В 2011 году, наш старый знакомый по имени Адам Дженсен вершил судьбу всей человеческой, но уж не очень человечной расы, находясь на гигантском арктическом комплексе под названием «Панхея». Как многие из вас помнят в финале Deus Ex: Human Revolution , мы действительно чувствовали гигантский груз ответственности на наших плечах за все принятые нами решения и совершенные выборы. И кто бы знал, что та идея, к которой стремился Адам, так и останется лежать во льдах «Панхеи». И наконец состоялся релиз Deus Ex: Mankind Divided - долгожданного продолжения саги о приключениях аугментированного агента, которого мы, без преувеличения, ждали практически пять лет, пусть и в внутриигровой вселенной прошло всего навсего два года.

Как я уже сказал, события Human Revolution, безусловно, повлияли на историю в сиквеле, но тогда, пять лет назад, казалось, что будет совсем иначе, нежели мы имеем на деле. 2029 год, аугментированные по всему белому свету возведены в разряд угнетённых, униженных, оскорблённых...Называйте как хотите. Ситуация на улицах доходит до абсурда: полицейские с чрезвычайным энтузиазмом и отсутствием какого-либо уважения давят на аугов, каждый раз по поводу и без проверяют их документы, да и в целом не дают шагу ступить. Коррупция по отношению к «сверх-людям» достигла колоссальных размеров. Мировое сообщество на пороге принятия «Акта о восстановлении человечества», который призван практически стереть железных господ с лица Земли. Так называемый «Инцидент», случившийся в 2027 году, не прошёл даром: люди до сих пор помнят миллионы обезумевших людей с аугментациями, сметающих всё на своём пути.


Адам Дженсен, нашедший себя оперативником свежесформированного подразделения Интерпола под названием Оперативная Группа 29 (далее ОГ29), принимает участие в очередной операции и со своими новыми напарниками отправляется в солнечный Дубай. Но даже в полуразрушенном дубайском комплексе, в котором планируется встреча местного торговца оружием и агента под прикрытием, отголоски недавних событий дают о себе знать, причём таки в весьма и весьма агрессивной форме. Далее Дженсен прибывает в Прагу - город, который некогда считался жемчужиной для аугов, в следствие чего последних здесь за последнее время скопилось большое количество, и, конечно же, не обходится без терракта, спустя каких-то пять минут после прибытия на станцию Ружечка.

С этого момента, игра ставится как глобальное расследование, с целой тонной сюжетных хитросплетений, само собой, в лучших традициях серии. Волей-неволей Адам оказывается втянут в самый эпицентр событий, и простое поручение от босса ОГ29 по сбору улик, связанных с недавним актом терроризма, становится уже не таким уж и простым, заставляет дважды задуматься кому доверять, а с кем вести дела совсем не стоит.


Прага, окрашенная в киберпанк от Eidos, в игре выглядит просто потрясающе. Европейская архитектура вкупе с множеством элементов «городов будущего» оставляет приятные впечатления, а мрачные серые улицы, полные боли, отчаяния и ненависти, тоже не могут оставить равнодушным. Кроме того, стоит отметить что город просто необычайно большой, даже в сравнении с Детройтом из Human Revolution. Десятки кварталов и узеньких улочек ждут вас, а практически в каждое здание можно попасть, тут уже встаёт вопрос о том, насколько законно будет ваше проникновение. Впрочем, и на этот счёт, игра сохранила свой традиционный дизайн: множество тайников, обходных путей, вентиляционных шахт и кодовых терминалов. Видно, что разработчики не стали лукавить, и оставили модель исследования аналогичной предыдущей части, хотя и благодаря новым аугментациям, вроде очень высокого прыжка или сверх-скорости, попасть в большинство мест куда проще, чем без них. В любом случае, места хватит всем, ведь масштабы города, как я уже сказал - колоссальны, и вместо того, чтобы изобретать велосипед, Eidos приложили больше усилий к воссозданию необходимой сегодняшнему Deus Ex атмосфере.

К сожалению, Прага, пожалуй, единственная в игре локация крупных масштабов. Город Големов, в который нас отправят по сюжетной ветке, честно говоря и рядом не стоит, да и в какой то момент большая его часть повернётся к нам стороной военного полигона, нежели социального хаба. Безусловно, на Чешской Республике Mankind Divided не останавливается, и в дальнейшем отправит нас и в прочие места, в числе которых даже Лондон, но тамошние локации скорее выездные, подобно фабрики в Детройте или пресловутой «Панхеи» из предыдущей части.


Стоит отдать должное и сценаристам игры. История в целом выглядит довольно внушительной и сильной, прохождение у меня заняло порядка 25 часов, и все эти часы пролетели «на одном дыхании», к тому же я довольно часто отвлекался на посторонние задачи, ввиду побочных квестов. В целом их в Mankind Divided немного, но каждое из них по своему уникально, а по продолжительности может дать фору некоторым DLC из других проектов. Задания выросли как в масштабах, так и в качественном эквиваленте, чего только стоит грандиозное расследование серии убийств аугов на улицах Праги или приостановление деятельности местной секты. И самое главное, на такие вот моменты отвлекаешься сам того не замечая, настолько хитро и грамотно они вплетены в игру. Идя по улице и услышав разговор двух бедалаг, а после вмешавшись в него или заглянув за угол, можно сменить траекторию своего путешествия на пару часов.



В плане экшен-механики команда разработчиков, опять же, не стала ничего сильно менять, а просто довела её до ума и преобразила с помощью современных решений, используемых в 2016 году в индустрии. Новое для себя откроют как любители пострелять, так и фанаты скрытного прохождения, ведь игра предлагает инструментарий гораздо куда больший, чем когда либо: по нажатию одной кнопки после выбора направления с помощью аналогового стика, Адам с легкостью перемещается между укреплений, может стрелять и выглядывать из-за угла, а также нейтрализовывать противников прямо из укрытия. В целом комнаты стали просторнее, да и количество объектов в них поприбавилось. За счёт этого количество вариантов прохождения того или иного задания увеличивается в разы, пусть большинство из них и не всегда очевидны, главное, что они есть и вы можете ими воспользоваться.

Ваши противники, кстати, тоже способны похвастать обновлённым искусственным интеллектом: они то и дело обходят вас со стороны, забрасывают ЭМИ или осколочными гранатами, и параллельно не забывают выкрикивать многочисленные ругательства в ваш адрес. А для особо искушённых игроков есть дополнительная сложность «I never asked for this», которая открывается после первого прохождения, и предлагает вам совершить ещё одно путешествие без права на ошибку: погибли - будьте добры начинать сначала. Собственно, прохождение в данных условиях один из залогов платинового трофея, не считая традиционных «без убийств», «без смертей» и «всех их соберём».


Отдельный абзац стоит уделить новым, так называемым «экспериментальным» аугментациям. Они эффектные, они мощные, и, как правило, нацелены на массовое поражение. Но я бы не сказал, что они сильно упрощают игровой процесс или же вносят в него существенное разнообразие, хотя щиту «Титан», делающему персонажа неуязвимым или «Тесле», позволяющей оглушить несколько противников разом и без особого шума, стоит отдать должное. Само собой, такие способности уничтожают полоску энергии просто в геометрической прогрессии, однако если ими не злоупотреблять и пользоваться грамотно, можно обойтись без особых затрат батареек, тем более, что часть шкалы восстанавливается самостоятельно. И всё же, какое-нибудь «попсовое» сверх-зрение сквозь объекты стало моим спутником на всё прохождение, а крутым взрывающимся клинком Адама я пользовался лишь один раз, и то с целью получения трофея. «Эксперименталки» - это весело, классно, и даёт почувствовать себя на какое-то мгновение богом, но не необходимо.

