Жития великомученика Евстафия, жены его мученицы Феопистии и чад их мучеников Агапия и Феописта

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ев-ста-фий до Кре-ще-ния но-сил имя Пла-ки-да. Он был во-е-на-чаль-ни-ком при им-пе-ра-то-рах Ти-те (79-81) и Тра-яне (98-117). Еще не по-знав Хри-ста, Пла-ки-да тво-рил де-ла ми-ло-сер-дия, по-мо-гая всем бед-ству-ю-щим и страж-ду-щим. Гос-подь не оста-вил доб-ро-де-тель-но-го языч-ни-ка во мра-ке идо-ло-по-клон-ства.

Од-на-жды на охо-те он пре-сле-до-вал на быст-ром коне оле-ня, ко-то-рый оста-но-вил-ся, взбе-жав на вы-со-кую го-ру, и Пла-ки-да вдруг уви-дел меж-ду его ро-га-ми си-я-ю-щий Крест, а на нем - рас-пя-то-го Сы-на Бо-жия. По-ра-жен-ный Пла-ки-да услы-шал глас: "За-чем ты го-нишь Ме-ня, Пла-ки-да?" - "Кто Ты, Гос-по-ди, го-во-ря-щий со мною?" - в стра-хе спро-сил Пла-ки-да. И услы-шал в от-вет: "Я - Иисус Хри-стос, Бог, во-пло-тив-ший-ся ра-ди спа-се-ния лю-дей и пре-тер-пев-ший воль-ные стра-да-ния и Крест-ную смерть. Ты Ме-ня, не зная, по-чи-та-ешь, ибо твои доб-рые де-ла и обиль-ные ми-ло-сты-ни до-шли до Ме-ня. Явил-ся Я здесь, чтобы об-ра-тить и при-со-еди-нить те-бя к вер-ным ра-бам Мо-им. Ибо не хо-чу Я, чтобы че-ло-век, тво-ря-щий пра-вед-ные де-ла, по-гиб в се-тях вра-жи-их".

Пла-ки-да вос-клик-нул: "Гос-по-ди, я ве-рую, что Ты - Бог Неба и зем-ли, Тво-рец всех тва-рей. Мо-лю Те-бя, Гос-по-ди, на-учи ме-ня, что мне де-лать". И вновь про-зву-чал Бо-же-ствен-ный глас: "Иди к свя-ще-ни-ку хри-сти-ан-ско-му, при-и-ми от него Кре-ще-ние, и он на-ста-вит те-бя ко спа-се-нию".

С ра-до-стью Пла-ки-да вер-нул-ся до-мой, все рас-ска-зал жене; та, в свою оче-редь, по-ве-да-ла ему о том, как на-ка-нуне ей в та-ин-ствен-ном сно-ви-де-нии Кто-то ска-зал: "Ты, твой муж и твои сы-но-вья зав-тра при-де-те ко Мне и по-зна-е-те Ме-ня - Иису-са Хри-ста, Ис-тин-но-го Бо-га, по-сы-ла-ю-ще-го спа-се-ние лю-бя-щим Ме-ня". Су-пру-ги по-сту-пи-ли, как им бы-ло ве-ле-но.

Они об-ра-ти-лись к хри-сти-ан-ско-му пре-сви-те-ру, ко-то-рый кре-стил все их се-мей-ство и всех при-ча-стил Свя-тых Та-ин.

На сле-ду-ю-щий день свя-той Ев-ста-фий от-пра-вил-ся на ме-сто сво-е-го чу-дес-но-го об-ра-ще-ния и в го-ря-чих мо-лит-вах воз-бла-го-да-рил Гос-по-да, при-звав-ше-го его на путь спа-се-ния.

И опять свя-той Ев-ста-фий был удо-сто-ен чу-дес-но-го от-кро-ве-ния - Сам Бог пре-ду-пре-ждал его о пред-сто-я-щих ис-пы-та-ни-ях: "Ев-ста-фий, по-до-ба-ет те-бе на де-ле про-явить твою ве-ру. Те-бе, как Иову, пред-сто-ит пре-тер-петь мно-гие скор-би, чтобы, бу-дучи ис-ку-шен-ным, по-доб-но зо-ло-ту в гор-ни-ле, явить-ся до-стой-ным Ме-ня и при-нять ве-нец из рук Мо-их". Свя-той Ев-ста-фий сми-рен-но от-ве-чал: "Да бу-дет во-ля Твоя, Гос-по-ди, всё го-тов я при-нять из рук Тво-их с бла-го-да-ре-ни-ем, толь-ко бы Твоя все-силь-ная по-мощь бы-ла со мной".

Вско-ре на Ев-ста-фия об-ру-ши-лись бед-ствия: умер-ли все его слу-ги и пал весь скот. Ра-зо-рен-ный, но не упав-ший ду-хом, свя-той Ев-ста-фий с се-мьей по-ки-нул тай-но дом, чтобы жить в без-вест-но-сти, сми-ре-нии и ни-ще-те. На ко-раб-ле он на-пра-вил-ся в Еги-пет. Во вре-мя пла-ва-ния но-вое несча-стье по-стиг-ло свя-то-го. Хо-зя-ин ко-раб-ля, пре-льстив-шись кра-со-той же-ны Ев-ста-фия, без-жа-лост-но вы-са-дил его с детьми на бе-рег, а же-ну оста-вил у се-бя. В ве-ли-кой скор-би свя-той про-дол-жал свой путь, и но-вое го-ре раз-ра-зи-лось над ним. Пе-ре-хо-дя бур-ную ре-ку вброд, он пе-ре-но-сил по оче-ре-ди двух сво-их сы-но-вей, но по-ка он пе-ре-но-сил од-но-го - дру-го-го схва-тил на бе-ре-гу лев и унес в пу-сты-ню, а по-ка воз-вра-тил-ся к дру-го-му - то-го ута-щил в лес волк.

По-те-ряв всё, горь-ко пла-кал свя-той Ев-ста-фий. Но он со-зна-вал, что это Бо-же-ствен-ный Про-мысл по-слал ему эти несча-стья, чтобы ис-пы-тать его тер-пе-ние и пре-дан-ность во-ле Бо-жи-ей. В мо-лит-вах из-лив Бо-гу свое неутеш-ное го-ре, свя-той Ев-ста-фий по-шел даль-ше, сми-рен-но го-то-вый к но-вым ис-пы-та-ни-ям. В се-ле-нии Ва-дисс он на-нял-ся ра-бо-чим и пят-на-дцать лет про-вел в непре-рыв-ных тру-дах. И не знал то-гда свя-той Ев-ста-фий, что по ми-ло-сти Бо-жи-ей пас-ту-хи и зем-ле-паш-цы спас-ли его сы-но-вей, и они жи-ли ря-дом с ним; не знал он и то-го, что нече-сти-вый ко-ра-бель-щик был ско-ро на-ка-зан - он умер от же-сто-кой бо-лез-ни, а же-на свя-то-го Ев-ста-фия, остав-шись непри-кос-но-вен-ной, жи-ла в мир-ных тру-дах.

В то вре-мя им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну при-шлось ве-сти труд-ную для Ри-ма вой-ну. Он вспом-нил доб-лест-но-го пол-ко-вод-ца Пла-ки-ду и от-пра-вил во-и-нов Ан-тио-ха и Ака-кия, дру-зей Пла-ки-ды, его разыс-кать.

