Происхождение людей , становление их как субъектов социальных-исторических выделение из мира животных - это вопросы, которые терзают умы философов, биологов, антропологов и обществоведов тысячи лет.

Наука определяет человека как биосоциальное существо, у которого есть собственное сознание, вторая сигнальная система (членораздельная речь), имеются нравственные качества и способность самостоятельно изготавливать орудия трудовой деятельности.

Безусловно, это «сухое» определение, которое не дает полного понимания социального и природного. Разберемся детально, начав с того, какие существуют теории происхождения людей.

Теории происхождения

Теорий становления феномена в мире не очень много, но они все имеют право на существование:

Для понимания человеческой сущности принято оперировать понятиями «индивид» и «личность».

Индивид - это отдельная особь человеческого рода, наделенная всеми чертами и признаками психологического, социального и биологического единства.

Личность - это более сложное понятие, включающее в себя индивида и его социально значимые признаки в обществе.

Как разграничить эти два понятия? Все очень просто. Каждый от рождения является индивидом, так как несет все признаки отдельной особи. Личностью же индивид становится только в процессе социализации. Есть индивиды, которые были рождены в дикой природе и воспитывались дикими животными (медведями, волками). Это так называемые люди-маугли. Они являются индивидами, так как сочетают все признаки современного фенотипа. Однако они не являются личностями, так как не разделяют ценностей общества и не обладают какими-либо социально значимыми качествами.

Существует еще и третье понятие - индивидуальность. Индивидуальность - это проявление личности в ее своеобразии, неповторимости действий и исключительности воспроизводимого. Индивидуальность - это уникальность - мы все одинаковые в плане общей организации, но отличаемся по многим параметрам, не являясь биологической или социальной копией друг друга. Индивидуальностью обладает любая личность.

Понятие и объяснение биосоциальности

По мнению американского социолога Дьюи, люди - это биопсихическая структура, отделенная от животного мира различными стремлениями. Нет никаких врожденных мотиваций. Они как результат биологической и социокультурной эволюции, наряду с животными имеют специфические реакции на внешний мир.

Созидание творческих и материальных ценностей выделяет человеческую природу из царства животных.

Животные руководствуются исключительно врожденными инстинктами, которые всегда следуют эволюционным путем с наименьшими энергетическими и ресурсными затратами. В довершение к энергетической обусловленности пути примыкает инстинкт самосохранения. К примеру, птица вьет гнездо. Это кажется творческим процессом, так как она выбирает веточки и материал для его создания. Все гнезда птиц одного вида будут примерно одинаковы. Этого нельзя сказать о человеческом жилище - каждый дом и каждая квартира - это уникальные творческие объекты. Люди могут построить «гнездо», применив сотни навыков, использовать множество способов. Птица это делает всегда по одному и тому же алгоритму.

К свойствам, отражающим биологическую природу, относится все то, что свойственно животным - защитные рефлексы, самосохранение, материнский инстинкт и так далее. Отличительная черта человека - это его разумность. Благодаря разуму и пластичному логическому мышлению, а также наличию эмоциональности, люди выделены из инстинктивно-алгоритмичного мира животных. От природы они слабые, не имеют когтей, клыков, мускульной системы, но с легкостью порабощают живую природу, меняя ее под свои потребности. В конечном счете это не всегда хорошо и правильно, но именно это позволило людям стать доминантным видом на Земле .

Вместо заключения

Подытожив рассуждения, можно вывести суждение о том, что дуалистическое представление о землянах - это фундаментальное качество Homo sapiens. С одной стороны, они наделены качествами, которые есть в мире животных, а с другой есть некие такие социальные качества, которые у животных отсутствуют либо являются их имитацией. Только воспитание и жизнь в обществе делают из индивида личность. Для подготовки к тесту ЕГЭ можно использовать статью «Природное и общественное в человеке».

Презентация к материалу рассказывает об основных моментах, которые могут встретиться в тестировании.

1. Понятия природы и сущности человека.

2. Соотношение природного и социального в человеке.

3. Человек, индивид, личность.

1. Природа и сущность человека, родственные понятия. Природу можно понимать в двух смыслах: как происхождение человека; и как совокупность сущностных черт, которыми человек наделен при рождении. Первое понимание природы связано с различными концепциями антропогенеза (происхождения человека). Второй смысл данного понятия делает его тождественным понятию врожденной сущности .

Сущность человека – философское понятие, обозначающее характеристики человека, отличающие его от других форм бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

По Аристотелю ,сущность человека – это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

К сущностным свойствам человека относятся: разумность, воля, высшие чувства, способность к коммуникации, труду и творчеству.

2. Познание человека связано с биосоциальной проблемой понимания его сущности. Заключается она в том, что сущность человека двойственна, сочетает в себе природные и социальные начала.

Природное (биологическое) начало заключается в анатомии и физиологии человека. Оно влияет на: пол, продолжительность жизни, особенности чувственного и рационального познания (психические задатки и особенности), способность к труду, речи и т.д.

Природное начало человека в философии связано с понятием тела . У древних греков тело было вместилищем души – сущностной основы сознания и разума. В рамках пантеизма все в мире обладает чувствительностью и разумностью. Душа в теле тоже «распространена» равномерно. Поэтому оно мыслилось как единый, цельный «орган мышления». В связи с этим греки большое внимание уделяли физическим упражнениям и состоянию тела («в здоровом теле, здоровый дух»). В средние века , тело есть бренная оболочка. Оно же греховное начало всех помыслов человека отвлекающих его от исполнения божьей воли. В эпоху Возрождения происходит возврат к идее гармоничного развития личности. Тело – произведение искусства. В Новое время тело есть орудие для достижения цели. В неклассической философии и психологии тело, основа биологического начала и связанных с ним инстинктов, потребностей, подсознательных и иррациональных процессов.



В совокупности, биологическое начало составляет природные силы человека – возможность и необходимое условие существования в мире. Природные силы у различных людей различны, определяются и передаются генетически. Они не безграничны. На протяжении жизни субъект переживает пики и спады своих жизненных природных сил, что отмечается на его активности и физическом состоянии.

Социальное начало заключает в способности к мышлению, общению, практической деятельности, творчеству, стремление жить в обществе. Фактически социальное начало влияет на формирование всех основных сущностных характеристик человека и собственно делает его человеком.

Социальная сущность человека была отмечена еще древнегреческими философами. В дальнейшем вплоть до Нового времени сущностные характеристики, связанные с социальным началом трактовались идеалистически , через категории души и бога .Философы эпохи Просвещения вновь обратились к социальной сущности человека. В немецкой классической философии подчеркивалось диалектическое единство исторического развития личности и общества. Действительное понимание значения социального в сущности человека связано с появлением и развитием во второй половине XIX века социологии и социальной психологии .

Социальное начало представлено в совокупности социальных сил человека – способности к приобретению навыков социальной жизни, формирования воли и структуры личности .

Таким образом, природное начало являются необходимым условием для жизни: общее физическое здоровье, способность к прямо хождению, развитая структура мозга, речевой аппарат и т.д. Благодаря социальному началу начальные биологические характеристики позволяют человеку стать отличным от других живых существ и себе подобных.