Не стоит умалчивать и о том, что в Deus Ex: Mankind Divided появился целый онлайновый соревновательный режим BREACH. В нём вы, и миллионы других игроков со всего света выполняете роль членов хакерской группировки «Рипперов», которая намерена раскрыть всю грязь мировых корпораций, контролирующих общество. Раскрытие будет происходить посредством взлома специальных серверов дополненной реальности, оно предполагает использование основных тактических механик Deus Ex и даже задействует аугментации, пусть и выглядит всё происходящее вокруг довольно неоднозначно и напоминает игры-головоломки. Впрочем, с кусочком этого режима вы столкнётесь даже в сюжетной кампании.


В графическом же плане игра выглядит достойно, движок DAWN Engine справляется на отлично, да и в целом дизайн как окружения, так и персонажей, одежды, вооружения и прочих мелочей выполнен на высоком уровне. На самом деле, другого результата от команды разработчиков и не ждали, ребята отлично распоряжаются стилистическими изюминками проектов серии Deus Ex. Кат-сцены срежиссированны очень грамотно, а ролики и монолог в начале игры слушаешь и смотришь затаив дыхание. Низкий поклон и громогласное «Браво!» стоит отдать композитору Майклу Макканну, который в очередной раз порадовал нас своим творчеством: местный эмбиент на мой взгляд входит в пятёрку лучших среди видеоигр в принципе.

И всё же, в Deus Ex: Mankind Divided иногда вас не покидает чувство дежавю, особенно если вы поклонник серии и играли в предыдущие проекты. Малюсенькая ложечка дёгтя прокралась в эту замечательную игру, и выражается в первую очередь в чрезвычайной схожести сюжетного повествования с Human Revolution. Порой обращаешь внимание на то, что что-то похожее уже видел раньше, и некоторые моменты уж очень отдают предшественницей. Но это ведь и естественно - ведь разработкой занимались практически одни и те же люди.

Deus Ex: Mankind Divided, несмотря на сходство во многих моментах со своей предшественницей, является достойным сиквелом, близким к званию сильнейшей части серии и просто отличной игрой, заслуживающей вашего внимания, и, конечно же не менее отличного продолжения, на которое нам прямо таки намекают в финальном ролике. Лето на видеоигры в этом году выдалось очень жарким, и в этом есть немалая заслуга команды Eidos-Montreal и их замечательного творения.


Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «Бука». Все снимки экрана сделаны автором обзора на PlayStation 4.

С того момента, когда мы купались в человеческих имплантах Детройта, прошло пять лет. В мире Deus Ex время протекает гораздо медленнее: Адам Дженсен разгребает последствия своих решений спустя два года после событий . Скажем сразу: Square Enix в этот раз не прыгнула выше головы, но, тем не менее, выпустила максимально качественный продукт, сильно приближенный к предыдущей игре.

Очень многие ругали Human Revolution за концовку, на которую нельзя было повлиять в ходе прохождения. Все сводилось к тому, что в финальной сцене мы просто выбирали один из нескольких видеороликов, и все. Mankind Divided решила выйти из положения довольно изощренным способом. Концовку предыдущей части она попросту игнорирует, вместо этого цепляясь за события, произошедшие незадолго до неудачного финала. Получилось органично: Дженсен пытается разгрести те вещи, которые хоть и произошли при его непосредственном участии, но в которых от него мало что зависело. Для тех, кто по каким-то причинам пропустил Deus Ex версии 2011 года, Square Enix подготовила 12-минутный ролик, в котором «скомкала» все события предыдущей части. Вспомнить некоторые вещи это поможет, а вот неподготовленному человеку будет сложновато: все-таки лучше предварительно пройти Human Revolution.

В этот раз Адам Дженсен почти всегда будет находиться в Праге, лишь изредка отправляясь в дальние командировки. Соответственно, открытая для побочных заданий локация здесь всего одна, и в какой-то момент начинаешь скучать по былому разнообразию Детройта и Хэнша. Разработчики очень старались показать город под разными ракурсами, каждый раз меняя время суток и погодные эффекты, но ближе к концу прохождения чувствуешь себя будто взаперти.

Локация сама по себе небольшая, да еще и зачем-то разделена надвое загрузочным экраном.

Зато детализация города впечатляет. Прага будущего очень напоминает знаменитый Сити 17: здесь сочетаются восточноевропейские постройки, милитократия и беготня по крышам и подоконникам. Небольшие кофейни, пивнушки и славянский мат - Deus Ex стала гораздо проще для восприятия отечественным игроком. В игре немного основных путей перемещения, зато полно неочевидных. Mankind Divided постоянно подталкивает вас к тому, чтобы включать смекалку, в результате чего вы конструируете баррикады из мусорных контейнеров, чтобы допрыгнуть до пожарной лестницы.

В целом геометрия уровней ни капли не изменилась: есть количество путей проникновения в нужную локацию, а выбор ограничен лишь числом ваших умений. Можно искать вентиляционные решетки, пробираться через окно (если умеешь прыгать высоко), взламывать дверные замки или просто вырубать незадачливых охранников.

Mankind Divided рассчитана на несколько прохождений. Как минимум потому, что вы можете идти по сюжету в стиле Бэтмена и вообще никого не убивать, а можете бежать напролом под звуки сигнализации и автоматных очередей. Вариативность можно найти везде: и в возможностях перемещения, и в диалогах, и в последствиях принятия решений по ходу выполнения основных миссий.

Кстати, разработчики сдержали слово - боссов действительно можно победить в режиме стелса, не используя при этом смертельные приемы.

Сама история очень похожа на Human Revolution - разве что концовка здесь более линейная и с явным намеком на продолжение. Никаких откровений ждать не стоит: это типичный боевик о трансгуманизме и его этических проблемах, а еще о масонских заговорах. Углубляться в философию никто не собирался, так что вся мораль лежит на поверхности. Тем не менее, повествование очень крепкое, и недоумения по ходу игры у вас возникнуть не должно.

Mankind Divided от начала и до конца воспринимается как работа над ошибками Human Revolution. Качество в новой игре важнее количества. Например, побочных заданий стало еще меньше (а ведь их и так было немного), но сами по себе они не отстают от основной линии, а иногда даже пересекаются с ней. Город стал меньше, но гораздо атмосфернее. К тому же, он максимально детализирован - за пару часов беготни по Праге все основные объекты запоминаются сами собой. Стелс минимально доработали: теперь вы не просто выбираете направление для переката, а указываете конкретную позицию курсором. Наконец, транквилизаторный пистолет действительно похож на пистолет, а не на детскую игрушку, с которой было стыдно ходить. Впрочем, в новую Deus Ex перекочевали и ошибки. Тела противников иногда невозможно тащить в дверях или по лестнице - у них начинается приступ эпилепсии или столбняка, а маркеры заданий иногда застревают на месте.

