• История Средних веков, 6 класс
Работаем по плану:
  • Рыцарская литература.
  • Городская литература.
  • Данте.
  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
Рыцарская литература .
  • В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами
Рыцарская литература:
  • Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и привлекательность.
Рыцарская литература:
  • В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне (« моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.
Рыцарская литература
  • В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами или миннезингерами (певцы любви)
Рыцарская литература:
  • В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды о короле Артуре, о Тристане и Изольде.
Городская литература
  • В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.
Городская литература
  • С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали по городам в поисках новых преподавателей.
  • вагант
Городская литература:
  • Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон; музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы
Данте:
  • Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.
Данте:
  • В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»
Данте:
  • В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.
Данте:
  • В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.
Данте:
  • В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.
Архитектура:
  • Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки.
  • Романский стиль
Архитектура:
  • Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершавшаяся пирамидой.
Архитектура:
  • С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических.
Архитектура:
  • Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
Архитектура:
  • Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - все создает впечатле-ние стремительного порыва ввысь.
Скульптура:
  • Стр. 224-226
Живопись:
  • Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи - картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
Живопись:
  • Большим достижением живописи была книжная миниатюра . Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.
Живопись:
  • Самый прославленный образец миниатюры - «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Домашнее задание:
  • Параграф 28, вопросы, 8 или 9 - письменно
Автор шаблона: Татарников Виталий Викторович учитель физики МОУ СОШ №20 п. Баранчинский, г. Кушва, Свердловской обл.http://pedsovet.su/ - Рисунок для фона http://17986.globalmarket.com.ua/data/530378_3.jpg - http://prosto-life.ru/prostyie-istorii/o-svyataya-prostota - картинки: - http://images.rambler.ru/search?query=%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8B -http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200701305
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверская область

Слайд 2

Работаем по плану:

  • Рыцарская литература.
  • Городская литература.
  • Данте.
  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Слайд 3

    Рыцарская литература

    В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами

    Слайд 4

    Рыцарская литература:

    Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и привлекательность.

    Слайд 5

    В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне (« моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.

    Слайд 6

    Рыцарская литература

    В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами или миннезингерами (певцы любви)

    Слайд 7

    Рыцарская литература:

    В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды о короле Артуре, о Тристане и Изольде.

    Слайд 8

    Городская литература

    В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.

    Слайд 9

    С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали по городам в поисках новых преподавателей.

    Слайд 10

    Городская литература:

    Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон; музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы

    Слайд 11

    Данте:

    Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.

    Слайд 12

    В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»

    Слайд 13

    В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.

    Слайд 14

    В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.

    Слайд 15

    В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.

    Слайд 16

    Архитектура:

    Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки.

    Романский стиль

    Слайд 17

    Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершавшаяся пирамидой.

    Слайд 18

    С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических.

    Слайд 19

    Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо­ких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

    Слайд 20

    Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - все создает впечатле­ние стремительного порыва ввысь.

    Слайд 21

    Скульптура:

  • Слайд 22

    Живопись:

    Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи - картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

  • Слайд 23

    Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.

    Посмотреть все слайды
  • МАОУ СОШ №81

    Слайд 2

    Средневековая литература - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними произведениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.

    Слайд 3

    Средневековые жанрыЖанровое деление латинской литературы в целом воспроизводит античное. В «вернакулярных» литературах, напротив, идет бурный процесс жанрообразования.Стих и прозаПоявление письменной прозы ознаменовало глубокий сдвиг в традициях. Этот сдвиг можно считать границей между архаической эпохой и Новым временем.До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