В истории науки сложились три подхода к определению соотношения природного и социального в человеке:

1) биологизаторский (натуралистический) подход. В рамках этого подхода считается, что природные субъективные качества оказывают определяющую роль на процесс жизнедеятельности человека. Например, психоаналитическая теория З. Фрейда . В основе человеческого поведения лежит подсознательное следование врожденным инстинктам: эросу (влечение к любви) и тонатосу (влечение к смерти). Английский антрополог и психолог Ф. Гальтон считал, что поведение человека причинно обусловлено наследственностью. Их этого тезиса следовали расистские взгляды исследователя. Ф. Гальтон является основателем евгеники – учения о том, что селекция применима к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств;

2) социологизаторский (социоцентристский) подход. Данный подход основан на идее превалирования социальной сущности человека. Социум определяет и корректирует поведение, волю и мировоззрение человека. К данному подходу относятся социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.), марксизм ;

3) биосоциальный подход. Избегает крайностей присущих первым двум подходам. Он основан на идее диалектического единства биологического и социального начал в человеке. В рамках данного подхода развиваются большинство современных философских, социологических и психологических концепций личности.

3. Для понимания природы и сущности человека как целостного явления, в котором диалектически связаны природное и социальное начало необходимы категории: индивид, индивидуальность, личность .

Индивид – человек как живое существо с врожденными индивидуальными особенностями.

Индивидуальность – совокупность врожденных физиологических и психологических особенностей человека, влияющих на его развитие.

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых в процессе жизнедеятельности, взаимодействии с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Как же связаны эти понятия? В индивиде заключен весь потенциал данный человеку от рождения – его природное начало. Индивидуальность, доставшаяся от родителей, получает развитие в процессе социализации – поступательном процессе усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Личность – результат развития индивида, проявления его социальных сил. Индивидуальные черты на новом уровне становятся личностными чертами и особенностями. Поэтому, не смотря на то, что личность есть продукт общественного развития, она уникальна. Уникальность личности заключается не только в сохранении и развитии индивидуальных черт, но так же в памяти и опыте . Память и опыт человека лежат в основе его уникального духовного мира.

Вывод : человек – сложное явление, природа и сущность которого заключается в единстве биологического и социального начала. Человек развиваясь, первоначально как индивид, в процессе социализации становится личностью со всеми присущими ей сущностными характеристиками: разумностью, волей, высшими чувствами, способностью к коммуникации, труду и творчеству.

В чем сущность человека или что такое человек? У каждого из нас уже есть какое-то понимание сущности человека, но никогда не мешает поразмышлять над этим еще раз. От того, как мы понимаем сущность человека , зависит и направление нашего собственного роста и развития (или деградации), и наш подход к воспитанию детей, и отношения с другими людьми… Некоторые варианты направляют нас к наиболее полной реализации нашего потенциала, а другие, наоборот, закрывают многие перспективы.

Все мы люди, но люди бывают очень разные: плохие и хорошие, умные и глупые, подлые и благородные, талантливые и бездарные… Как же среди этого многообразия сущность человека выявить? Очень много людей несчастных, неудовлетворенных жизнью, потерянных… А другие — счастливые, успешные, целеустремленные. Почему? Конечно, каждый уникален, но все ли наши качества можно отнести к уникальным особенностям? Не являются ли они иногда просто задержкой развития или болезнью? И как это выяснить? Должна быть какая-то система отсчета, дающая некий эталон сущности человека. От того, в какой системе мы мыслим, будут зависеть и наши выводы.

Сущность человека как его потенциал

Под сущностью человека я, в первую очередь, подразумеваю его потенциал — то, что человек может реализовать в жизни. А может и не реализовать. Например, младенец потенциально может научиться разговаривать и ходить. Но если он этому учиться не будет, то этот потенциал не реализуется. С детьми, правда, все понятно. У нас есть таблицы, где написано, что и в каком возрасте должен освоить ребенок при нормальном развитии. Степень адекватности таких таблиц обсуждать не будем — они, по крайней мере, есть.

Со взрослыми все сложнее. Для них таблиц нет, но огромная разница между людьми наводит на мысль, что не каждый в полной мере проявил свою человеческую сущность, достиг личностной зрелости, реализовал свой потенциал. Беда наша в том, что человеческая сущность совсем не очевидна, сама собой она не раскрывается и не реализуется. Возможность этой реализации во многом напрямую зависит от самого человека — от того, как он эту задачу понимает, и его усилий. И главный вопрос — что считать потенциалом человека?

Например, котенок вырастет кошкой, а росток розы — розовым кустом, в любом случае, без приложения усилий своих или извне. Если условия плохие, то кошка или роза могут быть слабые, больные, но их сущность их от этого не изменится. А вот человек далеко не всегда даже догадывается своем потенциале. И это может случиться всего лишь потому, что сущность свою он понимает так, что многие возможности этого потенциала не учитывает. Эти возможности никуда не делись, но человек им не дает развития. В результате возникает внутренний конфликт, который исподтишка портит ему жизнь. А он не может понять, в чем дело…

Варианты понимания сущности человека

Вариантов понимания сущности человека не так уж много. Все концепции сущности человека можно разделить на 4: человек — это животное, человек — часть природы, человек — продукт / часть общества, и человек — нечто большее, несводимое ко всему остальному, уникальное существо. Развитие человека определяется, соответственно, исходя из понимания его сущности.

Человек — это животное

Материалистическая концепция сущности человека определяет человека, как «представителя вида люди из семейства гоминиды отряда приматы», т. е. как одно из животных . Речи о специфической сущности человека и каком-то особом потенциале здесь практически нет — человек принадлежит к своему виду по факту рождения. Как у животного, возможности у него не велики, даже учитывая разумность. В детстве он осваивает навыки речи, прямохождения, использования рук и разума для произведения нехитрых операций по выживанию. Ну и все:) Ведь здесь человек — в первую очередь тело, биологический организм. Потребностями организма он и определяется.

Если человек — лишь биологическое существо, животное, обладающее чисто технической разумностью, то его развитие трактуется как физическое развитие плюс освоение определенного минимального объема знаний и умений, достигнутых человечеством. Об индивидуальности тут речи не идет. Задача развития такого человека — приспособление к условиям среды и сохранение вида. Главная деятельность человека, как животного — произведение потомства и обучение его навыкам, необходимым для выживания. Как животное, он , практически не имея свободы. Со всеми, вытекающими из этого, следствиями…

Человек — часть природы

Такого взгляда на сущность человека придерживается различные , говорящие о «гармонии с природой». Они рассматривают человека исключительно как часть природы , чем, на самом деле, мало отличаются от материализма. Даже при том, что «природу» они видят шире, чем материалистическая философия, усматривая в ней, кроме видимых, еще и невидимые «уровни» разной степени фантастичности. Суть от этого не меняется — ведь тайна мироздания у них в том, что все оно едино, все является лишь разными формами существования одной энергии, просто эта энергия бывает «тонкой» и «грубой».

