И.А. СИКОРСКИЙ, профессор

Публичная лекция в пользу Красного Креста, читанная в университете св.Владимира, 23 февраля 1904 года

Происхождение основных человеческих рас относится к глубочайшей биологической древности, которая должна быть измеряема сотнями тысяч лет. Как показывают исторические документы, а еще более - исследования остатков ископаемого человека, - различие основных рас ясно обозначилось с незапамятных времен. Не только наружные признаки, как, например, цвет кожи и волос, но даже форма и пропорции скелета и его частей у представителей трех рас обозначились с самой бесспорной очевидностью. Каким нарисован древний еврей или египтянин на стенах египетских границ, таким мы находим современного еврея и феллаха. Еще резче выступают признаки, свойственные скелету данной расы: монгольскую расу можно определить с совершенной точностью по костям через несколько тысячелетий.


Но гораздо важнее тот факт, что также устойчивы и психические черты рас. Каким рисуют нам библейские пророки еврея, таким находим мы его и в наши дни. Французский психолог Рибо, приведя цитату из Юлия Цезаря, характеризующую древних галлов, восклицает: кто в этом описании не узнает современных французов!
Душевные и физические черты рас идут параллельно как два устойчивых и упрочившихся ряда. При скрещивании и смешении рас, при образовании новых народностей и племен замечается поразительный факт, что проходят века и тысячелетия, а в смешанной расе наблюдается не объединение, не перерождение, не средний результат, а, напротив того, слившиеся расы остаются заметными, как два потока слившихся рек, воды которых еще весьма долго текут раздельными полосами - каждая со своим специфическим цветом. В смешанных расах, народах и племенах мы, большею частью, замечаем индивидов, принадлежащих к изначальным составным корням.
Смешение рас может дать то выгодный результат, как, например, смешение славян с финнами, то результат печальный, как дало смешение талантливой древней греческой расы с позднейшими расами, наводнившему Элладу. Скрещивание турецких элементов с грузинами и кавказцами понижает физические и духовные свойства последних.
Приведенные примеры указывают на различие физических и нравственных качеств различных человеческих рас. Без сомнения, в идеальном и нравственном смысле все люди равны, но в биологическом или в био-психическом отношении различие рас весьма существенно, и нравственный идеал должен состоять в том, чтобы низшие расы поднимались до уровня высших и более одаренных. Это и будет тем идеальным объединением человечества, в котором нравственный обмен явится новым фактором жизни.
Душевные черты народа в соединении с вытекающей из них деятельностью составляют НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ. Он дорог народу как сама жизнь, и каждый народ отстаивает свои национальные черты как свое величайшее достояние. Многие войны возникают не в силу территориальных интересов, не из-за требований земельного простора или необходимости открытия новых рынков и т.п. В этих условиях кроется только часть причин, вызывающих бедствия войны. Существуют и другие важнейшие мотивы войны: мы любим родную поэзию, родной очаг, родной язык, свою национальную нравственность, национальную душу. Каждый народ отстаивает это высшее национальное достояние; если этому достоянию угрожает опасность политическая, экономическая, в особенности - опасность биологическая или нравственная. Объясним нашу мысль примерами. В последние годы французские антропологи и биологи забили в набат по вопросу об истреблении слонов. Слоны бессовестно истребляются промышленниками для добывания слоновой кости, и скоро слон исчезнет с лица земли. То, над чем природа трудилась свыше миллиона лет, может навсегда исчезнуть - так рассуждают биологи - и требуют, чтобы слон не был истреблен до последнего экземпляра. Но точно так, как гибнет полезное животное, может погибнуть отдельный человек и целая раса. Великий поэт пал от руки субъекта, у которого:
Пустое сердце билось ровно,
В руках не дрогнул пистолет.
Пушкин погиб жертвою подлости клеветника-дегенерата. Отсюда вытекает естественное стремление рас к самосохранению, и - ВОЙНЫ С ЦЕЛЬЮ САМОЗАЩИТЫ.
Но война является не только актом самосохранения, но нередко она вытекает из потребности НАЙТИ НРАВСТВЕННЫЙ ПРОСТОР И СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ. Природа, частицу которой мы все составляем, стремится совершенствовать людей, старается создать лучшую людскую породу, насадить на земле высшие человеческие формы.
Война чаще решает вопрос о праве наций на НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, на господство ее национального духа, который в экономии природы и в ее предначертаниях имеет такое же значение, как все биологические усовершенствования, вытекающие из эволюции.
Судьба рас всецело зависит от их физических и нравственных качеств; этими качествами предопределяется будущность народов.
Из трех основных человеческих рас ЧЕРНАЯ РАСА принадлежит к наименее одаренным на земном шаре. В строении тела ее представителей заметно более точек соприкосновения с классом обезьян, чем в других расах. Вместимость черепа и вес мозга Черных меньше, чем в других расах, и соответственно тому духовные особенности развиты меньше. Негры никогда не составляли большого государства и не играли руководящей или выдающейся роли в истории, хотя в доисторические времена были гораздо распространены численно и территориально, чем впоследствии. Наиболее слабую сторону черного индивидуума и черной расы составляет УМ: на портретах всегда можно заметить слабое сокращение верхней ОРБИТАЛЬНОЙ МЫШЦЫ («мышце мысли» по Duchenne`y), и даже эта мышца у негров анатомически развита значительно слабее, чем у белых; между тем она является истинным отличием человека от животных, составляя специально человеческую мышцу.
В согласии с этим стоит и другая особенность, а именно - то всеобщее стройное напряжение мускулатуры тела, которая соответствует вниманию, и которое придает фигуре белого человека отпечаток свежести, силы и энергии, не является у Черного выдающимся или заметным физиогномическим фактом, отчего даже молодые субъекты этой расы кажутся старообразными и неуклюжими. Наконец, как лобная, так и лицевая мимика носят на себе следы неполной физиогномической дифференцировки, что даже выражено анатомически в частых сращениях тех лицевых мышц, которые у представителей других рас гораздо чаще встречаются разделенными; благодаря этому лицо черного человека вообще представляется более грубым, лишенным тонкой экспрессии, в сравнении с лицом белого человека.
Желтая раса, в особенности в ее наиболее типичных представителях, носит на себе ясно выраженный отпечаток перевеса лобных мышц над лицевыми; благодаря этому, брови почти всегда стоят высоко, и лоб морщинист даже у молодых субъектов.
На основании таких мимических особенностей необходимо заключить, что, несмотря на развитое и дисциплинированное внешнее внимание, у желтой расы, тем не менее, не выработалась вековая привычки к напряженному умственному труду и к мыслительной настойчивости. Жизненная судьба желтой расы в Азии и Америке показывает, что Желтые внимательны, настойчивы и неутомимы в мирном труде, земледелии, садоводстве, в мелкой технике, но они не создали ни наук, ни искусств, и несмотря на их десятитысячелетнюю историю, ум у них не достиг той остроты и силы напряжения, которая переходит в ненасытную жажду знаний и в глубокую потребность интеллектуальной жизни, как это мы видим у Белых. Среди войны Желтые по свойству своего духа легко становятся фанатичными, отдаваясь чувству и страсти, а не уму и соображению.