Объ-е-хав мно-же-ство об-ла-стей, они при-шли в се-ле-ние, где жил свя-той Ев-ста-фий. Во-и-ны встре-ти-ли Ев-ста-фия в по-ле, где он сто-ро-жил хлеб, но не узна-ли его и ста-ли го-во-рить ему о том, ко-го ищут, про-ся его по-мо-щи и обе-щая боль-шую пла-ту. Но свя-той Ев-ста-фий, сра-зу узнав сво-их дру-зей, не от-кры-вал им сво-е-го име-ни. Он при-вел их в дом сво-е-го хо-зя-и-на и на-кор-мил. При-смат-ри-ва-ясь к нему, пут-ни-ки за-ме-ти-ли, что он очень по-хож на их пол-ко-вод-ца, а ко-гда уви-де-ли на его шее осо-бую при-ме-ту - след от глу-бо-кой бо-е-вой ра-ны, по-ня-ли, что пе-ред ни-ми - их друг. Они об-ня-ли его со сле-за-ми и рас-ска-за-ли, за-чем ис-ка-ли его. Свя-той Ев-ста-фий вер-нул-ся в Рим и вновь стал им-пе-ра-тор-ским во-е-на-чаль-ни-ком. Мно-го но-во-бран-цев при-шло к нему в вой-ско, и не ве-дал он, что два мо-ло-дых во-и-на-дру-га, ко-то-рым он ча-сто да-вал при-ка-за-ния и ко-то-рых по-лю-бил за лов-кость и сме-лость, бы-ли его сы-но-вья, и они не зна-ли, что слу-жат под на-ча-лом сво-е-го от-ца и что друг дру-гу они - род-ные бра-тья.

Од-на-жды в по-хо-де вой-ско, ко-то-рое вел Ев-ста-фий, оста-но-ви-лось в од-ном се-ле-нии. Во-и-ны-бра-тья бе-се-до-ва-ли в па-лат-ке. Стар-ший рас-ска-зы-вал о сво-ей судь-бе: как он по-те-рял мать и несчаст-но-го бра-та, как ужас-ным об-ра-зом был раз-лу-чен с от-цом. И млад-ший с ра-до-стью по-нял, что пе-ред ним его брат, и по-ве-дал о се-бе.

Раз-го-вор во-и-нов слы-ша-ла жен-щи-на, у до-ма ко-то-рой бы-ла рас-ки-ну-та па-лат-ка, - это бы-ла их мать. Она по-ня-ла, что это ее сы-но-вья. Еще не от-кры-ва-ясь им, но очень же-лая с ни-ми не рас-ста-вать-ся, она при-шла к их на-чаль-ни-ку - свя-то-му Ев-ста-фию про-сить раз-ре-ше-ния сле-до-вать с его вой-ском. В нем она узна-ла сво-е-го му-жа и в сле-зах рас-ска-за-ла ему о се-бе и о двух во-и-нах, ко-то-рые ока-за-лись их сы-но-вья-ми. Так, по ве-ли-ко-му ми-ло-сер-дию Гос-по-да, встре-ти-лась вся се-мья.

К это-му вре-ме-ни по-бе-дой за-кон-чи-лась вой-на. С по-че-стя-ми и сла-вой вер-нул-ся свя-той Ев-ста-фий в Пре-ем-ни-ком умер-ше-го им-пе-ра-то-ра Тра-я-на стал те-перь Адри-ан (117-138), ко-то-рый по-же-лал от-празд-но-вать со-бы-тия тор-же-ствен-ным жерт-во-при-но-ше-ни-ем бо-гам. К удив-ле-нию всех, в ка-пи-ще не ока-за-лось свя-то-го Ев-ста-фия. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра его сроч-но разыс-ка-ли.

"По-че-му ты не хо-чешь по-кло-нить-ся бо-гам? - спро-сил им-пе-ра-тор. - Те-бе преж-де дру-гих сле-до-ва-ло бы воз-дать им бла-го-да-ре-ние. Они не толь-ко со-хра-ни-ли те-бя на войне и да-ро-ва-ли по-бе-ду, но и по-мог-ли най-ти же-ну и де-тей". Свя-той Ев-ста-фий от-ве-тил: "Я - хри-сти-а-нин и знаю Еди-но-го Бо-га мо-е-го Иису-са Хри-ста, Его чту и бла-го-да-рю, и по-кло-ня-юсь Ему. Он всё да-ро-вал мне: здо-ро-вье, по-бе-ду, вер-нул се-мью и нис-по-слал Свою по-мощь на одо-ле-ние ис-пы-та-ний". В гне-ве им-пе-ра-тор раз-жа-ло-вал про-слав-лен-но-го пол-ко-вод-ца и вы-звал его с се-мьей на суд. Но и там не уда-лось твер-дых ис-по-вед-ни-ков Хри-сто-вых скло-нить к идоль-ско-му жерт-во-при-но-ше-нию. Всё се-мей-ство свя-то-го Ев-ста-фия бы-ло осуж-де-но на рас-тер-за-ние зве-ря-ми. Но зве-ри не тро-ну-ли свя-тых му-че-ни-ков. То-гда же-сто-кий им-пе-ра-тор в яро-сти при-ка-зал бро-сить всех жи-вы-ми в рас-ка-лен-но-го мед-но-го бы-ка, в ко-то-ром и при-ня-ли му-че-ни-че-скую кон-чи-ну свя-тые Ев-ста-фий, его же-на Фе-о-пи-стия и их сы-но-вья Ага-пий и Фе-о-пист. Ко-гда через три дня от-кры-ли ог-нен-ную мо-ги-лу, те-ла свя-тых му-че-ни-ков бы-ли об-ре-те-ны невре-ди-мы-ми - ни один во-лос не сго-рел на их гла-вах, а ли-ца си-я-ли незем-ной кра-со-той. Мно-гие ви-дев-шие чу-до уве-ро-ва-ли во Хри-ста. Хри-сти-ане пре-да-ли по-гре-бе-нию чест-ные те-ла свя-тых.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Евстафию Плакиде и иже с ним

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак великомученику Евстафию Плакиде

Стра́сти Христо́вы я́ве подража́в/ и Сего́ испи́в усе́рдно ча́шу,/ о́бщник, Евста́фие, и сла́вы снасле́дник был еси́,/ от Сама́го всех Бо́га// прие́мля с высоты́ боже́ственное оставле́ние.

Перевод: Страданиям Христовым открыто подражав и Его чашу испив усердно, ты был участником и наследником славы Самого Бога всех, принимая с Небес божественное прощение.

Молитва великомученику Евстафию Плакиде

О, пресла́вный, святы́й и многострада́льный великому́чениче Христо́в Евста́фие! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, святу́ю па́мять твою́ пра́зднующих. Испроси́ на́м у Го́спода многомо́щными моли́твами твои́ми благода́ть, я́же ко спасе́нию, и все́х грехо́в, соде́янных на́ми, проще́ние, земли́ благопло́дие, ми́ру ми́рное устрое́ние и от лю́тых диа́вольских ко́зней свобожде́ние, христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего и немяте́жное чрез возду́шныя мыта́рства к небеси́ прехожде́ние, ты́ бо прия́л еси́ благода́ть сию́ от Го́спода, е́же моли́тися за ны́, и а́ще восхо́щеши по́мощи на́м, почита́ющим свяще́нную па́мять твою́, вся́ мо́жеши сотвори́ти. Не пре́зри у́бо на́с, недосто́йных, страстоте́рпче святы́й, и испроси́ от Го́спода вся́ блага́я и поле́зная душа́м на́шим, я́ко да и мы́ сподо́бимся сла́вити и воспева́ти всесвято́е и великоле́пое и́мя Его́ во преми́рном Ца́рствии Небе́снем, иде́же е́сть все́х святы́х жили́ще, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист великомученику Евстафию Плакиде

Кондак 1

Избранному воеводе, к лику святых сопричтенному, святому Евстафию Плакиде песни похвальныя приносим ныне. Ты же, великомучениче, огнем мучений в покой небесный вшедый, от огня страстей и всяких нас бед свободи, со упованием тебе зовущих:

Икос 1

Ангелов Владыка и человеков Творец хотяй всем спастися и в разум истины приити, в дивнем образе явися тебе, Евстафие, егда над главою еленя Крест и на нем подобие распятаго за ны Господа Иисуса Христа узрел еси.Ты же глас Христов: «Почто гониши Мя, Плакидо?» во изумлении слышав, в страсе вопрошал еси: «Кто Ты, Господи, ко мне рекий?» И уведев, яко Той есть Иисус Христос, пришедый грешныя спасти, истинным Богом Того исповедал еси. Мы же, таковому твоему обращению к вере истинней чудящеся, взываем сице:

Радуйся, из среды нечестивых Господем изведенный.