О сущности человека они говорят красиво — что она «божественна». Нам нужно лишь найти в себе этого бога и с ним идентифицироваться. Однако, оказывается, что той же самой «божественной сущностью» обладает все на свете. Эта философия не делает разницы даже между живой и неживой природой — не только животные, но и камень при дороге имеют одну и ту же божественную сущность. Задача человека в этих учениях заключается в том, чтобы слиться с природой, под которой понимается весь материальный мир, как можно полнее и гармоничнее. Это даже радикальнее, чем считать себя животным…

Слиться с природой — это как? Это значит избавиться от всего, что мешает на этом пути — а мешает самосознание и разум, желания мешают, воля тоже… Какой потенциал мы можем раскрыть при таком понимании сущности человека? Даже сказать сложно, что за потенциал у камня. Но очевидно, что при таком взгляде многие человеческие черты упраздняются, как совершенно не нужные (подробно об этом в статье ). И уж точно даже речи не может быть о какой-то уникальности, индивидуальности. Ты же просто часть природы! Даже отношения с другими людьми в этой системе предстают, как механическое взаимодействие безличных «энергий», которые они через себя проводят. Ничего личного, в общем — просто физика:)

Человек — социальное животное

Все знают, что если Маугли воспитывается вне человеческого общества, то человеком полноценным он не станет — даже ходить и говорить не научится. Это значит, что взаимодействие с себе подобными для становления человеком очень важно. То есть человек — это социальное животное . Такой взгляд предполагает, что весь потенциал человека зависит от общества, там же он и реализуется. В таком случае, развитие индивида будет заключаться наилучшем приспособлении к обществу — то есть в социализации. Это обретение знаний, навыков и черт характера, необходимых для взаимодействия с обществом по его законам. Выучил законы, научился их применять — и все! Критерием развития здесь будет что? Правильно — успех и уважение в обществе.

В нашем обществе потребления успех измеряется в денежно-имущественном эквиваленте, а также в ступеньках карьерной лестницы. Немаловажное значение имеет и успешное отыгрывание социальных ролей: гражданина, мужчины или женщины, члена семьи (). Это весьма характерное для нашего общества представление о человеке. Но роли и место в социуме — это лишь внешние аспекты нашего бытия. А как же быть с внутренними? И как быть с реализацией нашей уникальности?

Человек — уникальное существо

Когда мы говорим о сущности чего-либо, мы стараемся найти черты, которые его отличают, а не являются общими с чем-то другим. Мне кажется, что и для определения сущности человека целесообразно выделить те черты, которые отличают его от остального мира — ведь это и будет его видовой уникальностью , правильно? Взгляда на сущность человека, как существа, принципиально отличающего от остального мира, придерживаются философия / психология гуманистического направления и некоторые мировые религии.

В религии то, что человека отличает от остального мира (животных, растений, неживой природы), называется называется духом . Дух принципиально не родственен «потусторонен», «миру сему», являясь «образом Божьим» или «искрой» трансцендентного Бога. Нетеистический гуманизм просто считает человека уникальным существом, способным к самосозиданию и творчеству, субъектом познания и деятельности, опирающимся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции, чего в остальной природе не наблюдается.

Отличительные черты человека как уникального существа

  1. Свобода воли. Остальной мир управляется законами и инстинктами, а человек способен на произвольное поведение. Из этого вытекает и , и ответственность.
  2. Разум. Только человек способен мыслить и осмысливать себя и окружающее. Животные могут что-то думать и понимать, но вопросы смысла интересуют только нас, только мы способны к рефлексии и абстрактному мышлению.
  3. Творчество. Только человек создает новое, подобно Богу. Остальной мир просто существует, приспосабливаясь и используя среду.
  4. Развитие. У человека есть врожденное стремление к самосовершенствованию и личностному развитию, которое продолжается всю жизнь.
  5. Также можно отметить религиозность, эстетическое чувство и чувство юмора — этого в животном мире тоже не наблюдается.

На основании этих свойств человека в человеческом мире существуют такие ценности, как истина, добро и красота. И на этих чертах основана возможность самобытности, уникальности — ее нравственный выбор, самостоятельное мышление, творческое самовыражение, способность любить. Думаю, все согласятся с тем, что эти черты отличают только человека и потенциально присутствуют в каждом из нас, как и с тем, что реально далеко не каждый реализует их в полной мере.

Понимание сущности человека как нравственный выбор

К сожалению, мы можем наблюдать людей, не использующих свою свободу, а действующих под влиянием внешних факторов; людей, не умеющих самостоятельно мыслить, чей разум закован в рамки ; людей, только воспроизводящих то, чему их научили вместо творческого акта; и людей не развивающихся — тех, чья жизнь многие годы вращается по кругу, или даже деградирующих… Таких людей очень много, что позволяет обосновывать теории, описывающие человека как часть природы, биологическое существо или как социальное животное. Но как быть с тем, что вышеперечисленные черты у человека тоже есть, даже если они развиты не у всех? В эти теории они ни вписываются, а значит, теории не полны.

Конечно, мы являемся и биологическими существами, членами общества, и даже частью природы, но если мы оставим без внимания высшие наши черты, можно ли говорить о том, что мы в полной мере люди? Будет ли наша жизнь полной и счастливой? Она может быть спокойной и относительно гармоничной, в ней будут маленькие радости… Но время от времени нас таки будут посещать мысли и преследовать смутная тоска по чему-то большему. Стремление к развитию личности и реализации своего потенциала — к — все равно заложено в нас, и оно будет требовать удовлетворения. А вот сможем ли мы это осуществить, зависит от того, какого понимания сущности человека мы придерживаемся.

Стоит отметить, что ни один из описанный вариантов понимания сущности человека не является чем-то «научно доказанным». Эти воззрения принадлежат к аксиомам, лежащим в основах той или иной картины мира — в них либо верят, либо нет. Это значит, что человек свободен выбирать ту концепцию, которой он хочет верить . Этот выбор, с одной стороны, обусловлен его склонностями и личными мотивами, а с другой — в свою очередь, неминуемо оказывает влияние на его жизнь и деятельность. То есть вопрос различного понимания сущности человека — это нравственный выбор , а не вопрос познания. Какой вариант выбираете вы?

© Надежда Дьяченко

Социальная сущность человека

Определœение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, крайне важно вновь обратиться к генезису человеческого рода, к проблеме возникновения и закрепления внебиологических форм регуляции деятельности.

Огромную роль в данном процессе сыграло развитие языка как специфически человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначения невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности той ʼʼтканиʼʼ, которая объединяла первобытных людей и разделяла ʼʼнашихʼʼ и ʼʼчужихʼʼ, вредное и полезное, священное и обыденное.

Природное развитие, подготовившее субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека, который носит название человеческой культуры. Ее сущность - в передаче по каналам информации способов общения индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всœего того, что выражается словом.

Половые и пищевые запреты (табу), вероятно, являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, которые выступали своеобразным ʼʼруководством к действиюʼʼ, основанным на опыте предков. Табу были универсальными запретами, которые касались всœех членов рода - мужчин и женщин, сильных и слабых, старейшин и детей. Важно заметить, что для становления человека огромное значение имело осознание факта смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Очевидно, что в сознании первобытного человека очень рано произошло разделœение мира на мир реальный и потусторонний, земной и сверхъестественный.

