Фуга - высшая полифоническая форма, которую характеризуют:

Проведения темы в родственных тональностях и возвращение в исходную,

Наличие внетематических построений (интермедий),

Применение сложного контрапункта, различных приемов полифонического развития.

Членение и текучесть формы:

Тональный план более всего определяет формы - трехчастные, двухчастные и рондообоазные фуги;

Интермедии, их связующая и членящая функции:

Каденции, их соответствие и несоответствие членению формы на основе тонального плана.

Экспозиция

Минимальное количество проведений темы в экспозиции соответствует количеству голосов в фуге (тема должна пройти в каждом из них).

Возможны дополнительные проведения темы.

Если количество дополни тельных проведений также соответствует количеству голосов в фуге, то эти проведения образуют контрэкспозицию. Так возникает двойная экспозиция.

При дополнительном проведении темы в том же голосе нередко её тональное обновление – доминантовая тональность вместо тонической и наоборот.

Ответ реальный и тональный .

Реальный ответ - точное транспонирование темы в доминанту.

Тональный ответ (частый случай) - 11 ступень, соответствующая У ступени темы, заменяется в тональном ответе на 1 ступень.

Тема не модулирующая и модулирующая. Функция тонального ответа при модулирующей теме не дать уйти в тональность двойной доминанты (неродственную).

Противосложение (то, что звучит одновременно с темой) бывает:

неудержанное, частично удержанное, удержанное (сохраняемое при новых проведениях темы). Проявление вертикально-подвижного контрапункта при новом проведении темы с удержанным противосложением.

Интермедия – фрагмент фуги, в котором ни в одном из голосов не проходит тема (или ответ). Их связующая и членящая функции.

Возвратная интермедия в экспозиции - «мост» к возвращению темы в основной тональности после доминантового ответа.

Модулирующие интермедии нередко возникают между основными разделами Формы, чтобы перейти из тонико-доминантовой экспозиции в новую тональность разработки (развивающей части) и вернуться в основную тональность репризы.

Развивающая часть фуги

Она начинается появлением темы в новой тональности. Возможно совпадение окончания зкспозиции и каденции.

Модулирующие интермедии могут быть не только на гранях формы фуги, но и внутри разделов в связи с появлением новой тональности. Формы интермедий - простые или канонические секвенции. Чаще интермедии используют мотивы темы или противосложения, реже строятся на новом материале. Нередкое сходство интермедий между собой.

Приемы развития (варьирования).

Возможности преобразования темы (обращение, увеличение и др.), в том числе в стреттных проведениях.

Реприза или завершение развивающей части.

Реприза – возвращение тональности и темы. Масштаб репризы в сравнении с экспозицией обычно меньше, иногда с одним проведением темы. В репризе тема может проводиться стреттно и быть преобразованной (проходить в увеличении, даже в обращении). Возможно заключение или кода, где также возможно проведение темы.

Завершение развивающей части и фуги в целом характеризуется возвращением и утверждением главной тональности.

Анализ фуги.

Анализ фуги – ответы на данные выше вопросы к её анализу и, главное, обобщение, в котором формулируются все её особенности.

Фугированные формы

Фуга – бег, быстрое течение – высшая имитационно-контрапунктическая форма, которая содержит имитационное экспонирование темы и её дальнейшие проведения в разных голосах в различных контрапунктических и тонально-гармонических условиях.

Фугетта – уменьшительное от «фуга» - небольшая фуга. Несложные имитации, развивающий и завершающий разделы ограничиваются одним-двумя проведениями темы. Может быть самостоятельной пьесой или частью цикла (вариаций, например) в неполифоническом произведении.

Фугато – подобно фуге – раздел музыкальной формы в неполифоническом произведении близкий экспозиции фуги.

Ричеркар – поиск – упражнение для игры (этюд).Лучшие стали концертными пьесами. В них отрабатывались приемы полифонического развития, подготовившие фугу. Тональный план – тоника-доминанта. Интермедий нет.

Инвенция – находка, изобретение – небольшая 2-х – 3-х-голосная пьеса в двух- или трехчастной форме имитационного плана с чертами фуги.

Канон – правило, образец – полифоническая форма, основанная на технике последовательной имитации, при которой мелодии в каждом имитирующем голосе.

8. ПОЛИФОНИЯ в Х1Х и в ХХ вв. – ПОСЛЕ БАХА

Вторая половина ХУ111-Х1Хв. – ведущее значение гомофонно-гармонического склада. Используемые полифонические формы и фрагменты характеризует непоследовательность, внезапное появление и исчезновение того или иного вида полифонического изложения, неравноправие голосов.

Х1Х в. – обращение к внутреннему миру человека.

Песня, кантилена, мелодия как носительница лирического исповедального начала.

Динамическая функция гармонии с её кварто-квинтовыми связями стала отступать перед фоническим началом с присущим ему терцовым отношением тональностей, которое открыло красочное богатство мажоро-минорных гармонических систем.

Наблюдается бурное развитие фактуры, стремление придать её голосам интонационную выразительность. Фактура наполнилась поющими голосами, обогащающими основную мелодию и умножающими её выразительность. «Поющие» голоса фактуры вобрали в себя все виды полифонии.

Разные голоса фактуры получают разные функции – то удваивают мелодию, создавая ей подголосок, то имитируют её мотивы, то образуют контрастный голос. Это происходит в каждом сочинении по-своему. Однако есть композиторы, у которых фактура полифонизируется более активно. Таков, например, Чайковский с его постоянной тенденцией к симфонизации развития.

Подголосочная полифония возрождается как стилизация народного многоголосного пения в русских операх («Поселяне» из оперы «Князь Игорь» Бородина), песнях (песня Любаши из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»), романсах («Вокализ» Рахманинова).

Контрастная полифония нередко используется как реализация программности. Например, Фарандола в сюите «Арлезианка» Бизе, Сеча при Керженце из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. (Сходство с композицией двойной фуги с раздельными экспозициями)

И в Х1Х, и в ХХ веке собственно полифонические формы и главная из них фуга сохранялись в жанрах, связанных с духовной тематикой (фуги в «Иоанне Дамаскине» Танеева, в «Симфонии псалмов» Стравинского);

Фуга и фугато встречаются как части вариационного или сонатно-симфонического цикла (поздние сонаты Бетховена №№ 29, 32), как эпизод в разработке (Симфонии Мясковского, например №15).

Фуга и фугато как особая узнаваемая форма обрела программное значение

- «идея овладевает массами», как во Второй симфонии Шостаковича;

Образ «ученой музыки» с ироническим оттенком, как в увертюре и финале 2-го акта оперы Вагнера «Мейстерзингеры»;

В теории музыки есть множество терминов. Начинающий слушатель может с изумлением спросить: фуга - что такое? И специалисты ответят, что это одна из самых развитых музыкальных полифонических форм.