Радуйся, на путь спасительный Им наставленный.

Радуйся, всем сердцем Творца возлюбивый.

Радуйся, огнь страстей в себе угасивый.

Радуйся, яко за имя Сладчайшаго Иисуса страдания велия претерпел еси.

Радуйся, яко верен Ему даже до смерти лютыя пребыл еси.

Радуйся, венцем мученическим главу свою украсивый.

Радуйся, райския сладости со святыми вкусивый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видя Господь сердца твоего чистоту и велие милосердие ко всем бедствующим и страждущим, не остави тя во мраке идолослужения пребывати, обаче светом веры Христовы тя просвети, да, познав истиннаго Бога, со всеми праведными воспоеши Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея и гласом Божественным свыше наставленный, святе Евстафие, яко мудрая глава дому своему, ко спасительней вере и святому Крещению привел еси вся живущия в нем. Сего ради восхваляем тя, глаголюще:

Радуйся, истину Божественную возлюбивый.

Радуйся, милостыню Христа ради творивый.

Радуйся, образ жития праведнаго нам показуяй.

Радуйся, раны греховныя искусно врачуяй.

Радуйся, яко верных к прославлению Господа воздвизаеши.

Радуйся, яко любве к Богу и ближним нас научаеши.

Радуйся, сладкогласный Христов проповедниче.

Радуйся, Горняго Царствия со святыми наследниче.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Силою Божественныя любве укрепляеми, святии мученицы Евстафие и Феопистие, со смирением и терпением вся беды и напасти претерпели есте, упование свое на единаго Господа возлагая, с верою поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи в сердце своем желание Единому Господу верно служити, дом твой оставил еси, Евстафие, и по морю во Египет со всем семейством устремился еси. Таковому смирению твоему и упованию на Промысл Божий дивящеся, приносим ти похвалы сицевыя:

Радуйся, яко нас ради обнищавшему Господеви уподобился еси.

Радуйся, яко подражаяй Святому Семейству, во Египет бежал еси.

Радуйся, веру велию во Христа в сердце своем имевый.

Радуйся, вся скорби мужественно претерпевый.

Радуйся, сущим в нуждах и скорбех скорый помощниче.

Радуйся, душ наших добрый наставниче.

Радуйся, Крест Христов в сердце своем начертавый.

Радуйся, безропотным несением креста своего путь спасительный нам показавый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю лютых гонений и бед воздвиже на тя враг рода человеческаго, великомучениче Евстафие: ты же, яко Иов Многострадальный, вся лишения низпосылаемыя тебе, безропотно приемля, укреплявшему тя Богу взывал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь молитвы твоя к Нему возносимыя, помощь и утешение милостиво подаваше тебе, Евстафие; ты же, любовию к Богу и ближним распаляяся, скорбь о лишении супружницы и чад своих со смирением и кротостию претерпевал еси, за вся Бога благодаряще. Мы же, таковому твоему терпению удивляяся, со умилением воспеваем ти:

Радуйся, веры непоколебимый столпе.

Радуйся, христиан несокрушимый щите.

Радуйся, неоскудеваемое чудес сокровище.

Радуйся, неисчерпаемый исцелений источниче.

Радуйся, яко верных во благочестии укрепляеши.

Радуйся, яко вся скорби со смирением претерпевати научаеши.

Радуйся, вместилищем дарований Божиих на земли бывый.

Радуйся, добродетельным житием Царствие Небесное стяжавый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечною звездою, приводящею к познанию жития смиренномудреннаго показался еси, великомучениче Евстафие: в стране чуждей многия лета, доблестный воевода сый, в услужении господину своему во смирении пребывал еси, непрестанно поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще веру, терпение и благодарение твое за вся, досточудне Евстафие, умиляемся и, чтуще любовию святую память твою, вопием ти сице:

Радуйся, земнаго отечествия мужественный защитниче.

Радуйся, небесных селений достойный наследниче.

Радуйся, яко Господа Помощником выну имел еси.

Радуйся, яко жития твоего за други своя не щадил еси.

Радуйся, пред Богом наш теплый ходатаю.

Радуйся, о душах наших скорый предстателю.

Радуйся, у Престола Божия о нас усердно моляйся.

Радуйся, о призывающих имя твое непрестанно пекийся.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедник веры во Христа словом и делом явился еси, святый мучениче, добродетельным житием своим многия идолопоклонники светом истины Христовы просвещая и истинному Богу пети всех научая: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет радости велия, Господем милостивно тебе ниспосланныя, Евстафие славне, егда по мнозех летех семейство твое паки вкупе соединися. Воспевая дивное Промышление Божие, на тебе и сродницех твоих явленное, зовем ти:

Радуйся, благочестием твоим Христу угодивый.

Радуйся, велие дерзновение к Нему стяжавый.

Радуйся, сугубыя благодати от Царя славы сподобивыйся.

Радуйся, венцем мученическим от него венчанный.

Радуйся, Святыя Церкви бисере драгий.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, богатства мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, от Господа небесную славу улучивый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотяй нечестивый Адриан жертву идолом принести, повеле ти, Евстафие, сим поклонитися, мняше бо, яко тии тебе победу на враги дароваша; ты же отвещал еси ему, яко христианин еси и единому истинному Богу - Иисусу Христу верно покланяешися, выну воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новое зло показа служитель врага рода человеческаго Адриан, егда в безумнем гневе своем повеле тя с женою и чады твоими на растерзание зверем предати; обаче не возможе вреда вам сотворити: зверие бо лютии кротции соделашася, благодатию Божиею усмиряеми. Сего ради, прославляя Господа, дивнаго во святых Своих, с любовию вопием ти:

Радуйся, исповеданием Бога истиннаго нечестивыя посрамивый.

Радуйся, прещения мучителя ни во чтоже вменивый.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, прелесть бесовскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, душу свою, во еже спасти ю, Христа ради погубивый.

Радуйся, во Царствии Небеснем наследие со святыми улучивый.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странно бе видети и слышати неверующим во Христа и неведущим силы Божия, како в немощнем человечестем телеси таковыя муки за Христа претерпевати возможно: был бо еси, многострадальне Евстафие, по повелению нечестиваго игемона, ввержен с супружницею и чадами в раскаленнаго меднаго вола, в немже вы, муки тяжкия претерпевая, воспевали есте Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, и, любовию ко Христу Господу горя, на смерть за имя Христово мужественне потекл еси. Мы же, страдания твоя и присных твоих воспоминающе и велие терпение ваше похваляюще, глаголем:

Радуйтеся, истиннаго Бога проповедницы.

Радуйтеся, теплии к Богу молитвенницы.

Радуйтеся, верою крепкою Христу последовавшии.

Радуйтеся, смертию мученическою Христови спогребшиися.

Радуйтеся, в радость Господа своего вшедшии.

Радуйтеся, скорбьми многими живот вечный наследовавшии.

Радуйтеся, яко райския двери вам отверзошася.

Радуйтеся, яко в селениих праведных на веки водворишася.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Видевше вернии, яко телеса ваша, мученицы всехвальнии, невредимы во огни обретошася, восхвалиша Бога, прославляющаго святыя Своя, и припадающе ко святым мощем вашим, песнь надгробную воспеша: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут достойныя похвалы изрещи вам, святии мученицы, и познати силу Христову, еюже вы, яко бронею облекошася. Мы же, похваляя подвиги страданий ваших, ихже за веру Христову мужественне претерпели есте, воспеваем вам таковая:

Радуйся, Евстафие, семейств благочестивых укрепление.