    Слайд 4

    Средневековая поэзияВ лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери, крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики. Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера, а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Куртуазная поэзия, как и всякое литературное направление, имеет свои жанры. Как правило, их разделяют на несколько групп: песни о крестовых походах – альба, баллада, романс, пасторела; ткацкие песни – кансона, сирвента; песни о неудачном замужестве – тенсона, плач. Теперь подробнее об этих жанрах:Альба – 1) Утренняя поэзия трубадуров. 2) Утренняя заря. 3) строфическая песня, описывающая расставание влюблённых утром, после тайного свидания. Часто А. принимает форму диалога.Пасторела – 1) В лирике трубадуров диалог рыцаря и пастушки. 2) лирическая песня изображающая встречу рыцаря и пастушки и их спор. Чаще всего П. представляет собой стихотворный диалог, которому предписано небольшое введение, описывающее встречу.Кансона – 1) Песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы, соединяющие части стихи разной длины.Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая политические или общественные темы, а также часто содержащие выпады поэтов против своих врагов. Тенсона – спор, разделённая игра, раздел, стихотворный спор двух поэтов, представляющий собой диспут на любовные, поэтические или философские темы.Плач – очень близок к сирвенте, выражает печаль поэта по поводу смерти важного сеньора или близкого человека. Баллада – первоначально в провансальской поэзии, небольшая незамысловатая песенка с рефреном для сопровождения танцев. Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа обычно любовной тематики.

    Слайд 8

    Омар Хайям – сочетание науки и искусства Годами жизни обладавшего поразительной мудростью и невероятным складом ума Омара Хайяма, называют промежуток времени от 18 мая 1048 г. до 04 декабря 1131 г. н. э. Родился великий поэт в небольшом городке Нишапур, расположенном в местечке Хорасан (теперешняя провинция Ирана). Помимо написания великолепных стихов, в которых Омар Хайям выступает как интересный собеседник, дающих житейские советы, поэт также был гениальным математиком, астрономом и философом своего времени. Однако на тот момент его труды не нашли практического применения, в результате чего его имя не связывают с какими-либо открытиями в данной сфере. Еще при жизни Омаром Хайямом была написана книга «Алгебра», и только значительно позже (в 19-ом веке), ученые-математики были удивлены тем, насколько точно определил поэт многие математические законы.

    Слайд 9

    Родоначальник поэзии эпохи Возрождения – Франческо Петрарка Великий поэт средневековья Франческо Петрарка был рожден 20 июля 1304 г. в одном из итальянских городов – Ареццо. Его отцом был флорентийский нотариус, изгнанный вместе с Алигьери в связи с приверженностью к партии «белых». Одно из великих произведений, написанных Петраркой – «Книга песен» – стала образцом европейской лирики. Главной отличительной чертой Франческо Петрарки были его способность любить и необходимость быть любимым. Помимо этого, Петрарка крайне дорожил дружбой. Вообще, современники отмечали, способность Петрарки чересчур близко воспринимать окружающую его действительность. О любви этого величайшего поэта к Лауре написано немало книг. Увидев ее впервые, Франческо Петрарка сразу же почувствовал непреодолимую тягу к ней. Впоследствии он пронес данное чувство сквозь всю свою жизнь. Пронесшаяся по Европе в 1348 году эпидемия чумы унесла жизнь возлюбленной Петрарки. Ее смерть поэт воспринял как крушение всей своей жизни

    Слайд 10

    Загадочный автор «Декамерона» – Джованни Боккаччо Появление на свет одного из всемирно известных итальянский писателей – Джованни Боккаччо, окутано завесой тайны. Датой его рождения считают 1313 год, датой смерти называют 1375. По одной версии Боккаччо был рожден в Париже, в результате случайных отношений между флорентийским купцом и знатной француженкой королевского происхождения. По другой версии местом его рождения называют Флоренцию или Чертальдо, где у его отца находилось собственное имение. Единственным точным фактом его рождения является то, что он был незаконнорожденным ребенком.