Происхождение жанра

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.

Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.

В музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.

Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.

Виды многоголосной фуги

В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга - четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом - четвертый, имитирующий спутника.

Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.

Фуга в эпоху барокко

В этот период фуга становится центральным жанром, ее богатая форма отвечает запросам времени. Известный теоретик музыки Иоганн Фукс пишет трактат «Ступени к Парнасу», где он обосновал форму фуги и сформулировал методику обучения ее технике. Он разъясняет роль контрапункта, и этот труд на долгие годы станет основополагающим. Так, Гайдн в свое время изучал контрапункт по этой работе.

Самыми известными фугами, конечно, являются сочинения И. Баха для клавесина, его «Хорошо темперированный клавир» включал 24 прелюдии и фуги во всех возможных тональностях. Эти сочинения стали образцом на длительное время. Влияние Баха на последующее поколение композиторов было так велико, что каждый из них хоть однажды обращался к написанию фуг.

Фуги эпохи классицизма

Эпоха классицизма оттеснила фугу с передовых позиций. Этот жанр становится слишком традиционным. Но даже величайшие композиторы, такие как Бетховен и Моцарт, пишут фуги, включая их в различные свои произведения. Это становится новым этапом. Фуга перестает быть самостоятельным произведением и входит в состав более крупных сочинений. Это приводит к постепенному снижению смысловой силы ее заключительной части. Например, Моцарт в финале «Волшебной флейты» прибегает к форме фуги.

Фуга в 20 веке

Эпоха романтизма в лице Верди, Вагнера и Берлиоза возвращает должную популярность фуге. В 20 веке она вновь становится и самостоятельным произведением, например для органа, и включается в более крупные формы. Барток, Регер, Стравинский, Хиндемит, Шостакович и многие другие композиторы-новаторы дают новую жизнь фуге, подвергая глубокому переосмыслению работы Баха и Бетховена. Свободный и диссонансный контрапункты становятся базой для музыки нового времени.

Современная музыка экспериментирует с традиционными жанрами, и не стала исключением фуга. Что такое в музыке постоянство? Это вариации на вечные темы. Поэтому фуга переживает новые преобразования, но не умирает.


