ОХОТА НА СИБИРСКОГО КОЗЛА КИИКА

Охотничья хитрость и всякие уловки, а также уменье убить крупное животное, означали большой успех в жизни неандертальцев.

Хитрость и уловки, конечно, зарождались в головах тех вдумчивых охотников, которые умели хорошо наблюдать окружающую природную среду и привычки животных. Случайное падение и беспомощное состояние какого-нибудь крупного животного, например, попавшего в яму от вывороченного грозой и поваленного дерева, могли навести охотника на мысль, что на звериных тропах можно было бы искусственно вырыть такую яму и, закрыв сверху ветками и землей, сделать ее незаметной. Такая мысль могла прийти в голову охотнику и внезапно, но чаще он длительное время обдумывал то, что засело в его голове в виде туманного образа, долго остававшегося чем-то не осознанным. Было ли изобретение новой охотничьей хитрости результатом одного мгновенья или долгих колебаний, смутной догадки, его реализация всегда была полезной для орды.

Интересную охотничью хитрость придумали неандертальцы, которые когда-то очень давно находили свое убежище в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Они специализировались на охоте на сибирских козлов кииков (Capra sibirica) - животных необычайно пугливых и осторожных. И если с успехом охотились на козлов, то это значит, что они были хорошими и хитрыми охотниками, что они хорошо знали привычки животных, на которых охотились, что они умели хорошо пользоваться знанием местности для успеха своей охоты. По-видимому, они загоняли козла на скалистые утесы, отделенные от других утесов глубокими расселинами, перескочить которые могли только самые сильные животные. Те же, которым не удавалось перепрыгнуть пропасть, падали на ее каменистое дно, где и оставались лежать с переломанными конечностями, пока неандертальцы не добирались до своей добычи. Убитых животных неандертальцы свежевали, а куски мяса уносили в пещеру, где их съедали.

ОХОТА НА ШЕРСТИСТОГО НОСОРОГА

На стоянках неандертальцев находят наряду с их орудиями и оружием многочисленные кости животных. Это - остатки добычи, которые показывают, каких животных чаще всего люди ловили и употребляли в пищу. Мы уже говорили о том, что европейские неандертальские охотники чаще всего охотились на пещерных медведей, а среднеазиатские из Тешик-Таша - на сибирских козлов. Но это были еще не самые крупные животные, на которых охотились неандертальцы.

В конце последней (рисс-вюрмской) межледниковой эпохи неандертальцы жили в окрестностях современного Таубаха, близ Веймара (Германия); они охотились и на таких гигантских животных, как древний слон - Elephas (palaeoloxodon) antiquus - и древний носорог Мерка (Coelodonta merckii или Dicerorhinus kirchbergensis). Здесь в кострище были обнаружены разбитые и частично обожженные кости этих громадных животных, поимка и убой которых требовали большой охотничьей опытности, соединенной с хитростью и изобретательностью. Убитого слона или носорога разделывали на месте и затем по частям относили на стоянку, где куски мяса жарили на костре и съедали. Длинные кости разбивали, чтобы полакомиться костным мозгом. В Таубахе было установлено, что кости этих огромных животных принадлежат чаще всего молодым особям. А это свидетельствует о том, что на них-то охота, в первую очередь, и велась легче и с меньшим риском. Но другая причина могла быть и в неопытности молодых животных, которые, вероятно, легче попадались в различные ловушки.

В начале последней (вюрмской) ледниковой эпохи неандертальцы охотились также на других носорогов. Но это был уже не носорог Мерка (Coelodonta merckii), теплолюбивый и не имевший волосяного покрова, а шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis), верный спутник мамонта. Этого носорога неандертальцы ловили чаще всего в искусственно вырытые и замаскированные ямы.

ПЕРЕХОД НА НОВОЕ МЕСТО ОХОТЫ

Способы добывания пищи, то есть собирание плодов и охота, были причиной того, что по истечении определенного времени в окрестностях стоянии неандертальцев уже не хватало источников питания, как это случалось и прежде. В результате неустанной охоты звери были истреблены или перекочевали в другие места. Область, ранее изобиловавшая различными клубнями, луковицами, съедобными корнями или плодами, с течением времени становилась беднее из-за беспрерывного их собирания. Поэтому неандертальские охотники должны были ходить за добычей во все более отдаленные места, а охота становилась хуже и хуже. Точно в таком положении были и женщины, собиравшие плоды и другие съедобные части растений. В те времена постоянными гостями были нужда и голод. Поэтому людям не оставалось ничего лучшего, как оставить свою стоянку и пуститься в путь, чтобы обосноваться где-нибудь в другом месте.

