Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Учебная программа По дополнительному образованию «визажист» Программа включает: Понятие макияжа. Обзор рынка декоративной косметики. Цели и задачи работы визажиста. Профессиональное оснащение: материалы и инструменты для работы визажиста. Знакомство с профессиональной декоративной косметикой. Технология макияжа. Последовательность нанесения косметических средств.

3 Введение Искусство визажа, являясь одним из видов художественно-прикладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Визаж один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды и т.д. В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области творчества. Изучение истории развития искусства визажа помогает глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, преемственность национальных традиций не только в макияже, но и самом образе жизни. Будучи частью мировой культуры, визаж является существенной характеристикой личности. Глядя на прическу, макияж, особенно в сочетании с костюмом можно судить о вкусе человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте, положению в обществе, достатке и т.д. В современном обществе с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок имидж человека и одна из его главных составляющих макияж - все чаще отождествляется с самим человеком. Изучение курса поможет обучающимся приобрести практические навыки, умение общаться, выразить себя в творчестве, установить гармоничные отношения с собой и миром, развить вкус. Ведущая идея программы: провести учеников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности, культура социального взаимодействия. Пояснительная записка. Настоящий сборник предназначен для профессиональной подготовки, обучения второй (смежной) профессии рабочих из числа высвобождаемых работников и незанятого населения по профессии «ВИЗАЖИСТ». Включены: квалификационная характеристика, учебный план, тематические планы. При переподготовке или получении второй профессии рабочими или специалистами со средним или высшим образованием сроки обучения могу быть сокращены за счет обучения (общеотраслевых предметов, спец. предмета, типовых тем). Обучение может осуществляться как групповым, так и индивидуальными методами.

4 Квалификационная характеристика составлена в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Учебная программа разработана с учетом знаний и трудовых умений обучающихся, имеющих общее среднее образование. При подготовке новых рабочих практическое обучение предусматривает в основе своей производственную практику на предприятии. К концу обучения каждый учащийся должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, требованиями и нормами, установленными на предприятии. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации и присвоения лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, при этом квалификационная работа проводиться за счет времени, отведенного на производственное обучение. По мере необходимости в программу можно вносить заменяя устаревший материал новым. дополнения, Количество часов, отводимое на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять при условии, что программы будут выполнены полностью по содержанию и общему количеству часов. Квалификационная характеристика профессии «Визажист» Визажист должен знать: 1.технологию выполнения работ по визажу; 2.санитарно-гигиенические нормы правила; 3.наименование и назначение применяемых инструментов, приспособлений; 4.правила держания рабочего инструмента, правила их хранения; 5.применяемые материалы и их свойства и назначения; 6.типы кож, способы ухода; 7.заболевания кожи; 8.способы оказания первой помощи при несчастных случаях; 9.нормы профессиональной этики;

5 Визажист должен уметь: 1.выполнить любую процедуру соблюдая все технологические требования и нормативы времени; 2.владеть приемами держания инструмента; 3.выполнять дезинфекцию инструмента; 4.выполнять ту или иную работу с учетом индивидуальных особенностей клиента; 5.работать с различными видами косметики и средствами по уходу за кожей лица.

6 Учебный план по профессии «Визажист» Категория слушателей: граждане с образовательным уровнем от основного общего образования (специальность получаемая вновь) Длительность обучения: 1 месяц (144 часа) Форма обучения:дневная, групповая (в отдельных случаях индивидуально) Режим занятий:-6 академических часов в день Недельная нагрузка: 36 часов Наименование дисциплин Всего часов Лекции Из них: Практические и семинарские занятия Форма контроля 1.Санитария и 6 6 Зачет гигиена 2.Деловая культура Зачет 3.Материаловедение Зачет 5.Технология выполнения макияжа 6.Специальный рисунок 7.Производственная практика (стажировка) 8. Итоговая аттестация: Экзамен Зачет Зачет Экзамен Всего: 144

7 Тематический план и программа предмета «Технология выполнение макияжа» тема часы Введение. Техника безопасности и правила пожарной безопасности. 1 Инструменты, приспособления. Приемы держания инструмента. 1 Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию. Уход за кожей. Массаж. 2 Основные средства для проведения макияжа. Последовательность выполнения макияжа. Пропорции лица. Подготовка лица к макияжу. 3 Тональная основа. Корректировка с помощью высветлителей и затемнителей. Варианты корректировки лица. 3 Оформление бровей, глаз,ресниц, губ. Нанесение румян. 6 Цветовые типы. Подбор декоративной косметики согласно цветотипов. 6 Изобразительные средства макияжа. Использование цветометрии при макияже. 6 Разновидности макияжа(дневной, вечерний, свадебный, возрастной). 6 Макияж усложненный (подиумный, конкурсный, образный) Экзамен (теория) 2 Итого 42

8 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ Ознакомление учащихся с профессией и ее историей, перспективой на рынке услуг. С требованиями к профессии, условиями работы, режимом работы. Ознакомление с режимом учебного процесса, правилами поведения в учебном классе, с рабочими местами. Ознакомить учащихся с правилами и нормами безопасности, причинами травматизма в учебном классе. Рассказать о правилах поведения при пожаре и мерах предосторожности. ТЕМА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИНСТРУМЕНТАМИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ. ПРИЕМЫ ДЕРЖАНИЯ ИНСТРУМЕНТА. Инструмент мастера по визажу. Назначение каждого инструмента, где применяется и как, дезинфекция и правила хранения. Санитарногигиенические требования к инструменту. Приспособления: пульверизаторы, мерные стаканы, мензурки, спонжи, шпатели, повязка для волос, пелерина, ватные палочки и ватные диски. Нормы расхода. Техника безопасности при работе с колюще режущими инструментами. Освоение приемов владения инструмента, правила одновременной работы нескольких инструментов, приемов держания ножниц, кистей, аппликаторов, карандашей и т.д.. ТЕМА 3. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ. УХОД ЗА КОЖЕЙ. МАССАЖ. Правила приема клиента, создание благоприятной обстановки для обслуживания клиента. Соблюдение санитарно- гигиенических норм при обслуживании клиента. Правильное использование декоративной косметики. Соблюдение последовательности при подготовительных работах перед выполнением макияжа. Правильное и умелое выполнение заключительных работ после оказания услуги. Сведения о показаниях и противопоказаниях массажа. Основные массажные движения. Препараты для выполнения массажа (косметические, народные средства).