Белая раса обладает наиболее счастливым сочетанием душевных способностей, что выражается в равномерном, симметрическом развитии УМА, ВОЛИ И ЧУВСТВА. При таком складе души белая раса могла осуществить в себе идеал всестороннего психического развития и явилась созидательницей наук и искусств, устроительницей общественной и государственной жизни, творцом возвышенных религий и мировой поэзии и улучшила самою жизненную обстановку при помощи несравненных механических и технических усовершенствований.
Японцы состоят из смешения трех основных человеческих рас. Первыми появились на нынешней территории Японии народы негритянского племени, перекочевавшие сюда с Малайского архипелага. Лет за 800 до христианской эры (Wirht) Японию наводнили представители белой расы -АЙНОСЫ или АЙНЫ, а тысячу лет спустя на Японский архипелаг явились Желтые, которые подчинили себе аборигенов. Таким образом, Япония главным образом состоит из Желтых. Японцы, несомненно превосходят по своим душевным качествам представителей желтой расы (китайцев, монголов и др.). Этим они обязаны, вероятнее всего, примеси к ним белой расы, т.е. айносов. Айносы очень близки по своим физическим и душевным чертам к русским, и Катрфаж (известный французский антрополог) называет даже айносов «РУССКИМИ ИЗ МОСКВЫ», а Бельц (Baelz) признает их за племя, близкое к славянскому или тождественное. Но айносы численно подавлены Желтыми, которые стремятся истребить их.
Японец мал ростом, желтокож, с типическими монгольскими раскосыми глазами, вертлив, подражателен, резок... Не будем судить нашего врага: он сам обратился к крайнему на земле суду - силе, - пусть решает сила!
На ВООРУЖЕННУЮ СИЛУ нации нельзя смотреть, как на грубую силу, и нельзя ее измерять, как это иногда делают, количеством, тонн водоизмещения, силою штыков размерами пушек, качеством военного фонда. Правда, и эти факторы составляют часть силы; но не в них главное дело! Наибольшее значение в войне имеет элемент психический - национальный дух и биологические достоинства народа. Война - не драка, не разбой, не убийство. Это - честный бой, с соблюдением требований долга и совести. На войне побеждает не тот, кто коварен и дерзок, но тот, кто храбр и мужествен. Война требует высших качеств души, высших нравственных достоинств! Как!?... Там, где льется кровь, где друг друга убивают, там необходимы высшие качества души? - Да! такова психология войны, которую ведет великий народ. Не об убийстве думает воин, идущий в бой! Вот как описывает эти страшные и странно-торжественные минуты русский писатель - участник последней восточной войны Всеволод Гаршин.
«Тогда всё слилось в том смутном и невыразимом словами чувстве, которое овладевает вступающим в первый раз в огонь. Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою, всякий не хвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит: страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И дико, и страшно звучат эти слова. Это сознание не останавливало людей, и не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, а мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами: НУЖНО УБИТЬ, а скорее: НУЖНО УМЕРЕТЬ».
Русский солдат...прост, но глубокое природное чувство поднимает его на нравственную высоту. Вот как описывает русского солдата М.И.Драгомиров:
«Уметь страдать, уметь умирать - вот основание солдатской доблести, свойственное русскому солдату в высокой степени; недаром про него сказано: «его мало убить, а нужно еще повалить», и это сказано врагом, а не другом».
«Откуда берется эта стойкость? Она есть результат расовых особенностей русского простого человека... Русский человек во всем прост и естественен. И в этом открывается новая великая черта русского солдата; полное отсутствие какой-нибудь позы, рисовки. Он и в мысли не имеет, что приносит великую жертву; ему и в голову не придет вменять это себе в заслугу; равно как не придет в голову себя подбадривать похвальбами, славой и т.п. Одним словом, между русскими солдатами нет героев, а есть только люди, исполняющие свой долг, даже до смерти, но исполняющие его просто, от сердца, потому «КАК МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ? КОЛИ ПРИКАЗАНО, ТАК НУЖНО СДЕЛАТЬ, ВОТ И ВСЁ». Та сила и велика, которая не сознает своего величия».
«Искалеченный на войне русский солдат переносит страдания с изумительным терпением и покорностью судьбе. Верно заметили одной сестре милосердия, горевавшей, что нет Евангелия для чтения раненым, что им не нужно читать Евангелие, а нужно учиться на них чувствовать и понимать Евангелие. Человек массы, человек первобытного строя мысли, русский солдат, разумеет себя не единицей, а частью великого целого, почерпает свою гордость и достоинство в инстинктивной вере в то, что его народ выше всех прочих народов и несет за него свою голову безропотно и не задумываясь».
«Умирает русский солдат просто, точно обряд совершает, по меткому выражению Тургенева: принеся родине жертву высшей любви, он отправляется на Тот Берег со спокойной совестью, ибо претерпел до конца, «претерпевый же до конца спасен будет»...
Таким образом, МУЖЕСТВО И ЧУВСТВО ДОЛГА - вот что наполняет душу солдата в бою. Величайшая смертельная опасность родит в человеке возвышенное настроение и делает его героем, забывающем о себе. Тот народ, который дает таких солдат, выходит победителем.
Воины желтой расы, несмотря на свой фанатизм, лишены этих качеств. Во время Алах-Текинской экспедиции в Средней Азии азиатские всадники, размахивая в воздухе саблями, стремительно бросились в атаку на русских, но они мчались в бой с завязанными глазами, потому что не могли перенести вида опасности, не имели сил глядеть прямо в лицо смерти. Турки тоже не выдерживают рукопашного боя и бегут.
В современной русско-японской войне мы имеем дело с событиями и условиями, совершенно отличными от тех, с какими европейские народы привыкли иметь дело. Мы встречаемся здесь с РАСОВОЙ БОРЬБОЙ, но не в обычном вульгарном значении этих слов, а совершенно в ином смысле. Мы стоим в настоящую минуту лицом к лицу с крупным биологическим событием, которое выяснилось и поднялось во всей своей жизненной силе. Русский народа, по общему признанию даже народов Западной Европы, явился бесспорным РАСПРОСТРАНИТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ НАРОДОВ ЖЕЛТОЙ РАСЫ. Главным фактором здесь является глубокая биологическая основа. Ассимиляторская роль России сказалась самым положительным образом в два истекшие тысячелетия и привела к мирному бескровному объединению финской и славянской народности на обширной территории Восточной Европы (Бестужев-Рюмин).
В последние триста лет тот же процесс мирной ассимиляции перенесен русским народом в Сибирь и дошел до берегов Великого океана. Антропологические исследования, произведенные над населением Сибири, показали, что русскими уже порядочно распахана биологическая нива сибирских инородцев: повсюду возникло от смешанных браков здоровое, крепкое, духовно одаренное население, впитавшее в себя русскую душу и русский народный дух, словом - обнаружился великой важности факт плодотворного усвоения инородческим населением биологических и нравственных черт русского народного гения. Среди этой молчаливой великой работы природы, при полном развитии мирного процесса, ЯПОНЕЦ стремительно врывается в спокойное течение широких событий и хочет повернуть гигантское колесо жизни в другую сторону. При первой вести об этом русский народ почуял в себе биение исторического пульса и встал, как один человек, на защиту своего исторического призвания - вливать свои здоровые соки в плоть и кровь, в нервы и душу монгольских племен, для которых он является высшей духовной и биологической силой.