Радуйся, домашния церкви утверждение.

Радуйся, Феопистие, жен и матерей похвало.

Радуйся, брака христианскаго диадимо.

Радуйся, Агапие, родителей добродетельных утешение.

Радуйся, целомудреннаго жития украшение.

Радуйся, Феописте, с присными твоими на пир Господень призванный.

Радуйся, с ними Царем славы венцем мученическим увенчанный.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Хотяй Господь Иисус Христос прославити вас, святии мученицы Евстафие, Феопистие, Агапие и Феописте, внуши святому Константину церковь на месте мученическия кончины вашея создати, да вси притекающии к многоцелебным мощем вашим, помощь скорую от вас восприимут, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену заступления от всяких бед и напастей, обретше вас, всехвальнии мученицы, Отцу Небесному благодарение усердно возсылаем за вся благодеяния Его, вами нам, недостойным, являемая; вам же, теплым молитвенником нашим, сицевое приносим пение:

Радуйтеся, Церкви Христовы столпи непоколебимии.

Радуйтеся, любовию Христовою соединеннии.

Радуйтеся, Ангелов Божиих на небесех собеседницы.

Радуйтеся, призывающих вас на земли скории помощницы.

Радуйтеся, Царствия Христова надежнии нам ходатаи.

Радуйтеся, теплии о нас к Богу предстателие.

Радуйтеся, и по смерти вашей нас не оставляющии.

Радуйтеся, на пути спасения нас руководствующии.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение всеумиленное, ныне нами приносимое, приимите, мученицы святии, вы бо, в жертву благоуханную Господеви себе принесши, воспевали есте ему до последняго издыхания вашего песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарныя звезды явилися есте на небе церковнем, мученицы всехвальнии, среди коих и ты, Евстафие всехвальне, светло сияеши; сего ради приими от нас похвалы сия:

Радуйся, яко славу Трисияннаго Божества лицем к лицу зриши.

Радуйся, яко и нам светом Божественныя истины просветитися тщишися.

Радуйся, верныя на путь спасения направляяй.

Радуйся, грешныя на покаяние наставляяй.

Радуйся, яко мощами твоими чудеса источаеши.

Радуйся, яко в храмех, созданных на прославление имене твоего, незримо обитаеши.

Радуйся, странствующих невидимый спутниче.

Радуйся, всех призывающих тя скорый помощниче.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, ведуще, страстотерпче Христов Евстафие, с благоговением и любовию покланяемся многоцелебным мощем твоим, от нихже в недузех исцеление и в скорбех утешение приемлем: темже и по достоянию прославляем тя, заступника нашего небеснаго, воспевая о тебе Господеви: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая и преславная чудеса твоя, великомучениче Евстафие, ублажаем тя купно с супружницею и чады твоими, яко заступников и молитвенников наших пред Богом, и молим тя: буди нам во всем ко благу помощник, усердно взывающим ти:

Радуйся, мучеников высокая похвало.

Радуйся, исповедников многопетая славо.

Радуйся, различныя болезни исцеляяй.

Радуйся, в недузех облегчение даруяй.

Радуйся, братолюбия наставниче.

Радуйся, покаяния проповедниче.

Радуйся, с небес на нас призираяй.

Радуйся, невидимо нам помогаяй.

Радуйся, великомучениче Евстафие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О всехвальный великомучениче Христов Евстафие, приими от нас похвалы сия, с любовию тебе приносимыя, и предстательством твоим у Престола Господа Вседержителя испроси нам от всех недуг душевных и телесных, от враг видимых и невидимых и мук вечных избавление, да купно с тобою в будущем веце воспоем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Молитва

О преславный, святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие! Услыши нас грешных и недостойных, святую память твою празднующих. Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов, содеянных нами, прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощеши помощи нам, почитающим священную память твою, вся можеши сотворити. Не презри убо нас, недостойных, страстотерпче святый, и испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы сподобимся славити и воспевати всесвятое и великолепое имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.

[греч. Εὐστάθιος Πλακίδας; лат. Еustathius (в нек-рых текстах Eustachius) Placidas] († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане .

Житие

было первоначально составлено на греч. языке предположительно в VI - 1-й пол. VIII в. (по мнению западных исследователей, в VII в.) скорее всего в К-поле. Прп. Иоанн Дамаскин († ок. 750) приводит обширный фрагмент Жития в 3-м Слове в защиту иконопочитания (Ioan. Damasc . De imag. // PG. 94. Col. 1381, рус. пер.: Иоанн Дамаскин . Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. С. 142-144). Известен целый ряд греч. (BHG, N 641-643) и лат. (BHL, N 2760-2771, см. также: Batalova. 2005) редакций Жития. Одна из редакций приписывается прп. Симеону Метафрасту (BHG, N 642, рус. пер. по изд.: AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 см.: Византийские легенды. 1972, 2004р. С. 208-224), однако его авторство принимается не всеми исследователями (Там же. С. 299). Похвальное слово в честь Е. П. и его семьи написано Никитой Пафлагоном (BHG, N 643; PG. 105. Col. 376-417). По мнению болландистов, арм. перевод Жития сохранил архаичные черты повествования о Е. П. Известны и др. вост. переводы - на сир., копт., груз. языки.

Знатный и добродетельный стратилат (воевода, полководец) Плакида жил во время правления имп. Траяна в Риме. Он и его жена Татиана (в лат. текстах иногда ошибочно Траяна (Trajana - PG. 105. Col. 373-374)), еще будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитали 2 сыновей, чьи языческие имена неизвестны. Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами к-рого блистал крест с изображением Распятия (описание оленя неск. отличается в разных редакциях и переводах Жития). Заговорив человеческим голосом, олень открыл Плакиде, что в образе животного тому явился Иисус Христос, Которого Плакида, делая добрые дела, почитал, сам того не ведая. Форма вопроса оленя к Плакиде - «Что Меня гонишь?» - и весь строй диалога восходят к описанию в Деяниях св. апостолов явления Христа ап. Павлу на пути в Дамаск (Деян 9. 3-7). Таким способом Господь решил обратить стратилата в истинную веру, и Плакида тайно крестился вместе со всей семьей у иерея Иоанна (имя и роль иерея уподобляют его св. Иоанну Крестителю). При крещении Плакида получил имя Евстафий (твердостоящий), его жена была наречена Феопистией (Богу верная), старшего сына назвали Агапием (от ἀγάπη - любовь), а младшего - Феопистом. На следующий день Е. П. отправился на то место, где он встретил оленя, и Господь открыл ему, что, подобно страдальцу Иову, ему надлежит быть готовым ко мн. бедам, но если, невзирая ни на что, он сохранит веру и преодолеет диавольские искушения, то получит спасение. Когда в доме Е. П. начался мор, он принял предсказанную Господом напасть со смирением. Вместе с женой и сыновьями Е. П. покинул дом, бросив имущество, и, подобно Св. Семейству, бежал в Египет. Когда они сели на корабль, Е. П. не имел денег, чтобы заплатить судовладельцу за переезд, тот забрал его жену, а Е. П. с сыновьями сошел на берег. На переправе через реку лев схватил одного ребенка и скрылся, а волк унес др. мальчика. Е. П. был близок к отчаянию, думая, что дети его погибли, но их спасли и взяли на воспитание жители ближнего селения. Е. П. решил, что выпавшие на его долю несчастья больше, чем те, к-рые перенес Иов, терпевший беды и напасти на родине при поддержке друзей. Однако он не возроптал на Бога. Е. П. прожил в сел. Вадисис 15 лет, зарабатывая на пропитание поденной работой и охраной посевов. В это время иноплеменники начали войну с Римской империей и завоевали много областей. Озабоченный этим император вспомнил храброго воеводу Плакиду, о к-ром давно не было никаких известий. Готовясь к войне с варварами, император поручил воинам Антиоху и Акакию, служившим под началом Плакиды, разыскать его. Обойдя мн. страны и достигнув селения, где жил стратилат, воины встретили его и, не узнав, стали расспрашивать о Плакиде. Е. П. хотел скрыть от них, кто он. Но воины узнали его по шраму на шее. Они вручили ему послание императора, и Е. П. вместе с ними отправился на родину. Он рассказал императору обо всем, что случилось с ним на чужбине. Тот попросил Е. П. быть, как и прежде, стратилатом. Е. П. согласился, принял от него меч и отдал приказ набирать новобранцев для войны с варварами. Жители селения, где воспитывались сыновья Е. П. (к-рые не знали, что они братья), отправили их в армию как чужеземцев. Е. П., заметив рослых и красивых юношей, взял их в свою охрану. Ведомый Провидением, Е. П. отправился с войском в ту страну, где жила его жена, которая благополучно спаслась от посягательств владельца корабля и с тех пор стерегла сады местных жителей. Шатер стратилата оказался рядом с хижиной его жены. Феопистия случайно услышала разговор юношей в соседней палатке, которые вспоминали о раннем детстве, об отце с матерью, и поняла, что они ее сыновья, а те в свою очередь - что они родные братья. Тогда Феопистия пришла к стратилату и рассказала ему свою историю. Заметив у него на шее шрам, она узнала мужа. Е. П. обрадовался, найдя любимую супругу, к-рую считал погибшей. Тогда жена пересказала ему разговор юношей. Стратилат призвал их к себе и, расспросив, убедился в том, что они - его дети. После победы над варварами Е. П. устроил праздник, прославляя Господа. Он возвратился с семьей на родину и узнал, что вместо умершего Траяна императором стал Адриан. Когда Е. П. отказался совершить жертвоприношения в языческом храме, имп. Адриан лишил его всех почестей и повелел отдать всю семью на съедение льву. Но лев не тронул их. Адриан, видя это чудо, приказал раскалить медного быка и бросить в его чрево Е. П. с семьей. По молитве святых Господь обратил жар в прохладу, и они мирно скончались, воспевая хвалу Богу. Когда через 3 дня имп. Адриан приказал открыть медного быка, все увидели, что тела св. мучеников остались невредимыми и сверкали, подобно снегу. Мн. язычники, ставшие свидетелями этого чуда, приняли крещение. Христиане выкрали тела мучеников и тайно похоронили их.