9 ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАКИЯЖА. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАКИЯЖА. ПРОПОРЦИИ ЛИЦА. ПОДГОТОВКА ЛИЦА К МАКИЯЖУ. Приемы выполнения макияжа. Необходимый инструмент для каждого приема. Применение кистей и приспособлений для выполнения макияжа. Выполнять макияж с учетом индивидуальных особенностей клиента. Уметь подобрать необходимую форму макияжа учитывая тип лица. Уметь корректировать форму лица. Умело использовать современные технологии в работе. Уметь работать с рисунками, схемами макияжа. Последовательность в выполнении макияжа согласно инструкции, технологического процесса. Нормы времени для различной сложности макияжа. ТЕМА 5.ТОНАЛЬНАЯ ОСНОВА. КОРЕКТИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ВЫСВЕТЛИТЕЛЕЙ И ЗАТЕМНИТЕЛЕЙ. ВАРИАНТЫ КОРЕКТИРОВКИ ЛИЦА. Технология выполнения корректировки. Что такое тональная основа? Требования к препаратам для коррекции лица. Нормы расхода препарата. Необходимый инструмент и приспособления для нанесения тона и корректоров. Подготовительный этап: осмотр кожного покрова лица. Основной этап: нанесение основы и корректоров. Корректировка лица, согласно имеющихся форм. ТЕМА 6. ОФОРМЛЕНИЕ БРОВЕЙ, ГЛАЗ, РЕСНИЦ, ГУБ. НАНЕСЕНИЕ РУМЯН. Использование декоративной косметики для оформления бровей. Способы оформления бровей.схемы макияжа глаз. Парные цвета. Окантовка губ.способы нанесения румян. ТЕМА 7. ЦВЕТОВЫЕ ТИПЫ. ПОДБОР ДЕКОРАТИВНОЙ КОСМЕТИКИ СОГЛАСНО ЦВЕТОТИПОВ. Цветотипы весна, зима, осень и лето. Подбор декоративной косметики используя знания о цветотипах. ТЕМА 8. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАКИЯЖА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОМЕТРИИ ПРИ МАКИЯЖЕ. Основные понятия колористики. Цветовой круг Освальда. Правила применения в работе с декоративной косметикой. Группы декоративной косметики. Характеристика группы. Особенности каждой группы. Использование свойств цветов при выполнении макияжа

10 ТЕМА 9.РАЗНОВИДНОСТИ МАКИЯЖА (ДНЕВНОЙ, ВЕЧЕРНИЙ, СВАДЕБНЫЙ, ВОЗРАСТНОЙ). Чтение схем макияжа. Создание эскизов макияжа. Отработка разработанных схем. Учёт индивидуальных особенностей клиента. ТЕМА 10. МАКИЯЖ УСЛОЖНЕННЫЙ (ПОДИУМНЫЙ, КОНКУРСНЫЙ, ОБРАЗНЫЙ). Типы лица. Коррекция лица макияжем. Требования при создании сложного макияжа. Инструменты, приспособления при выполнении сложного макияжа. Чтение схем макияжа. Создание эскизов макияжа. Отработка разработанных схем. Учёт индивидуальных особенностей клиента.

11 Тематический план и программа производственного обучения. Тема Часы 1. Введение. Правила техники безопасности Аппаратура, инструменты, приспособления Подготовительные и заключительные работы. Массаж. Массажные движения. 1 Макияж. Приёмы держания инструмента. Определение пропорций и формы лица 1 5. Работа с корректорами Читка с листа Самостоятельная разработка схем макияжа. Изготовление эскизов Отработка техник визажа Разработка конкурсного макияжа Разработка образного макияжа Оказание услуг визажа Зачет. 6 Итого 52

12 ТЕМА 1. Инструкция по охране труда. Оснащение салона красоты. Санитарнотехническое оборудование. Рабочее место визажиста. Технические нормативы. ТЕМА 2. Инструменты и приспособления общая характеристика. Освоение приемов владения инструмента, правила одновременной работы нескольких инструментов, приемов держания ножниц, кистей, аппликаторов, карандашей и т.д.. ТЕМА 3. Отработка правил приема клиента, создание благоприятной обстановки для обслуживания клиента. Соблюдение санитарно- гигиенических норм при обслуживании клиента. Правильное использование декоративной косметики. Отработка последовательности при подготовительных работах перед выполнением макияжа. Правильное и умелое выполнение заключительных работ после оказания услуги. Сведения о показаниях и противопоказаниях массажа. Основные массажные движения. Препараты для выполнения массажа (косметические, народные средства Заключительные работы по окончанию оказанной услуги. Последовательность выполнения. ТЕМА 4. Отработка приемов выполнения макияжа. Применение кистей и приспособлений для выполнения макияжа. Отработка макияжа с учетом индивидуальных особенностей клиента. Подбор необходимой формы макияжа учитывая тип лица. Корректировка формы лица. Работа с рисунками, схемами макияжа. ТЕМА 5. Отработка технологии выполнения корректировки. Нормы расхода препарата. Отработка навыков Необходимых для использования инструментов и приспособлений для нанесения тона и корректоров. Подготовительный этап: осмотр кожного покрова лица. Основной этап: нанесение основы и корректоров. Корректировка лица, согласно имеющихся форм.

13 ТЕМА 6. Отработка навыков выполнения макияжа из журналов и пособий. Разбор его характеристик и выполнение алгоритма макияжа изображенного в журнале. ТЕМА 7. Выполнение на бумаге схем, и в цвете эскизов, по разработанной семе макияжей различной сложности. ТЕМА 8. Отработка изученных техник макияжа и приемов выполнения макияжей различной сложности. ТЕМА 9. Разработка самостоятельно конкурсного макияжа по технологии: «Схема, эскиз, макияж». Консультация с педагогом. Выполнение макияжа. ТЕМА 10. Разработка самостоятельно образного макияжа по технологии: «Схема, эскиз, макияж». Консультация с педагогом. Выполнение макияжа. ТЕМА 11. Оказание услуг визажиста. Повышение профессионального мастерства.

16 Тематический план и программа предмета «Деловая культура» Тема Часы 1 Психология делового общения. 2 2 Понятие о морали и этики. 1 3 Конфликтные ситуации. Стрессы. 1 4 Профессиональная адаптация. Зачет. 2 Итого 6 ТЕМА 1. Психология делового общения. Культура делового общения. Понятие о морали и этики. ТЕМА 2. Имидж визажиста. Этическая культура. Профессиональная этика работников сферы обслуживания. ТЕМА 3. Управление конфликтами и стрессами. Понятие о темпераменте и характере. ТЕМА 4. Профессиональная и социальная адаптация. Знание услуг и продукции.

17 Тематический план и программа предмета «Материаловедение» Тема Часы Введение. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства. Исходные материалы для производства парфюмернокосметических товаров Моющие средства Тональная основа, тени, пудра, губная помада Средства ухода за кожей лица.зачет. 2 итого 12 ТЕМА 1. Общие сведения о предмете. Понятие о парфюмерии, косметике, парфюмерно косметических средствах. ТЕМА 2. Исходные материалы для производства парфюмерно- косметических товаров. Характеристика сырья и полуфабрикатов, применяемых для производства косметических средств (нефтепродукты, жиры, воски и воскообразные вещества, желирующие вещества, биологически активные вещества, красящие вещества, душистые вещества, эмульгаторы, вода). ТЕМА 3. Ассортимент моющих материалов. Классификация и ассортимент мыла. ТЕМА 4. Классификация духов и одеколонов. Композиция, стойкость, оформление. Требования к качеству одеколонов, лосьонов. ТЕМА 5. Классификация средств по уходу за кожей лица. Лечебно-профилактические средства для кожи, их виды.

18 Тематический план и программа предмета «Специальный рисунок» тема часы Цель и задачи рисования. Материалы для рисования. Техника рисования начальные упражнения. Рисование геометрических фигур. Последовательность работы над рисунком. Техника штриховки. Рисование объемных фигур. Общие сведения о пропорциях головы. Приближенные черты лица. Рисунок гипсового глаза, уха, носа Рисование эскизов макияжа в цвете карандашами Зачет 2 итого 20 ТЕМА 1. Учебные задачи рисования для визажистов. Цель прикладного искусства в подготовке визажистов. Освоение техник рисования карандашами. Рисование плоских, геометрических фигур. ТЕМА 2. Изображение объемного пространства. Перспектива, композиция рисунка, понятие о светотени. Этапы последовательной работы над рисунком. Освоение различных техник штриховки. Рисование с натуры куба. Освоение приемов составления натюрморта из геометрических тел (призмы шара пирамиды). ТЕМА 3. Пропорции головы, замеры головы и частей лица. Освоение приемов рисования гипсовых глаза, уха, носа. ТЕМА 4. Основные приемы рисования эскизов макияжа карандашами. Сочетание цветов. Растяжка цвета. Растушевка.