(Тип. Т-ВА И.Н.Кушнерев и Ко, Караваевская, 5, 1904. Публикуется с сокращениями.)

Подпишитесь на нас

Испания, занимающая большую частьПиренейского полуострова,была заселена современным человеком около 35 тысяч лет назад.Различные люди, расы и культуры приходили в Испанию и навсегда обосновывались на ее земле. Она была кельтской и греческой, римской и готской, арабской и, наконец, христианской.В древности Испанию населяли иберы, позднее здесь расселились кельты. Вторгшиеся с севера кельты (V —III вв. дон.э.) смешались с иберами, образовав кельтиберийское население. Предполагается, что иберы мигрировали с Кавказа, потомками которых и являются современные баски. Во II тысячелетии до н.э. Средиземноморское побережье Пиренейского полуострова начало заселятьсяколониями финикийцев и греков. Основанная ими колония в древностиносила название Гадес, в настоящее время это . Центральная часть Пиренейского полуострова была заселена иберийскими и кельтскими племенами. Они обладаливысокоразвитой культурой, ноне имели единую организацию, так какзаселяли территорию обособленными многочисленными мелкими племенами.Находясь на пересечении Европы и Африки, территория подвергалась нашествиям различных рас и цивилизаций. Примерно в 600 годах до н.э. на северо – восточном побережье Испании начинают основывать свои колонии греки, которые принесли с собой новые технологии, например гончарный круг. Их замечательная керамика была образцом для подражания.