На фоне настолько качественной работы над ошибками новый контент воспринимается немного странно. Большинство новых аугментаций выглядят как дешевые понты для Дженсена - на них просто нет смысла тратить энергию. Но есть и полезные вещи, здорово облегчающие жизнь: например, удаленный взлом, позволяющий вывести из строя надоедливых дронов или отключить лазерную сетку. Square Enix очень искусно обыграла появление дополнительных умений в прошивке Адама, создав из этого целую историю. Так или иначе, новая Deus Ex получилась отличной и без всех этих фишек - чтобы ползать по вентиляции, ломать секьюрити-терминалы и черепа этих самых секьюрити из-за угла, новый контент не нужен. Мы получили то, о чем просили последнюю пятилетку - больше Deus Ex.

Не буду оригинален: Deus Ex: Human Revolution оказалась удивительно хороша. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда посторонние люди берутся за культовый сериал и действительно умудряются вдохнуть в него жизнь. В чем-то она уступала работе Спектора, в чем-то – превосходила, в чем-то даже явно ей не соответствовала, но это была удачная попытка реанимации Deus Ex. И она стала большой проблемой как для самого сериала, так и для Eidos Montreal со Square Enix, потому что нельзя просто взять и не сделать прямой банальный сиквел удивительно хорошей игры.

Игра не вводит нас в курс дела: нам сразу представляют множество персонажей с таким видом, будто они нам не безразличны.

И они – разработчик и издатель – сделали прямой сиквел HR. Наплевав на несколько концовок предшественницы, Mankind Divided делает вид, что все было не совсем так, как это могло вам запомниться. И это – только полбеды, даже четверть беды, потому что основная проблема вовсе не в этом. Нет, основная проблема – это ее старый главный герой.

Адам Дженсен прекрасно отыграл свою роль в 2027 году. Он никогда не просил о таком, а потому наблюдать за ним было интересно. Его личная трагедия, трагедия человека, в анатомическом смысле в значительной мере переставшего быть человеком, причем внезапно и драматично, идеально наложилась на запутанную и интригующую, типично киберпанковскую историю. Легкий налет нуара, лошадиная доза зловещих корпораций и заговоров, приятная цветовая гамма, нелинейность – только обязательные боссы портили всю картину. Но Адам и сюжет HR идеально подходили друг другу.


Ярких персонажей мало. Ну, вот этот, например, хорош. Между прочим, он связан с интересной отсылкой к первой Deus Ex.

Теперь на дворе 2029 год, а Дженсен работает в интерполе. Типичный секретный агент, он всю игру гоняется за аугментированными террористами. По злой иронии, он вынужден защищать мир, который ненавидит таких как он – железяк! – от, собственно, подобных себе. От железяк. Озлобленных, загнанных в угол, несчастных недолюдей. Именно так к ним относятся в Праге, да и не только в ней. Обладателей металлических конечностей и искусственных внутренних органов еще не жгут в печах, но все к тому и идет. И будто не понимая этого, некие террористы из числа безвинно униженных и оскорбленных регулярно подбрасывают дрова в уже занимающееся пламя народного гнева.

Deus Ex без хорошей истории – это посредственные перестрелки, далеко не идеальный «стелс» и бессмысленный взлом всех доступных электронных устройств. MD до такого еще не скатилась, но разработчики явно движутся в «нужном» направлении. Да, в игру снова вернули Адама. Таинственные силы запихали в него новые улучшения, но этот факт не получает должного развития в плане истории. Я не имею ничего против железного дровосека с одним выражением лица на все случаи жизни, но он смотрится откровенно лишним на этом празднике жизни.


Резервация для аугментированных. Сколько интересных историй можно было бы рассказать в этих декорациях!

Личная заинтересованность? В самом начале Human Revolution Адаму стреляют в голову и якобы убивают его бывшую девушку. Потом ему в буквальном смысле вшивают целый арсенал невероятных возможностей и дают право отомстить за все свои страдания. В MD он, ну… просто делает свою работу. Что эта игра может противопоставить жуткому замыслу, обернувшемуся трагедией планетарного масштаба? Одного-единственного полноценного «босса», идейного бомбиста, угрожающего здесь и сейчас погубить несколько сотен невинных людей.

MD измельчала, сбилась на типичную историю про суперагента и террористов – сюда даже грузинскую мафию приплели, и экстремиста из Украины, удивительно, что в заголовке игры нет вполне логичной приписки «Tom Clancy’s». Эта утомительная и откровенно слабая история начинается практически ничем, а заканчивается даже хуже – нет точки, нет ответов на главные вопросы . Действительно, а как отвечать на эти по-настоящему главные вопросы , если у нас впереди еще должны произойти не только события оригинальной Deus Ex, с которой новая дилогия не особо и стыкуется, но и, очевидно, будущая игра Eidos Montreal? Никак. Пускаем по экрану финальные титры, обещаем приоткрыть завесу тайны в следующий раз, продолжение следует!


Проститутка не услышит звук падения тела бандита на землю. Не те аугментации покупала!

И если сценаристам положен строгий выговор, то дизайнеры вполне заслуживают похвалы. Сдержанной, не без оговорок, естественно, ведь и тут обошлось без откровений: если игра страдает от синдрома «второй части», то раковая опухоль боязни сделать что-то новое отмечается метастазами почти во всех ее элементах. Так, например, свободно исследовать можно лишь Прагу (и совсем чуть-чуть – одну сюжетную локацию), которая заметно больше ключевых зон HR, но явно меньше того, что мы могли бы ожидать от RPG 2016 года.

Ключевые принципы остались прежними: есть сюжетные задания, довольно продолжительные и весьма предсказуемые, но есть и дополнительные квесты, которые легко пропустить. Именно они делают Прагу такой интересной, ведь наряды полиции на улицах и эклектичная архитектура – смесь узнаваемой восточноевропейской столицы с типичным «городом будущего» – напоминают Сити 17, в котором в поисках приключений можно исследовать почти каждый уголок, забраться во многие здания, завести новые знакомства!


XXI век, люди все еще не желают избавляться от компромата на самих себя.

Будь то поиски лаборатории по производству наркотиков или расследование серии зверских убийств, MD никогда не забывает про основополагающие принципы Deus Ex: нелинейность и свобода выбора. Авторы отчасти правильно отреагировали на критику HR: абсолютно любое поручение можно пройти, пользуясь лишь нелетальным оружием. Даже схватка с финальным боссом не обязана заканчиваться чьей-то смертью. И этот по-настоящему ролевой подход – это главное, за что следует ценить MD. Хотя она ничем не удивляет и потчует нас сомнительной историей, ее свобода выбора стоит очень многого.

Обходные пути, ветхие стены, вентиляционные каналы, в которых без проблем помещается здоровый мужик со снайперской винтовкой – такого (да и не только такого!) добра тут полно. Впрочем, обилием опций заретушировать неизменно слабый ИИ не получается. Враги не замечают пропажу своих коллег, их часто не удивляет открывшаяся дверь, они, в конечном счете, по-прежнему близоруки и туговаты на оба уха. MD предлагает широчайший набор способов борьбы с противниками, но сами противники такой чести не заслуживают. Обидно!


Уговариваем собеседницу. Лучше внимательно следить за табличкой слева, а не прислушиваться к ее словам: фразы можно толковать по-разному, а табличка... табличка не врет!