ГБПОУ РО «Таганрогский музыкальный колледж»
С.В. Надлер, преподаватель ПЦК «Теория музыки»
Как самому быстро написать
трехголосную фугу на заданную тему
Друзья мои студенты!
Зная вашу удивительную способность отращивать в сессию длинные хвосты, хочу помочь вам собрать мозг в кулак и справиться с заданием, которое традиционно считается хвостатым студентом одним из самых невыполнимых: написать несложную трехголосную фугу на заданную тему. Поверьте, что на самом деле ничего в этом неисполнимого нет, и вы должны справиться сами. Для этого следуйте плану –или, если хотите, рецепту.
1. Первая заготовка для фуги. Берем тему –далее А - и присочиняем к ней симпатично звучащий контрапункт, то есть мелодию, которая хорошо сочетается с А полифонически. Этот контрапункт мы назовем «Первое удержанное противосложение» и обозначим далее В. И после этого к получившемуся двухголосию присочиняем еще один, третий, голос, который будет хорошо сочетаться с обоими голосами и даст благозвучное трехголосие. Этот второй контрапункт мы назовем «Второе удержанное противосложение» и обозначим далее С.
Получившееся трехголосие станет первой, самой главной, заготовкой для нашей фуги: ВЕРТИКАЛЬНО-ПОДВИЖНОЙ КОНТРАПУНКТ. Если вы посещали уроки полифонии и знакомы с системой Танеева, вы знаете, как высчитывать Iv –индекс вертикалис, то есть показатель перестановки тем по вертикали. Расчеты основаны на том, что мы считаем –ВНИМАНИЕ! – не ступени, не полутоны, а ПРОМЕЖУТКИ между ступенями. Так, октава –это 7 промежутков между ступенями: до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-соль, соль-ля, ля-си, си-до. Просчитайте самостоятельно промежутки внутри септимы, секстдецимы, децимы, дуодецимы –и вы быстро все поймете.
Так вот, ваше трехголосие должно хорошо звучать не только в исходном виде –А\В\С (где А-нижний голос, В-средний, а С –верхний), но и во всех остальных сочетаниях, которых вместе с первым, согласно законам комбинаторики, получается шесть: АВС, АСВ, ВСА, ВАС, САВ, СВА. Проверьте это. Если вам что-то не нравится –исправьте противосложения. Только тему не трогайте: это ваше условие.
Убедившись в том, что ваше трехголосие вам понравилось, вспомните о тональностях первой степени родства, в которых вы будете его проводить. Ведь тональный план нашей учебной фуги построен именно на тональностях первой степени родства. А что это за тональности? Очень простые: а) параллельная тональность; б) доминанта; в) параллель доминанты; г) субдоминанта; д) параллель субдоминанты. Шестую тональность первой степени родства с разницей на четыре знака (минорная субдоминанта в мажоре и мажорная доминанта в миноре) не берите: пожалейте свои мозги, уши преподавателя и нервную систему соседей.
Теперь с чистой совестью переходите к следующему пункту плана.
2. Вторая заготовка для фуги. Возьмите заданную вам тему и напишите на не трехголосный канон. И не надо ныть, что вы не знаете, как это сделать. Во-первых, темы для учебных фуг предполагают возможность канона. Во-вторых: то есть как вы не знаете, как написать канон на тему? Вы что: канон никогда в школе не пели? Да бросьте. Берите тему и ищите, как ее запустить по трем голосам, чтобы она сама за собой гналась. Скорее всего это может быть канон или в приму, или кварто-квинтовый. Дерзайте! Вы же не хотите, чтобы товарищи считали вас неудачниками!
Минут пять напряженной мысли –и ваш канон готов. Ладненький такой, трехголосный. Его вы поместите в самое начало репризы фуги. Еще одно интеллектуальное усилие –
3. Третья заготовка для фуги. Интермедия в виде канонической секвенции первого разряда с третьим свободным голосом. Спокойно, без паники: это всё не ругательства, а термины. Похоже, здесь ваш мозг вскипел, и стоит разобраться.
Каноническая секвенция –это сочетание бесконечного канона и секвенции. Сейчас разберем, как изготовить такого зверя. Сначала представьте двухголосный бесконечный канон: это когда мелодия в обоих голосах движется по кругу и приходит к одной и той же точке. Ну вот как змея, закусившая собственный хвост. Такая змея образует круг, поскольку заела собственный хвост, и конец хвоста у неё в той же точке, где и начало головы.
А если не круг, а спираль, то есть то, где круговая точка возвращается на другой высоте? Вот это и есть наша каноническая секвенция.
Как её написать?
Возьмите фрагментик вашей заданной темы, который показался вам пригодным для секвенции. Поместите его в верхний голос. Это будет ПРОПОСТА канона, начинающий голос.
Теперь этот же фрагментик поместите в нижний голос, но на кварту ниже. Это будет РИСПОСТА канона, выводимый голос.
Канон –это как минимум двухголосие. Чтобы его получить, надо применить технику звеньев. Она несложная. Вот написали вы пропосту в нижнем голосе. А в верхнем голосе припишите к ней контрапункт, хорошо звучащий с ней. А теперь фокус: то, что вы приписали как контрапункт к пропосте, так и будет с ней контрапунктировать, только на другой высоте и в другой интервал. А найти этот интервал очень просто. Скорее всего, вы будете писать этот контрапункт в Iv-7, то есть когда в октавной перестановке («перевертыше») интервалы будут обращаться внутри октавы: если в соединении АВ был интервал квинта, то в ВА будет кварта, если в АВ была терция, то в ВА будет секста –и так далее.
А теперь ещё один фокус, который и даст, собственно, спираль. Пропоста в верхнем голосе, допустим, была, от ноты до; риспоста в нижнем –от соль, квартой ниже. Что нужно сделать, чтобы получить звуковую спираль? В следующий момент в верхнем голосе пропосту нужно провести от ре, квинтой выше соль. Тогда вторая тепропоста с риспостою: до-соль, ре-ля, ми-си и т.д. И их контрапункты, соответственно, тоже. Только больше трёх звеньев не надо в интермедии: преподаватель озвереет, наслаждаясь вашими секвенциями.
Посмотрит, как Бах это делает в фуге c-moll I WTC (первый том ХТК).
Написали секвенцию? А теперь присочините к ней третий свободный голос; а то что же добру пропадать: голоса-то в фуге три!
Вот теперь, оснастившись заготовками в полной мере, пишите со скоростью пера вашу фугу, предварительно составив её план. Это сделать гораздо легче, чем всё, что вы проделали до сих пор.
Примерный план маленькой трехголосной фугетты (фугой такое крошечное творение называть неприлично; но ведь надо же с чего-то начинать!)-
Экспозиция (вы не забыли, какими буквами мы обозначаем тему и оба противосложения?):
- А в среднем голосе в тональности тоники (и больше никаких голосов);
- А в верхнем голосе в тональности доминанты, В в среднем (не забудьте, что транспонировать в различные тональности нужно все трехголосие целиком; а то знаю я вас: тему проведете в тональности доминанты, а противосложение к ней присобачите в исходном виде; и то-то у преподавателя уши в трубочку закрутятся);
-маленькая связка на полтакта: разбудите свое воображение: фуга все же музыка!
-А в нижнем голосе в тональности тоники, В в верхнем, С в среднем;
Интермедия 1: ваша каноническая секвенция со свободным голосом; она по своему естеству является модулирующей, то есть приводящей музыку из одной тональности в другую, что вам и требуется;
-дополнительных проведений можно на данной стадии освоения фуги не делать, но ежели вы полифонический гений –вперед, проводите темы с противосложениями так же в тональностях тоники и доминанты, но в других вариантах комбинаторики; а мы пойдем в
-развивающую часть (это то, что в сонате называется разработкой, но вы же сейчас не сонату пишете, так что уж будьте ласка называть этот раздел развивающей частью);
-тема А (например!) в среднем голосе в параллельной тональности, В в среднем, С в верхнем (у нас ведь ещё не было АВС);
-маленькая связка (напрягитесь: помните –вы творец фуги!);
- А в верхнем голосе в тональности, параллельной субдоминанте; В в нижнем, С в среднем;
- Интермедия 2: свежесочиненная –не обязательно каноническая - секвенция (вы же музыкант!), приводящая вас к
-заключительному разделу, он же реприза (вот как быстро; а вы боялись трудностей):
- 3-х-голосная стретта: ваш канон на тему в тональности тоники;
-Интермедия 3: какой-нибудь красивый переход из тональности тоники в тональность субдоминанты (ну давайте, удивите всех!);
-А в среднем голосе в тональности субдоминанты, В в нижнем, С в верхнем (ну или в каком угодно порядке, который вам нравится; только чтобы монотона не было);-Интермедия 4: переход к коде –какая-нибудь импровизация: ну признайтесь, что в деле импровизации вам всегда хотелось положить Баха на обе лопатки; так чего же вы ждете?!
-Кода: в нижнем голосе тонический органный пункт, в верхнем –А (догадайтесь с трёх раз, в какой тональности), в среднем голосе –что-нибудь красивое.
И попробуйте только не закончить в мажоре, даже если вся фуга была в миноре: дневник на стол и без родителей в парк не приходить.
PS. А теперь сыграйте это все.PPS. И спойте по голосам.
PPPS. Если вы забьете свое творение в Finale –то тем самым увековечите его. Там вы можете его и в инструментах расписать: кроме вашего профилирующего инструмента и общего фортепиано есть ещё масса свистелок, пищалок, скрипелок и стукалок, с помощью которых вы превратите вашу фугу во что-то невообразимое.
Да, кстати: а кто меня просветит, как добавлять треки в уже созданный файл Finalе? И как транспонировать не отдельный звук, а целую мелодию: поднимать и опускать её на нотном стане? Тоже для фуги было бы превосходнейшим умением.
С пожеланиями сдачи хвостов и прекрасных каникул –
Ваша Светлана Надлер, музыкант

Перечисленные разновидности полифонического многого­лосия (контрапункт, имитационная и контрастная полифония) широко используются в профессиональной музыке европейской традиции, на почве которой они сформировались и получили интенсивное развитие. Все они объединяются в полифониче­ской форме, связанной с высшими достижениями полифониче­ского письма и получившей широчайшее распространение, - форме фуги.

Фуга (итал. fuga - бег, бегство) - наиболее развитая полифоническая форма, основанная на тонико-доминантовом (кварто-квинтовом) имитировании темы в изложении и тональ­но-контрапунктическом ее развитии. Формирование фуги про­изошло уже в XVI в., однако, классически завершенный вид она получила в творчестве И. С. Баха. В музыке позднейшего вре­мени интерес к этой форме несколько ослабевает, но никогда не угасает совсем. Она находит применение и в творчестве вен­ских классиков, и в музыке романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман, Лист, Берлиоз). В постромантический период интерес к полифоническому типу мышления и, соответственно, к форме фуги возрастает (Брамс), а в творчестве композиторов конца XIX - начала XX в. становится повсеместным. В творчестве Регера, Хиндемита, Танеева, Мясковского, Шостаковича, Щедрина, Тищенко, Шнитке полифоническим жанрам и, в частно­сти, фуге уделено почетное место.

Тем не менее, именно фуги И. С. Баха получили статус своеобразного эталона, по отношению к которому рассматривают­ся сочинения этого типа, как его предшественников, так и по­следователей. Дальнейшее описание фуги также опирается на этот эталон.