История Испании до Н.Э.

Во II веке до н.э. на Пиренейском полуострове прошли Пунические войны продолжительностью около 100 лет. И в 209 году до н.э. карфагеняне, которые в III – II вв. до н.э. обосновали прибрежные районы Пиренейского полуострова, потерпев поражение во второй Пунической войне, уступили свою территорию римлянам. Так становится одной из провинций Рима. Одним из воздвигнутых город римлян относится город . И к концу I в. до н.э. территория Пиренейского полуострова была полностью покорена Римом, которые правили здесь до V в н.э. до нашествия вандалов и вестготов. Первыйвек н.э. считаетсяначалом распространения христианства в Испании.

История Испании Н.Э. V-XV вв

Со второй половины V – VI вв. начинается вторжение германских племен. После завоевания полуострова вестготами, было создано королевство вестготов (визиготов).

В VIII в. королевство вестготов захватывается маврами (арабы и берберы), которые в 711 году через Гибралтарский пролив внедрились на Пиренейский полуостров. 711-718 гг. ознаменовались созданием ряда мусульманских государств.Испанские христиане вынуждены были бежать в отстоявшие свою независимость королевства, которые располагались на севере и западе полуострова, а остальная часть территории попала под господство Дамасского халифата. В 756 г. на Пиренейском полуострове образовался независимый от Дамасского халифата эмират Кордоба, который позже развился в халифат Кордоба,наибольшийрасцвет которого пришелся наX век. Это золотой век Кордовского эмирата.

В 718 году начинается христианская освободительная война против мусульманского засилья, которая продолжалась почти 700 лет (718-1492 гг.), именуемая Реконкиста. В ходе Реконкисты образовались испанские королевства. Первым независимым королевством на территории Испании сталокоролевство , и дажесейчас в настоящее времякаждый старший сын испанского короля получает наследный титул принца Астурийского.

В XI веке отмечается распад мусульманской Испаниина множество независимых государств. Это облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Так, Альфонсо VI освобождает от мавров Толедо, а Сид – Валенсию. В 1212 году в результате наступления на мавров возникли такие королевства как Арагон, Кастилия, Наварра, Леон, графство Барселона.

В 1492 объединившееся королевства Арагон и Кастилия изгнали последние остатки мавров из Гранады.. Католические Короли Фердинанд и Изабелла получили ключи от Гранады из рук последнего арабского эмира на территории Испании. Этот год официально признан годом образования Испании как единого государства. С этого времениона начинает формировать свою империю на основе открытий Христофора Колумба. Испанияснаряжаетсвои корабли в Новый Свет, и завоёвывает огромные колонии. Конкистадоры достигают берегов Тихого океана, захватывают Перу, Мексику, Чили и другие территории в Новом Свете. Всем известно кругосветное плавание Магеллана.

История Испании Н.Э. с XV-XIX вв

Испанская империя достигла своего расцвета в XVI в. в связи с расширением колоний в Южной и Центральной Америке и захватом Португалии в 1580 г. Унаследовавший испанский престол Карл из дома Габсбургов, становится под именем Карла V, императором Священной Римской империи, над которой “никогда не заходит солнце”. В это время Испания становится центром Священной Римской империи и крупнейшим государством, опорой Католической церкви в борьбе с начавшейся Реформацией.

Но с середины XVI в. в Испании начинается экономический упадок. В связис поражением испанского флота (”Непобедимой армады “) в 1588 г., проигрышем войны с Англией в 1607 г. и потерей нидерландских провинций в 1609 г. пришелконец испанского владычества на море ивлияния Испании в Европе. Из-за сократившегося поступления золота из заморских колоний,сельскохозяйственное и ремесленное производства перестали развиваться. Экономическому упадку также способствовали и инквизиция, которая подавляла свободную мысль. Правителем Испании в это время был Филипп III, сын Карла V .

В начале XVIII в. Испанский трон переходит к Бурбонам. идет борьба европейских династий за испанский престол, что приводит к войне заИспанское наследство.

История Испании Н.Э. с XIX в до наших дней

В XIX в. по Испании прокатились 5 незавершенных революций: в 1808 – 1814, 1820 – 1823, 1834 – 1843, 1854 – 1856 и 1868 – 1874 годах.. В результате этих революций был достигнут компромисс между консерваторами (монархистами) и либералами, поддерживавшими королеву Изабеллу II (Isabel II), которая взошла на престол в 1854 г.. В стране утвердилась конституционная монархия.

