Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив , цель , предмет , структуру и средства . Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется . В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными .

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом.

Материальные моти­вы побуждают человека к деятельности, направленной на со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека.

Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами). (Немов)

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной . Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности . Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным). (Немов)

В качестве цели деятельности выступает ее продукт . Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело . Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. (Немов)

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).


Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения , связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия. Рабочие действия по своим целям деляться на ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие.

Ориентировочные действия - это определение цели деятельности, условий, средства и пути ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.

Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.

Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?

Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.

Корректировочные действия - это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.

Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?

Любой вид деятельности - весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.

А сейчас подумаем над решением задания 20.

Разделу «Духовная культура человека и общества» посвящены задания с четвертого по шестое - это обязательно. Но в других заданиях эта тема также представлена. Например, там, где нужно поработать с графическими данными (с диаграммой, которая отражает результаты социологического опроса), или там, где нужно вставить в текст пропущенные слова. Или в задании на нахождение черт отличия и черт сходства. Или на выделение утверждений теоретического, фактического и оценочного характера. Все эти задания могут быть по любому из разделов обществознания.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года как раз двадцатое задание составлено на основании материала раздела «Человек, общество, духовная культура». Его я и предлагаю сейчас решить.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    потребность;

    деятельность;

  1. социальный;

    естественный;

    подлинный (разумный);

    индивидуальный;

  2. идеальный (духовный).

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

Каким образом выполняются такие задания?

Вы видите, что после каждого пропуска стоит буква. Пропущено шесть слов или словосочетаний. Они обозначены буквами: А, Б, В, Г, Д и Е.

Под текстом даны термины, из которых надо сделать выбор. Причем если пропусков шесть , то терминов девять . Это значит, что три термина являются лишними . Вставлять их можно только по одному разу. И в табличке под каждой буквой вы должны записать соответствующую цифру.

Обратите также внимание на то, что слова в списке даны в именительном падеже . Причем, если речь идет о прилагательных, они даны в мужском роде, но в тексте могут употребляться и в женском роде. Это тоже нужно учитывать. Ну, по крайней мере, по контексту мы можем догадаться, что нужно вставлять: существительное или прилагательное. Это может облегчить поиск нужного слова.

Итак, внимательно читаем.

Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.

Нам надо выбрать ЕЁ. Мотив ЕЁ побуждает. Можно, в общем-то, сразу догадаться, что речь идет о мотиве действий или деятельности. Ищем что-то подходящее. Под номером два находим деятельность. Выбираем два.

В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

С помощью деятельности человек удовлетворят свои потребности. Именно потребность является одним из самых распространенных мотивов деятельности. Выбираем один.

Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

Так, по возрастающей: меньше, больше, больше - значит, человека. Но у нас в списке терминов нет человека, зато есть индивид. Выбираем восемь.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития, воспроизводства.

Это биологические потребности. Иначе можно назвать их «естественные потребности». Выбираем пятерку.

____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

Общество по-другому называют «социум». Общественные потребности называют социальными. Выбираем четвертый ответ.

____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования.

Познание относится к духовным потребностям. В данном случае вам предлагается оба варианта названия этой группы потребностей - идеальная (духовная). Выбираем девятку.

В итоге в таблицу записываем: 2, 1, 8, 5, 4, 9.

Удачи на экзамене!

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) предмет; 4) структура; 5) средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает человека выполнять ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность , которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность деятельности, связь деятельности со свойствами независимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность деятельности человека внешним миром и опредмечивание потребности, превращение ее в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения .

В качестве цели деятельности выступает идеальное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и способы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.

Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим индивидом.

В этот процесс неизбежно включается опыт, накопленный человечеством, который данный индивид усваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей.

Понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важное место. Немотивированной деятельности, так же, как и нецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели . Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.

Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017, 2018 г. – задание №20.

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом.
_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
8) индивид
9) идеальный (духовный)

А Б В Г Д Е

ЕГЭ по обществознанию задания 20 Вставить термины и понятия соответственно контексту Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Решение:

Ответ: 218549

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу
своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:
1) деятельность
2) интеллектуальные
3) обязанность
4) повседневные
5) ответственность
6) социализация
7) личность
8) стремление
9) общение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е