Другое дело, что восприятие современных Deus Ex сильно зависит от вашего стиля игры. Конкретно в MD авторы приняли крайне спорное решение: они позволили собирать детали (и разбирать ради них разные предметы), из которых можно мастерить одноразовые предметы вроде батарей для подзарядки Дженсена и устройств для взлома замков и прочих устройств. Что это значит? Если раньше игра поощряла изучение каждого уголка мира и щедро награждала тех, кто предпочитает расправляться с врагами тихо и бескровно, то теперь «манчкинам» станет намного тяжелее не собирать почти весь мусор, попадающийся им на пути.

Потому что каждый противник, каждый автомат – это источник драгоценных запчастей! Разбор нескольких пистолетов ради одного взламывающего устройства – отличный размен. Если внимательно зачищать каждую доступную карту, то инвентарь будет ломиться от десятков единиц «взломщиков» и батареек, позволяющих обежать по периметру самый крупный район Праги, не выходя из невидимости! Оно того стоит хотя бы потому, что разработчики вложили много сил в создание правдоподобного мира. Радует обилие мелочей: в сравнении с HR, в MD заметно больше интересных предметов, да и просто деталей интерьера.


Адам, господи. Что ты тут забыл, Адам?

Верно и обратное: недостаток ресурсов превращает MD в достаточно интересное и относительно сложное испытание. Что отчасти подтверждается отдельной «сюжетной» миссией, которая, вероятно, зачем-то (зачем?!) была вырезана из самой игры и предлагается для прохождения в специальном пункте главного меню. Новые возможности – это прекрасно, но новинка ощущается намного проще своей предшественницы.

Что характерно, свежие аугментации никто не навязывает: игра прекрасно проходится с помощью проверенных временем фокусов Дженсена. Невидимость, рентгеновское зрение, бесшумность, дробовик… Трюки вроде крепкой «брони» имеются, но обойтись можно и без них. Хочется снова HR, но чтоб в новых декорациях, с современной графикой и бестолковым сценарием? Пожалуйста, пожалуйста! Привычные умения Адама слишком полезны, чтобы тратить драгоценные баллы прокачки на новые способности.


Отражения – это отдельный разговор. Помните, как в Deus Ex 2000 года выпуска NPC отражались в зеркальной поверхности пола? А вот здесь у нас 2016 год...

Если абстрагироваться от силового варианта решения всех проблем, суть Deus Ex осталась неизменна: прячемся за углом, ждем патрульного, давим нужную кнопку и Дженсен эффектно лупит врага, одновременно отбрасывая его за ваше укрытие. Удобно! Если бы не такие мелочи, похорошевшая картинка, залитые солнечным светом улочки Праги (есть тут, само собой, и ее ночной «вариант») и чудовищно привлекательная возможность разобрать все винтовки в округе на полезные детальки, то MD трудно было бы назвать сиквелом.

Самый главный грех такой «второй части» в том, что ее и «второй частью» не назвать, это скорее большой аддон, обширное дополнение, которое во всем опирается на «основную» игру. В ней нет ничего впечатляющего, эта Deus Ex будто бы боится чем-то удивить, тут даже визит в бордель обставлен буднично и без изюминки. И без клубнички. В ней нет огонька, она движется по инерции, по инерции же предлагая набор развлечений из HR. Сам набор хорош, но в отрыве от таких абстрактных вещей, как история и мотивация героя его ценность заметно снижается. Да и пора бы уже внести серьезные правки в знакомую концепцию. Так, например, многочисленные устройства все еще содержат массу информации об обитателях этого мира. Когда они уже научатся удалять письма с паролями и компромат на самих себя? И чем больше мы тратим время на взлом неизвестно чьих квартир, тем сильнее сегментируется восприятие игры.


А Адам и не интересовался. Адаму вообще скучно. У Адама болит нога и он хочет домой.

Тут у нас монотонный, усыпляющий сюжет, на него работает целая толпа безликих NPC, у некоторых из них есть страшные секреты, но нам до них дела нет. Другим даже не дают времени раскрыться. Вот здесь у нас Прага, в ней полно вентканалов и открытых окон, так что на «зачистку» города уйдет не один час реального времени. Занятие бестолковое: я так до самого финала и не придумал, на что потратить огромные денежные накопления, да и по-настоящему ценные сведения попадаются далеко не всегда. А потом в ходе выполнения какого-нибудь квеста внезапно приходит понимание, что десять часов назад Адам совершенно случайно уже давно взломал все нужные замки.

А вообще вокруг притесняют аугментированных, очень притесняют. Смотрите, смотрите какая несправедливость! Поднимитесь не по той стороне лестницы – готовьтесь общаться с полицией. Не будущее, а настоящий фашизм! И в центре всего этого – Адам Дженсен. Бессмысленный и беспощадный.


Если хочется всех убить – не сдерживайте себя. Конечно, награду за пацифизм не получите, но свобода выбора в Mankind Divided присутствует. И это хорошо.

И ведь есть удачные находки. Резервация для аугментированных вполне заслуживала того, чтоб стать полноценной локацией, второй Прагой, а не обычной декорацией из нескольких коридоров и нескольких говорливых NPC. Управлять Дженсеном удобнее, хакерская мини-игра стала немного интереснее. Любителей скрытности уравняли в правах с фанатами шутеров. Но Deus Ex – не Call of Duty, тут нельзя нарисовать несколько карт и выдать их за новую игру. Чего стоят все эти улучшения и доработки, если двигателем всего этого оказался бездарный сценарий с апатичным главным героем?

Есть подозрение, что в Eidos Montreal уже и не помнят, как это так получилась, что HR пришлась по душе множеству игроков. Во вступительной миссии MD есть такой диалог (в локализованной версии, в оригинале он звучит иначе):

- …мистер?

Зови меня – Шепард.

А, был такой капитан.

Сделать эту отсылку более натужной, пожалуй, невозможно. Но вспоминаю я ее не из-за спорного перевода, нет: этот неуклюже переведенный диалог удивительно органично смотрится в (местами) крайне неуклюжей игре. Еще смешнее матерные вставки, которые зачастую звучат совершенно неуместно. И в этих незначительных мелочах – вся новая Deus Ex. У нее за плечами успешная HR, но если ту удерживала в рамках приличия лишь спекторовская Deus Ex, то MD оказалась зажата между двумя титанами. Ей нечего нам предложить сюжетно, а в плане содержания ей не стоит слишком сильно отличаться от предшественницы. Хотя, нет, почему? Вот же бестолковый, непонятно зачем нужный режим Breach.

Сорок с лишним часов. Сорок с лишним часов взлома электронных замков, ползанья по коллекторам, сбора всякого добра, чтения заметок, изучения достопримечательностей и убеждения в разговорах. Если лет через двадцать, когда память уничтожит воспоминания о мелких деталях, кто-то спросит, было ли это круто, без сомнений отвечу: да, вне всяких сомнений. Но сейчас ответ иной: у всего своя цена.

История Адама Дженсена продолжается день в день спустя пять лет после выхода Human Revolution. Но просил ли он об этом? Ответ в нашей рецензии на игру Deus Ex: Mankind Divided.

- Завернись в плащ и идем через майдан. Если кто-нибудь остановит, прикинемся солдатами.
- Хорошо. В случае чего скажу…
- Мы прикинемся глупыми солдатами!

Анджей Сапковский, «Крещение огнём».

Он никогда такого не выбирал

На самом деле, дать оценку продолжительности тяжелее всего. Поклонники сюжета и маскировочных аугментаций без проблем сдюжат игру часов за семь и справедливо затребуют добавки, и никто не сможет им возразить, поскольку любители обшаривать каждый подвал застрянут в Праге будущего часов на пятьдесят. Таким людям еще время на работу и сон где-то надо найти, не говоря уже об участии в дискуссиях.