19 Методические рекомендации и пособия по изучению курса 1) Профессиональная литература (указана в списке литературы). 2) Видеокассеты и диски с технологиями макияжа, конкурсов, дефиле. 3) Инструкция по технике безопасности. 4) Конспекты занятий по каждой теме, обозначенной в учебно-тематическом плане. 5) Методики выполнения макияжей с использованием новейших достижений науки и техники из материалов профессиональных журналов Долорес, Hair. 6) Профессиональная литература с описанием современных макияжей: журналы Долорес, Лиза, HAIR. 7) Журналы учета работы учебного центра в системе дополнительного образования для каждой группы слушателей. 8) Экзаменационные билеты по теории искусства визажа, экзаменационная ведомость. 9) Планы занятий по каждой теме, обозначенной в учебно-тематическом плане. 10) Журнал учета выданных свидетельств за окончание учебного курса.

20 Контрольные задания Для закрепления материала необходимо осуществлять контроль. Контроль в процессе обучения играет важную роль. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о промежуточных результатах. Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Участие в производительном труде порождает у учащихся потребность в знаниях, делает обучение более осознанным и осмысленным. Они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к действиям, к деятельности. Знания, применяемые на практике, конкретизируются, закрепляются. Учащиеся, применяя полученные знания на практике, осмысливают технологические процессы и способы труда, учатся их планировать, критически анализировать, разбираться во взаимосвязях различных трудовых процессов, овладевать основами экономики производства. Особенно актуальна связь теории и практики в современных условиях, когда в практику производства активно внедряются новая техника и технология. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности (целеполагание, планирование, контроль хода и результатов), благодаря чему обеспечиваются успехи учащихся в учебно-производственной деятельности. Не секрет, что начинать свой рабочий путь всегда сложно, и особенно это тяжело делать в незнакомом коллективе и незнакомой обстановке. Производственная практика в реально действующих парикмахерских позволяет решить эту проблему. В процессе производственной практики оценка знаний происходит не только преподавателем, но и персоналом парикмахерской, где проходит практику учащийся. По окончании практики слушателю выдается отзыв о прохождении им практики с оценкой его деятельности. Примеры контрольных заданий по темам программы. Материаловедение. Контрольные вопросы: 1.Какие кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства вы знаете. 2.Чем можно смягчить жесткую воду. 3.Какие виды декоративной косметики вы знаете.

21 4.По какому принципу происходит подбор косметики для клиента. 5.Что вы знаете о показателе ph. 6.Какае бывают тени. 7.От чего зависит выбор тональной основы. 8.Какие препараты для ухода за кожей лица вы знаете. 9. От чего зависит выбор губной помады. Деловая культура. Контрольные вопросы: 1.Из чего складывается понятие личности. 2. Из каких элементов складывается общение. 3.На чем основываются хорошие взаимоотношения между людьми. 4.Что такое профессиональная этика. 5.Как работать с трудным клиентом. 6.Какие качества необходимы для установления правильных отношений с клиентами. Санитария и гигиена. Контрольные вопросы: 1.Какие виды кожи вы знаете. 2.Из чего состоит структура кожи. 3. Что такое меланин. 4. Укажите признаки здоровой кожи. 5.Инфекционные заболевания кожи. 6. Неинфекционные заболевания кожи. 7. Санитарно- профилактические мероприятия в помещении парикмахерских. 8.Санитарно-гигиенические требования к оборудованию и оснащению помещений. 9.Почему необходима дезинфекция инструментов, и какими способами ее можно проводить. 10.Что в себя включает личная гигиена мастера. Производственное обучение Практические задания: Практическая работа 1. 1.выполнить коррекцию формы лица с помощью декоративной косметики. Практическая работа 2. 1.Выполнить макияж глаз, используя жидкую подводку. Практическая работа 3.

22 1.Выполнить возрастной макияж с учетом физиологических особенностей клиента. Практическая работа 4. 1.Выполнить свадебный макияж. Практическая работа 5. 1.Выполнить вечерний макияж, используя спецэффекты. Технология выполнения макияжа Контрольные вопросы: 1.Техника безопасности на рабочем месте. 2.Пожарная безопасность. 3.Соблюдение санитарии и гигиены на рабочем месте. 4.Санитарно профилактические мероприятия. 5.Дезинфекция инструментов. 6. Инструменты для выполнения макияжа. 7. В чем главная цель макияжа. 8. Назовите семь типов лица. 9. Почему основа считается очень важной частью макияжа. 10.Как выбрать нужную основу. 11.Назовите типы румян. 12. Как правильно подобрать губную помаду. 13. Для чего используется туш? 14.Какова основная цель коррекционного макияжа. 15.Назовите виды искусственных ресниц. 16.Расскажите технологию прикрепления искусственных ресниц. 17. Расскажите последовательность выполнения макияжа. 18. Спецэффекты для выполнения макияжа. Для чего они нужны. 19. Как бороться с возрастными проявлениями с помощью декоративной косметики. 20. Какими средствами можно скорректировать дефекты кожи. 21. Какие средства живописи применяют визажисты в своей работе. 22.Какие цвета являются основными. 23.Исползование законов цвета при выполнении макияжа. 24. Свойства вспомогательных цветов. 25.Какие виды макияжа существуют. 26.Как и чем выполняется коррекция бровей. 27.Технология окраски бровей и ресниц. 28. Технология косметического массажа лица. 29.Косметическая коррекция губ. 30.Косметическая коррекция глаз.

23 Список литературы. 1.И.С. Сыромятникова «Технология грима». 2.И.В.Булгакова «Азбука макияжа». 3. «Школа красоты» перевод с английского Э.Алексеевой, С.Шестерневой. 4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН, введенные Постановлением Главного Санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. 27 Д; 5. Инструкция по технике безопасности. 6.Журналы «Долорес», Лиза, HAIR. 7. Кирцер Ю.М..,К43 Рисунок и живопись: Практическое пособие. М.: Высш. Шк., с.: ил. 8. Барбер Б., Б24 Рисуем портреты / Баррингтон Барбер; / пер. с англ. Т Платоновой М.: Эсмо с. 9. «Как стать привлекательной(макияж, украшения, прически)» перевод с английского Э.Швецовой.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы сопряженной программы для профессионального обучения обучающихся общеобразовательных учреждений по профессии «Парикмахер».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Профессия - парикмахер Квалификация - 3-й разряд Парикмахер 3-го разряда должен знать: Строение и свойства кожи и волос; Правила, способы и приемы выполнения работ; Рецептуру красящих и химических смесей

Программа курса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.04 Прикладная эстетика РФ. (Приказ Минобрнауки

1 из 10 Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ПРОФ АКАДЕМИЯ АКТУАЛЬ» Утверждаю Генаральный директор Лорман Е.В. 12. 09. 2016г. Дополнительная общеобразовательная

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 декабря 2017 г. 169 О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. 150

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗАЖНОГО ИСКУССТВА. МАКИЯЖ, ГРИМ, СПЕЦЭФФЕКТЫ» 0 модуль; 00 дисциплина; 000 раздел. Наименование модулей, дисциплин и разделов Всего,

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТР ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА «ДОЛОРЕС» 119019, Россия, г. Москва, Большой Афанасьевский пер., д. 12, стр. 2, эт. 1, пом.