В становлении социальной сущности человека огромную роль играл труд как целœесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потребностей. В философском смысле происхождение труда и его первоначальная эволюция интересны прежде всœего тем, что в данном процессе закладывались основа коллективного взаимодействия людей, социально-психологические стереотипы их поведения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа уже выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средств труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явлений, как собственность и власть.

Зачатки будущей собственности возникали, по-видимому, как определœенная форма отношений между ʼʼмыʼʼ и ʼʼониʼʼ (т. е. другое племя) по поводу источников пищи. Следующий шаг, очевидно, был связан с развитием владения, т. е. длительного целœенаправленного пользования, к примеру, огнем как достоянием всœей родовой общины или запасами продовольствия, ʼʼобщим котломʼʼ. Наконец, с развитием производства, установлением регулярных обменов продуктами труда с сосœедними общинами появляется феномен распоряжения результатами производства, из чего вырастает торговля. Этот процесс особенно ускорился в период так называемой ʼʼнеолитической революцииʼʼ, с переходом к земледелию, скотоводству и ремеслу.

Сущность человека может усматриваться также не только в общественных отношениях, но и в уникально неповторимой душевной и духовной организации человека, о чем речь пойдет далее.

Социальная сущность человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная сущность человека" 2017, 2018.

Сущность человека - производство самого себя, своего бытия и сущности. Человек - единственное в мире бытие и сущность, творящее самое себя. Человек преобразует природу, производя тем самым собственное бытие и сущность.

Человек, общество - высшая ступень бесконечного мирового процесса, высшая форма материи, обладающая наисложнейшими свойствами, в число которых входит сознание, интеллект. Человек, согласно Энгельсу , “высший цвет материи”, высший этап ее развития, “в котором природа приходит к осознанию самой себя”. Человек возникает в ходе бесконечного мирового процесса развития с “железной необходимостью”,

“У нас есть уверенность в том, - писал Энгельс, - что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время”.

В отличие от метафизического материализма XVII-XVIII вв. диалектический материализм связывает необходимость появления человека в бесконечном мировом процессе с “самой природой материи”. Для метафизического материализма, отмечал Энгельс, “тот факт, что материя развивает, из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит. В действительности же материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это с необходимостью и происходит во всех тех случаях, когда имеются налицо соответствующие условия (не обязательно везде и всегда одни и те же)”.

Производство самого себя, как глубинная сущность человека, теоретически безукоризненно выводится современной научной философией из сущности предшествующих известных нам форм материи - масс-энергетической сущности физического, с его способом существования (от дифференциации до прямого масс-энергетического субстратного синтеза), над-массэнергетической природы химического, с его прямым субстратным синтезом, самосохранения путем приспособления живой материи, с ее превращением как способом существования и развития - явного преддверия социальной сущности и ее деятельностного способа существования,

В отличие от Гегеля , современной научной философии, располагающей несопоставимо более богатым материалом современного естествознания и социальных наук, диалектическому материализм и удалось в принципе объяснить человека, общество как закономерный продукт и ступень бесконечного мирового процесса развития, раскрыть действительную сущность человека.


Концепция человека в научной философии имеет две взаимосвязанные части: всеобщую концепцию, рассматривающую человека как ступень бесконечного мирового процесса, применительно ко всеобщим сторонам мира (материя, пространство, время, развитие и т.д.), которую кратко можно выразить как “человек в бесконечном мире”, и особенную, рассматривающую человека в его конкретной социальной жизни, во взаимоотношениях людей (“человек в обществе”). Первая выступает неотъемлемой частью диалектического материализма, или общей философии марксизма, вторая - исторического материализма, или социальной философии, общей социологии марксизма.

Человек как высшая ступень закономерного мирового процесса есть единство всеобщего, особенного и единичного, конечного и бесконечного. Являясь результатом бесконечного процесса аккумуляции содержания ступеней развития материи, человек несет в себе всеобщее, в нем в концентрированном, сокращенном, обобщенном виде выражено бесконечное многообразие материального мира. Разумеется, человек не содержит в себе буквально все многообразие мира. В процессе развития это многообразие подвергается материальному обобщению и интеграции, человеческая сущность представляет собой поэтому концентрат, аккумулят, интеграцию сущностей основных форм материи.

Человеческая сущность имеет интегральный характер, она есть синтез бесконечной последовательности предшествовавших сущностей, “запись” бесконечного числа “текстов”, которые мы должны расшифровать. При этом в человеке всеобщее выражено в наиболее завершенном и явном виде.

Ближайшим образом перед нами стоит задача расшифровать роль масс-энергетического, над-массэнергетического и биологического самосохранения в деятельностной (производящей) природе человека. Применительно к биологическому в социальной сущности это уже в значительней мере осуществлено. Значительно сложнее расшифровать роль масс-энергетического и химического над-массэнергетического компонентов человеческой сущности. Однако совершенно ясно, что деятельностная природа человека, человеческий труд не могут быть объяснены без учета включенного в них масс-энергетического фактора. Т.С. Васильевой предпринята интересная попытка обнаружить следы химического синтеза в мыслительном синтезе.

Особенное в человеке так же является результатом аккумуляции и возникновения собственно социального в человеке. Особенное в человеке - это то специфическое, что отличает человека от биологического, химического, физического и т.д.. Поскольку человек как особенное несет в себе всеобщее, выраженное в его наиболее полном и всестороннем виде, он есть не рядовое особенное, а особенное особенное, высшее особенное, несущее в себе всю полноту всеобщего.

Наконец, человек есть единичное, или индивидуальное. При этом человек - не рядовое единичное, а высшее единичное, несущее в себе всю полноту всеобщего и особенного. Иными словами, человек -микрокосм, повторяющий в себе, в сокращенном и индивидуально освоенном виде, бесконечный космос. С появлением человека происходит двоение мира на космос и микрокосм. Человек обладает наивысшей индивидуальностью, обусловленной прежде всего тем, что он несет в себе всеобщее и особенное в их основной полноте и всесторонности.

“Человек есть существо родовое, - писал Маркс , - не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род - как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле - и это есть лишь другое выражение того же самого, - что он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному... Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело. Природа есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой... Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты.

Всеобщее, особенное и единичное, конечное и бесконечные в человеке обусловливают его универсальность. Последняя выражена как в его всеобщем и бесконечном, так и в особенном, единичном, конечном содержании. Человек обладает универсальной индивидуальностью, обусловленной как собственно индивидуальными его чертами, так и прежде всего тем, что в человеческой индивидуальности в его полноте и всесторонности выражено всеобщее и бесконечное. Всеобщее, бесконечное, особенное, индивидуальное, универсальное обусловливают свободу человека в широком значении слова.

Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могли возникнуть в природе, или, иными словами, человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно производить. Однако производство не является только средством получения необходимых условий существования, оно само, как таковое, есть способ существования человека. Человек в этом смысле - производящее существо.