Фуга в ее развитой форме содержит как минимум две части, которые называются «экспозиция» и «свободная часть». Иногда свободная часть, в свою очередь, членится на среднюю и заключительную части. Все фуги классифицируются по следую­щим параметрам:

2) в зависимости от количества тем фуги могут быть просты­ми (одна тема) или сложными (две и более тем);

3) в зависимости от характера развития в свободной части фуги могут быть тонально развивающимися и контрапункти-

чески развивающимися; в некоторых свободных частях исполь­зованы оба способа развития.

Существуют сокращенные разновидности фуг:

фугетта - в ней свободная часть сведена до минимума либо вовсе отсутствует;

фугато - незавершенная фуга, включенная в более развер­нутую форму в качестве раздела (например, в Третьей симфо­нии Бетховена, во II и IV частях; в I части Шестой симфонии Чайковского; Сонате h-moll для фортепиано Листа и др.).

Фуги включают три компонента, из которых складывают­ся и экспозиция, и свободная часть: проведения, противосложения и интермедии.

Проведением называется тот участок фуги, в котором тема проходит полностью хотя бы в одном из голосов. При этом те­мой (как это уже было отмечено) является та часть фуги, кото­рая в начале звучит, как правило, одноголосно до вступления имитирующего голоса. Противосложением, как и в имитации, называется контрапункт к теме в момент ее проведения, т. е. тот голос или голоса, которые звучат одновременно с темой. Противосложения могут быть удержанными, если они звучат вместе с темой в двух или более проведениях, или свободными (неудержанными), если на протяжении фуги звучат вместе с те­мой только однажды. Интермедией называется тот участок фуги, на протяжении которого тема либо не звучит вовсе, либо звучат только какие-то ее отдельные элементы.

Экспозиция, таким образом, отличается от свободной части только регламентированным порядком проведений. Этот поря­док заключается в следующем: а) тема должна последователь­но пройти во всех голосах фуги; б) первое и последующие не­четные проведения темы осуществляются в основной тональ­ности и называются темой, второе (и последующие четные) - в тональности доминанты (т. е. на квинту ниже либо на кварту выше) и называются ответом .

В свободной части количество проведении, как правило, не меньше количества проведении в экспозиции и весьма часто превосходит его; не регламентирован также порядок тональностей в проведениях; соответственно, исчезает дифференциация проведений на тему и ответ.

Свободная часть тонально-развивающейся фуги строится на проведениях в тональностях, не совпадающих с тональностя­ми экспозиции. При этом преимущество отдается, как прави­ло, иноладовым тональностям (т. е. тональностям с любой то­никой, но в ином ладу по сравнению с тем, что представлен

в экспозиции). Заключительное проведение (проведения) про­ходит в основной тональности. Если в тонально-развивающейся фуге количество проведений в основной тональности равно ко­личеству голосов в фуге, образуется заключительная часть.

Свободная часть контрапунктически-развивающейся фуги может широко использовать тональности экспозиции, иногда появляются всего одно-два проведения в другой тональности. Основной принцип развития здесь заключается в постоянном усложнении контрапунктических и имитационных приемов развития и преобразования темы. Очень характерны для такой части стреттные проведения. Стреттным проведением, стреттой (итал. stretta - сжатая) называется проведение темы в двух или нескольких голосах фуги в виде канона, когда ими­тирующий голос вступает еще до окончания темы. Если в ка­ноне тема проводится полностью и во всех голосах фуги, такая стретта называется маэстральной (магистральной), т. е. ма­стерской.

В простых фугах, таким образом, реализуются черты кон­трапунктической и имитационной полифонии. Черты контра­стной полифонии проявляются в сложных фугах, т. е. в фугах на две и более тем. В таких фугах, наряду с экспозицией и сво­бодной частью, обязательно должен быть участок с совместным проведением тем, на пространстве которого и реализуется та­ким образом контрастная полифония. Сложные фуги называ­ются двойными (на две темы), тройными (на три) и т. д. Одной из самых ярких сложных фуг является финал симфонии Мо­царта «Юпитер» - мастерское произведение, сочетающее со­натную форму и форму фуги. Двойная фуга есть в финале бет­ховенской Девятой симфонии. Несколько сложных фуг есть в баховском «Хорошо темперированном клавире».

Особой разновидностью полифонического многоголосия является Подголосочная полифония. Именно в рамках этого типа полифонической ткани очень ярко проявляются черты равно­правия образующих ее голосов.

Подголосочная полифония - явление, возникшее в недрах и принадлежащее по преимуществу фольклорной традиции, т. е. народной песне, в основном восточнославянского ареала (русской, белорусской, украинской). Характерное свойство Под­голосочной полифонии - импровизационность самой музы­кальной ткани, которая проявляется в следующих чертах:

а) многоголосие образуется путем одновременного сочета­ния разных вариантов одного и того же напева; эти варианты совершенно равноправны, и, практически, каждый из них мо­жет претендовать на роль основного напева;

б) отсутствует общее фиксированное количество голосов; как правило, их столько же, сколько исполнителей, посколь­ку каждый в какой-то момент вносит свою лепту (свой вари­ант) в общее многоголосие; соответственно, в одной и той же песне, исполненной разным составом, может быть разное ко­личество вариантов-подголосков;

в) сама музыкальная ткань с точки зрения количества голо­сов неоднородна: в какой-то момент она одноголосна, но в сле­дующий звучит максимальное их число в данной песне.

Поскольку это многоголосие создается импровизационно (хотя, как правило, коллектив народных певцов бывает «спетым» и функция каждого исполнителя уже проверена и закреплена многократным совместным музицированием), довольно сложно выявить некие закономерности, общие даже для какой-то одной традиции; к тому же традиций могло быть столько же, сколько существовало таких «спетых» коллективов. Это в значительной мере объясняется ареалом бытования песни, в частности прохо­димостью дорог, позволявшей или, напротив, служившей поме­хой общению песенных коллективов разных деревень.

Рассмотрим свадебную песню «По лугу вода». Песня запи­сана Е. В. Тюриковой в с. Мариинке Венгеровского района Но­восибирской области. Как считает автор публикации, песня была завезена в Сибирь в конце XIX в. жителями Тульской гу­бернии; однако исполнила ее фольклорная группа - потомки харьковчан, также появившихся в Сибири в то же время, со­хранившие традиции «мариинской свадьбы» (пример 33).

Совершенно очевидно равноправие каждого голоса - вари­анта напева: очень трудно, если не невозможно, определить, какой именно из голосов может претендовать на роль ведуще­го, а какой (какие) украшающего. Даже в последних четырех тактах, в которых два подголоска звучат преимущественно в терцию, невозможно с достаточным основанием аргументи­ровать ведущую роль, скажем, верхнего голоса, хотя бы пото­му, что при схождении в унисон (т. 10 и 12) ход в нижнем голо­се a-e звучит гораздо более активно, чем в верхнем (cis-e ).