Приложение 3 Программа ОП.01 «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» 1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных

ЧУ ДПО «ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЧУ ДПО «Центр профессионального обучения» Торкунова Е.М. 2015 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного профессионального образования квалификация:

Учебная программа по профессии Парикмахер Программа содержит глубокое изучение данной области творчества. Включает в себя: 1.технологию выполнения парикмахерских работ; 2.санитарно-гигиенические нормы

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2018 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по предоставлению парикмахерских услуг Содержание I. Общие сведения..... 1

Формирование Фонда оценочных средств (ФОС) в соответствии с ФГОС III поколения ГБОУ СПО Технологический колледж 34: Преподаватель-методист Т.А. Милованова Преподаватель М.О. Арсенькина Документы необходимые

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.02 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Сервисная деятельность Специальность СПО: 43.02.02 Парикмахерское искусство.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ярославской области профессиональный лицей 7 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения по профессия 006.0

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии 43.01.02 Парикмахер

Пояснительная записка Рабочая программа «Азбука красоты» группы 1 первого года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Азбука красоты», художественно-эстетической направленности.

Аннотации к рабочим программ учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки по рабочей профессии 16437 «Парикмахер» ОП.01Основы физиологии кожи и волос

АННОТАЦИЯ К ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.02 ПАРИКМАХЕР Общепрофессиональный цикл ОП.01. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности - ориентируется

Аннотации рабочих программ по профессии 43.01.02 Парикмахер ОП Общепрофессиональный цикл ОП. 01 Экономические и правовые основы производственной деятельности Рабочая программа учебной дисциплины является

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономические и правовые основы профессиональной деятельности Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 43.02.02 (100116) Парикмахерское искусство ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа подготовки специалистов среднего звена составлена на основе федерального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный комплект учебно-программной документации предназначен для подготовки рабочих по профессии «Парикмахер». Рабочий комплект учебно-программной документации составлен на основе

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «22» декабря 2014 г. 1080н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по предоставлению визажных услуг I. Общие сведения 334

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения» 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения» Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы

Негосударственное образовательное частное учреждение «Столичный институт имиджа и красоты» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (повышения квалификации на базе среднего профессионального образования) «ВИЗАЖИСТ-СТИЛИСТ»

2 Рабочая программа «Технология оказания эстетических услуг» разработана для реализации программы профессиональной подготовки по профессии: 13138 Косметик, для учащихся старших классов общеобразовательных

Пояснительная записка Рабочая программа «Азбука красоты» группы 2 второго года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Азбука красоты», художественно-эстетической направленности.

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности (100124) 43.02.03 Стилистика и искусство

УЧЕБНЫЙ ПЛАН профессиональной образовательной программы по профессии 13456 «Маникюрша» Цель: технологическая подготовка мастера маникюра по предоставлению профессиональных эстетических услуг профилактического

Аннотация Программа Введение в профессии индустрии красоты» предназначена для дополнительного образования школьников ГО Верхняя Пышма в возрасте 14-17 лет (8-11 классов). Программа реализуется в МАОУ ДО

Содержание 1. Пояснительная записка....3 2. Учебно-тематический план.....5 3. Содержание программы........ 7 4. Методическое обеспечение программы 10 5. Список литературы...11 2 1. Пояснительная записка

1 2 3 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в области изучение основных принципов действия парфюмерно-косметических средств,

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОЛАНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ» Утверждаю: директор СОГАУ ДПО Учебный центр «Профессионал» А.Н.Кочнева

Аннотации рабочей программы учебной дисциплины ФГОС НПО «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» по профессии 100116.01 Парикмахер НПО. Включает в себя - цель и задачи дисциплины,

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОЛАНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ» Утверждаю: директор СОГАУ ДПО «Учебный центр «Профессионал» А.Н.Кочнева

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 5 2. Структура и содержание учебной дисциплины 6 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 10 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной

Аннотации к программам учебных дисциплин и профессиональных модулей для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.02 Парикмахер Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины

Аннотация рабочей программы Основы философии Место в Объем образовательной программы 36 часов Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем 24 часа Самостоятельная работа -12 часов результаты

1 Содержание: 1.Пояснительная записка 2.Учебный план 3.Календарный план 4..Примерные тематические планы и содержание дисциплин (рабочие программы) 5.Формы итоговой аттестации 6.Образцы документов, выдаваемых

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности 43.02.03 «Стилистика

АННОТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. ПРОФЕССИЯ: 43.01.02 ПАРИКМАХЕР Основные задачи: - подготовка работников квалифицированного труда; - создание благоприятных условий для разностороннего

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА программы подготовки специалистов среднего звена В соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные

УТВЕРЖДЕНО: на заседании методического обьединения ГПОАУ ЯО Ростовского колледжа отраслевых технологий «28» 06 201 6 г. (протокол 10) УТВЕРЖДАЮ: Директор ГПОАУ ЯО Ростовского колледжа отраслевых технологий

Аннотация рабочей программы дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности Программа учебной дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности является

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАД» (ГБПОУ МОК ЗАПАД) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2015 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Цель реализации программы: Развитие и формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих достижение дополнительной квалификации у слушателей по направлению

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности среднего профессионального

Характеристика работ . Сборка в приспособлениях с подгонкойпо месту деталей несложных узлов авиационной техники. Выполнение работподручного при стапельной сборке авиационных агрегатов, при клепке: закрытойстороны обшивки; агрегатов с двойной обшивкой через отверстия; агрегатов,имеющих форму трубы. Выполнение операций подрезки, опиловки, сверления,зенкования и клепки заклепками из алюминиевых сплавов. Установка авиационныхдеталей по сборочным отверстиям, по угломеру, шаблону, линейке с креплениемустанавливаемых деталей в приспособлениях гладкими штырями, барашками,прижимами, контрольными заклепками и другими фиксаторами. Ведение с пультауправления процесса клепки на налаженных сверлильно-клепальных автоматах ипрессах автоматического и полуавтоматического действия (в том числе спрограммным управлением) плоских панелей в легкодоступных местах. Установка иснятие деталей авиационных узлов после обработки. Наблюдение за работой системобслуживаемого оборудования. Проверка по чертежам и эталонам правильностирасположения деталей в сборочных приспособлениях. Визуальный осмотр качестваисходных материалов (листов, профилей, заготовок).

Должен знать: технологический процесс сборки авиационныхузлов; правила чтения узловых сборочных чертежей; технологию прямого иобратного метода клепки; рациональную последовательность выполнения рабочихприемов сборки и клепки; технологические условия на клепку узловых соединений иустановку гладкой обшивки; правила выбора диаметра сверла соответственнодиаметру заклепки; основные свойства и маркировку алюминиевых и магнитныхсплавов; причины появления и способы устранения коррозии на применяемыхматериалах, основные виды антикоррозийных покрытий; назначение и видытермообработки алюминиевых сплавов; назначение и устройство применяемогорабочего и мерительного инструмента; принцип работы и правила обслуживания применяемогооборудования; условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте; назначениеусловных знаков на панели управления технологическим оборудованием; правилаустановки перфолент в считывающие устройства; понятие о системе допусков ипосадок; конструкцию и назначение собираемых узлов и агрегатов.

Примеры работ

1. Балочки, бимсы, двери, крышки и створки люков, мембраны,обечайки жестких баков, перегородки, петли, поручни, рамы, сиденья, створкилюков, стрингеры, шпангоуты - сборка в приспособлениях по сборочным чертежам иотверстиям.