Человеческая сущность имеет сложную структуру, которая еще слабо изучена. Эта структура образована сущностными моментами, традиционно называемыми сущностными силами. В научной философии создана развернутая концепция структуры человеческой сущности, весьма заметно отличающаяся от ее Гегелева варианта. Схематически структуру человеческой сущности можно представить в виде иерархической системы уровней, взаимоотношения которых еще следует изучать.

В актуальном плане человеческая сущность включает труд, как преобразовательную (производящую) материальную активность человека, сознание, или универсальную и неограниченную способность познания, общение, т.е. взаимоотношения между людьми. Второй уровень или ярус человеческой сущности - потенциальный - составляют способности и потребности. На основе этих базисных уровней сущностных сил человека необходимо выделить коллективность и индивидуальность, родовое и индивидуальное, свободу и ответственность.

Понятие рода в философии имеет два взаимосвязанных смысла: человек вообще и человечество в целом. Родовое в человеке - все, что свойственно каждому человеку, человеку вообще. Под родовыми свойствами человека понимаются также все присущие человечеству как совокупности людей признаки. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. Индивидуальное - не внешнее выражение человеческой сущности, а необходимый родовой момент или черта человеческой сущности. В сущности человека заложено быть индивидуальностью, несущей в себе все черты человеческого рода.

Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов, или человеческий род, образует общество. Последнее - не механический агрегат индивидов и не “совокупность связей” между людьми, как иногда определяют человеческое общество, а сложно организованный коллектив людей, находящихся в социальных отношениях друг к другу. Человек, таким образом, есть социальное существо.

Данный выше перечень сущностных сил человека не является полным. Так, названные сущностные силы могут быть в свою очередь расчленены на более частные. Сознание, или мысль, включает как собственно способность познания, или интеллект, так и нравственное и эстетическое сознание. Человек - нравственное и эстетическое существо.

В системе сущностных сил человека базовым и определяющим является материальный труд как собственно производящая деятельность человека. Поскольку человек производит свое бытие, последнее, в силу особой сложности человеческого бытия, первоначально должно возникать в виде мысленного прообраза. Однако материальное бытие всегда оказывается более сложным, чем его мысленный проект.

Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между всеобщим, особенным и единичным, конечным и бесконечным, потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и социальными связями, свободой и- ответственностью, родовым и индивидуальным и т.д. Полная картина этих противоречий во всех их связях, переходах и опосредованиях еще далеко не создана. Однако нет сомнения в том, что эта картина может быть получена только на основе исходной концепции научной философии, материализма и диалектики. И в этом отношении научная философия не имеет сколько-нибудь серьезных конкурентов в лице экзистенциализма, позитивизма или религиозной философии.

Особый интерес представляет природа и структура наиболее фундаментального уровня человеческой сущности, образованного всеобщим и бесконечным в человеке. Если в философии Гегеля этот уровень намечен, то в современной неклассической западной философии он едва затрагивается. В научной философии, современном диалектическом материализме проблема всеобщего и бесконечного в человеческой сущности поставлена на вполне научную основу и во многом успешно решается.

Всеобщее в человеке представляет собой некое единство и в то же время многообразие своих моментов. Всеобщее в объективном мире, система всеобщего в объективном мире отображается в сознании как система категорий. Человек, несущий в себе всеобщее, тоже представляет собой структурированное всеобщее, систему всеобщего, т.е. своеобразную “систему категорий”. Поскольку в философии категорией называют понятие, отображающее соответствующий момент всеобщего, мы будем называть “категорией” (в кавычках) реальный прототип категорий, т.е. момент объективного всеобщего.

Объективный мир представляет собой систему всеобщего, или систему “категорий”, человек, как микрокосм, в обобщенном и сокращенном виде воспроизводящий космос, есть своеобразная система всеобщего, “система категорий”. Человек как система всеобщего - сложнейшая философская проблема, явственно поставленная только в научной философии.

Объективная “система категорий”, или система всеобщего, может быть отражена в человеческом сознании в виде научной системы категорий, которую в свое время пытался создать Гегель и которая успешно разрабатывается в диалектическом материализме. Однако нас интересует другой, более сложный аспект проблемы: система всеобщего, “система категорий” в структуре человеческой сущности. Нельзя не заметить, что осознание всеобщего, построение теоретической системы категорий должно иметь в качестве своей глубинной предпосылки всеобщее в самой сущности человека. Как представлено всеобщее в структуре человеческой сущности?

Объективное всеобщее существует в бесконечном многообразии вещей и явлений, в “разлитом виде”. Следует учесть при этом, что всеобщее отнюдь не равномерно разлито в различных вещах и явлениях. Последние обладают различным всеобщим содержанием. Конкретно-всеобщая теория развития показала, что всеобщее содержание все более концентрируется в процессе развития. Ясно, что живое обладает значительно большим богатством всеобщего содержания, чем электрон.

В человеке всеобщее выражено в наиболее полном и всестороннем виде, выражено как целое, в обобщенной и концентрированной форме. Человек несет в себе не “частицу” всеобщего, как обычно полагают, подобно любому другому предмету природы, а всеобщее как целостность. Это обусловливается самим процессом развития, которое представляет собой не простую смену состояний (согласно некоторым ходячим трактовкам развития), а процесс аккумуляции, обобщения и концентрации содержания низших ступеней в высших.

Концентрация всеобщего происходит в форме особенного (человеческий род) и единичного (индивид, личность) Индивид - это индивидуализированное всеобщее, персонифицированное всеобщее, микрокосм. В восторженном замечании Гегеля, усмотревшего во французском драгуне “мировой дух на коне”, заключено отнюдь не тривиальное содержание.

В человеке все свойства материи выражены в наивысшей, универсальной и концентрированной форме. Вместе с тем эти свойства получают форму особенного. Выражение всеобщих свойств материи, “категорий” в особенной форме - весьма интересная проблема. Субстанциальность материи, ее “свойство” “быть причиной самой себя” получило концентрированное выражение в уникальной сущностной способности человека творить свое бытие и сущность. Точнее, сущность человека есть концентрированное выражение сущности материи как субстанции - наиболее явная иллюстрация совпадения микрокосма и космоса.

Движение и развитие, как всеобщие атрибуты, выражены в активности человека - труде и мышлении, которая имеет наиболее сложный, универсальный и концентрированный характер. Если развитие каждой предшествующей формы материи, обладая общими чертами развития вообще, в то же время несет специфические ограничения (дифференциация, прямой субстратный синтез, приспособление и т.д.), то развитие человека имеет поистине универсальный характер. Человек творит по меркам любого вида (Маркс). Труд как универсальная активность направлен на любые предметы и явления бесконечного мира.

Человек выступает в качестве универсального причинного фактора, так как способен причинять любые явления объективного и субъективного мира, вмешиваться в любые причинные связи. В то же время никакое физическое явление не способно вступать в непосредственное взаимодействие с биологическими или социальными явлениями, ибо их “языки” взаимодействия совершенно различны. Необходимость и случайность выступают в человеке так же в своей наиболее сложной и универсальной форме. Одним из специфически человеческих выражений необходимости выступает сущностное свойство ответственности. Случайность в человеческой жизни наполнена несравненно более богатым содержанием, чем, например, случайная флюктуация физического поля.