В действительности так и происходило: способ существования требовал постоянных перекочевок. Поэтому неандертальцы все время перемещались с места на место, подчиняясь требованиям охоты и собирательства. А так как они устраивали свои стоянки всегда на наиболее выгодных участках, то нередко случалось, что спустя много лет, когда покинутые края были опять полны зверей и растительных плодов, орда вновь возвращалась на старое место. Но они не знали, что перед ними здесь уже кто-то жил. Орда состояла уже из представителей новых поколений, а место стоянки с валяющимися костями убитых зверей, с брошенными или испорченными орудиями и оружием (все это характеризует так называемый культурный слой) было уже достаточно закрыто слоем земли или наносов (так называемый стерильный слой). Если сейчас раскапывать какую-нибудь пещеру, где жили древние люди, то по слоям можно определить, сколько раз она была населена, как долго орда здесь жила и какова была ее численность. Причем это вовсе не должны быть орды только одной группы человечества: над культурными слоями от древних людей могут лежать слои со следами пребывания людей более поздних эпох.

Орда всегда переселялась в полном составе и необходимые вещи (например шкуры) люди, конечно, забирали с собой. Они шли вереницей, объединяясь небольшими группами мужчин, женщин, детей. Неандертальцы не образовывали семей в нашем понимании и в современной форме; то были времена первобытного человеческого стада, то есть примитивного общества.

РАНЕНИЕ НЕАНДЕРТАЛЬЦА ДИКИМ КАБАНОМ

Если каменные орудия и оружие, которые мы находим на стоянках неандертальцев, рассказывают нам об их жизни и труде, то их кости или скелеты дают понятие не только об их физическом типе, но и о болезнях и страданиях, которые они переносили.

Наиболее часто в жизни древних людей случались ранения во время охоты на животных или в борьбе с врагом. Раненое животное, разъяренное от боли, часто превращалось из преследуемого в опасного преследователя. В таких случаях многие охотники, даже и пытавшиеся спастись бегством, бывали, как правило, легко или тяжело ранены, а то и убиты. Так, например, один охотник - неандерталец из пещеры Схул (Палестина), старавшийся спастись от раненого дикого кабана на дереве, был недостаточно проворным, и животное успело могучими клыками сильно поранить ему ногу. Другой древний охотник из долины Неандерталь тоже был опасно ранен во время охоты: пещерный медведь острыми когтями разорвал ему плечо и бок до самой кости; но рана относительно легко и быстро зажила, так как от нее на кости остались почти незаметные следы. Хуже пришлось неандертальцу из Брокен-Хилла Родезия), который долго мучился от ран в области верхней челюсти и за ухом; углубления на костях, похожие на кратеры, ясно свидетельствуют о длительном гнойном процессе в незаживших ранах.

Неандертальцы очень страдали от зубной боли, у них часто бывали и тяжелые гнойные процессы, следы которых мы находим на многих челюстях. Особенно мучился, очевидно, неандерталец из Ла-Шапелль-о-Сен, у которого челюсти гноились, а зубы преждевременно выпали, так что сравнительно не старый мужчина в возрасте около сорока лет уже выглядел беззубым стариком.

  • Читать дополнительно: Современные находки предков людей

Человека из обезьяны сделал не только труд, но и еда

Человека из обезьяны сделал не только труд, но и еда. Диета явно повлияла на человеческую ДНК, считают антропологи. Сравнивая геномы приматов, они пытаются понять, как человек из охотника и собирателя превратился в агронома, а потом и в городского жителя.

Поисками диетических предпосылок развития человечества занялась Энн Стоун (Anne Stone), профессор антропологии из Аризонского университета (Arizona State University). Исследователь и ее коллеги решили обратиться за помощью к самым близким родственникам человека - шимпанзе и другим приматам. Сравнив их с человеком, ученые собирались понять, как развивался организм Homo sapiens под воздействием окружающей среды.

Крахмал - всему голова

Основной упор аризонские ученые сделали на то, чтобы выяснить, как у древних людей менялось потребление крахмала. Еще в 2007 год коллега доктора Стоун по университету Джордж Перри (George Perry) выяснил, что высокоуглеводная диета коренным образом повлияла на эволюцию человека. Научившись переваривать сложные углеводы, предки человека смогли получать намного больше энергии из относительно небольшого количества пищи.

В первую очередь человеку пришлось поменять состав слюны. Первичное расщепление сложных углеводов вроде крахмала возможно только при помощи содержащегося в слюне фермента α-амилазы. Она проводит первичный гидролиз крахмала и тем самым подготавливает продукты, его содержащие, к дальнейшей переработке.

За непосредственное отношение к созданию амилазы отвечает специальный ген AMY1, который есть у каждого человека. Правда, генетики выяснили, что у разных людей его количество неодинаково, но считали, что дополнительные копии AMY1 практически не влияют на работу организма.

Аризонские ученые проверили это предположение, как обычно, на студентах. И подобрали для эксперимента добровольцев с разным количеством копий AMY1. В результате они установили, что дополнительные копии помогают организму производить больше амилазы и лучше расщеплять крахмал.

Пища влияет на геном

Обнаружилась и зависимость между устройством общества и количеством AMY1 у людей, которые в нем живут. У современных людей, которые поселились в сельскохозяйственных районах и предпочли высокоуглеводную диету, копий этого гена больше, а у племен, которые промышляют охотой и редко потребляют сложные углеводы, наоборот, меньше.

Ученые считают, что увеличение копий AMY1 - один из первых примеров полезного влияния амплификации на геном человека.

