О стихотворении С.Есенина «Отговорила роща золотая»

В раннем творчестве Есенина важно представление о мире как целом, проникнутом гармонией и ощущением осмысленности и необходимости всего сущего. Но стихи, написанные после Первой мировой войны, уже не отражают убежденности в единстве бытия, в них все больше проявляются противоречия конфликтной и несовершенной действительности.

Стихотворение «Отговорила роща золотая», написанное в 1924 году, проникнуто пессимистическими настроениями, но оно в то же время передает особые ощущения, не сводимые к понятиям тоски и беспросветности.
Стихотворение построено на развитии мотива юности и ее постепенного увядания, создающего ощущение бессмысленного течения времени. Уже с первых строк обозначается настроение грусти, связанной с невозвратимостью чего-то очень дорогого, но навсегда ушедшего. Появление мотива юности сопровождается возникновением яркости расок («роща золотая») и радости (язык «веселый»), но эта гармония быстро сменяется тоской и безразличием журавлей, которые «не жалеют больше ни о ком». Соседство слов «веселый» и «печально» с самого начала задает противопоставление прошлого как светлого и счастливого времени и настоящего, холодного и безучастного к человеческой судьбе.
Настроение грусти, сменяющейся равнодушием по отношению к ушедшей «юности веселой», парадоксальным образом оказывается объединяющим началом внутри мира, созданного стихотворением. Герой и природа связываются общим состоянием увядания. Здесь окружающее героя уподобляется человеку: оно тоже наделено собственным духовным миром и способностью остро чувствовать; природа становится не просто средой, похожей на героя своим настроением, сочувствующей ему, а настоящим действующим лицом. Поэтому и журавли, «не жалеющие больше ни о ком», и «широкий месяц над голубым прудом», и конопляник, «грезящий» «о всех ушедших», и «костер рябины красной», не способный «никого согреть» – все это части единого мироздания, переживающего определенные чувства вместе с героем.
Однако это единение не отменяет пронзительного и жестокого одиночества героя, который «стоит один среди равнины голой», отягощенный «думами о юности веселой». Он оставлен всеми, и мир, его окружающий, пустеет с каждой минутой. Все, что несет в себе жизнь, покидает его: «журавлей относит ветер вдаль», странник «пройдет, зайдет и вновь оставит дом». Герой оказывается в среде, лишенной движения: сам он так же неподвижен, как конопляник, «широкий месяц» и «рябина красная». Если в начале стихотворения эта статичность означает только бездейственность, то к концу она уже говорит о неизменности среды, отсутствии движения во времени, в определенной степени – о мертвенности. Герой понимает, что «не обгорят рябиновые листья», «от желтизны не пропадет трава».
В этом стихотворении очень важно время. Оно неоднородно: постоянно чередуются прошедшее и настоящее времена, а в конце появляется будущее. Прежде всего это связано с противопоставлением прошлого и настоящего как двух эпох, проникнутых противоположным отношением к миру. В первой строфе есть столкновение разных времен, отражающих противопоставление настроений: «роща» «отговорила» «веселым языком», но «журавли» «не жалеют» «ни о ком». Настоящее время, которое в двух следующих строфах все-таки обращено в прошлое, в четвертой строфе сменяется ретроспективным взглядом. Здесь столкновение времен не выражается в соседстве слов разной формы, но тем острее становится то, что года, «растраченные напрасно», и «души сиреневая цветь» отнесены в прошлое. Их существование – не факт, а только воспоминание. В пятой строфе время устремляется в будущее и там обнаруживает все ту же картину неизменности и тоски: «костер рябины красной» не смог никого согреть. Взор героя как бы проходит сквозь временные рамки, и прошлое оказывается недостойным сожаления, а настоящее и будущее – недостойным ожидания. Все это обобщается и приобретает для героя объективный и абсолютный смысл, возводится в разряд законов мироздания. Философское обобщение, появляющееся в конце стихотворения, готовится с самого начала. Например, во второй строфе нелогичное соседство образов («широкий месяц над голубым прудом» после летящих журавлей) уничтожает временное измерение, эти строки описывают глобальный и неизменный закон мира.
Последняя строфа очень противоречива, сложна и многозначна. Последняя строка возвращает нас к началу стихотворения, но очевидно, что она возвращается не в том же значении, а обогащенная новым смыслом. Если ранее слова «отговорила роща золотая березовым веселым языком»

