Мифология в культуре многих народов призвана объяснить порядок вещей, явлений, событий, происходящих не только в природе, но и в жизни человека. Отчасти это связано с ощущением собственной слабости, нежеланием брать ответственность за собственную судьбу, отдавая все на откуп различным божествам. Человека всегда занимали вопросы о том, где живет бог, как умилостивить его, чтобы получить необходимую поддержку, и т.д. Причем это утверждение справедливо для всех народов, проходящих разные стадии, этапы духовного развития. Рассматривая древнегреческую мифологию, сравнивая с представлениями людей в других частях планеты, можно проследить некоторые закономерности, аналогии в таких вопросах, как места, где живут боги, их основные занятия, вмешательство в земные дела и множество других общих черт. Но обо всем по порядку.

Вначале был Хаос

Он не имел размеров, четко очерченных границ, формы. Его главными порождениями была Гея (Земля), Ночь и Мрак. Ночь дала жизнь различным ипостасям смерти, богине возмездия Немисиде, а также множеству других неприятных явлений, таких как Обман, Голод, Убийство, Изнурительный труд, Беззаконие - всему тому, что является наказанием для человечества.

Гея (Мать Земля) берет в супруги Урана (Отец Небо). От их союза возникают 12 титанов, но самым ярким из них был Крон.

Свержение власти отца

Крон не был старшим сыном, но его отличало высокомерие, дерзость, своенравность. Мать Земля увидела в нем защитника и орудие возмездия. Уран жестоко обращался с их уродливыми детьми - сторукими великанами. Поэтому она и склонила Крона совершению переворота, восстанию против верховной власти Отца - Неба.

Переворот удался. Крон утвердился как правитель, взяв в супруги Рею. Но, видимо, вместе с властью ему передалась по наследству жажда "постоянства неотразимости". Новый правитель больше всего боялся потерять свою власть, поэтому пожирал собственное потомство, отправляя томиться в безвременье. Рея и ее мать не смогли с этим смириться.

Рождение Зевса Громовержца

На очередной церемонии пожирания собственного ребенка Крон был обманут. Вместо младенца он получил камень, завернутый в пеленки. А малыш был отправлен на остров Крит в пещеру. Это было первое место, где жил бог Зевс. Там он рос, готовясь к сражениям. Его отец уже проглотил пятерых его братьев и сестер. Их необходимо было спасти. Зевсу удалось вырвать им свободу. Гестия, Аид, Деметра, Гера и Посейдон сразу же после своего чудесного освобождения примкнули к нему, поселившись на горе Олимп. 10 лет ожесточенных упорных боев в Фессалии не привели к победе. Силы были равны, поэтому были необходимы беспрецедентные меры, чтобы низвергнуть власть титанов над миром.

Зевс освободил сторуких великанов, отправив их в бой с ненавистными мучителями, из-за которых они столько веков страдали в заключении. А в это время гора, где живут боги, подверглась яростному натиску. Благодаря помощи великанов удалось не только отбить атаку, но и сломить сопротивление титанов. "Побежденные" отправились прямиком в Тартар.

Гора Олимп, где живут греческие боги, стала постоянным пристанищем для олимпийцев.

Посейдон

Титаны утратили власть над всем миром, а новым владыкам только предстояло утвердиться в новых стихиях. Посейдон решил обжить водный мир. По представлениям древних греков, на этот шаг он пошел лишь для того, чтобы меньше чувствовать на себе верховную власть брата.

Моря и океаны, где живет бог Посейдон, пришлось отвоевывать. С его буйным характером это не составило большого труда. Нерею, Океану, Протею, как и многим остальным, пришлось потесниться. Не случайно на античных произведениях искусства это мифологическая фигура всегда изображалась с целой гаммой чувств на лице. В мифах также прослеживается важная особенность его характера: он всегда готов нырнуть в водоворот страстей. Из его потомков самыми славными героями можно назвать Ориона, Тесея. Остальные же - это, мягко говоря, неуравновешенные, жестокие, беспощадные чудовища. Один только Полифем чего стоит! Именно он собирался съесть Одиссея с командой, но сам был ослеплен знаменитым хитрецом.