В 1898 г в результате разрушительной испано-американской войныИспанской империи пришел конец. К США отошли бывшие уже колонии Испании, такие как Куба, Пуэрто-Рико, Гуама и Филиппины. Проблемы Испании продолжались и в начале XX века . В 1923, накануне гражданской войны, Мигель Примо де Ривера объявил себя военным диктатором и правил страной до 1930 года. В 1931 году Альфонсо XIII бежал из страны, Испания провозглашается Второй республикой, но в результате внутренних конфликтов пала. В 1936 году, после выборов, страна поделена на два противоположных лагеря: с одной стороны — республиканское правительство и его сторонники (союз коммунистов, социалистов и анархистов, ратующих за увеличение равноправия в обществе и уменьшение роли церкви) и с другой стороны — оппозиция националистов (правосторонний союз армии, церкви, монархии и Фаланг — партии с фашистскими убеждениями).

В июле 1936 года был убит республиканскими полицейскими лидер оппозиции Хосе Кальво Сотело, что явилось поводом для свержения армией правительства. В Испании разразилась гражданская война (1936-1939 гг.). Нацистская Германия и фашистская Италия оказываливоенную и финансовую помощьнационалистам Испании, тогда как республиканцев поддерживала только Россия и в меньшей степениинтер-бригады, состоящие из иностранных идеалистов. Англия и Франция отказались помогать республиканцам, несмотря на угрозу фашизма.

В 1939 году националисты выигрывают войну. В Испании устанавливается диктаторство Франко. В течении 35-летнего диктаторства Франко страна была истощена блокадами, ее исключили из НАТО и ООН, и в результате — экономический спад. И только в начале 1950 года Испания начала восстанавливаться. Этому способствовали союз с США и развитие туризмаи к 1970 году в Испании отмечается самый динамичный рост экономики в Европе.

После смерти Франко в 1975 году, лидером страны становится Хуан Карлос, внук Альфонсо XIII, которого Франко предварительно назначает своим приемником. При правленииХуана Карлоса, Испанияот режима диктаторства перешла к демократии. В 1977 году были проведены первые выборы, в 1978 году принята новая конституция, а в 1981 году в стане предпринимается попытка военного переворота, который оказался безуспешным усилием повернуть время вспять. В 1982 году Испания большинством голосов выбирает социалистическое правительство. Но в это время внутри страны возникает террористическая кампания, которая организована сепаратистской военной группой ЕТА, с целью предоставить независимость родине басков. В ходе тридцатилетней террористической деятельности погибло свыше 800 человек.

В 1986 году Испания вошла в состав ЕС, а в 1992 году она обозначила свое возвращение на мировую арену: в Барселоне прошли Олимпийские игры, в Севилье — «Экспо92», а Мадрид был провозглашен европейской культурной столицей. В 1996 году испанцы проголосовали за консервативную партию под руководством

В 1986 Испания вошла в состав Европейского экономического сообщества (в н.в. ЕС), а с 1992 — возвратилась на мировую арену;в были проведены Олимпийские Игры, в Севилье — «Экспо 92», а был провозглашен Европейским Культурным Центром. В 1996 население Испании проголосовали за консервативную партию под руководством Хосе Мария Азнара, фаната Элтона Джона и бывшего налогового инспектора. В марте 2000 года он был снова избран абсолютным большинством голосов; его успех приписывали к устойчивому развитию экономики внутри страны, уровень которой возрастал на 45% в год. Но обвиненный в «черной» политике после террористического акта в Мадриде в марте 2004, в результате которого погибло двести человеки около тысячи ранены, Азнар провел чистку в своих рядах и развернул борьбу противрежима Хуссейна в Ираке с целью вернуть доверие испанцев. Но это не помогло и в 2004 году, Азнар был побежден на выборах.В Испании к руководству страной снова пришли социалисты.

После покорения Иудеи римлянами и разрушения II Иерусалимского храма в 70-м году нашей эры у евреев не стало родины. Уже к концу I века довольно большое число изгнанников оказались на Пиренейском полуострове. Часть из них приплыли сюда самостоятельно, часть привезли римляне на свои испанские поля в качестве рабов. За последующие века территория современных Испании и Португалии стала одним из основных центров еврейской жизни. И, хотя наступление христианства иногда сопровождалось притеснениями евреев, за стеной Пиренеев под властью сначала «полухристиан»-вестготов, а потом мусульман-арабов иудеи смогли сохранить свою культуру и религию.

В 1492 году, после изгнания последних исламских правителей с Пиренейского полуострова, король Фердинанд II Арагонский (ставший к тому времени уже и кастильским) с подачи великого инквизитора Томаса де Торквемады повелел всем иудеям в течение трёх месяцев покинуть пределы государства. У тех, кто не успел этого сделать, оставался один выбор — смерть или крещение. Через 10 лет такой же выбор предоставили мусульманам Кастилии и Арагона.

Большинство иноверцев смогли уйти. Мусульмане последовали на юг, через Гибралтар, откуда ислам 8 веками ранее пришёл на Пиренейский полуостров. Иудеи расселились по Средиземноморью и известны теперь, как сефарды, что на иврите означает просто «испанцы». Часть евреев сбежали было в Португалию, но там вскоре повторилась та же история, что и в Испании.

Однако значительное число иудеев и мусульман приняли христианство, превратившись в «новых христиан», которых христиане старые недобро называли марранами (бывших иудеев) и морисками (бывших мусульман).