    Слайд 11

    Вечные споры о великом Франсуа Рабле Франсуа Рабле был рожден в 1494 году в маленьком городке Шиноне, что расположен в живописной долине реки Луары во Франции. О семье Рабле известно, что мать его умерла очень рано, а отец был землевладельцем и адвокатом (иные версии гласят, что отец Рабле был аптекарем или владел небольшим кабачком). В молодости Франсуа Рабле перепробовал несколько профессий. Он успел побывать и монахом, и священником, и даже врачом. Но истинное свое призвание Рабле видел в литературе. Соотечественники писателя относились к нему по-разному. Некоторые считали его непристойным и даже греховным. Но большинство все же сходилось во мнении, что Франсуа Рабле гениальный писатель, один из создателей мировой французской литературы.

    Слайд 12

    «Дон Кихот» своего времени – Мигель де Сервантес Сааведра Поэт и писатель с несчастливой судьбой – Мигель де Сервантес Сааведра появился на свет в 1547 г., в испанском городке, названным Алькала-де-Энарес. О раннем периоде жизни писателя мало что известно. На протяжении всего существования, Сервантес был крайне беден. Большую часть жизни он посвятил служению в армии, участвовал во многих военных компаниях и морских сражениях.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Литература раннего западного Средневековья

    • Рассказы о жизни святых - агиографии.
    • Энциклопедические, научные и историографические труды.
    • Мифология, героический эпос, сага.
  • Слайд 3

    Героический эпос

    Героический эпоскак целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место.

    Песни о богах и героях заменяли варварам историю.

    Самый древний - ирландский эпос.

    Слайд 4

    сага

    • Особая форма эпических сказаний --сагапоявилась в древней исландии.
    • Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать».
    • Складывали саги скандинавские поэтыIХ-ХII вв. - скальды.
    • Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах.
  • Слайд 5

    Эдды

    Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».

    • Старшая Эдда- это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.
    • Младшая Эдда- это пересказ древнегерманских мифов и сказаний.
  • Слайд 6

    Главный из богов - одноглазый Один, который первоначально был богом войны.

    Слайд 7

    Второй по значению - бог грозы и плодородия Тор.

  • Слайд 8

    Третий - зловредный бог Локи.

  • Слайд 9

    А самый значительный герой - богатырь Сигурд.

  • Слайд 10

    В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

    Слайд 11

    Ирландская Сага

    Саги получили распространение и в Ирландии - самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды (предсказатели).

    Слайд 12

    В саге «Беовульф» - героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.

    Слайд 13

    Слайд 14

    Литература Романской эпохи ХI-ХII вв.

    Основные жанры:

    • «ученая» церковная литература;
    • рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
  • Слайд 15

    Героический эпос

    В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.

    В основу событий героического эпоса, прославляющего богатырскую силу и подвиги главных героев, положены реальные исторические события, которые переплетаются с вымыслом.

    Слайд 16

    «Песнь о нибелунгах»

    Есть и реальное историческое лицо - грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.

    Слайд 17

    Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.

    Слайд 18

    Главный герой поэмы - нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.

    Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.

    Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.

    Слайд 19

    Куртуазная литература (от фр.- учтивый),

    Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.

    Слайд 20

    Литература Готического периода.

    Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.

    Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверовво Франции, миннезингеров в Германии.

    Слайд 21

    Трубадур

    Трубадур - вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.

    Слайд 22

    Труверы

    Труверы-французские - придворные поэты-певцы.

    Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.

    Слайд 23

    Миннезингеры

    Миннезингеры - немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен - простая и лаконичная - гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.

    Слайд 24

    Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе. Подразделялась на ­

    следующие жанры:

    • алъба- поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания;
    • пастурель - лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой;
    • сирвента- стихотворение на моральную и политическую тему;
    • тенсоны- стихотворные диспуты. (буквально “спор").
  • Слайд 25

    К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений?

    Встретил пастушку вчера я,

    Здесь у ограды блуждая.

    Бойкая, хоть и простая,

    Мне повстречалась девица.

    Шубка на ней меховая

    И кацавейка цветная

    Чепчик - от ветра прикрыться.