2. Крышки лючков - клепка и правка при ремонте.

3. Обшивка авиационных агрегатов из алюминиевых сплавов -подготовка к ремонту и клепка при ремонте (работа в качестве подручного).

4. Обшивка авиационных агрегатов (несиловая) - установкаремонтных накладок.

§ 146. Сборщик-клепальщик 3-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка в стапелях и внеспособами клепки заклепками. Подгонка, разметка, сверление, зенкование и клепкаавиационных узлов и соединений с криволинейной поверхностью средней сложности.Подготовка деталей к герметической клепке (очистка, обезжиривание, накладкауплотнителей под шов герметического соединения). Накладка выравнивающихустройств. Ремонт несиловых авиационных конструкций с применениемпневмоинструментов, фиксаторов, поддержек для прямой и обратной клепки, обжимоки натяжек, слесарного инструмента. Изготовление накладок, требуемых для ремонтаклепаных соединений. Ведение с пульта управления процесса клепки швов плоскихпанелей и узлов авиационных изделий в труднодоступных местах насверлильно-клепальных автоматах, автоматических и полуавтоматических прессах спрограммным управлением. Установка программоносителя на начало программы.Контроль перпендикулярности осей отверстий и глубины отзенкованных гнезд сиспользованием простого мерительного инструмента. Подналадка отдельных простыхи средней сложности узлов и механизмов обслуживаемого оборудования в процессеработы.

Должен знать: виды заклепочных соединений и способы ихвыполнения; правила выбора типа, диаметра и длины заклепок в зависимости отсклепываемых деталей; процесс герметической клепки и сборки авиационных узлов иизделий; технические условия наложения герметических уплотнителей; технологиюремонта авиационных узлов средней сложности; свойства основных авиационныхматериалов, применяемых при клепке; устройство отдельных узлов среднейсложности обслуживаемого оборудования, в том числе с программным управлением, иособенности их работы; основные сведения об автоматике и работе клепальногостанка в режиме ручного управления; системы программного управления станками;технологический процесс клепки плоских панелей и узлов авиационных изделий;причины возникновения неисправностей оборудования с программным управлением испособы их предупреждения; виды заклепочных соединений и способы их выполнения;устройство приспособлений, применяемых при клепке; методы контроля качестваклепки; основные методы предупреждения коррозии; конструкцию отдельных узлов иагрегатов авиационного изделия.

Примеры работ

1. Баки-кессоны жесткие, гондолы и каналы двигателей,контейнеры - сборка в приспособлениях, сверление, зенкование и клепка.

2. Рамы, пульты, щитки, коробки средней сложности, нервюрыи кронштейны самолетов легкого типа - сборка и клепка.

3. Стрингеры, облицовочные ленты, профили - сверлениеотверстий и клепка.

§ 147. Сборщик-клепальщик 4-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка агрегатов вприспособлениях (стапелях), установка и подгонка тонких листов обшивок снатягом и внакат с подштамповкой каркасов и обшивок. Монтаж деталей управлениялетательным аппаратом, двигателями, мест крепления готовых изделий, установкаэтажерок, площадок и мест крепления трубопроводов. Сверловка и разделкаотверстий (развертывание, зенковка, цековка) при сборке деталей из титановых ижаропрочных сталей. Окончательная доводка авиационных агрегатов и узлов среднейсложности. Клепка "впотай" по сферическим поверхностям, втруднодоступных местах. Клепка заклепками с высоким сопротивлением срезу,взрывными заклепками и заклепками с сердечником. Нивелировка агрегатов пореперным точкам для выявления дефектов сборки. Ведение с пульта управленияпроцесса клепки швов панелей и узлов одинарной и двойной кривизны насверлильно-клепальных автоматах и прессах автоматического и полуавтоматическогодействия. Выявление и устранение дефектов клепки, влияющих на аэродинамическиекачества поверхности (выступание закладных головок потайных заклепок, вмятиныматериала в зоне клепки, общие провалы швов, выпучивание материала и т.д.).Контроль внешних обводов авиационных агрегатов. Подналадка отдельных сложныхузлов и механизмов в процессе работы.

Должен знать: технические требования, предъявляемые ксборке и клепке каркасов; процесс герметической клепки и сборки узлов идеталей; технические условия наложения герметических уплотнений; техническиетребования, предъявляемые к сборке и клепке этажерок; правила выборапневмоинструмента и оборудования (пневмодрель, пневмомолоток, поддержка);требования, предъявляемые к чистоте клепки и предупреждению попаданияпосторонних предметов в собираемые агрегаты; основные механические свойстваметаллов и сплавов; назначение и правила пользования мерительным инструментом(шаблонами, штангенциркулями, микрометрами, скобами); способы рихтовкисобираемых агрегатов после клепки; конструкцию собираемых узлов и агрегатов;технологию ремонта клепаных конструкций; методы контроля качества клепки;конструкцию и правила пользования переносными клепальными прессами ипневмоинструментом; устройство, принципиальные схемы, взаимодействие механизмовоборудования с программным управлением, правила их подналадки; основные способыподготовки программы управления клепальным станком; код и правила чтения программыпо распечатке и перфоленте; способы определения неисправностей в обслуживаемомоборудовании и системе управления; основы электротехники, механики, гидравлики;систему допусков и посадок.

Примеры работ

1. Воздухозаборники, крупногабаритные створки грузолюков,каркасы фонарей - сборка и клепка с подгонкой.

2. Гондолы - сборка в приспособлениях, сверление,зенкерование, клепка.

3. Зализы, гаргроты - сборка в приспособлениях.

4. Капоты центроплана со сферической поверхностью - клепка.

5. Каркасы агрегатов (закрылки, крылья, кили, рули,стабилизаторы, фюзеляжи, элероны, линзы, рефлекторы, рупоры, улитки) - сборка вприспособлениях, сверление, зенкование, клепка.

6. Каркасы панелей фюзеляжа, детали внутреннего набора,площадки, места крепления трубопроводов - сборка и клепка, установка вагрегаты.

7. Панели средней сложности фюзеляжей, крыльев,центроплана, оперения полированные и монолитные - клепка заклепками.

8. Пороги грузовые, диафрагмы - клепка рифленки к листу сустановкой в приспособление, разметкой, сверлением отверстий, снятиемзаусенцев.

9. Противопожарные перегородки - подгонка при ремонте,клепка.

10. Пульты, щитки, коробки с большим количеством деталей,шпангоуты средней сложности - сборка на верстаке и в приспособлениях.

11. Узлы крупногабаритные со сферической поверхностью изалюминиевых сплавов - клепка заклепками.

12. Этажерки размещения электрооборудования испецоборудования - сборка и клепка с угольниками, накладками и болтовымисоединениями.

§ 148. Сборщик-клепальщик 5-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка узлов и агрегатовсложной конструкции с сотовым, пенопластовым и другими заполнителями.Двусторонняя клепка "впотай" с соблюдением повышенных техническихтребований к продолжительной прочности и абсолютной непроницаемости. Заменалистов обшивки на поверхности сложной конфигурации при ремонте узлов иагрегатов сложной конструкции. Ведение с пульта управления процесса клепкистержнями швов силовых отсеков и авиационных агрегатов на сверлильно-клепальныхавтоматах, автоматических и полуавтоматических прессах. Разметка на образцеузла или агрегата положения заклепок. Выявление и устранение дефектов клепки,влияющих на прочностные характеристики клепаного шва. Установка и наладкаобрабатывающего инструмента на автомате; наладка выравнивающих устройств;настройка мерительного инструмента. Определение натяга в клепаном соединении.Обработка пробных деталей после наладки обслуживаемого оборудования. Заполнениепаспортов на клепку панелей. Транспортировка панелей к стапелям и навнестапельные участки. Установка такелажных узлов, ложементов поддерживающегоустройства, панели на ложементы поддерживающего устройства. Поднятие панели врабочую зону автомата. Контроль технических параметров авиационного изделия ипроцесса клепки.