Во всем остальном Посейдон мало чем отличается от остальных олимпийцев. Лукавит, хитрит, соблазняет женщин, воюет, плетет интриги. Только роскошный дворец, где живет бог, находится в пучине морской.

Царство Аида

В греческой мифологии Аид является один из самых почитаемых Бессмертных. Старший сын Крона первым ощутил цену недоверия и безграничной жажды власти отца. Тут греческие источники расходятся в описании непростых взаимоотношений между поколениями. В одних мифах Крон живьем его заглатывает, а по другим - сбрасывает в холодный мрачный Тартар.

Аид, как и полагается старшему брату и владыке царства мертвых, рассудительный, справедливый, щедрый. С ним связаны богатство недр земли. Но самое главное - повелитель царства мертвых знает всю тщетность земных богатств, страстей и устремлений. Он терпеливо подождет души смертных, чтобы вынести приговор по земным делам их.

Место, где живет бог Аид, только несколько смертных смогли посетить, а потом вернуться на поверхность. Основной мотивацией являлась, конечно же, любовь, иначе зачем туда спускаться. Орфей, Эвридика, Дионис, Психея, вездесущий Одиссей - все эти персонажи получили бесценный опыт нахождения за гранью земного.

Аид практически безотлучно находится на своем посту. Дворцы и дома, где живут боги, ему не по вкусу. Но даже Аиду приходилось покидать свои владения в поисках помощи. Один из двух таких эпизодов - его ранение. Стрела Геракла доставляла ему огромные мучения. Повелитель царства мертвых не смог справиться - пришлось обратиться к олимпийцам. Второй случай его пребывания в мире живых - романтический.

Древние греки довольно трепетно относились к этому мифическому персонажу. Они помнили о смерти, поэтому в земной жизни старались насладиться каждым мигом.

Гора Олимп

Издали она напоминает огромный каменный цветок с открытыми лепестками. Этот горный массив имеет четыре знаменитых пика: Митикас, Скольо, Стефани (Трон Зевса), Скала. Самым высоким является Митикас (2918 метров). Эта местность, несмотря на наличие военного радара греческих вооруженных сил, открыта для туристов. Там, где жили боги, теперь обосновались люди, наладившие прекрасную инфраструктуру. Кроме них на горе живут и прекрасно себя чувствуют лисы, муфлоны, ежи.

Могучие хвойные леса, журчащие водопады с кристально чистой водой - это место с его потрясающей энергетикой приковывает туристов. Но кроме великолепной природы, замечательных горнолыжных баз, пансионатов, есть еще одна достопримечательность, которой так гордятся греки - монастырь Святого Дионисия. Он до сих пор действующий. В свое время это был центр греческого православия, просвещения. Сохранилась пещера - обитель святого Дионисия, где он провел несколько лет.

У самих греков существовало негласное правило, запрещающее подниматься на вершины Олимпа из-за боязни прогневать его хозяина.

Город, где живут боги

В номе Пиерия есть деревушка Дион. Она стоит на месте знаменитого античного города Зевса. Сегодня она является жемчужиной курортных достопримечательностей Греции. В то же время у археологов эта местность является излюбленным местом для изысканий. Археологические раскопки ведутся по сей день, открывая новые тайны истории.

По легенде, Зевс полюбил земную женщину Фиэ. Их потомки обосновались у подножия горы и в знак благодарности за подаренную жизнь построили с размахом в честь своего отца святилище (Дион). Фукидид, Диадор, Гесиод в различные времена описывали это место. По своему значению оно не уступало Олимпии и Дельфам. Знаменитый трагик Еврипид любил давать здесь свои представления.

Город был огромным: храмы, стадионы, театры, термы, рынок - теперь только руины и неплохо сохранившаяся брусчатка напоминают о его былом величии. Это место напрямую связано с именем великого завоевателя Александра Македонского. Отсюда он собирался в свой знаменитый поход на Восток. Здесь находятся памятники наиболее прославленным воинам Александра Македонского, павшим в бою.