Пример 33

К числу характерных свойств Подголосочного полифониче­ского письма можно отнести начало и завершение напева унисонами, и наибольшее расхождение голосов (на три) в центре напева. Напомним, однако, что такое полифоническое много­голосие - фактор импровизационный, и поэтому можно най­ти немало примеров отступлений от такого распределения звуч­ности (хотя начало одноголосно в подавляющем большинстве случаев: видимо, оно служит, кроме всего прочего, и способом настройки для всего коллектива).

Полифония как наука

Первые труды по полифонии появляются в XV-XVI вв. и посвящены преимущественно проблемам классификации приемов полифонического развития и технологии их освоения. К числу наиболее значимых в этом смысле принадлежат труды Дж. Царлино, в которых им были определены основные нормы строгого стиля (именно в его трудах был зафиксирован запрет на параллельные и скрытые квинты и октавы), классифициро­ваны виды контрапункта, рассмотрены основные виды имита­ции. Однако важнейшей вехой в развитии полифонии, прежде всего как учебной дисциплины стал труд Иоганна Фукса «Gradus ad Parnassom» («Ступень к совершенству», 1725). Эта книга, в которой была последовательно изложена техника контрапунктирования, стала настольной для большинства европей­ских композиторов XVIII и даже XIX в., в том числе Гайдна, Моцарта, Шуберта; на основании этого труда было создано боль­шинство позднейших руководств и учебников полифонии.

Однако полифония как отрасль музыковедения, как попыт­ка научно освоить особую область музыкального мышления

получила свое развитие позднее, в конце XIX - начале XX в. Возросший интерес к полифонии строгого стиля привел к по­явлению крупнейшего труда в этой сфере, принадлежащего рус­скому композитору С. И. Танееву, - «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909). В этом труде Танеев предсказал бур­ный расцвет полифонии как основного связующего фактора музыкальной ткани в связи с угасанием роли тонально-гармонических факторов в музыке XX в. «Для современной музыки, гармония которой постепенно утрачивает тональную связь, - писал он, - должна быть особенно ценною связующая сила контрапунктических форм... Современная музыка есть преиму­щественно контрапунктическая». И далее, руководствуясь постулатом Леонардо да Винчи, вынесенным им в эпиграф:

(«Никакое человеческое исследование не может почитаться ис­тинной наукой, если оно не изложено математическими спосо­бами выражения»), Танеев, наверное, впервые в музыковеде­нии использует математический аппарат для формулировки строгих законов подвижного (сложного) контрапункта. И сде­лано это с максимальной точностью и максимальной же до­ступностью для читателя.

Появление работы Эрнста Курта «Основы линеарного кон­трапункта (Мелодическая полифония Баха)» ознаменовало со­бой кардинальный поворот в учении о полифонии в сторону ме­тодологии и логики этого способа музыкального мышления. Труд Курта - не учебник полифонии, не руководство по ана­лизу полифонических произведений. Он представляет собой по­становку и решение принципиальных вопросов:

Что такое мелодия - горизонтальная линия - основной участник, основное действующее лицо в полифоническом мно­гоголосии?

Каким образом формируется мелодическая линия как не­кое целое, которое больше суммы составляющих ее тонов?

Каковы взаимоотношения лада, ритма, гармонического «подтекста» в мелодической линии?

Как строится музыкальная ткань на основе взаимоотно­шений горизонталей; какова роль в этом процессе образующих­ся вертикальных взаимодействий голосов?

В первую часть работы включен также исторический экс­курс, в котором прослеживается развитие контрапункта от «строгого» стиля к свободному.

Вторая часть книги посвящена проблемам контрапункта в творчестве И. С. Баха и строится по аналогичному принципу: вначале исследуются основные черты его мелодики, затем - самой контрапунктической ткани и, наконец, рассматривают­ся взаимоотношения в его музыке контрапункта и гармонии, особенности двухголосия и переход к многоголосию.

Книга вышла в свет в 1917 г. в Берне, однако менее чем за десять лет в Берлине появились второе и третье издания (1920, 1925). Еще через пять лет книга была переведена З. В. Эвальд на русский язык и в 1931 г. вышла в свет под редакцией и со вступительной статьей В. В. Асафьева. По словам редактора, книга Курта представляет собой революционный шаг «к пол­ному преодолению теоретических абстракций и воссоединению музыкальной логики и теории... с творчеством, с практикой му­зыки... Курт исследует динамику не баховских отдельных про­изведений, а баховской речи как некоего... единства».

Сам Курт указывает, что его работа резко отличается от боль­шинства трудов в сфере полифонии, что «основная ее мысль заключается в том, что проникнуть в искусство контрапункта возможно, лишь исходя из линии как единства и первоосновы»; однако в своем подходе к пониманию мелодии Курт оказывает­ся еще более далек от всех предшественников, поскольку для него мелос - это «не последовательность тонов... а момент пе­рехода от одного тона к другому... Только процесс, совершаю­щийся между тонами, ощущение сил, пронизывающее их цепь, есть мелодия». Этот постулат лежит в основе всех дальнейших рассуждений Курта и приводит его к исключительно плодотвор­ным наблюдениям не только над одноголосием, но и над двух- и многоголосием. В частности, он обращает внимание на само­стоятельность (по отношению к гармонии) взаимодействий голосов между собой: «сущность теории контрапункта заклю­чается в том, чтобы две или несколько мелодических линий мог­ли развиваться одновременно, по возможности менее стесня­емые в своем мелодическом развитии не благодаря вертикаль­ным созвучиям, а несмотря на них».

Курт также выдвигает ключевое для полифонической тка­ни представление о комплексе голосов не как о их сумме, но как о единстве: «Основное необходимое требование контрапун-

кта можно выразить так: многоголосие не есть сумма, но един­ство. Кажущаяся простота внутренне столь сложных полифо­нических произведений заключается в том, что многоголосный комплекс как единство всегда стоит впереди сплетений отдель­ных голосов. Тот, кто хочет контрапунктически писать, дол­жен мыслить многоголосно с самого начала». И здесь им вво­дится принципиальное положение о так называемой «комплементарной ритмике», суть которой состоит в «избегании совпадающих точек отдыха или пауз. Как только один голос достигает разряда, сейчас же является движение в другом, что­бы не произошло остановки в общем движении голосов...».

Рассматривая все стороны полифонической музыкальной ткани в их совокупности, Курт выводит еще целый ряд законо­мерностей, которым подчиняется полифоническое многоголо­сие, и в итоге создается исключительно стройная концепция закономерностей линеарного типа мышления, по сути остаю­щаяся в своих принципиальных основах актуальной до сегод­няшнего дня.