Должен знать: технические требования, причины деформацииузлов и агрегатов при клепке и способы их устранения; инструкции по сборке иклепке геометрических отсеков и агрегатов; механические свойства применяемыхматериалов и их антикоррозийных покрытий; условия работы клепаных конструкцийна летательных аппаратах; кинематические схемы клепальных автоматов и правилаих подналадки; правила настройки и регулирования контрольно-измерительногоинструмента и приборов; правила монтажа аппаратуры и приборов, применяемых прииспытаниях на герметичность; методы проведения испытаний на герметичность;основные сведения о параметрах обработки поверхностей; теорию машин имеханизмов, механику, гидравлику, автоматику, электротехнику, электронику вобъеме, необходимом для выполнения работы.

Примеры работ

1. Воздушные каналы двигателей, топливные кессонные отсекикрыла и фюзеляжа - герметическая клепка с установкой ремонтных деталей.

2. Каркасы агрегатов (закрылки, крылья, кили, рули) -ремонт в закрытых объемах.

3. Обтекатели лобовые вертолетов - сборка и герметическаяклепка.

4. Пакеты верхних панелей фюзеляжа вертолета - клепка напрессе.

5. Панели верхние фюзеляжей вертолетов - клепка погерметическим швам стрингера с обшивкой, профиля с обшивкой, сверление,зенкование отверстий; нанесение герметика.

6. Стабилизаторы летательных аппаратов - замена приремонте.

§ 149. Сборщик-клепальщик 6-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка силовых сложныхконструкций серийных летательных аппаратов. Клепка в труднодоступных местахвзрывными заклепками и заклепками с сердечниками. Нивелировка авиационныхагрегатов по реперным точкам, выявление и устранение дефектов сборки.Подготовка и замена стыковых узлов, влияющих на нивелировочные данныелетательного аппарата. Определение по сборочным чертежам очередностисборочно-клепальных работ. Составление рабочих эскизов на изготовление деталейкаркаса при ремонте. Ведение с пульта управления процесса клепки стержнямикрупногабаритных силовых панелей сложной кривизны широкофюзеляжных летательныхаппаратов. Наладка позиционеров, приспособлений и механических системклепальных автоматов.

Должен знать: особенности технологии сборки-клепки силовыхузлов и агрегатов сложных конструкций серийных летательных аппаратов;назначение и условия работы клепаных конструкций на летательных аппаратах;технические требования, предъявляемые к изготовлению и ремонту клепаныхконструкций, герметичным швам и обтекаемости внешних поверхностей летательныхаппаратов; методы скоростной клепки; конструкцию клепальных автоматов и методыих наладки; особенности обработки применяемых материалов; конструкциюконтрольно-измерительных инструмента и приборов; правила определенияпоследовательности выполнения ремонтных операций.

Примеры работ

1. Каркасы фонарей летательных аппаратов - сборка и клепка.

2. Обшивка тяжелых летательных аппаратов - ремонт втруднодоступных местах.

3. Силовые шпангоуты - сборка-клепка.

4. Стабилизаторы тяжелых летательных аппаратов - замена приремонте.

5. Стыковочные кронштейны и фитинги - подгонка по месту присборке и ремонте тяжелых летательных аппаратов.

6. Узлы крепления спецподвески - замена при ремонте.

7. Узлы крепления шасси - замена при ремонте.

8. Фюзеляжи газотурбинных самолетов - герметичная клепка спредварительной подгонкой силовых панелей и обшивок двойной кривизны.

§ 150. Сборщик-клепальщик 7-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка опытных и сложныхконструкций летательных аппаратов. Клепка сложных силовых конструкцийлетательных аппаратов тяжелого типа. Ремонт крупногабаритных силовыхконструкций летательных аппаратов. Нивелировка планера и устранение дефектовопытных конструкций летательных аппаратов. Полная наладка и диагностированиесистем клепальных автоматов.

Должен знать: технические условия и требования,предъявляемые к изготавливаемым конструкциям; технические особенностиизготавливаемых конструкций и применяемого оборудования; конструкцию и правилаэксплуатации оптических приборов, применяемых при нивелировке; приемывыполнения работ по диагностике и наладке клепальных прессов с программнымуправлением, работающим от управляющих машин.

Примеры работ

1. Каркасы сложные силовые отсеков фюзеляжей летательныхаппаратов тяжелого типа - клепка с нивелировкой в стапелях.

2. Каркасы силовые и силовая обшивка сложной кривизныопытных конструкций - сборка-клепка.

3. Панели крыла, рулевые поверхности тяжелых летательныхаппаратов - замена с подгонкой и клепкой при ремонте.

4. Панели крупногабаритные длиной свыше 10 метров сложнойгеометрической формы опытных конструкций - клепка стержнями с полной наладкойоборудования.

5. Силовые особо сложные несущие детали и агрегаты,расположенные внутри клепаных конструкций тяжелых самолетов, - замена с клепкойпри ремонте.

6. Узлы крепления шасси опытных конструкций -сборка-клепка.

§ 151. Сборщик-клепальщик 8-го разряда

Характеристика работ . Сборка и клепка уникальныхконструкций летательных аппаратов и конструкций типа аэрокосмическихлетательных аппаратов. Ремонт с нивелировкой и устранением дефектов уникальныхконструкций и конструкций типа летающих лабораторий. Выполнение экспериментальныхработ по клепке уникальных конструкций летательных аппаратов и конструкций типааэрокосмических летательных аппаратов.

Должен знать: конструкцию изготавливаемых изделий итехнические условия их изготовления; технологические особенности применяемыхсплавов; методики полной наладки и диагностирования применяемого оборудования иприборов; правила отработки режимов клепки при создании опытных образцовконструкций летательных аппаратов и разработки управляющих программ; правилаработы по бюллетеням изменения конструкций; методы контроля качестваизготавливаемой продукции; правила и порядок оформления сопроводительнойтехнической документации.

Требуется среднее профессиональное образование.

Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Сборщик-клепальщик» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция сборщика-клепальщика, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.

При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску ЕТКС 22 , если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.

1. Сборщик-клепальщик 2-й разряд

Характеристика работ. Сборка в приспособлениях с подгонкой по месту деталей несложных узлов авиационной техники. Выполнение работ подручного при стапельной сборке авиационных агрегатов, при клепке: закрытой стороны обшивки; агрегатов с двойной обшивкой через отверстия; агрегатов, имеющих форму трубы. Выполнение операций подрезки, опиловки, сверления, зенкования и клепки заклепками из алюминиевых сплавов. Установка авиационных деталей по сборочным отверстиям, по угломеру, шаблону, линейке с креплением устанавливаемых деталей в приспособлениях гладкими штырями, барашками, прижимами, контрольными заклепками и другими фиксаторами. Ведение с пульта управления процесса клепки на налаженных сверлильно-клепальных автоматах и прессах автоматического и полуавтоматического действия (в том числе с программным управлением) плоских панелей в легкодоступных местах. Установка и снятие деталей авиационных узлов после обработки. Наблюдение за работой систем обслуживаемого оборудования. Проверка по чертежам и эталонам правильности расположения деталей в сборочных приспособлениях. Визуальный осмотр качества исходных материалов (листов, профилей, заготовок).