    Я не ворчун и не злослов,

    А наглецам бы не прощал.

    Господь, помимо всех даров,

    Рассудок человеку дал,

    Чтоб скромным быть. Но не таков

    Любой из золотых мешков:

    Из грязи в графы прет нахал, -

    Уже и замок отмахал!

    Короны есть, но нет голов,

    Чтоб под короной ум блистал.

    О славе дедовских гербов

    Маркиз иль князь радеть не стал.

    А у баронов при дворах

    Я бы от голода зачах:

    Хоть богатеет феодал,

    Пустеет пиршественный зал.

    Слайд 26

    Боярышник листвой в саду поник,

    Где дона с другом ловят каждый миг:

    Вот-вот рожка раздастся первый крик!

    Ах, если б ночь господь навеки дал,

    И милый мой меня не покидал,

    И страж забыл свой утренний сигнал...

    Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

    Бертран, пусть был бы выбор вам предложен:

    Отречься от изысканных утех

    Любви, забыв про прежний свой успех,

    Иль больше не вытаскивать из ножен

    Меча, притом что Дама-то как раз

    Лишь воина ценить и будет в Вас,

    Что предпочтете? Мой вопрос несложен

    На вид, но в нем всей жизни смысл заложен.

    Мой путь в любви, Сорель, был столь тревожен,Чинили дамы столько мне помех,Что я оставлю с радостью их всех;Мне кажется, ваш самый тезис ложен:Ведь от любви отказ - от мук отказ,Меж тем как список славных браней насУкрасит, и он может быть умножен;Иной ответ, пожалуй, невозможен.

    Слайд 27

    В конце XII в. поэтов занимали больше не лирические стихи, а полные всяких авантюр стихотворные поэмы - рыцарские романы. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура.

    Слайд 28

    Но самым популярным был роман о трагической любви - «Тристан и Изольда».

    Слайд 29

    Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в музыкальном творчестве Рихарда Вагнера, которого вдохновили сюжеты эпоса «Песнь о нибелунгах» и «Валькирии»

    Слайд 30

    Городская литература Готического периода.

    С развитием городов появились и новые формы литературных произведений.

    Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами:

    • во-первых - фаблио и шванки- реалистическими стихотворными новеллами;
    • во- вторых - лирикой вагантов- бродячих студентов, школяров, низшего духовенства,
    • в - третьих - народными сатирическими поэмами,
    • в – четвертых –баллады.
  • Слайд 31

    В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии - шванк,

    были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.

    (фаблио «О Буренке, поповской корове»).

    Слайд 32

    Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez - бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.

    Слайд 33

    Нищий студент

    Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина.

    Не для суетной тщеты, не для развлеченья - из-за горькой нищеты бросил я ученье.

    На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.

    В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.

    К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.

    Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.

    А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.

    Слайд 34

    Народные поэмы

    («Роман о Лисе»).

    В XII в. появляются народные поэмы,созданные на основе устного народного творчества - фольклора.

    Слайд 35

  • В какой стране возникла рыцарская поэзия?
  • Назовите жанры рыцарской поэзии.
  • Как называли поэтов во Франции и Германии?
  • Назовите жанры городской светской литературы в эпоху Готики.
  • Ответь на вопросы.

    Посмотреть все слайды






















    Данте: В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.




    Данте: В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.


    Архитектура: Романский храм массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. Романский стиль




    Архитектура: С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XIIXV веков получили позже название готических.


    Архитектура: Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо­ких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.


    Архитектура: Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен все создает впечатле­ние стремительного порыва ввысь.
    Живопись: Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.


    Живопись: Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.


    Живопись: Самый прославленный образец миниатюры «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков. -Автор шаблона:Татарников Виталий Викторович учитель физики МОУ СОШ 20 п. Баранчинский, г. Кушва, Свердловской обл. - Рисунок для фона jpg картинки: - 5%D1%80%D1%8B - Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверская область Prezentacii.com