В отечественном музыковедении, преимущественно во вто­рой половине XX в., появились многие работы, освещающие историю и теорию полифонического стиля. К ним можно отне­сти монографические труды С. С. Богатырева, А. Н. Дмитриева, А. Н. Должанского, Ю. К. Евдокимовой, Х. С. Кушнарева, А. П. Милки, В. В. Протопопова, А. Г. Чугаева, К. И. Южак и других авторов.

ВОПРОСЫ

2. Проанализируйте структуру и тональный план фуги, которую вы в этот момент разучиваете. Найдите ее основные разделы, ком­поненты, из которых они состоят. Проанализируйте тип полифо­нического многоголосия в интермедиях.

5. Проведите наблюдения над комплементарным ритмом в любом (по выбору) полифоническом произведении (желательно современ­ного отечественного композитора).

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности // Асафьев Б. О музыке XX ве­ка. - Л., 1982. - С. 175-187.

Должанский А. Краткие сведения о полифонии и полифоничес­ких формах // Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостакови­ча. - Л., 1963. - С. 244-272.

Курт Э. Основы линеарного контрапункта (Мелодическая поли­фония Баха). - М., 1931.

Кушнарев Х. С. О полифонии. - М., 1971.

Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. - М., 1959.

Г л а в а 8. ГАРМОНИЯ

См. статьи об опере, увертюре, симфонии, сонате в
№ 2, 6, 8, 9/2009

Сотни, тысячи композиторов писали фуги. Для многих из них - в первую очередь для композиторов барокко - это был естественный способ выражать свои музыкальные идеи. Другие - композиторы-романтики в частности, - обращаясь к фуге, «желали влить новое вино в старые мехи», и было это отнюдь не ретроградством, а выражением величайшего пиетета к тому, кто вознес фугу на недосягаемую высоту, а именно к Иоганну Себастьяну Баху.

Приемы сочинения фуги мы в виде намеков находим в органных ричеркарах Клавдио Меруло (ум. в 1604 г.), а также у Джованни Габриели (1557–1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах (Canzone alla francese).

Из композиторов, подготовивших полный расцвет фуги, замечателен Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения Баха. Его фуги по зрелости формы уже приближаются к фугам Баха.

Зародившаяся и сложившаяся в Италии фуга обязана дальнейшим своим развитием немецким композиторам. Никому - ни из предшественников Баха, ни из последующих композиторов - не удалось создать такие произведения, которые столь органично сочетали бы в себе решение сложнейших технических задач с изумительной красотой собственно музыкальных образов.

Серьезный разговор на серьезную тему

Фуга - музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга - это полифоническое произведение. А то, что тема проходит в разных голосах и, следовательно, все время имитируется, указывает на то, что фуга принадлежит к разряду произведений имитационных.

Существует множество определений того, что есть фуга, и почти в каждом говорится, что это наиболее сложная форма полифонической музыки. Если мы раскроем учебник полифонии (например, профессора С. Скребкова), то обнаружим, что собственно о фуге в нем идет речь в самом конце. Следовательно, разговору о фуге предшествует разбор более простых форм полифонической музыки. Мы в нашем очерке не сможем охарактеризовать все этапы развития полифонии, приведшие к созданию фуги. Наш рассказ - о главных особенностях этого музыкального жанра и музыкальной формы.

Термин «фуга» происходит от латинского и затем итальянского fuga, что значит - бег, бегство, погоня. Название объясняется тем, что голоса с их проведениями одной и той же темы как бы бегут друг за другом, преследуют друг друга. Это, конечно, выражение образа этой музыкальной формы, а отнюдь не указание на то, что фуга - это непременно поток быстро бегущих нот. Скорее наоборот - для фуг весьма характерно спокойное, величественное движение. О многих баховских фугах можно сказать: это серьезный разговор серьезных людей на серьезную тему. Хотя, конечно, можно привести и множество примеров фуг очень живых и быстрых.

В основе любой фуги лежит определенная музыкальная мысль (мелодия), которая применительно к фуге называется темой . По ходу фуги тема последовательно звучит во всех голосах, вовлеченных в фугу. Причем проведение темы подчинено очень жестким правилам, потому фуга как музыкальный жанр при всем своем разнообразии всегда несет на себе особую печать интеллектуальной работы. Не каждому композитору удается гармонично сочетать в фуге эмоциональное и рациональное начала. Недостижимым идеалом фуги являются творения великого И.С. Баха.

Чтобы понять суть…

Необходимо пояснить самые существенные правила, по которым сочиняется фуга. Здесь очень много предписаний, ограничений и всевозможных запретов. Очень интересно разобраться в причинах, породивших их. Итак…

Первое правило сочинения фуги (его по недосмотру не упоминают учебники): тема должна начинаться с одной из двух нот данной тональности - или с тоники (например, в до мажоре это звук до ), или с доминанты (то есть пятой ступени; в до мажоре - звук соль ). Ни одна музыкальная форма и ни один музыкальный жанр не ограничивают композитора с выбором первого звука произведения. Но фуга делает это. Трудно найти пример из другого вида искусства (живопись, архитектура) или литературы (за исключением разве что таких специфических форм поэзии, как акростих или палиндром), где столь жестко предписывалось, каким должно быть само начало творения.

Чем вызвано это ограничение? Дело в том, что у каждой тональности два наиболее характерных для нее звука - тоника (I ступень гаммы) и доминанта (V ступень). Если же тему начать с менее характерного звука, то развитие фуги, то есть вступление следующего голоса тоже с малохарактерного для данной тональности звука, не будет в должной степени логичным и убедительным.

Э.Г. Хаусман. Иоганн Себастьян Бах. 1746. Музей истории города, Лейпциг

Примечательно, что из 48 фуг знаменитого собрания прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир» Баха только две фуги имеют темы, начинающиеся не с тоники или доминанты, то есть представляют собой исключение из правила. Все остальное наследие Баха красноречиво подтверждает это правило.

У Баха есть клавирная соната до мажор, в которой фуга является второй частью. Так вот, тема этой фуги демонстрирует отклонение от приведенного правила. Однако пикантность ситуации в том, что Бах в данном случае обработал чужое произведение, а именно сонату Яна Адама Рейнкена, и это строгое правило нарушил, следовательно, не Бах, а Рейнкен! (Быть может, по незнанию?)

И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир.
Титульный лист рукописи. 1722. Государственная библиотека, Берлин

Второе правило . Тема должна быть яркой и краткой. Первое не требует объяснений. Что касается второго постулата, то можно констатировать, что длинная тема не годится для фуги по той причине, что, во-первых, ее проведение надолго отдаст предпочтение тому голосу, в котором она проходит, и сделает сопровождающие голоса второстепенными, а это противоречит идее фуги, согласно которой все голоса в ней должны быть равноправными. Во-вторых, поскольку в фуге эпизоды, где звучит тема, чередуются с эпизодами, где тема отсутствует, при длинных темах чередование этих эпизодов будет слишком медленным. Эта медленность сделала бы музыку негибкой, неподвижной, тогда как слово «фуга» указывает именно на движение.