Должен знать: технологический процесс сборки авиационных узлов; правила чтения узловых сборочных чертежей; технологию прямого и обратного метода клепки; рациональную последовательность выполнения рабочих приемов сборки и клепки; технологические условия на клепку узловых соединений и установку гладкой обшивки; правила выбора диаметра сверла соответственно диаметру заклепки; основные свойства и маркировку алюминиевых и магнитных сплавов; причины появления и способы устранения коррозии на применяемых материалах, основные виды антикоррозийных покрытий; назначение и виды термообработки алюминиевых сплавов; назначение и устройство применяемого рабочего и мерительного инструмента; принцип работы и правила обслуживания применяемого оборудования; условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте; назначение условных знаков на панели управления технологическим оборудованием; правила установки перфолент в считывающие устройства; понятие о системе допусков и посадок; конструкцию и назначение собираемых узлов и агрегатов.

Примеры работ

1. Балочки, бимсы, двери, крышки и створки люков, мембраны, обечайки жестких баков, перегородки, петли, поручни, рамы, сидения, створки люков, стрингеры, шпангоуты - сборка в приспособлениях по сборочным чертежам и отверстиям.

2. Крышки лючков - клепка и правка при ремонте.

3. Обшивка авиационных агрегатов из алюминиевых сплавов - подготовка к ремонту и клепка при ремонте (работа в качестве подручного).

4. Обшивка авиационных агрегатов (несиловая) - установка ремонтных накладок.

2. Сборщик-клепальщик 3-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка в стапелях и вне стапелей узловых соединений средней сложности всеми видами и способами клепки заклепками. Подгонка, разметка, сверление, зенкование и клепка авиационных узлов и соединений с криволинейной поверхностью средней сложности. Подготовка деталей к герметической клепке (очистка, обезжиривание, накладка уплотнителей под шов герметического соединения). Накладка выравнивающих устройств. Ремонт несиловых авиационных конструкций с применением пневмоинструментов, фиксаторов, поддержек для прямой и обратной клепки, обжимок и натяжек, слесарного инструмента. Изготовление накладок, требуемых для ремонта клепаных соединений. Ведение с пульта управления процесса клепки швов плоских панелей и узлов авиационных изделий в труднодоступных местах на сверлильно-клепальных автоматах, автоматических и полуавтоматических прессах с программным управлением. Установка программоносителя на начало программы. Контроль перпендикулярности осей отверстий и глубины отзенкованных гнезд с использованием простого мерительного инструмента. Подналадка отдельных простых и средней сложности узлов и механизмов обслуживаемого оборудования в процессе работы.

Должен знать: виды заклепочных соединений и способы их выполнения; правила выбора типа, диаметра и длины заклепок в зависимости от склепываемых деталей; процесс герметической клепки и сборки авиационных узлов и изделий; технические условия наложения герметических уплотнителей; технологию ремонта авиационных узлов средней сложности; свойства основных авиационных материалов, применяемых при клепке; устройство отдельных узлов средней сложности обслуживаемого оборудования, в том числе с программным управлением, и особенности их работы; основные сведения об автоматике и работе клепального станка в режиме ручного управления; системы программного управления станками; технологический процесс клепки плоских панелей и узлов авиационных изделий; причины возникновения неисправностей оборудования с программным управлением и способы их предупреждения; виды заклепочных соединений и способы их выполнения; устройство приспособлений, применяемых при клепке; методы контроля качества клепки; основные методы предупреждения коррозии; конструкцию отдельных узлов и агрегатов авиационного изделия.

Примеры работ

1. Баки-кессоны жесткие, гондолы и каналы двигателей, контейнеры - сборка в приспособлениях, сверление, зенкование и клепка.

2. Рамы, пульты, щитки, коробки средней сложности, нервюры и кронштейны самолетов легкого типа - сборка и клепка.

3. Стрингеры, облицовочные ленты, профили - сверление отверстий и клепка.

3. Сборщик-клепальщик 4-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка агрегатов в приспособлениях (стапелях), установка и подгонка тонких листов обшивок с натягом и внакат с подштамповкой каркасов и обшивок. Монтаж деталей управления летательным аппаратом, двигателями, мест крепления готовых изделий, установка этажерок, площадок и мест крепления трубопроводов. Сверловка и разделка отверстий (развертывание, зенковка, цековка) при сборке деталей из титановых и жаропрочных сталей. Окончательная доводка авиационных агрегатов и узлов средней сложности. Клепка "впотай" по сферическим поверхностям, в труднодоступных местах. Клепка заклепками с высоким сопротивлением срезу, взрывными заклепками и заклепками с сердечником. Нивелировка агрегатов по реперным точкам для выявления дефектов сборки. Ведение с пульта управления процесса клепки швов панелей и узлов одинарной и двойной кривизны на сверлильно-клепальных автоматах и прессах автоматического и полуавтоматического действия. Выявление и устранение дефектов клепки, влияющих на аэродинамические качества поверхности (выступание закладных головок потайных заклепок, вмятины материала в зоне клепки, общие провалы швов, выпучивание материала и т.д.). Контроль внешних обводов авиационных агрегатов. Подналадка отдельных сложных узлов и механизмов в процессе работы.

Должен знать: технические требования, предъявляемые к сборке и клепке каркасов; процесс герметической клепки и сборки узлов и деталей; технические условия наложения герметических уплотнений; технические требования, предъявляемые к сборке и клепке этажерок; правила выбора пневмоинструмента и оборудования (пневмодрель, пневмомолоток, поддержка); требования, предъявляемые к чистоте клепки и предупреждению попадания посторонних предметов в собираемые агрегаты; основные механические свойства металлов и сплавов; назначение и правила пользования мерительным инструментом (шаблонами, штангенциркулями, микрометрами, снобами); способы рихтовки собираемых агрегатов после клепки; конструкцию собираемых узлов и агрегатов; технологию ремонта клепаных конструкций; методы контроля качества клепки; конструкцию и правила пользования переносными клепальными прессами и пневмоинструментом; устройство, принципиальные схемы, взаимодействие механизмов оборудования с программным управлением, правила их подналадки; основные способы подготовки программы управления клепальным станком; код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте; способы определения неисправностей в обслуживаемом оборудовании и системе управления; основы электротехники, механики, гидравлики; систему допусков и посадок.

Примеры работ

1. Воздухозаборники, крупногабаритные створки грузолюков, каркасы фонарей - сборка и клепка с подгонкой.

2. Гондолы - сборка в приспособлениях, сверление, зенкерование, клепка.

3. Зализы, гаргроты - сборка в приспособлениях.

4. Капоты центроплана со сферической поверхностью - клепка.

5. Каркасы агрегатов (закрылки, крылья, кили, рули, стабилизаторы, фюзеляжи, элероны, линзы, рефлекторы, рупоры, улитки) - сборка в приспособлениях, сверление, зенкование, клепка.

6. Каркасы панелей фюзеляжа, детали внутреннего набора, площадки, места крепления трубопроводов - сборка и клепка, установка в агрегаты.

7. Панели средней сложности фюзеляжей, крыльев, центроплана, оперения полированные и монолитные - клепка заклепками.

8. Пороги грузовые, диафрагмы - клепка рифленки к листу с установкой в приспособление, разметкой, сверлением отверстий, снятием заусенцев.