В Житии Е. П. исследователи отмечали как наличие библейских сюжетов (обращение ап. Павла и испытания Иова), так и влияние античного романа (Адрианова-Перетц . 1970. С. 70-71; Гладкова. Житие Евстафия Плакиды: Особенности идейно-худож. структуры. 2004. С. 25). Оно является образцом использования в структуре Жития ряда бродячих сюжетов: о явлении герою чудесного оленя, заговорившего человеческим голосом, о разлучении героев, об испытаниях, выпавших на их долю, и о счастливом воссоединении семейства или влюбленной пары и т. д.

Упоминание о рим. военачальнике Плакиде (Плациде), участвовавшем в осаде Иерусалима войском рим. имп. Тита, есть в «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (Иосиф Флавий . 1993. С. 483-484 (указ.), ср.: Мещерский. 1958. С. 295, 300, 306, 343). Предположение о том, что это одно лицо с Е. П., впервые высказано кард. Цезарем Баронием. Эти сведения были заимствованы свт. Димитрием Ростовским при создании собственной редакции Жития Е. П. (Гладкова . «Житие Евстафия Плакиды»: От Нестора до Милорада Павича. 2004. С. 505). Однако в «Истории Иудейской войны» не говорится о крещении, испытаниях и о мученической кончине Плакиды, а в Житии, за исключением редакции свт. Димитрия, нет прямых сведений о деятельности Плакиды во время Иудейской войны. Нек-рые болландисты вообще сомневаются в существовании такого святого и считают его лит. персонажем.

Почитание

его жены и сыновей широко распространилось как на Западе, так и на Востоке.Болландисты отвергают рим. происхождение Е. П. и предполагают, что почитание этого святого зародилось на Востоке и оттуда проникло в Рим. Этим объясняется появление большого количества изображений Е. П. в Каппадокии и Грузии уже с VI-VII вв. (подробнее см. в разд. «Иконография»). Что касается зап. источников, то имени Е. П. нет ни в Мартирологе блж. Иеронима (за исключением одной ркп. XI-XII вв. из Корби - ActaSS. Nov. Т. 2. Pars 2. P. 138), ни в календаре Depositio martyrum Ecclesiae Romanae (сер. IV в.). Ц. (диакония) во имя Е. П. известна в Риме с IХ в., но, по-видимому, существовала уже в VII в. Предание о том, что встреча Е. П. и чудесного оленя произошла близ Тиволи, на месте, где позднее на скале Вультвилла (Вультурелла) была построена ц. Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария делла Менторелла), появилось в конце средневековья.

На правосл. Востоке память Е. П. и его семьи праздновалась 20 сент., на Западе - 20 сент. или в 1-х числах нояб. В миссалах и бревиариях Е. П. чаще всего упоминается 2 нояб. (напр., в Мартирологе Узуарда) или 3, 4, 5, 9 нояб. Возможно, первоначально память Е. П. совершалась 1 нояб. (в списке Мартиролога блж. Иеронима из Корби (XI-XII вв.) - ActaSS. Nov. Т. 2. Pars 2. P. 138), но в связи с установлением в этот день праздника Всех святых была передвинута на 2 нояб., а потом из-за того, что к этому числу было приурочено поминовение усопших, перенесена на следующие дни нояб. В разных типах сакраментариев имя Е. П. не упоминается. Самой распространенной была дата празднования 20 сент. (в Евангелиариях рим. типа сер. VIII в.), перешедшая впосл. в составленный Ц. Баронием Римский Мартиролог (1586). Эта дата все чаще появляется в рим. литургических книгах с XVI в. и затем становится общепринятой.

На Западе Е. П. входил в группу т. н. 14 св. помощников. Его жизнеописание пользовалось большой популярностью, было переведено на старофранц., итал., испан., англ., нем. и ирл. языки. В позднем средневековье Е. П. считался покровителем охотников и лесников, но впосл. его почитание (особенно в Центр. Европе) было вытеснено культом св. Губерта . Позднее Е. П. стал считаться покровителем г. Мадрида.

Изменения в традиц. для груз. искусства схеме «Видения св. Евстафия Плакиды» наблюдаются на фасадном рельефе храма в мон-ре Мартвили (вместо лука Е. П. вооружен копьем), в рельефах из Цебельды и Натлисмцемели (Е. П. выпускает в оленя согнутую стрелу), в росписях церкви в Цкелари (стрелой с вильчатым наконечником он поражает лося). Своеобразный извод сцены - Е. П. охотится на оленя с Распятием между рогами - представлен в росписи вост. части юж. стены церкви в с. Чукули.

Известна груз. икона Е. П. XVII в. из церкви в с. Карабулахи в Кахети (ныне в Национальном музее искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили). Иконография образа Е. П. была положена в основу изображения почитаемого в Абхазии мч. Евстафия Апсильского .

«Видение св. Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьем) и связанному с ними культу и где Е. П. был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине (VII-IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX-X вв.); в церкви № 3 (Агафангела) в Гюллюдере (1-я пол. X в.); в ц. св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюллюдере (между 913 и 920); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963-969); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс 96. 11): в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 166v, кон. XI в.), в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 97 об., IX в.) и др. В рукописи из мон-ря Пантократор на Афоне № 61 (Paris. gr. 20, 2-я пол. IX в.). Е. П. написан коленопреклоненным перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, напр. в Минологиях кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r; Ath. Esph. 14. Fol. 52v). В росписи греч. храмов визант. времени сцена видения встречается нечасто (напр., в росписи ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в., и ц. св. Феклы на о-ве Эвбея, кон. XIII в.). В поствизант. период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?) и ц. св. Николая в Кастории (1663). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований (Венеция) - Е. П. с копьем верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» с 6 житийными сценами (XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос): Е. П. скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами к-рого изображено Распятие. На иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» (1838) мастера Захария Зографа из Самокова (Сокровищница Метрополии, г. Пловдив, Болгария) Е. П. написан в античной кирасе, во главе армии, вверху композиции - ангелы.

