вогнутая маска или выпуклая. В то же время, когда необходимости действовать не было, и ведущую роль играло «зрение-восприятие», мозг принимал любое лицо — и выпуклое, и вогнутое — за выпуклое. Вывод, который сделали исследователи: в ситуации, когда от нас требуется действовать, мы видим чётче и правильнее.

Чтобы человек получал максимально объективную визуальную картину мира, его мозг должен проделать титаническую работу. Наша зрительная система делает очень много для того, чтобы придать окружающему миру смысл. Но в ходе этой работы набирается немало погрешностей: нас может подвести оптика, то есть глаза (близорукость, дальнозоркость), какие-то перцептивные стратегии восприятия могут быть развиты по тем или иным причинам недостаточно хорошо, к тому же чудачить может мозг, интерпретируя полученную картинку по своему усмотрению — нужно действовать, он увидит одно, а при созидании — другое. Если сложить все эти погрешности, возникает сомнение — насколько реален тот мир, который мы видим? Видят ли люди, окружающие нас, то же самое или, быть может, их мир выглядит иначе?

Новости партнёров