отражали прежде всего состояние природы, то последние строки могут относиться как к природе, так и к герою и ко всему мирозданию в целом. Местоимение «их» во второй строке последней строфы называет либо листья, которые «дерево роняет тихо», либо «грустные слова», которые роняет герой, либо и то, и другое сразу. Из-за такой неоднозначности особую пронзительность приобретает мотив неизбежной смерти, который оказывается связанным с судьбой героя (метафорически названного «рощей золотой»). Стихотворение заканчивается глаголом совершенного вида «отговорила», как бы не предусматривая продолжения, и поэтому последние строки звучат особенно трагично.
Тем не менее бросается в глаза замена эпитета «веселый» на «милый»; сам эпитет «милый», более тонкий и нетрадиционный, заставляет усомниться в полной искренности героя, утверждающего, что ему «ничего в прошедшем... не жаль». Все, о чем он, казалось, говорил с безучастностью и безразличием, отзывается в последней строке грустью по жизни «рощи золотой» и по своей собственной. В этом – позиция Есенина, который, хотя в разное время и понимал жизнь по-разному: наслаждался ею или воспринимал ее как бремя, – никогда не относился к жизни как к чему-то малозначимому и несущественному.

Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест. Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия.
Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин - не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком».

Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике.

Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени.

Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе.

Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит:

Так я роняю грустные слова.

Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так… что роща золотая

Отговорила малым языком.

По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь».

Герой Есенина неотрывно связан с миром природы:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения.

«Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й. Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами. Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.


Поделиться в социальных сетях! Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича:»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.
Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему
Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.

Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.

Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт - философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром.

Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время - необратимое и безостановочное - воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами. Есенин не только истинный, но и уникальный поэт » .

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно - поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения - «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа - лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком» .

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же « души сиреневая цветь » увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком» .

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.

Жанр

Жанр произведения - пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры : «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами : «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 50.

Сергей Есенин – уникальный русский поэт, представитель так называемой «крестьянской» поэзии. Его стихотворения наполнены нежным чувством к родной земле, природе, деревенской жизни. Сам поэт родом из Рязанской губернии, поэтому жизнь в глубинке навсегда оставила в его сердце след. Любовь к тихой провинциальной жизни и ее быту он пронес через все свое творчество. Помимо деревенской линии, одними из главных тем являются: философские размышления о жизни и смерти, о счастье; любовные стихотворения; часто присутствуют христианские мотивы, особенно в ранней лирике.

Как известно, многие поэты вдохновлялись на лоне природы, уезжая от суматохи за город. Так и Сергей Есенин часто писал свои произведения, находясь в родном селе Константиново, где и было написано стихотворение «Отговорила роща золотая» в августе 1924 года. Впервые оно было напечатано в сентябре в газете «Бакинский рабочий».

В этот период творчества Есенин получает признание от зарубежных критиков, ведь его произведения выходят за рамки советской идеологической поэзии. В них наблюдается самобытность, проявление которой требовало теперь смелости. Например, С.П.Постников в рецензии писал:

«Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Композиция

Композиционно стихотворение «Отговорила роща золотая…» замыкается в кольцо: в начале и в конце перед нами возникает образ золотой рощи. Такое строение позволяет провести параллель с самой жизнью: в понимании автора все приходит и уходит, жизнь природы – циклична, а жизнь человека – короткое мгновение.

Стихотворение состоит из шести четверостиший-катренов.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком». Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

Средства выразительности

Стихотворение богато образными средствами и тропами, с помощью которых поэт проводит параллель между жизнью человека и природой.

  • Анафора и синтаксический параллелизм : «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь».
  • Метафоры : «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
  • Эпитеты , которые использует автор, также отсылают нас к народной поэзии – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
  • С помощью развернутого сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», поэт проводит параллель между собой и отцветшим деревом, которое роняет листья, как он «роняет» свои стихи, грустя о безвозвратно ушедшем.

Действительно, творчество последних лет жизни С.А. Есенина наполнено нотками грусти и тоски, осмыслением прожитой жизни. Как пишет автор, он не уверен в том, что его «слова» останутся в чужой памяти. Возможно, время сгребет все его стихи в «ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близко многим.