На Руси, помимо фрески в соборе Св. Софии Киевской, раннее изображение Е. П. (обращение в христианство) сохранилось на шиферном рельефе (предположительно XI в.), найденном при раскопках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113): возможно, эта плита первоначально находилась над входом в собор, построенным кн. Изяславом Ярославичем в 60-х гг. XI в. Среди св. воинов Е. П. представлен на юж. вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.); на иконе-таблетке из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в.) «Святые Прокопий, Никита, Евстафий Плакида» (кон. XV в., ГРМ); на иконе «Святые Евстафий Плакида и Фекла» (XV в., ГМЗРК). В хитоне и гиматии, с крестом, Е. П. изображен на иконе 1-й пол. XVI в. (АМИИ). На фресках собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) он изображен в медальоне на подпружной арке рядом с равноап. кн. Владимиром.

Вероятно, в связи с почитанием на Русском Севере Е. П. как защитника посевов от вредных насекомых и как целителя была написана икона «Святые Евстафий Плакида и Трифон» (кон. XV в., МИИРК) из Обонежья, на к-рой святые держат в руках сосуды с маслом для окропления растений. Сюжет видения Е. П. представлен на иконе XVI в. (НГОМЗ). Свидетельством почитания Е. П. как воина в синодальный период служит присвоение имени святого рус. линкору, принимавшему участие в Чесменском сражении в Эгейском м. (1770). Образ Е. П. был помещен в иконостасе Большой ц. Зимнего дворца в С.-Петербурге - икона «Святые мученики Харалампий и Евстафий Плакида» (худож. А. И. Бельский (1726-1796?) или Е. И. Бельский (1730-1778?), ГЭ), в росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге (XIX в.).

Лит.: Уварова П. С. Христ. памятники // МАК. 1894. Т. 4. Табл. VII-VIII; Айналов Д. В. Нек-рые христ. памятники Кавказа // Археол. известия и заметки. М., 1895. Т. 3. Вып. 7-8. С. 233-243; он же. То же. М., 1895. С. 7; Чубинашвили Г. Н . Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 31, 32. Рис. 7. Табл. 37; он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 187; Panofsky E. Dürer"s St. Eustace // Record of the Art Museum. Princeton (N. Y.), 1950. Vol. 9. N 1. P. 8. Fig. 5; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 2. № 126; LCI. Bd. 6. Sp. 194-199; Гомелаури И. Г. Архитектура Эртацминдского храма // XVIII науч. сессия Ин-та истории груз. искусства. Тбилиси, 1962. С. 12-13 (на рус. и груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Mалые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 62-69. Рис. 2, 3; Шервашидзе Л. А. Цкелари (Ацкар) // Мат-лы по археологии Абхазии. Тбилиси, 1967. С. 45-46. Рис. 3-4; он же. Средневек. монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980. С. 202-205; Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athènes, 1982. P. 74-81; Coumoussi A. Une representation rare de la vision de St. Eustache dans une église greque du XIII siècle // Cah. Arch. 1985. Vol. 33. P. 51-60. Fig. 1; Velmans T. L"église de Zenobani et le thème de la Vision de St. Eustache en Géorgie // Cah. Arch. 1985. Vol. 33. Р. 19-49. Fig. 12-18; Golden Light: Masterpieces of the Art of the Icon. Ghent, 1988. P. 156. Fig. 136; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети // Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 8. С. 94-121; Connor С. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton (N. Y.), 1991. P. 15; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l"abside et de ses abords. P., 1991. P. 15, 23, 31, 37, 86, 113, 187, 219; Thierry N. Le culte de Cerf en Anatolie et la Vision de St. Eustaсhe // Monuments et memoires. P., 1991. Vol. 72. P. 33-100; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261 / Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Сat. 79, 80. P. 133-134; Мачабели К. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998. С. 78-87; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображением Е. П. // Рос. Арх. 2000. № 4. С. 160-168; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. 109; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 199-206; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции полит. истории. Махачкала, 2004.