Имеется еще несколько жестких правил написания фуги, но их объяснение вовлекло бы нас в слишком уж профессиональную композиторскую дискуссию.

Ответ, противосложение, интермедия

До сих пор речь шла о теме фуги. Иногда ее называют вождем . Теперь следует рассмотреть и другие элементы фуги. Строго говоря, темой фуги считается ее проведение в первом вступившем голосе, и здесь она звучит в основной тональности. Именно последнее обстоятельство - звучание темы в основной тональности - определяет данную мелодию как тему. Второе ее проведение, всегда поручаемое другому голосу, называется ответом (спутником ), и тема здесь проходит в доминанте.

В фуге очень важен также тот музыкальный материал, который звучит в первом голосе после того, как в нем прошла тема. Он является сопровождением ответа и называется противосложением . Это еще один «кирпичик», из которых строится все здание фуги.

Противосложение, если оно всякий раз сопровождает тему и ответ, называется удержанным. При сочинении противосложения композитор должен позаботиться о нескольких вещах. Конечно, как всякий музыкальный элемент композиции, противосложение должно быть интересным, но при этом не содержать в себе таких особенностей, которые своей яркостью переключали бы внимание слушателя с темы на него. Кроме того, весьма желательно, чтобы противосложение в определенной степени именно противопоставлялось теме. Непревзойденным мастером в создании такого сложного единства музыкальных элементов фуги был Бах. Так, например, если общее направление мелодии в теме фуги восходящее, то направление движения противосложения может быть нисходящим (и наоборот); если длительности, которыми изложена тема, короткие, то длительности противосложения более долгие (и наоборот); если в какой-то момент движение в теме останавливается на долгом звуке, в противосложении эта остановка компенсируется течением мелодии более быстрыми нотами и т.д.

Схема фуги до минор

Поскольку процедура расплетания голосов фуги (будем говорить о наиболее распространенных формах фуги - трех- и четырехголосных) - довольно сложная интеллектуальная работа для слушателя, и, только проделав ее, слушатель получит истинное удовлетворение, композиторы в своей практике заботятся о том, чтобы внимание слушателя оставалось свежим и восприимчивым. Для этого по ходу фуги слушателю дается отдых от темы. Эпизоды, в которых тема не звучит, называются интермедиями . После интермедии тема фуги воспринимается более ярко, особенно когда она проводится в другом голосе - не в том, в котором прозвучала в последний раз перед интермедией. Если фуга трехголосная, то первая интермедия, как правило, начинается после второго проведения темы и предваряет вступление третьего голоса с темой. В четырехголосной фуге интермедия обычно звучит после третьего проведения темы и, следовательно, перед вступлением четвертого голоса.

Конструкция

Формы фуги как цельного музыкального произведения могут быть разными. Предпочтение отдается трехчастным конструкциям. Но встречаются и двухчастные фуги. В любом случае первая часть (иногда ее называют экспозицией, хотя этот термин более характерен для формы сонатного Allegro ) завершается только после проведения темы во всех голосах, составляющих данную фугу. Интермедия, звучащая после проведения темы в последнем участвующем голосе, также относится к экспозиции.

Следующая часть - средняя в трехчастной фуге или вторая (и одновременно заключительная) в двухчастной, - как и первая часть, всегда начинается с темы в одном из голосов. Но теперь это уже не обязательно только один звучащий голос: остальные голоса продолжают вести свои линии. Примечательно, что если правила строго регламентируют взаимоотношения темы, ответа и противосложения, то в отношении собственно формы фуги композитору предоставляется бoльшая свобода. У Баха мы встречаем необычайное разнообразие форм. Более того, можно смело утверждать, что у него нет двух одинаковых по форме фуг.

Часто композиторы, чтобы усилить интерес к фуге, по ходу ее развития видоизменяют тему. Эти приемы описаны как в старинных трактатах по фуге, так и в современных руководствах. Из возможных преобразований темы наиболее часто встречаются: тема в увеличении (то есть такое ее изложение, при котором каждый ее звук становится вдвое более долгим, чем в основном виде темы), тема в уменьшении (аналогично предыдущему, но в сторону уменьшения длительности каждого звука); тема в обращении (иногда этот способ называют зеркальным: каждый интервал в теме заменяется таким же интервалом, но в противоположном направлении). В фуге до минор из второго тома ХТК в начале ее второй части Бах дает одновременное проведение темы в первоначальном виде, в увеличении и в обращении!

Зеркальное преобразование темы

Особо следует сказать о «зеркальном» преобразовании темы. Ярчайший пример - две такие фуги (их так и принято называть - зеркальные ) из «Искусства фуги» И.С. Баха. Уже само название баховского творения указывает на то, что в нем представлены сложнейшие образцы фуг.

Весь цикл написан на одну тему, которая в отдельных его пьесах проходит во всевозможных видах и в различных модификациях. Примечательно, что Бах создал это произведение именно с целью продемонстрировать возможности фуги как музыкальной формы, как «чистую» музыку - не как творение для какого-то конкретного инструмента. Потому его можно услышать в самых разных инструментальных обличиях - и на органе, и в исполнении струнного квартета, и в оркестровом виде. Что же касается именно пары зеркальных фуг, то они - исключение в этом цикле - определенно предназначены для двух клавишных инструментов (органа или клавесина).

«Спрашивается, зачем я… так долго занимался упражнениями в старинном контрапункте и извел столько бумаги на фуги с обращениями темы, ракоходные фуги и обращения ракоходных, - задает риторический вопрос Адриан Кречмар, вымышленный композитор, герой романа Т. Манна «Доктор Фаустус». - Оказывается, всем этим можно воспользоваться для остроумной модификации двенадцатитоновой системы. Мало того что последняя служит основным рядом, каждый интервал может быть заменен интервалом противоположного направления. Кроме того, композицию можно было бы начать последним и кончить первым звуком, а затем и эту форму перевернуть обратно… Главное, чтобы каждый звук без всяких исключений был на своем месте в ряду или в какой-либо его части. Так достигается то, что я называю неразличимостью гармонии и мелодии».

Может казаться, что поводом для этого рассуждения послужили именно две фуги Баха: если представить себе первую из них в виде вытянутой в длину ленты, то вторая образуется как бы в отражении зеркала, приставленного к этой ленте. Так получается, что каждый интервал оказывается заменен интервалом противоположного направления.

Поразителен не сам по себе факт вывернутости наизнанку первоначальной фуги, то есть конгруэнтное равенство обеих фуг, но та легкость, с которой Бах решает казалось бы неразрешимые проблемы, и естественность развертывания самой музыки. Слушатель может даже не догадываться об этих технических сложностях. Не случайно две эти фуги Бах поместил в свой последний opus magnum - «Kunst der Fuge» («Искусство фуги»). «Искусство фуги», - как справедливо заметил Герман Гусман, - относится к науке понимания и должно стоять на пюпитре органа перед погруженным в аналитические раздумья органистом».