Кстати, как считает Стоун, полное переваривание крахмала особенно важно в период заболеваний. Например, диареи, когда организму человека необходимо получить всю возможную энергию из пищи. Именно благодаря наличию гена AMY1 человеку удалось заселить районы, традиционно изобилующие возбудителями кишечной инфекции.

Гены приматов

Сравнив между собой человеческих особей, антропологи приступили к исследованию состояния гена AMY1 у шимпанзе и их карликовых родственников - бонобо.

Как выяснили ученые, в среднем у человека в три раза больше копий AMY1, чем у шимпанзе, которые едят главным образом фрукты. А у бонобо, по словам Стоун, такого гена вообще нет.

«Возможно, число копий AMY1 выросло с изменением диеты еще у первых гоминидов, - рассказывает Стоун, - мы теперь знаем, что богатые крахмалом корнеплоды оказались очень важной пищей. Возможно, именно такая диета позволила Homo erectus начать свой путь из Африки на другие континенты».

Эволюция вкуса

На крахмале ученые не остановились. Теперь они собираются проверить, как на развитие человека повлияла амплификация других генов. Например, членов генной семьи TAS2R, которые отвечают за чувствительность вкусовых рецепторов к горьким веществам.

К ним относится и ген, который отвечает за способность различать вкус фенилтиокарбамида. Он есть примерно у 70% людей, которые определяют это вещество как горькое. А остальные просто не чувствуют вкуса этого химического соединения.

Стоун считает, что чувствительность к горькому вкусу - важное средство, при помощи которого животным удается взаимодействовать с окружающей средой. И его изучение может показать, как развивались вкусовые пристрастия наших предков.

По словам профессора Стоун, такие исследования помогают понять, как приспосабливался человек к окружающей среде до того, как начал подминать ее под себя.

Об исследованиях профессора Стоун можно почитать в журнале Genome Research и на сайте Аризонского университета.

Зубы Шанидар 3. Участки, из которых брались пробы зубного камня, обозначены стрелками. Слева направо: верхний левый клык; верхний правый 3-й моляр; нижний левый второй резец. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Скелет Шанидар 3. Источник: http://www.science20.com/

Зубы Спи 1 и Спи 2. Участки, из которых брались пробы зубного камня, обозначены стрелками. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Череп Спи 1. Фото: We El. Источник: http://commons.wikimedia.org/

Гранулы крахмала из Шанидар 3, в сравнении с варёными гранулами крахмала современных ячменя и пшеницы. А-Е: гранулы крахмала из Шанидар 3. F, H, I – варёные гранулы крахмала современного ячменя. G, J – вареные гранулы крахмала современной мягкой пшеницы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Широко распространено мнение о как о специализированных хищниках, чья диета практически целиком состояла из мяса. Такое представление вроде бы подтверждается множеством исследований (). Изотопный анализ костей неандертальцев показал, что их рацион походил на рацион волков, пещерных медведей и гиен…

Вместе с тем, нужно помнить, что используемая методика (основанная на данных о содержании в костях стабильных изотопов азота и углерода) позволяет изучать белковую составляющую пищи. Но она малоинформативна в том, что касается продуктов, богатых углеводами. Поэтому вопрос о проценте растительной пищи в рационе неандертальцев оставался открытым. Впрочем, и археологические данные, казалось бы, свидетельствовали о хищнической специализации неандертальцев: на неандертальских стоянках обнаружено большое количество костей крупных травоядных млекопитающих. Из всего этого делались далеко идущие выводы и о причинах вымирания неандертальцев: узкая пищевая специализация явно делала неандертальцев зависимыми от объекта их охоты; когда мегафауна в Европе стала вымирать, повымирали и неандертальцы. А современные люди, более гибкие в своих гастрономических предпочтениях, кое-как перекантовались на морепродуктах и растительной пище…

Как часто бывает,

не все данные согласуются с такой моделью.

Об этом, в частности, . Уже показано, что, по крайней мере, в пище неандертальцев Ближнего Востока растительный компонент присутствовал. В частности, исследование 2002 года, проведенное Марко Маделлой (изучался состав отложений пещеры Амуд в Израиле), показало, что, видимо, местные неандертальцы употребляли в пищу семена растений.

Чуть позже, в 2005 году, Эфраим Лев нашел в пещере Кебара (в Израиле же) обугленные останки плодов бобовых и фисташковых. Судя по всему, весной, когда с дичью были проблемы, неандертальцы из Кебары восполняли дефицит питательных веществ с помощью бобов и орехов.

И вот, авторы статьи, размещенной на сайте журнала PNAS 27 декабря
2010 г., доказывают, что не только на Ближнем Востоке, но и в Европе рацион неандертальцев был существенно более разнообразен, чем полагали ранее.

Откуда такие выводы?