Н. В. Герасименко, Н. Чичинадзе


*+*+*+*+* Академический стиль *+*+*+*+* Древнерусский силь *+*+*+*+*

* Житие святого муч. Евстафия Плакиды *

` В царствование императора Траяна, жил в Риме воевода, по имени Плакида. Он происходил из знатного рода.
` Плакида был выдающимся римским полководцем. По вере своей он был идолопоклонником. У него была жена и двое сыновей.
` Однажды Плакида поехал на охоту со своими войнами и слугами. Вдруг он увидел оленя и погнался за ним. Олень залез на высокую скалу, а Плакида остановился рядом и наблюдал чудесное явление. Между рогами оленя сиял крест с распятым Иисусом. Воевода услышал голос:
` - Зачем ты гонишь Меня, Плакида?
` Воевода перепугался и упал с коня. Опомнившись, он спросил:
` - Кто ты, говорящий со мною?
` - Я Иисус Христос! Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до меня, и Я возжелал спасти тебя.
` Поднявшись с земли, Плакида сказал:
` - Теперь верую я Господи, что Ты – Бог неба и земли. Отныне я поклоняюсь единому Тебе.
` Господь ответил ему:
` - Иди к священнику христианскому и крестись.
` Сев на коня, Плакида вернулся к своим спутникам, никому не рассказывая о случившемся. Дома он поведал о чудесном видении своей жене.
` Следующей ночью Плакида с женой и детьми отправился к священнику Иоанну. Они рассказали о явлении Господа и просили их крестить.
` При святом крещении им были даны имена: Плакиде – Евстафий, супруге его – Феопистия, а сыновьям – Агапий и Феопист.
` На следующий день Евстафий отправился на место, где явился ему Господь.
` Он сошёл с коня и произнёс молитвенную благодарность. И снова удостоился чудесного видения.
` - Евстафий, - сказал ему Господь, - подобает тебе на деле явить твою веру и любовь ко Мне. Тебе предстоит претерпеть многие скорби и бедствия, чтобы принять венец из рук Моих.
` - Да будет воля Твоя Господи, - отвечал Евстафий.
` Всё, что было открыто Ему Богом, Евстафий поведал своей честной супруге.
` Внимая своему мужу, она сказала:
` - Да будет воля Господня!
` И стали они жить благочестиво и честно, подвизаясь в посте и молитвах.
` Спустя немного времени, попущением Божиим, разболелись все слуги и скот, и умерли. Некому было охранять имущество Евстафия, и воры по ночам расхищали его имение. Вскоре Евстафий почти разорился и решил уехать в далёкие страны, чтобы жить среди простого народа в смирении и нищете.
` Так странствовал Евстафий с женой и детьми, по неведомым местам, останавливаясь среди самых простых и невежественных людей.
` Однажды, пошли они по дороге в Египет. Дорога их привела к морской пристани, сели они на корабль и отплыли.
` Хозяин корабля оказался очень свирепым человеком. Прельстившись красотой жены Евстафия, возымел намерение отнять её и взять себе. Доплыв до берега, хозяин вместо платы за перевоз по морю, взял себе жену Евстафия. Некому было заступиться за него. Рыдая, взял он своих детей и сошёл с корабля.
` Не успел он забыть своей первой скорби, как приблизилось новое горе. Продолжая путь, Евстафий пришёл к реке. Взял он одного своего сына и перенёс через реку. Затем стал возвращаться за вторым сыном. Вдруг услышав крик, он обернулся назад и увидел, как лев схватил мальчика и утащил в пустыню. Евстафий поспешил возвратиться к другому сыну. Но не успел дойти до берега, как вдруг из леса выбежал волк и утащил второго сына. Охваченный со всех сторон тяжкими скорбями, стоял Евстафий среди реки.
` Но Всесильный Бог всё обращает во благо. Он сохранил целыми и невредимыми детей Евстафия.
` Когда лев уносил отрока в пустыню, увидали его пастухи и погнались за ним. Также и волка, похитившего второго сына, увидели землепашцы и с криком погнались за ним. Бросил и волк ребёнка. Пастухи и землепашцы жили в одной деревне и стали воспитывать детей вместе. Но Евстафий этого не знал.
` Продолжая путь, он дошёл до одного селения – Вадисис и устроился работать сторожем. Так он прожил 15 лет. Дети же Евстафия воспитывались недалеко от этого селения.
` Жена Евстафия, сохраняема была Богом от распутства того чужестранца, который в тот самый час, когда отнял её у праведного мужа, поражён был болезнию и, приехав в свою страну, умер. По смерти же того чужестранца добродетельная женщина стала свободной и жила добывая себе пищу трудами рук своих.
` В то время иноплеменники вели войну против Рима. Царь Траян был в великой печали и, вспомнив своего храброго воеводу Плакиду, решил его найти. И два добрых война, Антиох и Акакий, отправились на поиски воеводы. И однажды они зашли в селение, где жил Евстафий. Увидев идущих к себе воинов, он стал присматриваться к ним и, узнав, обрадовался. Войны спросили Евстафия:
` - Нет ли здесь какого-нибудь странника. Он наш друг, мы его ищем с женою и детьми.
` Евстафий сказал им:
` - Я не знаю его. Но вы можете отдохнуть у меня.
` Войны не узнали его, но согласились отдохнуть.
` Евстафий угощал путников, прислуживая им и подавая кушанья. И они начали узнавать в нём своего воеводу, и рассмотрели на шее шрам от раны, которую Плакида получил в бою.
` - Ты Плакида, которого мы ищем!
` Тогда Евстафий понял, что настало время, о котором предрекал ему Господь и в которое он должен был снова получить первый свой сан.
` - Я, братья, тот, которого вы ищете! Я – Плакида!
` Велика была их радость, они вручили послание царя и усердно просили его, чтобы он немедленно шёл к царю, говоря:
` - Враги наши начали одолевать нас, и нет никого столь храброго, как ты, кто бы мог победить и рассеять их!
` Он сел на коня и вернулся в Рим. Царь с честью встретил Плакиду. Евстафий рассказал царю всё, что произошло с ним и его семьёй. После этого царь возвратил Евстафию прежний чин, наделил его большим богатством и отправил на войну против иноплеменников. Количество солдат было мало, и тогда Евстафий стал набирать молодых воинов со всех городов и селений. Попали в Рим и два сына Евстафия, Агапий и Феопист. Воевода увидел их и полюбил. Хотя он и не знал, что они его дети.
` В войне с иноплеменниками победила армия Евстафия, и он завоевал всю неприятельскую землю. После войны, по возвращении домой, Евстафий заехал в одно селение, в котором жила его жена. У неё был сад.
` Агапий и Феопист не зная о матери, поставили палатку у её сада. Однажды женщина, работая в саду, услышала разговор юношей. Они рассказывали друг другу о своей жизни и, когда выяснили, что они братья, оба этому обрадовались.
` И Феописта услышала этот разговор и поняла, что они её дети. Она пошла к воеводе, поклонилась ему и попросила взять с собой на родину. Во время разговора она узнала своего мужа и рассказала всё, что с ней случилось. Узнав её Евстафий встал и обнял её. Вместе они поблагодарили Господа.
` После она рассказала о детях, что они живы и служат в его армии. Евстафий тот час же позвал к себе тех войнов и узнал своих детей. Семья снова воссоединилась.
` В то время как Евстафий возвращался с войны, умер царь Траян. Наследником стал Адриан, который был очень жесток. Адриан предложил Евстафию совершить жертвоприношение, в благодарность за победу над врагами. Евстафий отказался, сказав:
` - Я христианин и знаю единого Бога моего Иисуса Христа и Его чту и благодарю. А идолам я не поклоняюсь.
` Царь разгневался и решил наказать Евстафия. Адриан снял с него воеводский чин и осудил всю семью на съедение зверям. Казнь состоялась в цирке. Звери, выпущенные на них, не нанесли никакого вреда. Царь ещё больше рассвирепел и велел бросить всё семейство в раскалённого медного вола. Находясь в воле, святые мученики, помолившись, предали Богу души. Через три дня медного вола раскрыли и обнаружили там тела целыми и невредимыми. Все люди воскликнули:
` - Велик Бог христианский!
` И взяв тела святых мучеников, предали их погребению
День празднования: 3 октября / 20 сентября
* Молитва святому муч. Евстафию Плакиде *

` О, преславный святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие!
` Услыши ны грешныя и недостойныя, святую многострадальную память твою празднующия.
` Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощи помиловати нас, почитающих священную память твою. Вся можеши сотворити.
` Не презри убо нас недостойных, святый великомучениче Евстафие. Испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся славити и воспевати Всесвятое и великолепое Имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.
* Тропарь святому муч. Евстафию Плакиде *
* Тропарь, глас 4 *
Мученик Твой, Господи, Евстафий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
* Кондак, глас 2 *
Страсти Христовы яве подражав, и Сего испив усердно чашу, общник Евстафие, и славы сонаследник был еси, от Самаго всех Бога приемля с высоты Божественное оставление.
* Икос *
Песнь мне даруй, Боже мой, воспети и глаголати подвиги ныне страстотерпца Твоего, Господи, яко да благочинно восхвалю добляго во страданиих Евстафия, победителя в бранех бывша всегда, великаго во благочестии, и в лике мучеников возсиявшаго: с ними бо поет непрестанно Тебе со ангелы, Всемудрый, приемля с высоты Божественное оставление.

СВЯТОЙ ЕВСТАФИЙ

Хотелось бы сказать несколько слов о святом, чьим именем названа церковь. Евстафий (в русской традиции Евстафий Плакида) – один из первых воинов-мучеников, живший в I – начале II века, равно почитается как православными, так и католиками. На западе он даже включен в число четырнадцати святых помощников – группу раннехристианских мучеников, коллективно помогающих от многих болезней.

Житие Евстафия достаточно любопытно. Военачальник времен императора Траяна (98-117гг.) по имени Плакида был честным и справедливым человеком. Как и положено знатному римлянину, поклонялся богам, приносил жертвы, участвовал в шествиях и праздниках. Жена, двое детей, дом – полная чаша. Все было хорошо до той поры, пока однажды, во время охоты он не начал преследовать чудесного оленя. Вот как описана эта встреча в Четьях-Минеях под редакцией митрополита Дмитрия Ростовского (20 сентября):

«Плакида остановился у подножия скалы, и, смотря на оленя, стал размышлять о том, как бы изловить его. В сие время Всеблагой Бог, многообразными средствами приводящий людей ко спасению и Ему одному известными судьбами наставляющий их на путь истины, уловил самого ловца, явившись Плакиде, как некогда Апостолу Павлу (Деян.9:3-6). Продолжая смотреть на оленя, Плакида увидел между его рогами сияющий крест, и на кресте подобие плоти распятого за нас Господа Иисуса Христа. Изумленный сим чудным видением, воевода вдруг услышал голос, глаголющий:
   - Зачем ты гонишь Меня, Плакида?
   И вместе с сим Божественным гласом, мгновенно напал на Плакиду страх: упав с коня, Плакида лежал на земле как мертвый. Едва опомнившись от страха, он вопросил:
   - Кто Ты, Господи, говорящий со мною?
   И сказал ему Господь:
    - Я - Иисус Христос, - Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и крестную смерть, Коего ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня, и Я возжелал спасти тебя. И вот Я явился здесь, чтобы уловить тебя в познание Меня и присоединить к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих.»