Не выходя за рамки

Фуги предшественников Баха, да и многих его современников, как правило, представляют собой такую музыкальную форму, в которой после постепенного вовлечения в музыкальное действо всех голосов фуга в эмоциональном плане остается своеобразным плато: голоса до конца пьесы пребывают как бы на одном уровне.

И.С. Бах, усвоивший и переработавший музыкальный багаж своих предшественников, хотя и писал подобные фуги, однако в ряде случаев, не выходя за рамки строгих правил полифонии, находил замечательные средства интенсифицировать музыкальную мысль и саму музыкальную ткань по мере развертывания фуги. Многие его фуги, можно сказать, растут к концу, и их кульминация приходится либо на заключительную каденцию, либо на коду.

Прежде чем пояснить эту мысль, скажем несколько слов об одном из таких способов произвести своеобразное эмоциональное crescendo . Это так называемая стретта (stretto - итал. сжато). Суть этого приема в том, что тема в новом голосе возникает, не дав предыдущему голосу провести тему полностью, то есть один голос как бы нетерпеливо перебивает другой, не нарушая при этом, конечно, музыкальной гармонии. Прием в высшей степени художественный, и нужно обладать огромным мастерством, чтобы создать подходящую для использования стретты тему. Понятно, что внутри темы должны быть отрезки мелодии, сочетающиеся друг с другом, так сказать, по вертикали, то есть в одновременном звучании; а если в стретте участвуют, например, четыре голоса, то очевидно, что задача еще более усложняется.

Плюс ко всему надо найти для этого приема подходящее место: как правило, стретта помещается ближе к концу пьесы. Объясняется это именно эффектом повышения эмоционального напряжения, вызываемого стреттой, напряжения, более уместного в конце как итог развития, нежели в начале (тогда уж скорее как стимул к такому развитию).

Конечно, и до Баха композиторы прибегали к этому приему в своих композициях. Но у них стретта оставалась неким кунштюком, хитрым техническим приемом, тогда как Бах наделил его глубоким драматургическим смыслом.

Устойчивый жанр

Фуга на одну тему не предел сложности этой музыкальной формы. Известны фуги на две и даже на три темы. Такие фуги называются двойными и тройными.

В двойной фуге в первой части проводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темы соединяются, причем каждая тема должна быть исполнена каждым из четырех голосов. Такая форма двойной фуги встречается у Баха в Credo его Мессы си минор. Тройная фуга имеет, следовательно, три темы. Образцом может служить раздел Куriе в Мессе соль мажор Баха. Или его органная фуга ми-бемоль мажор. В ней в первой части проводится первая тема, во второй - вторая, а в третьей проводятся три соединенные темы.

Фуги бывают инструментальные - для клавира (клавесина, клавикорда, фортепьяно), органа, оркестра - и вокальные (хоровые). В вокальных, конечно же, учитывается диапазон голосов. Вокальная фуга более сжата, чем инструментальная, в которой гораздо больше свободы.

В тех случаях когда фуга мыслилась композитором как самостоятельное сочинение (как правило, инструментальное, чаще всего для органа или клавира), было принято предпосылать ей прелюдию. Так образовался устойчивый музыкальный жанр - прелюдия и фуга. При этом функцию прелюдии часто могла выполнять пьеса в гораздо более свободной форме, нежели следующая за ней фуга. Это могли быть токкаты или фантазии. Таковы знаменитые баховские органные Токката и фуга ре минор и Фантазия и фуга соль минор.

Введя в широкое употребление определенную систему настройки клавишных инструментов, Бах, желая продемонстрировать ее преимущества перед другими способами настройки, создал грандиозный цикл прелюдий и фуг во всех тональностях - «Хорошо темперированный клавир».

Интересно, что отнюдь не всегда прелюдия выражает то же настроение, что и следующая за нею фуга, и даже, может быть, чаще они соединяются по принципу определенного контраста. Во всяком случае, в этом грандиозном цикле можно отметить ряд моментов, когда контраст прелюдии с фугой оказывается более разительным, нежели смена настроения от одной пары пьес к другой.

На фамильный мотив

Фуга достигла своего высшего развития к середине XVIII века в творчестве Генделя (1685–1759) и в особенности И.С. Баха (1685–1750). Основу для этого расцвета заложили многие мастера предшествующей эпохи, в частности Дитрих Букстехуде (1637–1707), к которому молодой Бах специально ездил, чтобы познать тайны его мастерства, и Иоганн Пахельбель (1653–1706).

Во второй половине XVIII в. (после смерти Баха) это искусство стало угасать, и предпочтения композиторов вместе с переменами в музыкальном стиле (на смену барокко с его культом полифонии пришел классицизм, в основе которого лежат гомофонные принципы музыкальной композиции) перешли к сонатной форме. Тем не менее композиторы продолжали писать фуги в учебных целях, с тем чтобы овладеть всеми сложностями композиторской техники. (Умение написать фугу является непременным условием обучения композиторскому ремеслу и в наше время.) Но можно назвать и выдающиеся образцы фуги в творчестве Моцарта (Kyrie Eleison из Requiem ) и Бетховена (Credo из Торжественной мессы, фуги в некоторых его фортепианных сонатах). Замечательные, хотя немногочисленные примеры фуги мы находим у композиторов-романтиков - Мендельсона, Шумана, Брамса, Регера.

Влияние Баха на последующих композиторов было столь значительным, что многие из них написали фуги на темы, построенные из звуков, соответствующих имени BACH . В немецком способе обозначать звуки (латинскими буквами) В - си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си-бекар. Нужно сказать, что сам Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии - он не раз использовал свой фамильный мотив: последний раз в оставшейся незавершенной фуге («Искусство фуги», 1750).

Почти столетие спустя Р. Шуман написал Шесть фуг на тему B-A-C-H для органа (1845), положив начало длинному ряду сочинений на этот фамильный баховский мотив. Он сам высоко оценивал свое произведение: «Над этой вещью я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы она хоть в чем-то была достойна великого имени, которое носит: думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».

Вскоре после Шумана дань почтения великому лейпцигскому кантору приносит Ф. Лист - и опять в виде фуги. На сей раз это Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H (1855). Выдающийся немецкий композитор Макс Регер, внесший значительный вклад в органное искусство, написал Фантазию и фугу на тему B-A-C-H (1900).

В XX в. замечательные фортепианные циклы фуг создали П. Хиндемит («Ludus tonalis » - «Игра тональностей»), Д. Шостакович (24 прелюдии и фуги). Оба эти сочинения были созданы в результате глубочайшего изучения композиторами баховского творчества и как попытка по-новому претворить идеи великого Баха.