Очевидно, всеобщие моменты выражаются в сущности человека двояко: взаимно-однозначно (необходимость - ответственность) и одномногозначно (“категория” - во многих сущностных свойствах человека).

Наряду с обобщенностью, универсальностью, концентрированностью и персонифицированностью всеобщее имеет в человеке и ряд других уникальных особенностей. К ним следует отнести деятельностный характер всеобщего в человеке. Разумеется, всеобщее в объективном мире не является пассивной общностью, оно существует в качестве активного фактора развития объективного мира. В человеке всеобщее выступает в особой, универсальной, деятельностной форме, в форме творческих процессов труда и мышления, посредством которых существует человек и творится новая реальность в ходе бесконечного социального прогресса.

Главной особенностью человеческой деятельностной формы всеобщего является то, что концентрированное в человеке всеобщее, в тесном единстве с особенным и единичным (индивидуальным) в человеке, творит принципиально более сложную реальность, чем всеобщее в его природной форме. Природные процессы. не обладают той сложностью и направленностью, которая могла бы породить в природе топор, машину, ЭВМ . Это способен делать только труд в единстве с мыслью, благодаря уникальной направленности труда и способности предварения материального предмета его мысленным образом. Человек - концентрированная, персонифицированная, автономно действующая всеобщность.

Какова структура всеобщего в человеке? Всеобщее представлено в нем в той же структурной связи, той же “системе категорий”, что и в объективном мире, или же имеет другую структуру, образует иную “систему категорий”?

Представляется, что всеобщее должно быть выражено в человеке в концентрированной и “миниатюризированной” форме, являющейся “уменьшенной” копией системы объективного всеобщего, “миниатюризированной” копией объективной системы всеобщего. Логика материи и ее атрибутов -"пространства, времени, движения и развития, объективных законов, необходимости и случайности не может быть нарушена в высшей форме материи, ее микрокосме. Вместе с тем объективная система всеобщего должна быть своеобразно выражена, переформирована в системе сущностных сил человека - труде, сознании, коллективности и индивидуальности и т.д. Система сущностных свойств человека не может рассматриваться как точная копия объективной “системы категорий”, поскольку человеческая сущность представляет собой специфическое единство всеобщего, особенного и единичного.

Одна из фундаментальных проблем современной научной философии заключается в расшифровке категориального каркаса человеческой сущности. Каждое из сущностных свойств человека представляет собой уникальный синтез всеобщих “категорий”, выраженных в особенном и индивидуальном содержании человека как конкретного живого существа. При этом ведущую роль выполняют те или иные категории. Так, в нравственных свойствах человека - долге и ответственности наиболее явно выражена высшая форма необходимости, в человеческой свободе -активность, в творческой природе человека - способность развития, порождения нового.

Место человека в мире.

Человек занимает вполне определенное место в мире, в закономерном мировом процессе. Однако проблема места человека в бесконечном мире, его “ареала” имеет и другую сторону.

Современная наука уже весьма много знает о среде обитания человека: Метагалактика - Галактика - Солнечная система - Земля с ее лито-, гидро-, атмо- и биосферой - такова схема непосредственной среды человека. Однако эта схема не дает полного представления о мире человека. Человек, как высшая форма материи, вершина мирового развития существует в являющемся и в глубинном сущностном мире.

Завершив биологическую эволюцию от своих природных предков, перейдя от приспособительного к преобразующему и производящему образу жизни, человек ворвался в пустовавшую до него сущностную сферу мира. Человек вошел в сущностный мир производящим и преобразующим характером своей сущности. Сущность человека возникает не наряду с сущностью мира, а является ее завершением, дополнением и высшим выражением. Человек - концентрированная и персонифицированная сущность мира.

Как уже отмечено, человеческая сущность - воплощение сути материи как “причины самой себя” - осуществляет универсальную форму развития. Человек - универсальное причинное существо, концентрированная необходимость и наиболее богатая случайность. Как высшая форма материи, обладающая бесконечным богатством содержания, человек есть наиболее богатая и основательная действительность. Вместе с тем, поскольку человек существует за счет несуществующих условий, которые он непрерывно производит, человек более, чем какое-либо другое явление в мире, существует в протяжении от действительного к возможному и новому, более богатому действительному.

В этом смысле человек - наиболее действительное и вместе с тем наиболее возможное существо. Поскольку человек несет в себе бесконечное, его существование органически связано с бесконечным пространством и временем. Производя свое существование, человек тем самым производит и время своего существования. Человек погружен в сущностную “сердцевину” времени.

Производя свое бытие и сущность, человек тем самым производит и объективные законы своего существования. В этом смысле природа человека уникальна: он есть закон производства законов своего суще ствования.

Наконец, поскольку человеческое сознание способно бесконечно познавать мир, человеческое существование входит в сущностную сферу мира также посредством ее осознания, мысленного погружения в сущностный мир. Человеческий интеллект - не внешний наблюдатель, он действует в сущностной сфере мира.

Человеческий мир. Возникая в силу самой природы материи, воплощая в себе бесконечное качественное многообразие мира, человек оказывается в глубоком родстве с бесконечным миром. Материальный мир - не чуждое и враждебное человеку пассивное начало, как представляется экзистенциализму, неотомизму, религии. В этом смысле с определенной долей образности можно было бы сказать, что окружающий нас бесконечный материальный мир человечен. Это - человеческий мир. В противоположность идеалистической и религиозной концепции "случайного человека в чуждом ему мире" марксистская философия обосновывает концепцию “человека в человеческом мире”.

Бесконечный прогресс человека. С позиций господствующих в современной буржуазной философии идеалистических и религиозных концепций природа человека случайна, конечна, исчерпаема, в силу чего человек обречен на неизбежную гибель — в результате биологического или социального вырождения, вследствие недостаточности природных ресурсов Земли, войн, порочности греховной своей натуры, из-за исчерпания смысла человеческого существования и т.д. "Случайный человек в чуждом ему мире" обречен на гибель. С этой точки зрения развитие общества, социальный прогресс есть лишь временное явление, скрывающее под собой глубинный, фатально предопределенный процесс вырождения человеческой природы. Идя по видимости вверх, социальное развитие неминуемо ведет человечество к неотвратимому концу.

Марксистская концепция человека как высшего цвета материи, опирающаяся на данные современной научно-технической революции, полностью снимает вывод о неизбежном конце человеческой истории, исчерпании человеческой сущности. Человек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу.

Маркс, Энгельс и Ленин, несмотря на известные трудности, выявившиеся во взглядах Энгельса на будущее человечества, рассматривали социальный прогресс как бесконечный. Ни в природе человека, ни в сущности общества, в грядущем коммунистическом обществе они не видели никаких "пороков" или ограничений, которые ставили бы пределы развитию человека и общества, приводили бы к вырождению человеческой сущности. Между тем идея неизбежного конца человеческой истории имела бы смысл лишь в том случае, если бы такие пороки были обнаружены в самой сущности человека, если бы существование человека становилось бессмысленным. По Энгельсу, все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе "истории,— это ступени "бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей". Энгельс писал о "бесконечном прогрессивном развитии человечества". Вместе с тем, как мы уже рассматривали, Энгельс считал неизбежной гибель человечества в связи с угасанием Солнца. Однако, как понял уже Циолковский , этот вывод не может быть принят.