Авторы статьи всерьез взялись за изучение того, с чем без устали борются современные стоматологи - зубного камня. В состав зубного камня, образующегося на поверхности эмали наших зубов, входят некоторые части продуктов, поедаемых нами. Поэтому зубной камень на зубах ископаемых гоминид – ценный источник сведений об их диете. Интерес представляют содержащиеся в зубном камне микроскопические гранулы крахмала, а также фитолиты (неорганические структуры, состоящие из кварца или оксалата кальция). Состав фитолитов, а также форма гранул крахмала различны в зависимости от того, к останкам каких растений они относятся. А особенно ценно то, что при определенных условиях и фитолиты, и гранулы крахмала могут сохраняться, не разрушаясь, в течение десятков и даже сотен тысяч лет.

Аманда Хенри (из Отдела антропологии Центра специальных исследований палеобиологии гоминид, Вашингтон) и ее коллеги исследовали микроструктуру зубного камня, найденного на зубах неандертальцев из пещер Шанидар в Ираке и Спи в Бельгии.

Огромная пещера Шанидар находится на севере Ирака, на границе с Ираном, в предгорьях Загросского хребта. Начиная с 1951 г., в слое D пещеры были обнаружены девять человеческих скелетов (семь взрослых и два детских). Древность находок - от 46 до 60 тысяч лет (конкретно для исследуемого скелета Шанидар 3 - около 50 тысяч лет). Находки классифицированы как классические неандертальцы, с некоторыми местными особенностями. Широкую известность получило обнаружение в этой пещере большого количества цветочной пыльцы, что позволило ряду авторов сделать вывод о том, что неандертальцы украшали могилы цветами.

Скелет Шанидар 3 принадлежит мужчине 40-50 лет. Интересны многочисленные патологические особенности этого скелета. Ребро неандертальца пробито острым орудием, возможно, метательным (некоторые исследователи даже полагают, что Шанидар 3 был убит местными представителями Homo sapiens , т.к. существует мнение, что только сапиенсы умели метать копья). Правая лодыжка также повреждена. Кроме того, у Шанидар 3 найдено множество патологий позвоночника. Несмотря на это, неандерталец дожил до весьма преклонного возраста (видимо, благодаря заботе соплеменников).

В зубном камне Шанидар 3 были найдены гранулы крахмала, по строению идентичные гранулам из современного ячменя. Итак, этот неандерталец употреблял в пищу ячмень.

Возникает вопрос: в каком виде поедались зерна?

Сырыми или, быть может, их сначала варили, либо обжаривали? Чтобы выяснить, подвергались ли зерна предварительной обработке, исследователи сравнили гранулы крахмала:

  • из сырых зерен различных злаков (современных),
  • из сырых зерен, пережеванных человеком до однородной массы (в качестве подопытного выступал один из исследователей),
  • из зерен, которые варили в воде,
  • из зерен, которые жарили «всухую».

Оказалось, что пережевывание не приводит к видимым изменениям структуры гранул крахмала; напротив, после варки и жарки явные изменения налицо. Теперь сырые, жёваные, варёные и жареные гранулы сравнили с шанидарскими. Итог: 42% гранул крахмала из зубного камня неандертальца по форме очень похожи на варёные в воде . Шанидарцы отваривали ячмень! Кроме того, в зубном камне шанидарских неандертальцев были найдены следы плодов других видов растений - финиковых пальм и бобовых.

А что с европейскими неандертальцами?

Как уже говорилось, аналогичное исследование было произведено для зубов двух неандертальцев из пещеры Спи (Бельгия).

Местонахождение Спи находится в центральной Бельгии, в 15 км от г. Намюр. Основные находки сделаны в маленькой пещере Бетш-о-Ротш, в самом нижнем слое 5. Возраст находок – около 60 тысяч лет. В 1886 г. тут были найдены два мужских скелета Спи 1 и Спи 2, а также два зуба и большая берцовая кость ребёнка Спи 3. Эти скелеты относят к поздним классическим неандертальцам (используется также название «группа Спи»).

В зубном камне неандертальцев Спи 1 и Спи 2 было обнаружено большое количество гранул крахмала, которые авторы определили как относящиеся к корневищам водяных лилий (кувшинок). Кроме того, найдена по крайней мере одна гранула сорго или близкого к нему растения (сорго - это такой злак), а также некоторые другие неопределенного вида. Конечно, пока что нельзя делать выводов о том, какой процент данные продукты составляли в общем рационе неандертальцев. Главное: теперь можно с уверенностью сказать, что и в Европе неандертальцы не были 100-процентными мясоедами.

И в теплом климате Леванта, и в холодной Северной Европе неандертальцы использовали в пищу разнообразные растительные ресурсы, и даже, как выясняется, варили их (по крайней мере, это делали ближневосточные представители Homo neanderthalensis ). Более того, учитывая, что финики, бобы и ячмень созревают в разное время, можно предположить, что у шанидарских неандертальцев практиковался сезонный сбор урожая для разных растений. Короче говоря, неандертальцы использовали сложные и разнообразные пищевые стратегии: и на крупных животных охотились, и финики с бобами собирали, и кашу варили, т. е. в этом плане они ничуть не хуже современных им сапиенсов, да и многих нынешних племен охотников-собирателей .

По мере того, как появляются новые методы исследования палеоантропологических находок, нам продолжают открываться новые и неожиданные стороны жизни наших ископаемых родственников. Что ждет впереди? Неандертальское сельское хозяйство?

Источники:

  • Henry, Amanda G., Alison S. Brooks, and Dolores R. Piperno. Microfossils in calculus demonstrate consumption of plants and cooked foods in Neanderthal diets (Shanidar III, Iraq; Spy I and II, Belgium). Proceedings of the National Academy of Sciences. December 27, 2010.

ХР. 2.7.46.1. Пища классических неандертальцев и кроманьонцев. Мясо.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 46.1. Пища классических неандертальцев и кроманьонцев. Мясо.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

«Мраморное» мясо говядины.

Северо-Восточная Африка. Эфиопия. Средиземноморье. Левант. Ближний Восток. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Питание первобытных людей. Пища классических неандертальцев и кроманьонцев. Мясо. 50 000 до н.э.

Несомненно, неизбежно и естественно гоминиды, архантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы далёкого прошлого, а также данного времени (50 000 до н.э.) употребляли не только растительную, но и мясную пищу.

Дело в том, что человек, как биологический вид, изначально всеяден. Человек ест всё, что является съедобным в природе, в окружающей среде.

Кстати, современный человек иногда даже может «питаться» несъедобными веществами, например, камнями, стеклом, железными деталями, пластмассой (такие факты были и есть в современной истории человечества).

Более того, в начале своей истории первобытное человечество преимущественно питалось только растениями, среди которых, вероятно, на первом месте были сочные водные растения, луговые травы, плоды и листья деревьев.

Также изначально естественные орудия труда использовались гоминидами и архантропами для того, чтобы сбить с веток деревьев плоды, расколоть камнем орехи и створки раковин, сбить с ног или убить ударом палки или камня птицу или мелкое животное.

В данное время (50 000 до н.э.) количество и качество каменных, костяных и деревянных орудий труда, охоты и боя таково, что можно уверенно утверждать: «Классические неандертальцы и кроманьонцы умели добывать не только растительную пищу, но фактически любых съедобных животных».

Современные научные методы исследования костей неандертальцев данного времени (50 000 до н.э.) достоверно свидетельствуют о том, что их рацион (питания) аналогичен рациону современных им волков, пещерных медведей и гиен.

Изотопный анализ костей неандертальцев показал преимущественно белковую составляющую их рациона. Это означает, что неандертальцы в основном питались мясом животных, яйцами птиц, различными мелкими животными и насекомыми.

Питание классических неандертальцев и кроманьонцев преимущественно мясом подтверждается большим количеством костей различных травоядных животных на местах стоянок-поселений первобытных людей.

Несомненно, количество и качество пищевых ресурсов в данное время (50 000-40 000 до н.э.) является определяющим или главным фактором, влияющим на выбор места и среды обитания, на пути миграций первобытных людей по Ойкумене (обитаемому миру).

Более того, выбор вида или типа пищевых ресурсов, вероятно, является решающим фактором в судьбе первобытных народов.

Например, традиционный и преимущественный мясной пищевой ресурс и рацион питания классических неандертальцев, вероятно, стал одной из причин их последующего вымирания в период глобальных катастрофических потрясений.

Наоборот, переход классических кроманьонцев на преимущественно растительно-мясную пищу, широкое употребление ими плодов зерновых и других растений, позволит им выжить и занять доминирующее демографическое положение во всей Ойкумене.

Каким же был вероятный типичный или традиционный рацион питания или состав пищи и кушаний евразийских классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.)?

Исследования костных останков животных и неандертальцев в местах стоянок-поселений показывает, что основной их пищей было мясо крупных животных мамонтового комплекса – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов.

В Евразии конкурентом неандертальцам в охоте, вероятно, были гиены, в Южной Европе (Жонзак, Франция) – пещерный медведь, а в Центральной Европе (Виндия, Хорватия) – волк.

Несомненно, неандертальцы питались мясом павших животных, но падальщиками, как гиены, они не были. Наоборот, все археологические находки и следы жизнедеятельности неандертальцев свидетельствуют об их активной согласованной, организованной и коллективной охоте на крупных животных Мамонтового комплекса.

Характерно, что объектами охоты неандертальских охотников были преимущественно равнинные крупные растительноядные животные – мамонт, шерстистый носорог, бизон. В южных евразийских степях объектами охоты неандертальцев были бизоны, дикие лошади, олени и косули (антилопы). В циркумполярной зоне Евразии, Беренгии и Северной Америки объектами охоты неандертальцев были многочисленные ключевые виды животных Мамонтового комплекса.

Охота с колами-копьями на осторожных и быстрых степных и тундровых животных Мамонтового комплекса требовала мастерства, осторожности, хороших знаний нравов и поведения животных.

Неандертальские и кроманьонские обитатели морских побережий Ойкумены (обитаемого мира) неизбежно и естественно включали в свой рацион морепродукты. Моллюсками, крабами и, возможно, рыбой питались неандертальские обитатели Грот ди Масцерини (Италия), Дэвилс Тауэр и Вангьярд (Гибралтар, Южная Европа).

Состав костного вещества неандертальских останков разных времён свидетельствует, что объекты охоты неандертальцев, а значит и их пищевые пристрастия не менялись на протяжении десятков тысячелетий. Вероятно, классические представители неандертальской и кроманьонской рас отличались весьма устойчивым во времени и пространстве традиционализмом своего привычного образа жизни.

Традиционализм в индивидуальных, групповых и коллективных отношениях, в поведении, в быту, в семейных и половых отношениях, в отношениях системы доминирования в общине-роде-племени, вероятно, превращается в общечеловеческую «идеологию» первобытных людей Каменного века.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют – вся трудовая и иная жизнедеятельность, жизнеобеспечение, выращивание и воспитание детёнышей, развитие производства орудий труда и боя классической неандертальской и кроманьонской первобытных цивилизаций были основана на охоте на крупных травоядных животных. Поэтому классические неандертальцы и кроманьонцы, несомненно, были преимущественно плотоядными.

Плотоядная пищевая специализация неандертальцев, неизбежно и естественно, формировала их охотничью и разбойничью поведенческую специализацию. При этом археологические следы и артефакты свидетельствуют – ранние и классические неандертальцы и кроманьонцы были каннибалами…

Всегда и во все времена набеги, грабежи, войны и агрессии происходили, происходят и будут происходить из-за необходимости обеспечить выживание и безбедное существование одних за счёт других.

Отнимая жизнь у животных и растений, человек обеспечивает жизнь себе, своей семье, своему потомству, своей общине, своему роду, своему племени и своему народу.

Охота и собирательство очень трудоёмкое, затратное и трудное дело, оно сопряжено с риском получить травму, заболевание или ранение. Поэтому гораздо легче, хоть и рискованней, не трудиться, не собирать и не охотиться, а отобрать, отнять и отвоевать то, что уже собрано и добыто чужим терпеливым трудом.

Вот почему изначально в первобытном хозяйстве возникли два направления человеческой деятельности – что-то сделать, сотворить, произвести, собрать, добыть и что-то скрыть, спрятать и сохранить, не допустить, чтобы результаты труда были кем-то отняты.

Крупные куски туши животного, например, мамонта, шерстистого носорога или бизона, трудно сохранить в целости и сохранности. Их трудно переносить с места на место, они портятся, привлекают своим видом и запахом внимание хищников, врагов и/или голодных родственников.

Поэтому первобытным людям неизбежно приходится придумывать и изобретать способы обеспечения сохранности и сохранения пищевых ресурсов, продуктов питания.

Одним из самых древних общечеловеческих способов сохранения и хранения мяса является сушка или вяление мяса на солнце и открытом воздухе.

Автор даже не пытается намеренно возвеличить уровень цивилизованности первобытных людей данного времени (50 000 до н.э.), но и не принижает их уровень интеллектуального развития до «животной хищнической дикости». Поэтому автор утверждает, что разумное, расчётливое, дальновидное и прагматичное поведение в вопросах добычи, готовки, сохранения и хранения мяса и иной пищи свойственно человеку во все времена, как естественное, инстинктивно-разумное поведение.

Несомненно, первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.) хорошо разбираются в мясе, в растениях, в иных съедобных пищевых ресурсах. Вероятно, основной и первичный способ ведического познания пищи на вкус, запах, цвет, а также на последствия от её употребления, является хорошей жизненной «школой», а может быть и «университетом»…

В любом случае преимущественное употребление мяса животных неизбежно порождает навыки, приёмы и способы отличия плохого мяса от хорошего, парного от лежалого, старого от молодого и т.д.

Кстати, вероятно, закон эволюции и естественного отбора жёстко и неумолимо заставил первобытных людей познать значимость и незаменимость мясной пищи. Выжившее потомство самим фактом своего выживания и здоровья поведало наблюдательным родителям и родственникам о том, что мясо даёт человеку остро необходимые вещества для нормального существования и жизнедеятельности человеческого организма.

Без каких-либо точных научных знаний первобытные люди и так хорошо знали, что недостаток (дефицит) мяса в рационе питания может привести к тяжёлым последствиям – к усталости, преждевременной дряхлости, к задержке в росте детей, к половой и детородной слабости, к потере памяти, снижению сердечной активности и подвижности.

Подвижность в походах-переходах, в охоте и в бою, в труде, в игре и в обрядово-культовых состязаниях является для первобытных людей всех времён и народов определяющим показателем жизнестойкости, жизнеобеспечения, силы, мощи, здоровья, привлекательности.

Недаром, основным и самым древним способом проверки готовности мужчины к браку с женщиной является игра-состязание «в догонялки» - она бежит, он её догоняет…

Практически всё человеческое население Ойкумены данного времени (50 000 до н.э.) постоянно перемещается в поисках пищевых ресурсов. Поэтому с древнейших времён человечество озабочено проблемой приготовления и сохранения переносимой пищи, в частности, мяса.

Сушка или вяление мяса на солнце и воздухе или на морозе и воздухе, вероятно, является основным и главным способом приготовления и сохранения мяса для питания им во время походов классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.).