Гуляя по Диону

Город Зевса - Дион, место, где жили древнегреческие боги в мифах и сердцах античных эллинов. Это становится понятным практически сразу на входе. Тут гармонично расположились сразу несколько древних святилищ. Первое из них посвящено богине плодородия Деметре. Чуть дальше - самому Зевсу. Древние скульпторы прекрасно передали одну из черт главных черт Громовержца: он любил путешествовать, находясь среди смертных и ничем не выдавая своего происхождения. В скульптуре он изображен в простых сандалиях. Рядом с ним стоит его супруга Гера, не уступающая супругу во властолюбии и жесткости.

Археологический парк Диона частично затоплен. Недалеко от святилища Зевса протекает речушка, а храм Афродиты вообще стоит в воде. Раньше здесь протекал судоходный Геликон. Но любителям мифологии он больше известен по эпизоду со сладострастными гречанками, убившими Орфея. Он имел неосторожность разозлить их своим творчеством. Его тоскливые песни об ушедшей возлюбленной тронули сердца и души брутальных греческих мужчин. Слушая его песни, рыдая друг у друга на плече, они перестали замечать своих жен, дарить им ласку и внимание. Простить это женское сообщество не могло - судьба Орфея была предрешена.

Уровень развития античного города

Еще одним излюбленным местом в греческих городах были общественные бани (термы). Дион не стал исключением: здесь прекрасно сохранились столбики для поддержки плит бассейна. Обычно они возводились при школах (гимнасиях) либо при храмах Аполлона - врачевателя. Позднее ими стало пользоваться все население.

Отопление происходило с помощью специальной печи, согревающей воду и воздух, которые затем циркулировали в пустотах под полом. Покрытие пола держалось вот на таких кирпичных столбиках, расположенных в шахматном порядке.

Кроме этого чуда инженерной мысли сохранилось приспособление, которое использовали греки на общественном рынке, делая контрольное взвешивание. Оно представляет собой каменную плиту с выемками различного диаметра. В них помещали бронзовую посуду, совмещая край налитой жидкости с краем посуды. Если они не совпадали - горе торговцу.

Музы

Место, где жили древние боги, до сих пор вызывает священный трепет у местных жителей, живущих у подножия знаменитой горы. Всему виной череда непонятных явлений, которые продолжают фиксироваться в наше время. В упомянутом уже номе Пиерия, где расположен знаменитый Дион, возле реки Морнос, местные пастухи и рабочие рассказывают о встречах с обнаженными поющими девушками, которых иногда можно встретить на опушке леса. Своими песнями они зазывают путников. К этому можно по-разному относиться. Потомки гордых эллинов предпочитают прятаться. В такие моменты жизнь в их населенных пунктах замирает.

Пропавшие люди и заброшенная деревня

Есть еще одна загадка, которая тревожит округу - покинутая деревня. В ней жили люди, работали, воспитывали детей. Но в один из дней они почему-то собрались и покинули насиженное место. Люди никуда не исчезли. Они просто не хотят говорить на эту тему, так же как и возвращаться назад. Попытки выяснить причины и мотивы не увенчались успехом.

Есть еще более странные события. В местности под названием Двери Олимпа часто видны огни в небе, исчезают люди. Некоторым удается вернуться и рассказать про удивительные подземные города.

Заключение

Гора Олимп с ее небожителями тысячелетиями внушала восхищение, страх и множество других смешанных чувств. Там, где жил бог Зевс или продолжает жить, мало что изменилось. Здесь, как ни в каком другом месте ощущаешь величие Природы, понимая всю суетную смехотворность человеческого бытия.