Вниз по лестнице, ведущей вверх. Если бесконечная природа человека, его труд и мысль не содержат пределов развитию человека, то такие пределы могут быть поставлены, как нам следует предположить, окружающей человека природой? Возможность бесконечного социального прогресса заложена в структуре бесконечного иерархически построенного здания природы. Диалектика бесконечной последовательности высших и низших форм материи такова, что не содержит никаких "запретов" на движение преобразовательной деятельности человека от высших, уже освоенных форм материи, к низшим.

Овладевая все более простыми, расположенными "ниже" уровнями организации материи, погружаясь, например, в глубокий микромир, человеческое общество движется вперед в своей социальной эволюции. Поскольку время существования каждого уровня материи ограничено (до "конца" нашей Вселенной осталось еще несколько десятков миллиардов лет) и поскольку это время тем больше, чем "ниже" уровень организации материи, социальная история—это "бег" человечества "вниз" по лестнице форм материй, овладение все более широкими временными масштабами Вселенной, ее временем. Человечество способно развиваться вечно, присоединяя к своему времени время природы.

Социальный прогресс не является фатальным, дарованным человеку природой, он производится человеком. По-видимому, нельзя считать, что всякая человеческая цивилизация сможет ускользнуть от внутренних и внешних опасностей и "выйти в бесконечность". Не исключено, что отдельные цивилизации могут погибнуть. Возможно, нельзя считать, что ресурсы космических систем, в которых возникает то или иное человечество, обязательно окажутся достаточными для неуклонной экспансии в космосе. К счастью, все. говорит о том, что земное человечество находится в этом отношении в благоприятных условиях. Однако в принципе бесконечный социальный процесс заложен как в сущности человека, так и в природе бесконечного материального мира.

Пока еще всего много, и времени, и огня. Один из тревожнейших вопросов современности - успеет ли"человечество так распорядиться своими земными ресурсами, чтобы успеть перейти к широкому освоению ресурсов космоса и "выйти в бесконечность". По мнению И.С. Шкловского, это время катастрофически сокращается и в самом ближайшем будущем человечество на Земле должно перейти к своего рода режиму космического корабля, когда до 50% средств должно будет направляться на восстановление и сохранение природной среды. У нас пока еще есть время?

Идентичность человека. Тривиальное представление о развитии легко принимает мысль о развитии человека, не замечая ее возможных осложнений. Важнейшее из них - признание будущего исчезновения человека, появления “следующей ступени” развития - некоего “сверхчеловека”. Так, И.С. Шкловский полагал, что освоение космоса сможет осуществлять только более сложная, чем человечество, цивилизация роботов Однако дурная бесконечность: человек -сверхчеловек - сверх-сверх... - не требует особого труда теоретической мысли. Больше содержания заключено в представлении о вечной идентичности человека, человечества.как типа существ, обладающих трудом и мыслью.

Как высшая форма материи, микрокосм, несущий в себе бесконечное многообразие мира, человек способен к бесконечному развитию, оставаясь человеком, существом, производящим свое бытие и сущность. С появление”” человека коренным образом меняется способ развития материи. Если живое эволюционирует путем морфофункциональных изменений, изменяя свои органы и организм в целом, развитие человека происходит на основе наличного морфофункционального типа, который, как известно, претерпевает определенную эволюцию или дошлифовку, не выходя за пределы наличного типа. “Включение” видообразовательного процесса в ходе социального прогресса, т.е. мутациогенеза и естественного отбора означало бы не развитие человека и человечества, а их деградацию.

Допущение возможности развития, выводящего за пределы наличного типа человека, возможно только при условии, если обнаружены какие-либо неисправимые “пороки” этого типа. Однако вся история человечества и человеческого интеллекта не привела к обнаружению такого рода порсков. Напротив, у нас есть все основания заключить, что человеческая сущность неисчерпаема, человек способен к бесконечному прогрессу, оставаясь самим собой. Признание такой способности - еще одно отличие научной философии материализма и диалектики от религиозных и ицеалистических философских учений.

Фантастическая литература нашего времени заполнена инопланетными мыслящими существами как можно более непохожими, насколько позволяет воображение авторов, на земного человека. Философия этого подхода основана на легко, дающейся идее: в бесконечном мкре и мыслящие существа должны быть бесконечно многообразны. Однако действительная логика развития мира иная: от бесконечного многообразия материального мира - к единообразию одного типа мыслящих существ, несущего в себе, в обобщенном и сокращенном виде, все многообразие реального мира. Разумеется, в пределах этого типа должно существовать какое-то многообразие, не выходящее, однако, за пределы типа. Когда человечество, наконец, встретится с инопланетянами, наиболее поразительней новостью, фантастической новостью окажется то, что они будут весьма похожими на нас.

Ибсеновская проблема “быть самим собой” получает особый смысл для человечества; смотрящего вперед, в возможное бесконечное будущее, если, конечно, человечество сможет пройти то “очень страннее место” в историческом процессе, когда оно оказалось перед лицом своей возможной гибели.

Смысл человеческого существования. Проблема смысла существования - критический момент проблемы человека. Феномен смысла - атрибут специфически человеческого существования. В отличие от любого другого, человеческое существование имеет смысл. Смысл существования - производное от сущности.человеческого существования и его осознания. Смысл существования с некоторой неточностью может быть определен как осмысленность человеческого существования. Реальная человеческая жизнь включает в себя, как свое необходимое условие, ту или иную осмысленность, без которой человеческое существование становится животнообразным.

В религиозных и объективно-идеалистических учениях смысл человеческого существования усматривается вне человеческого существования - в боге, идее и т.д. Согласно христианству смысл человеческого существования - в движении к богу, к Христу . Гегель усматривал смысл человеческой жизни в движении к абсолютной истине, которая, как известно, на уровне представления мыслится как христианский бог. Субъективный идеализм ищет смысл человеческого существования в самом существовании, которое однако сводится лишь к его духовной субъективной стороне и полностью отрывается от какой-либо внешней реальности. Такое понимание смысла так же оказывается иллюзорным.

С позиций современного материализма - предельно реалистической философии - смысл человеческого существования заложен в самом существовании и состоит в производстве, творении своего собственного бытия и сущности во всем их многообразии, полноте иразвитии. Смысл бытия - в творении не просто бытия, которое может быть и бессмысленным, а в творении бытия, соответствующего человеческой сущности. Смысл существования - не просто в воспроизводстве бытия, а в творении все более совершенного, богатого и полного бытия, бытия в его развитии.

Человек - наиболее сложная реальность в мире, наивысшая ценность в мире, и смысл его существования может быть только в производстве осмысленного существования. Творение существования и своей сущности есть в то же время производство самого смысла существования.