Жили новообращённые отдельными общинами, и многие тайно исповедовали прежние религии, за что их продолжала преследовать испанская инквизиция. В конце концов и те и другие растворились среди окружающих, хотя на юге Португалии до сих пор остаются города, в которых очень много потомков марранов.

Сколько их было, новых христиан? Каков их вклад в испанскую и португальскую нации?
До сих пор он считался относительно небольшим, однако ни мусульманским, ни иудейским источникам в этом случае верить до конца нельзя, поскольку ни одна религия не поощряет вероотступничество. Вряд ли можно доверять и отчётам инквизиции, тщательно пересчитывавшей лишь тех недообращённых иноверцев, что закончили свою жизнь в пламени костров.

В XXI веке на помощь историкам пришли специалисты по популяционной генетике.

В последнем номере American Journal of Human Genetics опубликована группы испанских, португальских, израильских, британских и французских исследователей под руководством Марка Джоблинга из британского Лестерского университета.

Y-хромосома передаётся лишь от отца к сыну, так что на её основе можно делать выводы лишь о генетике по мужской линии. Однако это не большое ограничение: мы неплохо представляем себе, как были устроены браки в Испании и Португалии в последние 500 лет. Маловероятно, чтобы между данными по мужской Y-хромосоме и митохондриальной ДНК, передающейся только по женской линии, были существенные расхождения.

Генетики попытались измерить долю сефардов и мусульман в генофонде жителей Пиренейского полуострова, используя данные об Y-хромосомах последних. Джоблинг и его коллеги собрали образцы ДНК у 1140 мужчин, проживающих во всех крупных регионах Испании и Португалии, и проверили их Y-хромосомы на наличие трёх десятков генетических маркеров — участков ДНК, по которым можно определить принадлежность человека к той или иной гаплогруппе. Все тысяча с лишним человек уверяли, что они коренные жители, и регион, к которому отнести каждого донора ДНК, учёные определяли по месту жительства его деда. Это самое масштабное на сегодняшний день генетическое исследование жителей Пиренейского полуострова подобного рода.

Распределение маркеров среди пиренейцев учёные сравнили с подобными данными для сефардов и мавров. «Генетические образы» сефарда и мавра Джоблинг и его коллеги составили из анализа тех же маркеров у двух групп мужчин. «Синтетического мавра» слепили из полутора сотен жителей Марокко, Туниса, Алжира и Западной Сахары, «синтетического сефарда» — из генетических данных почти двух сотен жителей средиземноморских городов, относящих себя к потомкам евреев — беженцев из Испании.

После этого оставалось лишь засыпать эти данные в жернова компьютерных и математических методов, моделирующих распространение генов по популяции в процессе её роста. Учёные ограничились ответом на вопрос, каков должен быть вклад сефардов, мавров и «коренных» пиренейцев в исходную популяцию, чтобы через 500 с лишним лет дать то распределение маркеров, которое наблюдается у жителей Испании и Португалии.

Предки жителей Пиренейского полуострова на 19,8% иудеи, а на 10,6% мусульмане.

И доли эти сильно колеблются от одного региона к другому. Например, в Астурии или на юге Португалии от 40% до 50% населения имеют еврейские корни, а вот у 90% жителей Каталонии или Кастилии никаких корней, кроме христианских, не оказалось.

При этом в распределении мусульманского влияния заметна некоторая географическая структура — оно сильнее к югу и западу полуострова, в то время как на востоке ничтожно. А вот сефардские корни распределены по полуострову более или менее случайным образом. Даже у ближайших соседей эта величина может отличаться существенно: например, у жителей Менорки еврейских корней нет, у населения Мальорки средние по Испании 20%, а на Ибице их аж 33%.

Впрочем, не стоит воспринимать эти результаты слишком буквально. Во-первых, вызывает некоторые вопросы выбор «коренного» населения: генетический портрет посконного пиренейца учёные списали с жителей Страны басков, а баски — народ всё-таки особый, с не вполне известным происхождением и не слишком открытый к смешиванию с другими жителями полуострова даже сейчас, не говоря уж о далёких прошлых веках.

Во-вторых, учёные ответили всё-таки на вполне конкретный вопрос: если современное население Пиренейского полуострова сформировалось из трёх заданных компонент, то какова должна быть их пропорция в смеси 500 лет назад?

А нет никаких гарантий ни тому, что исходный состав можно разделить на три компоненты, ни тому, что современные генетические портреты этих условных «мавров», «сефардов» и «басков» в достаточной степени походят на морисков, марранов и потомственных христиан.

В-третьих, исследование Джоблинга и его команды не даёт ответа на вопрос, когда именно разные компоненты были подмешаны в генетический состав современных испанцев и португальцев. Напрямую отождествлять генетическое происхождение и религиозную или культурную принадлежность нельзя. Хотя иудеи и мусульмане на Пиренейском полуострове, согласно историческим свидетельствам, жили относительно замкнутыми общинами (первые — около 14 веков, вторые — около семи), отсюда не следует, что те же генетические маркеры не могли нести народы, которые к XV--XVI векам составили то самое «коренное» христианское население. Ведь то же христианство 15 веков распространялось здесь не только обращением в веру новых народов, но и самими христианами, а у тех могли быть самые разнообразные корни. И, наоборот, ислам распространялся не только со своими приверженцами, но и обращением местного населения.