Боги и духи поначалу жили там же, где жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь свою с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но даже как своих прародителей.
Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали, как и поныне в сказках, батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином.
Почитали наши предки и растения. У них существовали целые священные рощи. А отдельные деревья, чаще всего старые, могучие дубы, вызывали их поклонение. Византийский император Константин Багрянородный, рассказывая о трудном и опасном переходе через Днепровские пороги, не обошел громадный дуб на острове Хортица. Ему приносили в жертву живых петухов, куски мяса, хлеб. Воины у корней дерева втыкали стрелы - свои дары.
Местами поклонения богам могли быть горы, холмы, реки, камни, на которых высекались изображения, и даже их осколки, становившиеся амулетами-оберегами.
Никто не знает, сколько веков прошло, пока появились общеславянские идолы, требующие кровавых жертвоприношений. Истуканы эти назывались «капь», а места их обитания, первые культовые сооружения - капищами. Служили там жрецы-волхвы, кудесники, гадатели, предсказывающие будущее.
Когда с приходом христианства капища и идолы были повержены, добрые языческие божества остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях, сказках, былинах. И дожили до нашего времени.

Красота и величие просторов над поверхностью «островка», как и саттва благоухающих цветов на лугах и на деревьях, как красота гармоничных тел людей и животных, - это есть намёк Творца на то, чтобы мы учились любить всё это и охватывали, сливаясь с нею, всю Гармонию Творения собою - как душами, точнее - как духовными сердцами. (Подробно - в указанных в конце статьи материалах).

Когда это нами усвоено, когда также ненависть, жадность, насильственность, корыстность и прочие порочные свойства души уже полностью устранены, приходит пора познавать Творца. Для этого зрелая душа, повинуясь Его Зову, устремляется - в любви к Нему - вглубь многослойного (многомерного) пространства - в сторону всё большей утончённости.

По мере своего совершенствования и приближения к Творцу по качественным признакам, душа становится теперь огромной по размерам, научается любить Тех, Кто добрались до Обители Творца прежде неё. Теперь общение с Ними становится лёгким, свободным!

Затем такая Душа закрепляется в Обители Творца навсегда - и лишь по мере необходимости исходит из неё Частью Себя для помощи воплощённым существам.

А некоторые из таких Душ даже воплощаются в человеческие тела - чтобы рассказывать людям в наиболее удобной для них форме о Творце и о Пути к Нему. Это - Их великие акты самопожертвования: ведь людям-примитивам свойственно мучить и убивать Божественных Подвижников…

… Что же представляет собой Обитель Творца? И как выглядит Творец?

Творец - это Совокупность всех постигших Его Душ (Сознаний) за всю историю Его бесконечного существования. Эти Души (Святые Духи) не обременены твёрдыми материальными формами - и потому легко взаимопроникают Друг в Друга, сливаются между Собой в Единое Мы.

Таким образом, Творец - один, но является Единством Множества Совершенных.

Как же выглядит это Единство Множества - для Тех, Кто приблизились к Нему?

Его можно охарактеризовать как Живую Прозрачность, не обладающую выраженной светимостью. А Его состояние - Блаженный Покой!

Но, если Кто-то из Святых Духов выходит из этого состояния в Творение ради помощи воплощённым существам, - то Он или Она обретают светимость. Такая светимость есть признак возросшей активности Святых Духов. Она может выглядеть как Божественные Свет или Огонь. Это - Свет и Огонь Их Любви!

Эти Свет и Огонь могут проявляться, прежде всего, внутри Обители Творца.

Но Святые Духи, являющиеся для нас невоплощёнными Божественными Учителями, также могут исходить в мир Творения и становиться заметными для воплощённых людей. В таких случаях Они обычно предстают в гигантских антропоморфных Световых формах - Махадублях.

Итак, чем же имеет смысл нам заниматься на Земле - в духовном ракурсе - если мы признаём существование Бога?

В первую очередь - надо избавляться от всех тех качеств, которые противостоят любви . Это - гневливость, раздражительность, насильственность и любая прочая грубость, также лживость, все прочие проявления эгоцентризма, включая высокомерие, корыстность, желание захватить то, что мне не принадлежит, также гордость от своих достижений, самолюбование, прославление себя и т.д.

Подчеркну, что любование собой и самовосхваление - являются типичными этическими ошибками многих людей, стремившихся стать лучше. Это - ловушка, заставляющая ослабить или прекратить дальнейшие усилия по самосовершенствованию.

А любые проявления грубых эмоций ведут в противоположную от Творца сторону: ведь Творец является наитончайшей во всей вселенной формой существования сознания.

… Затем - пусть будут просторы для роста духовного сердца! Просторы - вначале над миром материи, потом - в тончайших пространственных мерностях, где действуют Святые Духи. А ещё потом - в Обители Творца!

В том числе, можно учиться светить Огнём Любви собственного огромного, размером с планету и намного больше, Духовного Сердца - как Божественным Солнцем!

А ещё надо освоить Слияние с Богом. Именно - Вливание в Него, обретение Со-Растворённости с Ним.

Этому мы начинаем учиться ещё в Творении - на влюблённостях друг в друга, имеющих сексуальную основу. Заглянув в своё прошлое, большинство из нас сможет проследить процесс такого слияния душ в одно . И - то, как порой болезненно происходит разрыв таких слияний.

Есть и специальные приёмы, обучающие слиянию, - например, с прекрасным в природе. «Есть только эта Красота - а меня (в отдельности от неё) - нет!» При этом душа учится со-растворяться в тонкости, присущей Красоте в Творении.

Научившись этому в Творении - будет легко освоить Со-Растворение и с Творцом.

Обращу внимание на то, что гордое и самовлюблённое индивидуальное «я» человека препятствует такому Вливанию в Творца. Ведь, чтобы влиться в Него, должно остаться только одно «Я» - Его «Я». Вот почему имеет смысл не допускать в себе даже малых проявлений эгоцентризма и радикально избавляться от них, если они уже угнездились в душе.

Эгоцентризм должен быть заменён на Богоцентризм!

В разных религиозных традициях состояние Со-Растворённости с Богом обозначают терминами Нирвана, Освобождение и другими подобными словами.

Много подробностей об этом Пути можно прочитать в других наших изданных материалах. В том числе, имею в виду разработанную нами систему психической саморегуляции .

А те, кто не следуют путём этического очищения, кто, в частности, способны причинять напрасную боль любым существам, даже убивают их ради удовлетворения своего чревоугодия, - те идут в противоположную от Творца сторону… В частности, Бог рассматривает хищный образ жизни людей - как безнравственный [ , - , - , , - и др.].

Праведность же - это умение жить так, чтобы никого ничем даже не огорчать (без, разве что, крайней необходимости): ни людей, ни животных, ни растения (ведь растения - тоже одушевлённые существа!). И уж тем более - не огорчать ничем Бога!

Так где же живёт Бог?

Он - в Аспекте Творца - заполняет Собою всю вселенную. Он находится вовсе не только наверху относительно участков поверхности круглой Земли, в чём убеждено множество людей, - но Он есть именно везде, в том числе, под нашими телами, под каждым их атомом. Также - под материей нашей планеты, как и других планет, звёзд и прочих материальных объектов. Он - бесконечный по размерам Океан Вселенского Совершенного Сознания!

Он приглашает нас в Себя, ждёт нас в Себе. Но каждый из нас, чтобы влиться в Него и стать Его Частью, должен прежде достичь Совершенства - как по качественным, так и по количественным критериям.

… Большинство же людей - вместо того, чтобы устранять в себе пороки и активно наращивать добродетели, - молят Бога, чтобы Он прощал и прощал грехи…

… Почему же мы обычно не видим Его?

Потому - что Он пребывает в иной пространственной мерности. Оттуда - Он видит и слышит всё, что каждый из нас делает, говорит, даже мыслит. Все наши эмоции и желания - тоже на виду у Него. Иногда Он вмешивается в них, как и в течение наших мыслей. Чаще же - нет.

Он - чаще всего - предоставляет нам свободу воли. И - на основании принимаемых нами верных или неверных решений - принимает Свои Решения о наших дальнейших судьбах.

Чтобы научиться принимать правильные решения, нам имеет смысл постараться как можно глубже осознать Процесс Эволюции Вселенского Сознания - и включиться в Его Поток. Так - мы наилучшим образом скрепляем свои жизни с Жизнью Бога и приходим к Победе.

А добиться такого результата можно не иначе, как через развитие себя в качестве духовного сердца. Это - проверенный веками Путь исихазма, в развитие которого значительный вклад был внесён нами - группой российских специалистов в сфере духовных знаний.

1. Акинфиев И.Я. - Вегетарианство с биологической точки зрения. Екатеринослав, 1914.

2. Антонов В.В. - Бог говорит. Учебник религии. «Полюс», СПб, 2002.

3. Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.

4. Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.

5. Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.

6. Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.

7. Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.

8. Антонов В.В. - Сексология: развитие и регуляция половой системы. «New Atlanteans», 2008.

9. Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.

10. Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.

11. Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.

12. Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.

13. Антонов В.В. - Учение Иисуса Христа о нашем смысле жизни и как его реализовать. «New Atlanteans», 2013.

14. Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2014.

15. Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2014.

16. Антонов В.В. - «Пузыри восприятия». «New Atlanteans», 2014.

17. Антонов В.В. - Богоцентризм. «New Atlanteans», 2015.

18. Антонов В.В. - Понять Бога. «New Atlanteans», 2016.

19. Гармония через вегетарианство. СПб, «Об-во ведической культуры», 1996.

20. Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.

21. Зубкова А.Б. - Божественные сказы земель славянских. «New Atlanteans», 2013.

22. Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.

23. Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.

24. Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.

25. Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.

26. Зубкова А.Б. - Притчи о старце Зосиме. «New Atlanteans», 2013.

27. Зубкова А.Б. - Сказание о князе Дмитрии и Волхве. «New Atlanteans», 2013.

28. Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.

29. Зубкова А.Б. - Суфийские притчи. «New Atlanteans», 2014.

30. Зубкова А.Б. - Уроки Пифагора. «New Atlanteans», 2015.

31. Сполдинг Б. - Жизнь и Учение Мастеров Дальнего Востока. «София», 2007.

32. Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.

33. Тёплый А.В. (сост.) - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.

Где живет Бог?

Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:

«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме … Иисус говорит ей: поверь Мне , что наступает время , когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже , когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине , ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).

То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссии наступает время , когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине . В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе , так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:

«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили , что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:19-22).

Теперь храмами Божьими стали тела верующих:

«Разве не знаете, что вы храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19 , см. также 2 Кор. 6:16).

А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе «Символ веры» , соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:

«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Дом же Его - мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20).

Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его » (Кол. 4:15 , см. также Рим. 16:4 , 1 Кор. 16:19 , Филим. 1:2).

Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог . В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях . Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:

«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).

Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.

То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени . Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:

«Я освятил сей храм , который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).

«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я … избрал себе место сие в дом жертвоприношения . Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем . И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16 , см. также 3 Цар. 5:5 , 3 Цар. 8:17-20,29,43 , 3 Цар. 9:7 , 2 Пар. 2:4 , 2 Пар. 6:5,7,10 , 2 Пар. 7:20 , Иер. 7:10,11-14,30).

После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:

«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей , который построил я» (2 Пар. 6:18 , см. также 3 Цар. 8:27).

Библия говорит, что истинное место «обитания» Творца на небесах :

«Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах » (Пс. 10:4).

«С небес призирает Господь , видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает , Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).

«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба , и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25 , см. также выше 2 Пар. 7:14 , а также Втор. 26:15 , Пс. 102:19 , Пс. 113:11 , Пс. 122:1 , 2 Пар. 6:27,30,33,35,39 , 2 Пар. 30:27 , 3 Цар. 8:30).

Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:

«Так говорит Господь: небо - престол Мой , а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).

Новый Завет вторит ветхозаветному учению:

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо - престол Мой , и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).

«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22 , см. также Мф. 5:34).

Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.

Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.

Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):

«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов , ни жертвенников? Какой храм Ему построю , когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? »

Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):

«Если скифы... не могут выносить вид храмов , алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей , такая же, как у них… Скифы... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».

Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми ? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы , воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Христианский апологет Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):

«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов ... и не поклоняемся … изображениям».

Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):

«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.) , где, как вы верите, они (небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смысл храмов и алтарей?».

А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):

«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов , жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов ; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».

Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:

1) храмы не являются местом обитания Бога;

2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.