Известно, что под современным словом-понятием «мясо» понимается «вся мышечная и соединительная ткань вместе с жиром, костями и кровью животных». Словом-понятием «мясные субпродукты» называются: печень, почки, язык, сердце, легкие, мозги. Вероятно, такие понятия существуют в данное время (50 000 до н.э.)…

Разделение первобытными людьми мяса по виду, возрасту, качеству и месту нахождения в туше животного, вероятно, тоже соответствует традиционной современной классификации (смотри «ХР. 2.7.44.3. Сибирские бизоны. Разделка туши бизона»).

Мясо бизонов (быков, коров) имеет старинное общее древнеславянское (индоевропейское) название «говядо» или говядина (говядо – бык).

Нам неизвестно, как называлось мясо классическими неандертальцами и кроманьонцами в данное время (50 000 до н.э.), но они, например, знали, что бизоны (быки и коровы) наращивают («нагуливают») мясо в своём теле от шеи к хвосту, поэтому наиболее лучшее, ценное и качественное мясо находится в верхней части туши.

Они, несомненно, ведают, что к «первому сорту» мяса относятся – спинная и грудная части туши, филей, оковалок, кострец и огузок; ко «второму сорту» - лопаточная, плечевая части и пашина; к «третьему сорту» - зарез, передняя и задняя голяшка.

Наиболее ценное и нежное мясо они получают от неполовозрелых бычков и тёлочек диких стадных травоядных животных Мамонтового комплекса.

Вырезка – мягкое мясо без жил и костей, находящееся вдоль позвоночника туши бизона, - является наиболее качественным и ценным, превосходит все остальные части туши животного. Мясо вырезки легко усваивается организмом человека и даёт наибольший оздоровительный эффект.

Нежная филейная часть туши используется для приготовления жареного мяса большими кусками (бифштекс, ростбиф). Вырезка затылочной части используется для приготовления жаркого или тушёнки из мелких кусочков мяса (бефстроганов).

Из межрёберной части туши-говядины готовятся печёные в золе антрекоты – куски мяса на рёберной косточке (фр. «антре» - между, «кот» - ребро).

Остальная «первосортная говядина» - кострец и огузок – используется для приготовления сложносоставных кушаний, например, рубленых котлет, супов, тушёнки.

Возможно, в данное время первобытные люди употребляют мясо в сыром виде, но вероятнее всего, они готовят себе мясные блюда с применением и использованием огня, жара костра и углей, разогревают или варят мясо в кожаных и иных сосудах с помощью нагретых в огне камней, делают шашлыки и (или) поджаривают мясо целыми тушами.

Им очень хорошо известна такие характеристики мяса, как жёсткость и мягкость, сухость и жилистость, сочность и ароматность. Им известна разница между жирным и постным мясом. Вероятно, они знают, что такое «мраморное мясо», на срезе которого находятся тонкие жировые прослойки-прожилки…

Перемещаясь и мигрируя за стадными растительноядными животными Мамонтового комплекса, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени, вероятно, заметили, что самое лучшее и вкусное мясо можно получить от животных 3-4 летнего возраста, вольно пасущихся на заливных лугах или на тундрово-степных пастбищах.

Несомненно, классические неандертальские и кроманьонские ведуны-знатоки умеют различать мясо по приметам и свойствам. Например, они отличают мясо по степени свежести.

Хорошее охлаждённое мясо говядины имеет характерный красный цвет (телятины – розовый с сероватым оттенком, баранины – коричневато-красный, а свинины – бело-розовый).

Запах свежей и качественной говядины – приятный, без чужеродных примесей, без тухлого или прокисшего запаха при протыкании-прижигании мяса раскалённым камнем.

Жир свежей говядины белый или кремового цвета, твёрдый, не мажется, но крошится. Жир качественной баранины – плотный, без желтизны, а свиной жир – мягкий, скользкий, с розоватым оттенком.

Мясо свежей говядины (любое качественное мясо) имеет плотную и упругую мякоть и при надавливании пальцем быстро выравнивается, а также имеет сверху тонкую бледно-розовую или бледно-красную корочку.

Качественное мороженое мясо говядины (любое мясо) при постукивании должно издавать ясный (не глухой) звук, быть твёрдым на ощупь, иметь тёмно-красную поверхность срезов с сероватым налётом (из-за кристаллов льда).

Если к мороженому мясу приложить палец и после этого на поверхности мяса образуется ярко-красное пятно, то мясо доброкачественное. Если мороженое мясо говядины (любое мясо) становится вишнёво-красным или коричнево-красным, то оно неоднократно замораживалось и оттаивало. Такое мясо может быть порченым…

Классические неандертальцы и кроманьонцы, которые всю свою жизнь охотятся на животных и занимаются мясом, несомненно, знают-ведают, что оттаивать замороженное мясо в тёплой воде нельзя, потому что все мясные соки и соли уйдут в раствор и мясо будет невкусным. Тем более что мороженое мясо само по себе менее сочное и ароматное, чем свежее или парное мясо.

Несомненно, в данное и последующее время (50 000 до н.э. – современное время) особе ценится телятина – мясо молодых, ещё молочных, телят.