Да и до появления и той и другой веры до Пиренейского полуострова вполне могли добраться носители самых разнообразных генетических маркеров. В связи с этим антропологический блог Dienekes язвительнозамечает , что по своему генетическому составу «сефарды» Джоблинга — это практически те же «финикийцы», след которых Крис Тайлер-Смит недавно нашёл в генах каждого 17-го жителя Средиземноморья мужского пола.

Разумеется, сам Джоблинг и его коллеги не сторонники поверхностного толкования своих результатов. Они осторожно отмечают, что столь высокий — 20% и 10% — вклад сефардов и мавров в генетику испанцев и португальцев, а также характер распределения этих долей по Пиренейскому полуострову не похожи на картину, в которой не было бы места насильственному перемещению людей. Впрочем, в подробностях эту выдуманную картину учёные рисовать не стали, а многие неприглядные детали подлинной истории давно известны учёным.

Наконец, даже если не принимать все эти оговорки во внимание, стоит очень аккуратно интерпретировать результаты последней работы в отношении конкретных людей.

Даже тому испанцу, что обнаружит у себя Y-хромосому, гарантированно относящую его к сефардам или маврам, вряд ли стоит считать себя наследником хоть сколько-то заметной части генов этих наций. Если проследить корни генеалогического древа любого из ныне живущих людей на 500 лет назад, у него будет, как несложно подсчитать, около миллиона прямых предков на этом уровне.

Результаты исследований по популяционной генетики имеют смысл лишь в отношении к популяциям. Что же до конкретного человека, то каждый из нас относится к той национальности, к которой он относится. По Владимиру Далю, русским является тот, кто думает на русском языке, по Олегу Балановскому — тот, кто считает себя русским. Так же и испанцы с португальцами.

Происхождение испанцев связано с неоднократными нашествиями разных народов. Изначально полуостров населяли иберы. В 7 веке до н.э. на юго-восточном и южном побережье Пиренейского полуострова были основаны греческие колонии. В середине 6 в. греков вытеснили карфагеняне. В 6–5 вв. до н.э. северные и центральные районы полуострова были завоеваны кельтами. После победы во второй Пунической войне (218–201 до н.э.) большей частью территории нынешней Испании завладели римляне. Римское господство продолжалось около 600 лет. Затем воцарились вестготы. Их государство со столицей в Толедо просуществовало с начала 5 века н.э. до вторжения мавров из Северной Африки в 711 году. Арабы удерживали власть в течение почти 800 лет. Евреи, численность которых составляла 300–500 тыс. человек, жили в Испании на протяжении 1500 лет.

Этнические и расовые различия в Испании не препятствовали многочисленным смешанным бракам. В результате многие представители второго поколения мусульман оказались людьми смешанных кровей. После восстановления христианства в Испании были приняты указы против иудеев (1492) и против мусульман (1502). Этим группам населения приходилось выбирать между принятием христианства и изгнанием. Тысячи людей предпочли крещение и были ассимилированы испанским этносом.

Во внешнем облике испанцев и их культуре сильно выражены афро-семитские и арабские черты, что дало повод для крылатой фразы «Африка начинается на Пиренеях». Однако многие жители севера страны унаследовали кельтские и вестготские особенности – светлую кожу, русые волосы и голубые глаза. В южных районах преобладают смуглые и темноглазые брюнеты.

Этнический состав: около ¾ испанцы, остальные – галисийцы, каталонцы, баски. Католики составляют 95% верующих. Также представлена религия протестантов, 450 тыс. мусульман и около 15 тыс. иудаистов. В середине 1990-х годов в стране было 11 архиепископств и 52 епископства.

, галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и в других. Они называют себя арагонцы, валенсийцев, канарейке, астурийцы, кастильцы т.д. года 17 исторических провинций получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония, Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .


1. История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хроники "Estoria de Espanna" ( или ), которая была подготовлена ​​королем Альфонсо X, королевские подданый названы "хиспанис", а в испанском варианте - "испанос":

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie, Dogma dat hyspanis; capiant bona, dent loca uanis .

Исходный текст (Исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannana da a los yspanos; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

В этой же книге говорится о мифического предка, племянника Геракла, именем Эспан (Espan) .


2. Язык

Испанский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи. Наиболее близки к испанскому - португальский , галисийский , каталанский . Собственно, две последние - промежуточные звенья, галисийский - между испанским и португальским, каталонский - между испанским и французском [ ]. Чуть меньше, но довольно большое сходство, она имеет с итальянской .

Наряду с английским, французским, немецком , русском и арабском испанский язык является международным. Она является государственным в большинстве стран Латинской Америки, за исключением Французской Гвианы , Гайаны , Суринам , Бразилии и ряда Антильских островов .

Иногда его называют кастильским, потому литературный испанский сложился на основе кастильского диалекта. B Испании есть и другие диалекты - арагонский, астурийский (бабло), леонский и другие. Письменность - на основе латиницы .

Предшественница испанского языка - староиспанском (она же кастильский) утвердилась в период, когда испанцы отвоевывали у арабов Толедо (1085), Кордову (1236), и Севилью (1248). Она развивалась под влиянием французской и провансальской, под влиянием труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь она хранится в достаточно измененном виде у потомков испанских евреев, сефардов, переселившихся на Балканы , под названием ладино .