По сравнению с предшественницей игра основательно изменила форму. Если провести параллели с геометрией, Human Revolution - это длинная прямая, пронизывающая два небольших прямоугольника, а Mankind Divided - огромный эллипс, из которого линия проходит к парочке объектов помельче, но потом возвращается обратно. Иными словами, большую часть времени вы проведете в режиме свободной игры.

Личные апартаменты Адама всегда были на удивление уютным местом.

А вот духом Deus Ex остался прежним. Как и раньше, у вас есть куча способов выполнить задание: напрямую или в обход, шумно или скрытно, с использованием летального или нелетального оружия. Приход нового поколения консолей позволил увеличить размеры уровней, из-за чего игра отчасти потеряла в сложности, ведь при наличии множества точек подхода к цели вы наверняка воспользуетесь самой удобной.

При этом в Mankind Divided есть куча условностей, которые напрягают, словно жаждущие сладостей муравьи, бесславно сгинувшие в чашечке горячего кофе: их можно проглотить и не заметить, но если присмотреться, зрелище это определенно не приведет в восторг. И самое досадное, что эти условности, как и муравьи, никогда не приходят поодиночке.

Благодаря долгим загрузкам, поездки на метро выглядят очень реалистичными.

Первым делом разработчики упразднили «лишние» концовки предшественницы, оставив за канон, казалось, наименее логичную из них. Во время происшествия на Панхее в 2027 году, толерантно названного Инцидентом, когда по вине одного безумца все аугментированные с обновленной «прошивкой» стали одержимыми, Дженсен уничтожил станцию вместе с её обитателями, решив, что это на благо человечества.

Но сам Адам в тот день не умер. Его тело выловили спасатели, затем был длительный курс реабилитации в клинике на Аляске. За это время социальное расслоение общества на «аугов» и «чистых» достигло точки кипения: выжившие после трагедии люди с имплантами преследовались властями и всячески угнетались, а большую их часть насильно переселили в специальное гетто под названием Город Големов.

Газеты в Deus Ex всегда было интересно читать, а в Mankind Divided появилось еще и подпольное издание, рубящее правду-матку.

Теперь бывший шеф службы безопасности уже обанкротившейся «Шариф Индастриз» работает на Интерпол, не оставляя попыток пресечь деятельность тайной ложи, вершащей судьбы мира. И, вы знаете, даже если бы мне хотелось испортить вам удовольствие от здешнего повествования, это едва ли стало возможным, поскольку ничего шокирующего сценаристы Mankind Divided нам так и не покажут.

В эпицентре Human Revolution была личная драма Адама Дженсена - человека, потерявшего всё: друзей, близких, даже собственное тело. Это запоминающаяся история с рядом красивых, волевых моментов. И на её фоне продолжение выглядит на удивление бледным: как Pre-Sequel для Borderlands, где сюжетная линия хоть и ладно подана, но уж точно не выглядит «обязательной к ознакомлению».

Дизайн Steam Controller, похоже, оказался успешным, если подобные устройства пользуются популярностью и в 2029 году.

Сказывается нехватка запоминающихся персонажей. Из старой гвардии нам встретятся только Дэвид Шариф и Элиза Кассан, да и те в эпизодах. Новички же представлены классическими типажами и привлекают внимание ровно в те моменты, когда крупным планом попадают в кадр. Если в свое время вас утомили язвительные шуточки Фрэнка Притчарда, то сейчас, даю слово, вы будете по ним скучать.

Скверное впечатление произвела локализация. На то, что часть горожан и полицейских изъясняются на чистом чешском, еще можно закрыть глаза, но отсутствие субтитров к большей части внесюжетных диалогов - уже перебор. Во вступительном ролике-предыстории бросаются в глаза неправильные ударения, а синхронизация с губами, как и в прошлой части, оставляет желать лучшего.

В какой-то момент думаешь, что игра уже ничем не может удивить. А потом встречаешь Альберта Вескера…

Искать-собирать

Есть две причины сыграть в Mankind Divided - это с маниакальной дотошностью проработанные декорации и интересные побочные задания. Прага 2029 года канадским разработчикам удалась на славу: в вашем распоряжении окажутся два крупных района города, разделенных веткой метро, и уже после краткого пролога вы сможете почти без ограничений удовлетворять свою жажду исследования и взлома.

Вламываться в чужие квартиры и находить секретные проходы интересно не только с целью поживы: у каждого места здесь своя легенда, которую интересно изучить. Напротив вашего убежища, например, поселился адепт церкви Бога-Машины, о чем свидетельствует куча свечей и тотем на стене, а этажом ниже обитает любительница кошек: её пути с Дженсеном еще могут сойтись в ходе одного из побочных заданий.

Порой вламываешься в очередную каморку и думаешь «что, черт подери, здесь произошло?»

Столицу Чехии суждено посетить трижды, и каждый раз город будет выглядеть иначе. Сперва он поприветствует вас дневным светом и относительно мирной обстановкой, чем сильно напомнит мегаполис из Half-Life, затем заиграет ночными огоньками, приглашая посетить увеселительные заведения, которые днем закрыты. По ходу прохождения изменятся и некоторые локации: так, в банк гораздо легче пробраться ночью, когда здание покинет охрана.

Увы, нынешняя работа Адама не предусматривает частые поездки в разные уголки земного шара. Если говорить о местах с относительной свободой передвижения, помимо Праги мы посетим уже упомянутый Город Големов, по компоновке напоминающий уменьшенную копию нижних уровней Хэнша. Остальные зоны слишком компактные, да и тех всего парочка: уровней, созданных специально «под стелс», в игре очень мало.

Прага выглядит типичным футуристичным городом Восточной Европы. Сменили бы название на Будапешт или Варшаву, никто бы и не заподозрил подвох.

Поначалу кажется, что Deus Ex растеряла былой шарм, но атмосфера киберпанка здесь настолько густая, что можно заметить трассеры от выстрелов. Погружению в мир антиутопии способствуют второстепенные миссии, где авторы сумели поднять важные для этой вселенной темы: угнетение «аугов», проблема искусственного интеллекта, эксперименты по пересадке памяти. Чаще всего вам так или иначе придется что-то искать или вырубать врагов, но с точки зрения подачи все поручения прописаны великолепно.

Побочные задания радуют еще и нелинейностью - почти все заканчиваются моральной дилеммой, и не везде есть очевидное решение, ведущее к хеппи-энду. Жаль, ничего такого не предлагает основной сюжет: считанные разы вам позволяют что-то выбрать, и еще меньше у этого есть какие-то последствия. Крупная развилка всего одна, да и та вообще не влияет на концовку, а завязана на судьбе парочки героев.

Разговор по местной «аське» от лица другого человека - разве может Deus Ex предложить что-либо круче?

Арсенал Дженсена почти не изменился. На первой же вылазке вы получите привычный шокер или винтовку с усыпляющими дротиками, правда, последнюю применять толком и негде: всегда можно подойти на расстояние удара кулака, да и открытыми пространствами игра небогата. Отыгрывать бойца - по-прежнему занятие на любителя: слишком топорно устроена стрельба, чтобы разглядеть здесь хороший шутер.

По схожей причине оказываются не у дел почти все новые аугментации. Защитный панцирь, замедление времени, наноклинок и рывок Икара больше подходят для «плохого парня», а не «пафициста», так что, скорее всего, вы будете довольствоваться удаленным взломом и уже проверенными в Human Revolution модификациями. Благо, теперь почти вначале вам дается сразу девять «праксисов» для раскачки.

Пожалуй, это лучший кадр для оценки уровня детализации текстур в игре.

За время реабилитации Дженсена обучили рукоделию, так что теперь на уровнях повсеместно встречаются универсальные детали, конвертируемые в основы для мин, клеточные батареи источники энергии и лечилки. Ими же прокачивается оружие, хоть для тихого прохождения это и ни к чему. Лишнее снаряжение традиционно сплавляется торговцам, хотя деньги здесь нужны разве что силовикам из-за вечной недостачи патронов - остальные ограничатся покупкой трех пакетов «праксис» у барыги из начальной зоны.

Изменился принцип работы батареек. Если раньше при использовании затратных аугментаций вроде невидимости регенерировал единственный «кубик» аккумулятора, то теперь при каждой её активации предельная емкость шкалы энергии уменьшается всего на 10%, а остальное восстанавливается, что позволяет чаще пользоваться навыками. А вот дурацкая фишка с расходом ресурсов при оглушении никуда не делась.

Иногда торговцы Праги предлагают купить у них удивительные и загадочные вещи.

От ролевых элементов серию избавили окончательно. В Mankind Divided Адам реже обращается к силе убеждения, да и подтекст разговорных баталий часто напоминает ситуации из Human Revolution (убедить врага в неправоте, отговорить от самоубийства). Зато система укрытий стала нагляднее: при желании вы можете играть в Deus Ex, почти как в тактику XCOM , поскольку отныне персонаж не нелепо перекатывается, а совершает перебежки, причем рывок задается к любому месту в пределах видимости.

Не могу напоследок не упомянуть музыку. После, без преувеличения, эпичного саундтрека из предыдущей игры, мелодии из новой части не запоминаются вообще ничем, хотя за них по-прежнему отвечал Майкл Макканн. В качестве фона они воспринимаются сносно, но слушать отдельно вы их вряд ли захотите.

Противники замечают героя на больших расстояниях, а вот с периферическим зрением и слухом у них проблемы.

Не слишком горячо

Новое творение Square Enix не избежало практики (как правило, грустной) внедрения заочных соревновательных элементов, читайте, никому не нужных режимов. В Rise of Tomb Raider были «Экспедиции», предлагающие пройти сюжетные главы на очки и с модификаторами, в Hitman - «Контракты», где мы выслеживали и убивали случайных целей. Знакомьтесь, младший сын, имя его - Breach.

Если вкратце, вы играете за безымянного хакера, представляющего группу риперов жнецов, цель которых - выудить грязные секреты корпораций. Здесь даже есть немного сюжета, но не надейтесь узнать что-то значимое: полученные сведения лишь дополнят картину мира, не более того.

Каждая карта в Breach - своего рода головоломка, ведь нужно не только найти указанные предметы, но и понять, как до них добраться.

Внешне режим Breach напоминает недавний новаторский проект Superhot : вы управляете трехмерным аватаром внутри нейронной сети, выполняя задания на очки и время. Чаще всего цель: найти и скачать данные, но иногда вас просят устранить всех врагов, собрать фрагменты или расправиться с «боссом». Играется всё, как и полноценная игра: стрельба, укрытия, прятки и взлом в наличии.

Успех поощряется кредитами и опытом. По мере прокачки получаете пакеты «праксис» (аугментации аватара почти идентичны Дженсену, только стоят дороже), а за деньги покупаются наборы со случайным содержимым различной степени ценности. В число последнего входит оружие, патроны, а также модификаторы, позволяющие на одну попытку удвоить здоровье или увеличить наносимый урон.

Удаленный взлом - неотъемлемая часть игрового процесса в нейронной сети. Без него не обойдется почти ни один уровень.

Новые задания выбираются на карте, напоминающей реестр на сервере. Иногда в открываемых папках попадаются бесплатные наборы со всяким добром, а еще встречаются цепочки расследований, где вам предстоит докопаться до истины в каком-то загадочном происшествии. Подзадоривают вызовы, предлагающие побить означенный счет или пройти уровень за рекордное время, но количество попыток ограничено.

Вся эта затея вряд ли выстрелит, поскольку, будем честны, заочные соревнования мало кому вообще интересны, тем более в Deus Ex, где всегда на первых ролях были атмосфера и отыгрыш, поэтому в Breach стоит заглянуть сугубо ради ознакомления, а программа «максимум» - пройти все карты ради достижений. Пытаться завершить всё на 100% и бить рекорды - удовольствие сомнительное и бесперспективное.

Беда наборов снаряжения не в том, что ценные предметы встречаются в них редко, а в том, что копить на самый престижный комплект вы будете несколько часов.

Пять отвратительных решений Square Enix, которые могли погубить игру

Одноразовые бонусы за предзаказ. «Предвыборная» кампания игры закончилась небольшим, но неприятным скандалом . Оказалось, что часть бонусов версии «первого дня» можно использовать только раз, в одно прохождение. Всё бы ничего, получил подарки и сохранил игру в отдельную ячейку, затем возвращайся к ней когда угодно, но в Mankind Divided не все сложности доступны изначально, а на последней доступна одна жизнь: после смерти сохранения удаляются. Ха-ха? Издатель считает, что это и правда смешно.

Микротранзакции. Кривя душой, могу согласиться, что продажа внутриигровой валюты для режима Breach - это нормально, ведь даже в признанной идеальной GTA V продаются чемоданчики вечнозеленых для сетевой игры. Но как низко нужно пасть, чтобы додуматься сдирать деньги за дополнительные пакеты «праксис», такие же одноразовые, что и за предзаказ? Вот уж действительно, I never asked for this.

«Читы» в сезонном абонементе. Первые три пункта - это уже triple kill здравого смысла. Большая часть внушительного перечня составляющих сезонного пропуска - расходники, некоторые вообще бесполезные, поскольку нехватки ресурсов в Mankind Divided не наблюдается. И в этом вопросе я резко против мнения «не хочешь - не покупай». Игры за $90 стали нормой, дополнения для каждого крупного проекта - уже стандарт, поэтому игроки вправе настаивать, чтобы за треть стоимости продукта им не впаривали хлам.

Бестолковое мобильное приложение. Один из предметов коллекционирования в новой части Deus Ex - треугольные коды, которые можно сканировать смартфоном, получая за это дополнительные материалы вроде концепт-арта или фото разработчиков. Но не на всех платформах есть это приложение, да и был ли смысл переусложнить доступ к данным, когда многие разработчики прямо в меню предоставляют то же самое? Еще одна особенность Deus Ex Universe - показ статистики игрока, и если отсутствие картинок - это пустяки, то сведения о количестве убийств и поднятых тревогах просто обязаны быть в игре.

Дополнительные главы - не часть основной игры. История с The Missing Link для Human Revolution, ставшим полноценным приложением, видимо, ничему Square Enix не научила. Вот и сейчас издатель пытается подать дополнительные главы обособленными фрагментами, не связанными с основной кампанией. Так сделали с бонусной миссией за предзаказ, и так будет с двумя дополнениями из Season Pass. Недостатки этой схемы налицо: в DLC вы прокачиваетесь отдельно, снаряжение добываете с нуля, прогресс заданий и собирательства никуда не переходит. Такая попытка продать еще больше «праксисов» за «реал»?

Заключение

Несмотря на то, что почти по всем аспектам Mankind Divided оказалась слабее предшественницы и ожиданий по большей части не оправдала, трудно найти нечто подобное с таким же сильным вовлечением в игровой процесс. Вы посетуете на скучный сюжет, огрехи в балансе, местами скверную оптимизацию, хоть игра и бодро бегает на устаревших конфигурациях, но все равно несколько дней просидите за ней до утра.

Этой части очень не хватает ярких моментов: она ровная от начала и до конца, не вызывает сильных эмоций и переживаний. На ранних этапах разработки проект часто сравнивался с Splinter Cell: Double Agent , но в итоге разговоры о двойной игре как-то замяли. Надежда на эффектную развязку в заключительной части трилогии о Дженсене, ведь если судить по вставке после титров, то как минимум еще одна игра определенно будет.

Вердикт: консервативное и очень осторожное продолжение одной из лучших стелс-серий в тематике киберпанка. Все еще высочайший уровень исполнения, но недостатков в этот раз больше.

Оценка: 8.7 («Отлично»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Deus Ex: Mankind Divided – тестирование производительности
    Сводное тестирование шестнадцати видеокарт и двенадцати процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

В то время как наш угрюмый протагонист Адам Дженсен, напичканный механическими имплантатами, способен становиться невидимым, проламывать собой стены и взламывать сверхсекретные компьютеры, большая часть его современников в этом высокотехнологичном будущем довольствуется лишь продвинутыми протезами, вроде кибернетической замены отсутствующей конечности или глаза. Но обыватели не видят между ними разницы, для них все аугметированные люди опасны в равной степени.

Эта паранойя родилась после Инцидента, события, во время которого аугметированные люди по всему миру сошли с ума, убивая направо и налево. Погибли миллионы. Истинную причину этой катастрофы раскрывает предыдущая игра, Human Revolution, либо вы можете посмотреть двенадцатиминутное видео, в котором упомянуты все детали произошедшего. Mankind Divided стала прямым продолжением истории, разворачивающимся через два года после трагических событий.

Аугметики теперь личности второго сорта , им досаждает полиция, каждое их действие принимается с подозрением, а жить им приходится в трущобах. Так уж вышло, что Прага, новый дом Дженсена, стала центром движения против аугметиков. Странное место для такого, как он, но что делать: здесь расположен штаб его нынешнего работодателя, Оперативной Группы 29 (Task Force 29).

Прага – единственный крупный город-хаб в игре, что несколько разочаровывает. Я все ждал, когда же Дженсен отправится в следующий, но этого так и не случилось. Однако, сосредоточившись на одной локации, художники сумели выдать просто невероятное количество деталей. Улицы пестрят обилием голографических рекламных щитов, жужжащих полицейских дронов, странных скульптур и потрясающих технологий будущего. Впечатляющее густонаселенное и тщательно вылизанное дизайнерами место, в сравнении с которым города из Human Revolution выглядят как безжизненные открытки.

Разумеется, большую часть времени я провел на улицах, а не рассматривая внутреннее убранство баров и магазинов, которые выглядят более-менее одинаково, за исключением некоторых локаций, вроде клуба «Красная Королева» (Red Queen). И узкие, свободные от транспорта улочки Праги не создают впечатления урбанистической суеты. Да, это лучший на сегодня город в Deus Ex, но ему все же чего-то не хватает. К счастью, модели персонажей были весьма прилично улучшены. Манекены с мертвым взглядом из прошлой игры стали лишь туманным воспоминанием, но разница между обычными жителями и тщательно проработанными главными персонажами, тем не менее, сохранилась.

Пражская полиция, хоть и способная доставить определенные неприятности, настоящей проблемой так и не становится. Например, при попытке войти в метро через вход для натуралов или встретив патруль не в том вагоне, Дженсен всего лишь отделается сценкой предъявления документов. Но на все совершенные им преступления стражи порядка среагируют в соответствии с законом. У меня был очень странный момент, когда я оглушил тазером грабящего магазин парня, будучи в полной уверенности, что совершаю доброе дело. Но меня приметил коп, а несколько секунд спустя по моим следам мчался жаждущий крови полицейский отряд. Вот такой причудливый ИИ.

Для сохранения динамики Прага по ходу игры несколько раз меняет свой облик. Дженсен отправляется на задание, возвращается домой и обнаруживает новый виток изменений. В первом акте вы видите город при дневном свете, а позже доведется побродить и по ночной Праге, что позволяет взглянуть на него с другой стороны, освежает впечатления. Становятся доступными новые районы, появляются новые задания. И все же очень хотелось бы побывать в других городах мира. Возможно, у разработчиков не было достаточно времени или ресурсов для создания еще хотя бы одной столь детальной локации, как Прага. Что, впрочем, вполне понятно.

Дженсен на скорую руку наносит визит в Голем-сити, гетто для аугметиков, выстроенное на окраине чешской столицы. Вдохновленный печально известным городом-крепостью Коулун, Голем-сити стал одним из моих самых любимых мест в серии Deus Ex, жаль только, что его не сделали более-менее крупным хабом. Я надеялся, что он будет намного больше, и я проведу там приличное количество времени, но трущобы стали лишь введением к основным сюжетным заданиям. И даже с учетом этого Голем-сити – впечатляющий пример сотворения виртуальных миров, убедительно демонстрирующий тяжесть и безнадежность существования аугметиков в этом мрачном будущем.

Понравился мне и штаб Оперативной Группы 29, местного аналога UNATCO или «Шариф Индастриз», а еще напоминающий КТО из сериала «24 часа». Я потратил добрый час, пробираясь по вентиляции в кабинеты сотрудников, чтобы почитать их почту, украсть кредиты или просто поболтать с ними. Но никто не предупреждал меня, чтобы я не ходил в дамскую комнату. Что там случилось? Все согласно традициям серии. Бессмысленно, конечно, для Дженсена бродить по офису в поисках того, что плохо лежит, и ползать на брюхе по вентиляционным шахтам, но… черт! Это же Deus Ex! Творю, что хочу!

В Праге Дженсен пострадал при взрыве бомбы, и его имплантаты оказались повреждены. В свое время, еще до Инцидента, его бы отправили на ремонт в клинику LIMB, но в этом городе ее уже нет по вполне очевидным причинам. Бродя по городу, вы можете наткнуться на ее здание, заколоченное и разрисованное граффити. Поэтому он, в надежде на скорую починку, отправляется на встречу с новым союзником, Вацлавом Коллером, эксцентричным подпольным экспертом по аугметации. Добраться до него – и есть ваше первое серьезное испытание, поскольку лаборатория Вацлава, укрытая под книжной лавкой, кишит бандитами, которых нужно или убрать, или проскользнуть мимо незамеченным.

Во время ремонта в теле Дженсена обнаруживаются несколько новых имплантатов. Коллер активирует их, вручая вам в руки набор новых сверкающих игрушек. И он же производит сброс настроек, что предоставляет приличное количество очков Праксис, позволяющих перенастроить свои аугметации с нуля. Хорошая опция, потому как, помимо создания нового персонажа, при желании можно воссоздать и старого из Human Revolution. Опции переноса сохранения игры нет. И вот еще в чем подвох: для активации одной из этих новых аугметаций вам придется пожертвовать какой-нибудь из старых, иначе система Дженсена станет нестабильной. По крайней мере, пока вы не найдете определенный предмет на одном из необязательных заданий.

Всего новых имплантатов семь. Игроки, которые все трудности решают при помощи стрельбы, будут рады замедляющим время повышенным рефлексам, или кожному панцирю, усиливающему броню на несколько секунд. Но я, а, возможно, и вы, играю в Deus Ex совсем не так. Для фанатов стелса новое устройство взлома (взятое прямиком из Bioshock 2) просто маст-хев! Наводите прицел на камеру, рястяжку, мину, турель или дрона и всплывает небольшая мини-игра на время. Завершите ее и ваша цель будет дезактивирована на какое-то время.

«Икар» – это переработанное в стиле Deus Ex Мерцание из Dishonored, позволяющее переместиться к отдаленному объекту вроде балкона или открытого окна. Он не настолько удобен и отзывчив, как Мерцание, из-за того, что подыскать для него подходящую точку приземления бывает тяжеловато, но с ним Дженсен обретает гораздо большую мобильность и свободу передвижения. Я установил его на среднюю кнопку мыши и применял постоянно.

Остальное я оставлю вам для самостоятельного изучения. Главное, что в игре теперь огромное количество инструментов для поощрения вашего стиля игры, каким бы он ни был, что делает Адама эффективнее пресловутого швейцарского ножа. Но мне по-прежнему не нравится, как он ходит. В Human Revolution режим от первого лица всегда казался мне чуточку невесомым, и это же справедливо по отношению к новой игре. В некоторых местах приходится вспоминать навыки игры в платформеры, и эта невесомость слегка раздражает. И когда повисаешь на выступе, камера насильно сдвигается вперед, фокусируясь на руках персонажа, что дезориентирует.

Во время обучающего задания в Дубае Дженсен со своим отрядом попадает в засаду аугметированных наемников, носящих жуткие золотые маски. Это запускает маховик сюжета, и Адам вскоре обнаруживает себя вовлеченным в зловещий заговор с участием Иллюминати. Ну, а кто же еще? История главным образом разворачивается в Праге с парой остановок в других странах, которых я называть не буду. И, честно говоря, это самая слабая часть игры. Ни разу за всю кампанию я не чувствовал себя втянутым в сюжет, а к концовке понял, что так и не узнал ничего нового об Адаме как о персонаже.

Сценарий весьма противоречивый, забавных персонажей всего чуть-чуть (огромное удовольствие я получил, болтая с дерганым редактором местной анархической газеты, этаким Одиноким Стрелком), и куча проходных, включая антагониста, но полном серьезе заявляющего: «Мы с тобой не такие уж и разные». Мир перенасыщен отсылками к дискриминации и предрассудкам реального мира – от слоганов на постерах «Аугметики тоже люди» до фонтанчиков для питья с табличками «натуралы» и «аугметики». Сценаристы будто постоянно тычут в игрока пальцем, интересуясь: «Дошло? А это дошло?»

Да, до меня дошло. Я понял, что это научная фантастика, киберпанк, если быть точным, и она должна служить отражением нашего общества, являя нам его дефекты. Но Mankind Divided не говорит ничего интересного, его политические и социальные посылы находятся на зачаточном уровне. В нем нет никакого месседжа, кроме, пожалуй, «дискриминация - это плохо». Игра не срывает никаких покровов. И это просто позор, потому как вселенная Deus Ex это же исключительно благодатная почва для отличных сюжетов. Просто Eidos Montreal еще не знают, как их рассказать.

Но что игра упускает в глубине нарратива, она с лихвой окупает просто потрясающим левел-дизайном. Лучшая сторона Mankind Divided проявляется как раз в этих огромных, интересных пространствах, до отказа забитых деталями, врагами и предметами, достойными того, чтобы их отыскали. В одном из заданий необходимо вломиться в сверхзащищенный банк, где я получил одни из самых ярких впечатлений, что я испытывал в жанре FPS. Куда ни бросишь взгляд, повсюду турели, охранные роботы, пересекающиеся лучи мин-ловушек и патрулирующие охранники. Пробраться внутрь, выкрасть нужный предмет и уйти незамеченным – колоссальное удовольствие.

Ещё Mankind Divided подарила мне то, чего я так ждал от очередной игры серии – эксперименты с крутой аугметикой, манипулирование ИИ и различными системами. Ширина выбора путей для достижения цели впечатляет, и почти все они рассчитаны на применение имплантатов. Если у вас нет одного из них, всегда найдется способ пройти, используя какой-нибудь другой. И не волнуйтесь, разработчики выучили урок с боссами. За все свое прохождение я встретил лишь одного (возможно, их больше, что зависит от принятых решений), и мне удалось его одолеть Дженсеном, заточенным под стелс и вооруженным одним лишь оглушающим пистолетом.

Некоторые из самых драматичных заданий игры, разумеется, вы встретите по ходу основного сюжета, но есть и великолепные, во многих отношениях более интересные побочные миссии. Можно их пропустить, но опыт, который за них причитается (а это новые очки Праксис для разблокировки аугметаций) – бесценен. Некоторые из них крайне важны для большего понимания происходящего, включаю то задание, во время которого объясняется, откуда у Дженсена все эти экспериментальные имплантаты. Несколько другие преподносят ценную информацию относительно ключевых событий игры.

В одной из самых запоминающихся побочек Адаму пришлось пробраться в комплекс апартаментов, кишащий татуированными бандитами, вырубить одного из них и незамеченным унести его тело. Тест на навыки стелса игрока столь же изумительный, сколь абсурдный. Еще в одной миссии нужно помочь вышеупомянутому редактору найти материал для его антиправительственной газеты. Лично мне эти законченные истории в большинстве случаев показались более интересными, чем главная арка, к тому же, исход в них зависит от принятых решений. И иногда финал может быть очень мрачным.

На прохождение Mankind Divided, включая все побочные задания, которые я сумел найти (уверен, парочку я все же пропустил), у меня ушло менее тридцати часов. Приличная продолжительность, но финальная глава вышла какой-то торопливой, а сам сюжет показался мне внезапно оборванным. Глядя на бегущие по экрану титры, я думал: «И это все?» Мне хотелось большего. Посетить еще один город-хаб, ограбить еще один банк, выполнить еще кучу заданий. Но, видимо, придется ждать следующую игру. Хотелось бы еще больше явных отсылок к оригинальному Deus Ex, но и без этого игра ощущается как далекий приквел.

Mankind Divided получился отличным immersive sim’ом с лучшим левел-дизайном в серии, удивительно богатым сеттингом и широким спектром аугметаций для всех стилей игры. Не хватило только крепкого сюжета, чтобы скрепить все это вместе. И, хотя разработчики основательно потрудились над Прагой, отсутствие второго крупного города стало для меня разочарованием.

Я был бы только рад, если бы уменьшение размеров самой Праги привело к появлению в игре еще одного уголка этого завораживающего футуристического общества. Оригинальный Deus Ex в свое время задал высокую планку, но Eidos Montreal подобрались к ней вплотную, выстроенный ими мир превосходен, он лишь нуждается в хорошем сценарии.

Прекрасная игра с отточенным дизайном в великолепном городе будущего, но слабый сюжет несколько портит впечатление.