Телятина – это нежное мясо бледно-розового цвета. Телятина, несомненно, является «призовой едой» для героев-охотников, для беременных женщин, для маленьких детей и уважаемых старейшин общины, рода-племени.

Однако недоваренная или недожаренная мясо телятины обладает неприятным специфическим вкусом и запахом и плохо усваивается организмом человека из-за наличия в нём многих нерастворимых солей. Кроме этого сама нежная мякоть телятины тоже плохо поддаётся пищеварению, поэтому к телятине требуется различная растительная пища (растительные волокна, приправы, соусы). То же самое относится ко всем другим видам молодого мяса (молочных поросят, цыплят и т.д.).

Вероятно, самым изысканным мясным блюдом первобытной кухни классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) являются «телячьи отбивные котлеты на косточке». Для этого телячье ребро со сложенным лепёшкой мясом (мякотью) слегка отбивается камнем или деревянной дубинкой-колотушкой и запекается в золе жара костра.

Вообще, вероятнее всего, всё мясо, которое готовится на огне или на углях, первоначально слегка отбивается камнем или дубинкой, чтобы было мягче, сочнее и вкуснее…

Мясо других животных данного времени (50 000 до н.э.), вероятно, готовится и используется так же, как мясо бизонов и других ключевых животных Мамонтового комплекса. Однако есть и свои отличия…

Например, мясо зайца (кролика), несмотря на небольшие размеры тушки, обладает исключительными вкусовыми и питательными свойствами.

Зайчатина (крольчатина) обладает повышенным содержанием белка (23%, больше, чем у других видов мяса), в неё находятся все незаменимые для организма человека питательные вещества (аминокислоты), а жира мало (всего 9%). При этом жир зайчатины (крольчатины) по составу питательных веществ наиболее богатый и полезный.

Конина, вероятно, является наиболее желанным видом мяса среди кочевых неандертальских общин и родов степных районов Евразии. Мясо лошадей (конина) по составу питательных веществ аналогично говядине, но без жира (всего около 3%). Мясо конины грубее, прочнее и жёстче говядины, поэтому её приходится готовить (варить и жарить, тушить и сушить) гораздо дольше.

Мясные изделия из конины (сушёное мясо, колбасы, окорока) имеют приятный сладковатый привкус и тёмно-красный цвет. А красный цвет во все времена и у всех первобытных народов означает кровь, жизнь, энергию, красоту, здоровье…

Мясо оленей, антилоп, косуль и других «оленеподобных» животных издревле считается деликатесным, высококачественным, благородным. По своим питательным и полезным свойствам оленина во много раз превосходит самое лучшее мясо говядины.

Вкус оленины приятный, изысканный, немного сладковатый, а цвет – нежно розово-красный. Оленина во все времена является редким и дорогим мясом…

Мясо других диких животных (лосей, диких коз и баранов, кабанов, медведей) тоже считается деликатесным, необычным, дорогим. Мясо практически всех диких животных (особенно медведей) имеет специфический вкус, который требует предварительного маринования в сложно-составных соусах-маринадах, сдобренных ароматными травами.

Несомненно, и это подтверждают археологические находки, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени используют различные растения, в том числе цветы, для улучшения вкуса мяса и мясных продуктов. Пахучие и пряные растения и травы могут помочь отбить неприятный запах подпорченного мяса, улучшить вкус мяса, добавить к питательным веществам мяса растительные вещества и усилить лечебный эффект мясной пищи.

Несомненно и естественно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) знают, что:

Нарезать мясо удобнее не вдоль, а только поперёк мышечных волокон;

Холодное мясо режется легче, чем тёплое или горячее;

Жёсткое мясо лопаточной и бедренной части туши животного (например, бизона) годится для приготовления мелко нарубленных мясных кушаний (например, котлет) или для приготовления тушёнки;

Мясо лучше тушится, если его защитить каким-либо покрытием, например, кожей кишок, кляром, тестом, глиной;

Жар огня или углей костра для приготовления мясных кушаний не должен быть слишком сильным (170-200 °С) иначе мясо пригорит или сгорит;

Мясо при готовке жаркого, шашлыка, мяса на вертеле и т.д. нужно периодически сбрызгивать либо подкисленной водой, маринадом, либо жирным соусом;

Мясо станет мягче и сочнее, если его перед приготовлением относительно долго (несколько часов) вымочить в маринаде или молоке;

Мясо становится румяно-поджаристым, если его перед жаркой вытереть насухо;

Мясо будет вкуснее и покроется вкусной корочкой, если его в конце приготовления немного посолить или обвалять в смеси остро-кисло-сладких растений (ароматных трав).

Возможно, ароматные травы и цветы (например, щавель) появились на кухне классических неандертальцев и кроманьонцев благодаря мясу и мясным продуктам.

Однако это не единственные виды растений, которые неандертальцы и кроманьонцы употребляют в пищу.

Археологические находки неопровержимо доказывают, что уже в данное время (50 000 до н.э.) классические неандертальцы и кроманьонцы Евразии употребляют в пищу плоды злаковых растений – зерновых и бобовых. При этом они употребляют их не только сырыми, но и варёными…

Об этом в следующих главах «Хронологии…».