Евстафий-охотник изображен вместе с оленем на одной из храмовых икон .

В это же время жена Плакиды увидела вещий сон о грядущей смене веры. Вместе с детьми они сходили к священнику и приняли крещение, получив новые, христианские, имена. Плакида стал Евстафием, его жена Феопистией, а сыновья - Агапием и Феопистом. В церкви находится икона , где изображены они все. Для дружной и счастливой семьи этот шаг стал началом тяжелых бедствий.

Христианский бог решил испытать Евстафия по тому же принципу, что и святого Иова. Сначала на весь его дом обрушилась болезнь, приведшая к смерти многих слуг и разорению. Едва оправившись, семья решила переселиться в Египет, чтобы жить там в нищете и смирении среди простого народа. Но этой надежде не суждено было сбыться. Во время путешествия наш герой сначала теряет жену (владелец корабля, везшего их через Средиземного моря, забрал ее себе), а потом и обоих сыновей (во время переправы через реку одного из них утащил волк, второго – лев). Проходят долгие шестнадцать лет, во время которых Евстафий живет поденной работой, мальчики, воспитанные раздельно, становятся воинами, а жена, которой так и не успел воспользоваться гнусный корабел, становится свободной и тоже трудится, добывая себе пропитание. Все это время все члены семьи продолжают благодарить Бога за посланные испытания и укрепляются в вере. Потом они все чудесным образов встретились, но впереди было новое испытание.

В самом конце царствования Траяна (115г.) в северо-западной Месопотамии начались волнения. Император готовился к новому походу, который требовал сосредоточения всех сил. Двое друзей Плакиды отправились на поиски пропавшего много лет назад воина, чтобы позвать его на службу. Нашли, позвали, он согласился и, как это и должно было быть, разгромил врагов Рима. Военная компания завершилась уже при преемнике Траяна Адриане. Согласно традиции, удачливый полководец был удостоен триумфа. Римский триумф в I-II веках – высшая награда военачальнику, это не просто парадный въезд в город, но и обязательные жертвы богам. Евстафий открыто провозгласил себя христианином и участвовать в жертвоприношениях отказался. Святотатство – одно из тяжелейших преступлений, потому что его совершение навлекает кару не только на отступника, но и на весь народ. Долго власти пытались образумить Евстафия, но безуспешно. Через несколько дней святой был казнен вместе со всей своей семьей.

В тот же день. Описание жития и мучения святого Евстафия, и жены его Феопистии, и детей их Агапия и Феописта.

В дни правления римского императора Траяна живёт храбрый и добродетельный муж, стратилат Плакида. И он, и его жена - язычники, но творят добрые дела. Человеколюбец Бог хочет спасти Плакиду от тьмы идолопоклонства и, когда тот отправляется на охоту, устраивает так, что перед ним предстаёт олень, между рогами которого сияет святой крест. Олень же говорит, что под видом животного Плакида видит Иисуса Христа, который явился емувобразе оленя, дабы вызволить из сети дьявольских заблуждений. Плакида обретает веру в Господа Иисуса Христа и крестится вместе с женой и двумя сыновьями.

Плакида получает при крещении имя Евстафий, а его жена Татьяна нарекается Феопистией. На следующий день Плакида отправляется на то же место, где ему было видение, и Господь говорит ему, что теперь Плакиде надлежит быть готовым ко всяким бедам, ибо он, крестившись, отошёл от дьявола и тот станет преследовать его. Если Плакида, невзирая ни на что, сохранит веру и победит дьявола, то он примет венец победы.

В доме Евстафия начинается мор, но он понимает, что это - предсказанная Господом напасть, и смиряется. Вместе с женой и сыновьями Евстафий тайно покидает дом, бросает всё имущество, которое становится добычей воров, и отправляется в Египет. Они садятся на корабль и отплывают из своей страны, но владелец корабля требует с них плату, а поскольку у Евстафия нет денег, он забирает его жену. Евстафий вынужден смириться и вместе с сыновьями сходит на берег. Когда они переходят реку, лев хватает одного сына и убегает с ним, в то время как волк уносит другого мальчика Евстафий в отчаянии: он убеждён, что дети его погибли. Но жители ближнего селения спасают детей, которые нисколько не пострадали, берут их к себе и воспитывают как своих.

Евстафий горько стенает и взывает к Богу, говоря, что напасти его больше тех, что выпали на долю Иову, который терпел муки на своей земле и имел рядом друзей, его утешавших. Он же, Евстафий, один на чужбине, и нет ему утешения. Но он всё же находит в себе силы обратиться к Господу Иисусу Христу за помощью, чтобы Он укрепил дух его в несчастьях и не дал уклониться сердцу под бременем бед и напастей. Евстафий приходит в селение Вадисон и живёт там пятнадцать лет. Он зарабатывает на хлеб, выполняя подённую работу и сторожа посевы.

В это время иноплеменники воюют с Римом и завоёвывают много областей. Император озабочен этим и вспоминает храброго Плакиду, о котором давно нет никаких известий. Император готовится к войне и поручает двум воинам, которые служили под началом Плакиды, найти его. Те приходят в селение, где он живёт, и расспрашивают его о Плакиде. Но Евстафий скрывает от них, что это - он сам. Наконец воины узнают его по шраму на шее, и Евстафий признаётся им, что он - их прежний начальник. Воины вручают Евстафию послание императора, и он вместе с ними от правляется на родину. Евстафий рассказывает императору обо всём, что случилось с ним на чужбине. Тот просит Евстафия быть, как прежде, его стратилатом. Евстафий соглашается и принимает от него меч.

Евстафий повелевает собрать новобранцев для войны с варварами. Жители того селения, где воспитывались сыновья Плакиды, отдают их воинам, так как они - чужеземцы. Евстафий замечает рослых и красивых юношей, которые не знают о том, что они - братья, и назначает к себе на службу. Руководимый Божьей волей, Евстафий нападает на страну, где живёт его жена, которая благополучно избегнула посягательств владельца корабля и с тех самых пор стережёт сады тамошних жителей.

Случается так, что шатёр стратилата ставят рядом с хижиной, в которой живёт его жена. Услышав разговор двух юношей, которые вспоминают о своём раннем детстве, об отце с матерью и о том, как в чужой стране на них напали дикие звери, она понимает, что это - её сыновья. Те в свою очередь убеждаются, что они - родные братья. Она приходит к стратилату, рассказывает ему свою историю и замечает у него на шее шрам. Так она узнаёт, что перед ней - её муж. Она уверяет Евстафия, что по милосердию Божьему никто не коснулся её и она осталась неоскверненной. Тот счастлив тем, что обрёл любимую супругу, которую считал погибшей. Тогда жена пересказывает ему то, что слышала из разговора юношей в его шатре. Евстафий призывает их к себе и, услышав их рассказ, убеждается в том, что они - его дети.

После победы над варварами Евстафий устраивает великий праздник, прославляя Господа нашего Иисуса Христа. Но когда он с семьёй возвращается на родину, то узнаёт, что вместо умершего Траяна императором стал язычник Адриан. Когда Евстафий отказывается совершить жертвоприношения в языческом храме, Адриан лишает его всех почестей и повелевает отправить всю семью в цирк на съедение диким зверям. Но звери не трогают их. Адриан, видя это чудо, повелевает раскалить медного быка и бросить в его чрево Евстафия с семьёй. Но осуждённые на смерть молятся Господу, чтобы Он превратил ярость огня в холод и в нём сподобил их скончаться. Голос с неба даёт им согласие и говорит, что отныне Он дарует им венцы победные. Святые входят в огонь, а когда через три дня Адриан приказывает открыть медного быка, то все видят, что тела святых мучеников невредимы и светятся ярче снега.

Язычники, видящие это чудо, обретают веру в Иисуса Христа, а христиане выкрадывают тела мучеников, тайно хоронят их и строят на месте их захоронения храм, прославляя Господа нашего Иисуса Христа.