9. Противопожарные перегородки - подгонка при ремонте, клепка.

10. Пульты, щитки, коробки с большим количеством деталей, шпангоуты средней сложности - сборка на верстаке и в приспособлениях.

11. Узлы крупногабаритные со сферической поверхностью из алюминиевых сплавов - клепка заклепками.

12. Этажерки размещения электрооборудования и спецоборудования - сборка и клепка с угольниками, накладками и болтовыми соединениями.

4. Сборщик-клепальщик 5-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка узлов и агрегатов сложной конструкции с сотовым, пенопластовым и другими заполнителями. Двусторонняя клепка "впотай" с соблюдением повышенных технических требований к продолжительной прочности и абсолютной непроницаемости. Замена листов обшивки на поверхности сложной конфигурации при ремонте узлов и агрегатов сложной конструкции. Ведение с пульта управления процесса клепки стержнями швов силовых отсеков и авиационных агрегатов на сверлильно-клепальных автоматах, автоматических и полуавтоматических прессах. Разметка на образце узла или агрегата положения заклепок. Выявление и устранение дефектов клепки, влияющих на прочностные характеристики клепаного шва. Установка и наладка обрабатывающего инструмента на автомате; наладка выравнивающих устройств; настройка мерительного инструмента. Определение натяга в клепаном соединении. Обработка пробных деталей после наладки обслуживаемого оборудования. Заполнение паспортов на клепку панелей. Транспортировка панелей к стапелям и на внестапельные участки. Установка такелажных узлов, ложементов поддерживающего устройства, панели на ложементы поддерживающего устройства. Поднятие панели в рабочую зону автомата. Контроль технических параметров авиационного изделия и процесса клепки.

Должен знать: технические требования, причины деформации узлов и агрегатов при клепке и способы их устранения; инструкции по сборке и клепке геометрических отсеков и агрегатов; механические свойства применяемых материалов и их антикоррозийных покрытий; условия работы клепаных конструкций на летательных аппаратах; кинематические схемы клепальных автоматов и правила их подналадки; правила настройки и регулирования контрольно-измерительного инструмента и приборов; правила монтажа аппаратуры и приборов, применяемых при испытаниях на герметичность; методы проведения испытаний на герметичность; основные сведения о параметрах обработки поверхностей; теорию машин и механизмов, механику, гидравлику, автоматику, электротехнику, электронику в объеме, необходимом для выполнения работы.

Примеры работ

1. Воздушные каналы двигателей, топливные кессонные отсеки крыла и фюзеляжа - герметическая клепка с установкой ремонтных деталей.

2. Каркасы агрегатов (закрылки, крылья, кили, рули) - ремонт в закрытых объемах.

3. Обтекатели лобовые вертолетов - сборка и герметическая клепка.

4. Пакеты верхних панелей фюзеляжа вертолета - клепка на прессе.

5. Панели верхние фюзеляжей вертолетов - клепка по герметическим швам стрингера с обшивкой, профиля с обшивкой, сверление, зенкование отверстий; нанесение герметика.

6. Стабилизаторы летательных аппаратов - замена при ремонте.

5. Сборщик-клепальщик 6-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка силовых сложных конструкций серийных летательных аппаратов. Клепка в труднодоступных местах взрывными заклепками и заклепками с сердечниками. Нивелировка авиационных агрегатов по реперным точкам, выявление и устранение дефектов сборки. Подготовка и замена стыковых узлов, влияющих на нивелировочные данные летательного аппарата. Определение по сборочным чертежам очередности сборочно-клепальных работ. Составление рабочих эскизов на изготовление деталей каркаса при ремонте. Ведение с пульта управления процесса клепки стержнями крупногабаритных силовых панелей сложной кривизны широкофюзеляжных летательных аппаратов. Наладка позиционеров, приспособлений и механических систем клепальных автоматов.

Должен знать: особенности технологии сборки-клепки силовых узлов и агрегатов сложных конструкций серийных летательных аппаратов; назначение и условия работы клепаных конструкций на летательных аппаратах; технические требования, предъявляемые к изготовлению и ремонту клепаных конструкций, герметичным швам и обтекаемости внешних поверхностей летательных аппаратов; методы скоростной клепки; конструкцию клепальных автоматов и методы их наладки; особенности обработки применяемых материалов; конструкцию контрольно-измерительных инструмента и приборов; правила определения последовательности выполнения ремонтных операций.

Примеры работ

1. Каркасы фонарей летательных аппаратов - сборка и клепка.

2. Обшивка тяжелых летательных аппаратов - ремонт в труднодоступных местах.

3. Силовые шпангоуты - сборка-клепка.

4. Стабилизаторы тяжелых летательных аппаратов - замена при ремонте.

5. Стыковочные кронштейны и фитинги - подгонка по месту при сборке и ремонте тяжелых летательных аппаратов.

6. Узлы крепления спецподвески - замена при ремонте.

7. Узлы крепления шасси - замена при ремонте.

8. Фюзеляжи газотурбинных самолетов - герметичная клепка с предварительной подгонкой силовых панелей и обшивок двойной кривизны.

6. Сборщик-клепальщик 7-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка опытных и сложных конструкций летательных аппаратов. Клепка сложных силовых конструкций летательных аппаратов тяжелого типа. Ремонт крупногабаритных силовых конструкций летательных аппаратов. Нивелировка планера и устранение дефектов опытных конструкций летательных аппаратов. Полная наладка и диагностирование систем клепальных автоматов.

Должен знать: технические условия и требования, предъявляемые к изготавливаемым конструкциям; технические особенности изготавливаемых конструкций и применяемого оборудования; конструкцию и правила эксплуатации оптических приборов, применяемых при нивелировке; приемы выполнения работ по диагностике и наладке клепальных прессов с программным управлением; работающим от управляющих машин.

Примеры работ

1. Каркасы сложные силовые отсеков фюзеляжей летательных аппаратов тяжелого типа - клепка с нивелировкой в стапелях.

2. Каркасы силовые и силовая обшивка сложной кривизны опытных конструкций - сборка-клепка.

3. Панели крыла, рулевые поверхности тяжелых летательных аппаратов - замена с подгонкой и клепкой при ремонте.

4. Панели крупногабаритные длиной свыше 10 метров сложной геометрической формы опытных конструкций - клепка стержнями с полной наладкой оборудования.

5. Силовые особо сложные несущие детали и агрегаты, расположенные внутри клепаных конструкций тяжелых самолетов - замена с клепкой при ремонте.

6. Узлы крепления шасси опытных конструкций - сборка-клепка.

7. Сборщик-клепальщик 8-й разряд

Характеристика работ. Сборка и клепка уникальных конструкций летательных аппаратов и конструкций типа аэрокосмических летательных аппаратов. Ремонт с нивелировкой и устранением дефектов уникальных конструкций и конструкций типа летающих лабораторий. Выполнение экспериментальных работ по клепке уникальных конструкций летательных аппаратов и конструкций типа аэрокосмических летательных аппаратов.

Должен знать: конструкцию изготавливаемых изделий и технические условия их изготовления; технологические особенности применяемых сплавов; методики полной наладки и диагностирования применяемого оборудования и приборов; правила отработки режимов клепки при создании опытных образцов конструкций летательных аппаратов и разработке управляющих программ; правила работы по бюллетеням изменения конструкций; методы контроля качества изготовляемой продукции; правила и порядок оформления сопроводительной технической документации.

Требуется среднее профессиональное образование.