Поскольку человек несет в себе бесконечность, способен к бесконечному развитию, смысл человеческого существования - в бесконечном творении своего существования. Смысл существования лишается смысла, утрачивая свою направленность в бесконечность. Иными словами, бесконечность смысла человеческого существования придает смысл человеческому существованию. Логическое “кольцо”: смысл, порождающий смысл, в отличие от Гегелева основного логического кольца, основывается на идее бесконечности.

Н. Бердяев утверждал, что человеческая история имеет смысл только благодаря своей конечности, когда “исполнится время” и наступит “царство небесное”. Однако бессодержательное понятие бога, понятие-фантом, делает бессмысленной человеческую историю, человеческое существование.

Весьма интересную мысль высказал испанский экзистенциалист М. Унамуно: человеку присуща тоска по бесконечности. Прекрасно подмечено! Природа человека, его положение в бесконечном мире, творческая деятельность, которая в сущности своей не обнаруживает никаких непреодолимых границ, рождают у человека - в неясной, бессознательной или осознанной форме - чувство причастности к бесконечному, вечному, перерастающее в ее (причастности) осознание, Существует множество каналов, по которым человек вступает в практическую, познавательную и нравственную связь с бесконечностью.

Вся духовная жизнь человека, осознает он это или нет, происходит на арене бесконечного мира, бесконечности. К сожалению, автор не может продолжать эту тему, ибо она слишком далеко увела бы нас. Заметим, однако, что религия, стремление к богу является, по нашему мнению, продуктом этой “тоски” по бесконечному; вечному на ранних ступенях развития человечества, когда человеческий интеллект еще слишком слаб, чтобы осознать свою мощь.

Куда мы идем, или - куда развивает человеческая сущность? Проблема направления развития человеческой сущности - одна из коренных проблем философии, философской антропологии. Религиозное решение вопроса общеизвестно - человеческая сущность движется к богу. Бессодержательность и бездоказательность такого представления получили убедительное освещение в прошлом и не нуждаются здесь в дополнительном обосновании. В конечном счете это представление сводится к исходной предвзятой антропоморфической парадигме, окутанной алогическим туманом. Не нашел решения этой проблемы, как уже отмечалось, и Гегель.

В научной философии проблема направленности развития получила наибольшую разработку в теории исторического процесса как закономерной последовательности социально-экономических формаций. С нашей точки зрения, общественно-экономические формации - это общественные.формы развития человеческой сущности. Ранее автором была предложена концепция человеческой сущности исторического процесса, концепция исторического процесса как развития человеческой сущности.

Однако четыре общественно-экономические формации по сути дела относятся к “предыстории” человеческого общества, а подлинная история человечества, прошедшего все подготовительные этапы окончательного становления общества, соответствующего истинно человеческой сущности, начинается лишь с пятой общественно-экономической формации, выступающей в. качестве адекватного выражения человеческой сущности - ее универсальности, коллективности, индивидуальности, свободы, творческого характера, всестороннего развития интеллекта и др.

Несмотря на временные возвратные движения, контрреволюции и реставрации, человечество в конечном счете движется вперед, к такой организации человеческого существования, которая базируется на общественной, а не частной собственности, на подлинной свободе, исключающей любую форму эксплуатации человека человеком. В условиях тотального кризиса человеческой цивилизации вопрос о будущем человечества, направлении развития его глубинной сущности приобретает огромное значение.

Существуют внешние ориентиры, проявления и средства развития человеческой сущности - создаваемая человеком техносфера, которая постепенно охватывает всю Землю, а затем все более широкое космическое пространство.

Характер практической деятельности человека создает впечатление о развитии человеческой сущности “вширь”. Однако это есть лишь внешнее выражение развития человеческой сущности, лишь проявление его внутреннего направления развития. Человеческая сущность как таковая не имеет внешних целей и ориентиров развития, поскольку она - высшая реальность и высшая ценность в мире, человеческая сущность развивается в себя, внутрь себя. Развитие человека в себя, в свою собственную сущность, иными словами, непрерывное углубление человеческой сущности, - одно из важнейших приобретений научной философии, научного интеллекта.

Развитие в собственную сущность означает, что направление и цель человеческого развития, обогащение, усложнение его собственной сущности, определяемое не каким-либо заранее определенным масштабом, не внешними для человеческой сущности факторами и ориентирами, а самой человеческой сущностью, т.е., в соответствии с Гегелем и Марксом, свободное развитие.

Развитие в собственную сущность означает, что эта сущность проходит в своем развитии последовательный ряд этапов или уровней -от относительно простого, начального, универсального до все более глубоких и сложных. Поскольку человек - не “рядовое” конечное существо, а единство бесконечного-и конечного, всеобщего, особенного и единичного, его движение в собственную сущность является потенциально бесконечным. Человеческая сущность бесконечна и неисчерпаема в своем развитии.

Структура мира, образованная бесконечным развитием, такова, что наивысшая ступень развития, несущая в себе, в обобщенном и сокращенном виде, бесконечное многообразие мира, способна к бесконечному преобразований мира, нигде не встречая “барьеров сложности”, которые могли бы остановить это движение.

Вместе с тем развитие человека - продукт его собственной деятельности, а не фатально предопределенный процесс; оно коренным образом зависит от борьбы разнородных факторов: прогресса и регресса, прогрессивных и реакционных классов, коллективизма и индивидуализма, науки и религии, интеллекта и его антипода - бездарности, истины и лжи. В развитии человечества возможны глобальные заблуждения и ошибки, которые могут привести к гибели всей человеческой цивилизации.

Возможно, что такая глобальная ошибка уже допущена и гибель человечества в обозримом будущем окажется неизбежной. Эта ошибка заключена в сохранении-устаревшего типа цивилизации-так называемой рыночной, связанной с эксплуатацией и социальным неравенством, возможным перерасходованием земных ресурсов, которых может оказаться недостаточно для эффективного выхода в космос.

Замечательная догадка о существовании “развития в себя” была высказана Гегелем. Бытие, согласно Гегелю, развивается в себя, в свое основание, одновременно это “погружение в себя” есть движение “вовне”, развертывание понятия, существующего в бытии “в себе”. В развитии идеи Гегель явно угадал коренную особенность развития материального мира.

Развитие, как мы уже рассматривали, проходит бесконечный ряд ступеней, из которых нам известны четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Развитие материи представляет собой движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Однако характеристика развития требует дальнейшего шага. В сущности, основное направление развития имеет не просто пространственно-временной характер, оно есть развитие материи вглубь, в свою собственную бесконечную сущность. Развитие человеческой сущности “ в себя” есть наивысшая, универсальная форма развития сущности мира вглубь самой себя.

Проблема величия и достоинства человека - продолжение проблемы сущности и смысла человеческого существования. С позиций современного интеллекта достоинство и величие человека заключается в том, что он является наивысшей ценностью в мире, вершиной развития бесконечного мира и способен к бесконечному познанию и практическому освоению мира, к бесконечному материальному и духовному творчеству. Достоинство и величие человека скрыто всегда служили факторами его развития, осознаваясь нередко в превратней форме. Они превратятся в явно и мощно действующие нравственные и социальные факторы, когда общество будет перестроено на истинно человеческих основах, когда “свободное развитие каждого” станет “условием свободного развития всех”.