"Возрождение" местных наречий, начатое в 60-е гг 20 в., Имеет довольно искусственный характер .


3. Этногенез

Сначала территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия . Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. Один из них - баски, народ неизвестного происхождения с изолированной языке. Были предположения о его родстве с грузинами, проводились исследования по сравнению языков грузин и басков. Имеет сходство и древнее название Грузии - Иверия. Впрочем генетический анализ не подтверждает эту теорию .

В начале 1-го тысячелетия население Пиренейского полуострова потерпело романизации. В 5 в. сюда вторгаются племена германцев (вест-готов). Страной управляют вест-готские короли. В 8 ст. с юга почти весь полуостров захватывают арабы, берберы и евреи. Устанавливается власть арабских династий (Альмохадов, Альморавидив, Омейядов). С этого времени небольшие готские королевства, Астурия, ЛЕОН, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами (Реконкиста), которая закончилась в 15 в., во времена короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской . Началось объединение страны и нации. В конце 15 века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. Их прямые потомки называются креолы, а смешанные - метисы (обычно это потомок испанца и индианки, но не обязательно).

Антропологический тип испанцев - средиземноморский, - у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладает темные волосы, но встречается и светлое. В Андалусии сильно проявляется арабский компонент.


4. Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Везде распространенное земледелие . Бобовые, оливы, виноград выращивают везде, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месета (означает "плоскогорье"), кукурузу, рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Животноводство и морское рибацтво распространенное в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито животноводство . Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос ЛЕОН, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, изделия ремесла.

Испания - страна с достаточно высоким уровнем экономического развития. За время существования она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний судна поставляли в метрополию золото и драгоценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в 20 в., Экономика постепенно была восстановлена.

Важные отрасли - горнодобывающая, черная металлургия , машиностроение , электротехническая, химическая и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм .

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее известные вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии , где предпочитают крепкие напитки, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренном количестве.

Традиционные ремесла испанцев и искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством .

Поселение - различных типов. Есть большие поселения, хутора с одним двором, много типичных средневековых городов) - небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона , Валенсия . Многие портов. Поселение в горных районах напоминают кавказские , - многоярусные, с плотной застройкой, дома в основном белого цвета. В давние времена испанцы использовали пещеры или напивпечеры, строили полуземлянки, округлые или овальные по плану.

На северо-западе распространен дом из необработанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскского-наваррские или астуро-галисийсьий тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на высшем этаже, хозяйственные помещения - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнями, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двором.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубашка, жилеты, куртки, пояса, плащи. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная с эспарто (испанский дрок). На севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянского, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубашка на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, черная или белая сетевая мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичная испанская платье - узкая в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - с риса . Напитки - кофе , молоко , цитрусовые соки, вино , яблочный сидр . Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном , курицы, говядины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Также сложно готовится олья подрига, из говядины, свинины, шпика, колбас, зеленого горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и томатами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.


5. Католические традиции

Каждый город имеет своего заместителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы, ярмарки, театрализованные представления присущи определенным местностям.

6. Культура

6.1. Музыка, танец

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянского . В искусстве существовали романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - Копли (короткое стихотворение). В Андалусии был развит своеобразный жанр пения и танца, - фламенко . Танец - выстукивания ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испанские - сапатеадо (от слова Сапата - ботинок). Похоже встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана (старинные). В Испании родилось и танго , хотя приобрело славу оно уже за океаном, в Южной Америке.


6.2. Литература

Монумент Серантесу в Мадриде. Дон Кихот и Санчо Панса.

Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но существуют чисто испанские варианты рыцарских романов. Это - "Песнь о Сиде" и "Амадис Гальский", события в которых происходят в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождение развивалась в сложных политических обстоятельств. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первый автор - Матео Алеман, его роман - "Гусман де Альфараче". Широко известный пример этого жанра - "Хромой бес" Луиса Велеса де Гевары. В какой другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовской роман следовал Ален-Рене Лесаж ("Приключения Жиль Бласа из Сантильяна"). Одним символом Испании есть литературные фигуры дон Кихота и Санчо Пансы.


6.3. Архитектура

Ви те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет свои особенности. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (хотя здесь и развивался особый стиль "Мудехар"), но Ренессанс уже своеобразен и имеет свое название, - платереско ("плоский"). Стиль барокко известный в Испании как "чурригереско" (по фамилии архитектора Чурригеры). Наиболее известные памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде , собор Сантьяго де Компостела, собор в Толедо . Позже в Испании развиваются все другие стили, присущие всей Европе. Именно для Испании характерно искусство архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его как постмодернизм . Он - каталонец, и искусство его - в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, он создал собор "Саграда Фамилиа" (Святое семейство), ставший в последнее время одним из символов Испании (подобно Эйфелевой башни в Париже). Новые архитектуре тенденции развиваются архитектура Сантьяго Калатрава .


6.4. Живопись

Диего Веласкес, неизвестна дамы с веером

В 19 веке исследователь испанской литературы с США Джордж Тикнор назвал и расценил испанское 17 века как "Золотой век". Это название подхватили.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанский